Напоминание

Ритм прозаических текстов


Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Ритм прозаических текстов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ритм прозаических текстов.

При рассмотрении текста обычно опираются на такие категории при его оценке,

как

смысловая

и

информационная

составляющие,

психологическое

и

эмоциональное воздействие на

слушателя, динамика сюжета, логичность

и

последовательность изложения материала, художественные достоинства текста.

Ритмика текста имеет способность проявляться во всех перечисленных выше

категориях исследования. Ритм проявляется в построении сюжетной канвы

текста,

в

его

архитектонике

и,

в

особенности,

в

системе

средств

выразительности

языка,

при

помощи

которых

создаются

образы

художественного

произведения.

В

процессе

чтения

читатель

испытывает

ощущения неприятия, симпатии, боли, разочарования, сопереживания, радости,

полноты жизни. Эти ощущения – результат психологического и эмоционального

воздействия, которое в числе прочих образных средств создается при помощи

ритма,

а

именно

разного

рода

повторов

на

фонетическом,

лексико-

стилистическом,

грамматическом

и

структурно-композиционном

уровнях

произведения. Ритмика произведения не столько осмысливается потребителем

текста, сколько воспринимается на эмоциональном уровне. При этом велико

влияние

ритмической структуры текста

на

активное

восприятие

человеком

содержания этого текста. В понимании текста особое значение принимает сама

ритмическая

природа

текста,

как

облегчающая

восприятие

текстового

материала. А.Е.

Наговицыным в

работе «Особенности ритмо-фонетической

структуры текста: Смысловое наполнение фонетических знаков» был проведен

анализ процесса восприятия художественного текста, а именно его ритмико-

фонетической структуры подростками и молодежью. В результате исследования

автор

пришел

к

следующим

выводам:

1)

специфика

понимания

текста

проявляется

в

разрешении

определенных

задач

и

проблемных

ситуаций,

содержащихся в

тексте, в

нахождении ответов на

вопросы,

которые текст

вызывает у читателя; 2) отмечается большая роль эмоционально-оценочных

процессов, что важно для запоминания и понимания текста учащимися; 3)

«читатель

должен

на

первом

этапе

понимания

«принять»

саму

текстовую

структуру в

ее

ритмо-фонетическом выражении,

и

чем

легче

будет такое

«принятие» или восприятие, тем легче будет проводиться работа понимания

учебного

текста

учащимися

на

дальнейших

этапах».

По

мнению

автора,

рассматривая ритмо-фонетическую

структуру текста,

необходимо пояснить,

каким образом различные смысловые элементы текста соотносятся с ритмо-

фонетической структурой этого текста и как, воздействуя на эту структуру,

можно повлиять на процессы понимания текста. При этом под ритмической

структурой понимается «монтаж текста», который совершается на нескольких

уровнях: «на первом уровне целью монтажа является приведение формы и

содержания в некое соответствие, которое позволяет объединить смысловые

единицы текста в смысловые блоки (главы, части). Окончательный монтаж

всего текста – это соотнесение смыслов различных уровней со структурными

единицами

соответствующих

уровней,

приводящий

к

образованию

новой

смысловой единицы – концепта текста». Несомненно, реализация ритма на

разных

структурных

уровнях

текста

выстраивается

в

некоторую

систему

отношений, на которой основана концепция всего текста, его основная идея.

Однако

мы

не

согласны

с

автором

в

понимании

им

самого

термина

«ритмическая

структура». Автором отмечается большая

роль

синтаксиса

в

организации

ритмической

структуры

текста,

а

именно

порядка

слов

в

предложении.

В

своем

исследовании

А.Е.

Наговицын

рассматривает

ритмическую структуру текста как функцию порядка слов в тексте. В связи с

этим

автор

ставит

вопрос

о

причине

влияния

изменения

порядка

слов

в

предложении на

отношение

потребителей

к

данному

тексту

.

Безусловно,

синтаксис играет важную роль в восприятии ритмики текста и его содержания,

однако с нашей точки зрения, не совсем правомерно включать в понятие «ритм»

лишь

синтаксический

аспект,

отражающийся

в

перестановке

слов

в

предложении. Кроме того, автор отмечает: «Многомерность текста может иметь

место только при рассмотрении многомерности самих средств выражения этого

текста:

семантических,

морфологических,

синтаксических,

фонетических

и

ритмических». По нашему мнению, не следует ставить в один ряд ритмические

средства

выражения

текста

с

вышеперечисленными

автором

средствами

выразительности

речи,

поскольку

понятие

ритмической

структуры

текста

сосредоточивает в себе множество различных аспектов, располагающихся на

разных уровнях языка. Это гораздо более широкое понятие, нежели порядок

слов, реализующее себя и на фонетическом и на синтаксическом уровнях, а

также проявляющееся в различного рода повторах на лексико-стилистическом,

морфологическом и структурно-композиционном уровнях текста.

В восприятии ритма немаловажным является вопрос умения читателя работать

с текстом. Скорость прочтения может соотноситься с восприятием ритмики

текста. По мнению Л.С. Выготского, это напоминает восприятие музыкального

произведения, которое возможно воспринять только в определенном темпе.

Прослушивание

этого

же

произведения

по

отдельным

нотам

не

даст

возможности

правильно

понять

само

произведение.

Однако

для

каждого

музыкального произведения композитором указывается свой темп, размер и

ритм, которые каждый исполнитель стремится соблюдать. Исключение могут

составлять вариации на тему того или иного произведения или, например, его

джазовые обработки, когда меняется не только темп, размер и ритм, но порой и

гармония. Для художественного текста таких указателей нет (в некотором роде

исключением можно считать пьесы, содержащие функциональные авторские

ремарки) оказывает влияние множество факторов; чтецы вольны в

выборе

манеры,

темпа,

тембра

чтения.

Кроме

того,

мы

можем

предположить

и

отражение

личностных

качеств

данного

субъекта

в

ритмических

характеристиках прочитанных текстов, как отражающих его специфические,

одному ему

присущие просодические особенности

в

использовании языка.

Умение

работать

с

текстом

также

предполагает

правильную

организацию

самого процесса чтения. Целесообразно этот процесс разделить на два этапа:

первое

прочтение

восприятие

содержания

текста

и

его

ритмики

на

эмоциональном уровне, второе прочтение – собственно анализ языковой ткани

текста. С точки зрения З.И. Хованской при первичном восприятии произведения

подавляющее

большинство

читателей

совсем

не

обращает

внимания

на

языковую

ткань

произведения.

Повторное

чтение

дает

противоположный

результат:

гораздо

больший

интерес

к

языковой

ткани

и

одновременно

изменение

в

соотношении

эмоционального

и

рационального

аспектов

восприятия

ослабление

первого

и

усиление

второго. При

многократном

прочтении того или иного эпизода, вызывающего у читателя определенное

чувство,

эмоциональное

напряжение

ослабевает,

и

все

внимание

сосредоточивается на языковых характеристиках и особенностях текста. При

первом прочтении восприятие ритма текста происходит на подсознательном

уровне. Читатель не задумывается над тем, почему так четко и стройно звучит

тот или иной эпизод, почему так явно представляется тот или иной образ,

почему так «легко читается». И напротив, аритмичный текст может давать

читателю совершенно противоположные ощущения – в этом особенность ритма

прозаического

текста

в

отличие

от

стихотворного.

Одной

из

функций

художественного текста является передача эмоций от автора читателю. Так, Ж.

Вандриес в работе «Язык» писал о том, что «человек говорит не только для

того, чтобы выразить мысль. Человек говорит также, чтобы подействовать на

других и выразить свои собственные чувства. ... ». Это воздействие напрямую

связано с ритмической формой художественного произведения. Как утверждал

Гумбольдт «Благодаря ритмической и музыкальной форме, присущей звуку в

его сочетаниях, язык усиливает наши впечатления от красоты в природе, еще и

независимо от этих впечатлений воздействуя со своей стороны одной лишь

мелодией речи на нашу душевную настроенность»

Темп

чтения

и

тембр

голоса

имеют

большое

влияние

на

восприятие

художественного

текста.

Если

для

суггестивных

текстов

характерны

монотонность, отсутствие

эмоционального напряжения, спокойный, ровный

тон, то для художественного текста, несмотря на то, что он в некоторой степени

имеет черты суггестивного, свойственно сочетание тембров, различных высот

тона, разных типов интонирования, поскольку художественный текст – это мир

персонажей различных по характеру, это мир образов, отличающихся по своей

сущности и природе. В устной речи для каждой эмоции характерен свой набор

отличительных акустических признаков голоса. Например, горе — наибольшая

длительность слога, медленное нарастание и спад силы звука, характерные

«подъезды» и «съезды» в высоте звуков нот, создающие плачущую интонацию.

Гнев

характеризуется

резкими

«рублеными»

фронтами

и

обрывами

звука,

большой силой голоса, зловещим шипящим или звенящим тембром. Страх —

резкие

перепады

силы

голоса,

сильное

нарушение

ритма

мелодии,

резкое

увеличение

пауз. Радость

пение

«на

улыбке» —

расширение

ротового

отверстия приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную

область.

Роль

анализа

голосовых

параметров

в

рамках

анализа

ритма

заключается в установлении соответствий между манерой чтеца и собственным

восприятием

по

следующим

параметрам:

тембральность,

характеризующая

персонажей; звуковысотные характеристики реплик персонажей, установление

интервалов звучащей речи; темповые характеристики речи персонажей и слов

автора;

интенсивность

речи;

смысловые

паузы;

частотность

цезур

и

сустентаций.

Вывод: анализ

ритма на

начальном этапе

после

первого прочтения текста

должен включать следующие параметры:

1. первое впечатление от прочитанного на предмет наличия/отсутствия ритма;

2.звукоцветовое

восприятие

настроения

текста

и

соответствие

его

с

содержанием (выявление частотности употребления тех или иных звуков или

лексем, отражающих цветовую палитру текста);

3.анализ

интонационных

характеристик

звучащего

текста

(периодичность

смены

темпа,

тембральные

характеристики,

мелодика

звуковысотные

характеристики, интенсивность произнесения реплик в сравнении со словами

автора и реплик различных персонажей, частотность сустентаций и цезур и их

связь со смысловыми характеристиками текста).



В раздел образования