Напоминание

Формирование у воспитанников социально значимых качеств через полилингвальное образование


Автор: Хусаинова Земфира Хасановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №74
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у воспитанников социально значимых качеств через полилингвальное образование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у воспитанников социально значимых качеств

через полилингвальное образование

Современный

этап

развития

российской

системы

образования

характеризуется

стремительно

развивающимися

инновационными

процессами, ориентированными на всестороннее развитие личности ребенка.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

отмечено

следующее:

«учитывать

образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и

педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику

национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в

которых

осуществляется

образовательный

процесс;

выбор

тех

форм

организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют

потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического

коллектива».

В

настоящее

время

в

России

идет

внедрение

Федеральной

образовательной программы в систему образования, в которой также учтено

полилингвальное

пространство

в

дошкольных

образовательных

учреждениях.

Таким образом, в связи с процессами глобализации и интеграции в

условиях поликультурного общества, особое значение приобретает умение

понимать других и толерантно относиться к культурному, в том числе

языковому, многообразию современного мира. Раннее знакомство со вторым,

третьим языками и отраженной в нем культурой рассматриваются как

«инвестиция» в дальнейшее благополучие ребенка.

Сегодня мы говорим о полилингвальном образовании детей как

эффективном механизме развития детей именно в дошкольном возрасте.

Использование такого направления в работе — это эффективное развитие

дошкольника, а не изучение языков, ведь оно направлено на создание

языковой среды, которая формирует и развивает такие психические функции,

как память, мышление, воображение, внимание, волю, речь.

Хочется отметить, что возможность реализации исследовательской

площадки – уникальный процесс, который позволил сформировать у

воспитанников

социально

значимые

качества,

актуализировать

этнокультурную

и

гражданскую

идентичность,

заложить

основы

поликультурной личности, развить у детей диалектическое мышление,

расширить их кругозор. И при этом, изучение дополнительного языка не

было самоцелью, а стало средством получения информации и общения:

процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков,

когда языки выступают в качестве способа постижения сферы определённых

знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных

стран и народов.

Так как дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к

людям иной культуры и,

учитывая, что дошкольный возраст является

благоприятным

для

усвоения

иностранного

языка

и

оно

особенно

эффективно в возрасте до семи лет, мы создали условия для развития

внутренней

мотивации

изучения

иностранных

языков.

Созданная

образовательная среда сразу на нескольких языках, способствует развитию

коммуникативных

способностей‚

делает

дошкольников

более

мобильными‚

толерантными‚

гибкими,

интеллектуально

развитыми

и

раскрепощёнными,

помогает

поддержать

развитие

индивидуальных

способностей ребенка, подготовить его к тому, чтобы он мог соответствовать

современным требованиям динамично развивающегося мира.

Использование в работе таких методов и приемов как беседы,

рассказывание,

чтение

художественных

произведений,

рассматривание

иллюстраций, кукол в национальных костюмах, разнообразные игры, труд

детей способствует воспитанию дружеских отношений между детьми,

пробуждению симпатий к детям других национальностей, формируются

представления о том, что в нашей стране как в «семье единой», живут

дружно разные народы.

В процессе реализации инновационной исследовательской площадки

по

полилингвальному

направлению

выстроили

систему

интеграции

педагогов (основной воспитатель, педагоги – носители языка, музыкальный

работник, инструктор по физической культуре) в процессе проведения

полилингвальных образовательных событий, занятий, внутригрупповых и

общих мероприятий в детском саду; выстроили взаимодействие и обмен

информацией между педагогами дошкольных учреждений осуществляющих

полилингвальную

образовательную

практику;

внедрили

использование

инновационных технологий, современных форм и методов работы с

дошкольниками.

Обсуждаем с родителями (законными представителями), что умение

жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при

этом, не нарушая прав и свобод других людей, то есть толерантность не

передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и

вновь. Родители понимают, что чем раньше начнется формирование

соответствующих

качеств

личности,

тем

большую

устойчивость

они

приобретают.

Хочется отметить, что преимуществом будущего ребёнка-билингва

по сравнению с его сверстниками не только в широком кругу общения,

но и в перспективе успешной карьеры, о том, что способность понимать

и говорить сразу на двух языках положительно влияет на работу мозга, что

ребёнок приобщается к двум культурам, богатым своими традициями,

историей, литературой и музыкой.



В раздел образования