Автор: Стрельцова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №265"
Населённый пункт: Алайский край, город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие познавательной активности, посредством развития опытно – экспериментальной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие
познавательной
активности,
посредством
развития опытно – экспериментальной деятельности»
Современные тенденции развития системы образования задают
особый ритм воспитательной работы, направляя вектор развития в
сторону развития самостоятельности ребенка.
Изучая процесс развития самостоятельности, навыков самоконтроля
и саморегуляции, мы пришли к выводу о том, что успешность
развития ребенка в данном направлении тесно связана с развитием
познавательной активности. Для обеспечение которой, нами были
созданы
условия,
обеспечивающие
доступность
развивающего
пространства
группы
-
уголок
опытно-экспериментальной
деятельности.
Возможность самостоятельно действовать, ставить и решать задачи
побуждает
ребенка
к
самостоятельной
деятельности,
которое
обеспечивает
развитие
самостоятельности
ребенка,
навыков
саморегуляции и самоконтроля детей дошкольного возраста.
Данный проект составлен на основе личностного подхода и
предусматривает учет индивидуальных, личностных и возрастных
особенностей детей.
Новизна проекта в принципиально новом подходе к формам и
методам
развития
самостоятельности,
навыков
самоконтроля
и
саморегуляции поведения ребенка в дошкольной образовательной
организации по средствам опытно-экспериментальной деятельности.
Цель проекта: создание благоприятных условий для развития
самостоятельности,
навыков
самоконтроля
и
саморегуляции
поведения детей подготовительной к школе группы по средствам
опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
- Обеспечить доступность развивающего пространства группы
для детей подготовительного к школе возраста;
-
Развивать
самостоятельность,
навыки
самоконтроля
и
саморегуляции;
- Расширить представления детей о взаимосвязи живой и
неживой природы, умение выделять отличительные признаки живой
природы через использование познавательной деятельности.
Данный проект предусматривает работу с детьми
длительностью 36 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20
минут.
Стратегия достижения цели:
1. Составление перспективного планирования;
2. Разработка методического материала;
3. Обеспечение доступности развивающего пространства группы;
4. Работа с детьми.
Практическая значимость и результативность реализации
проекта
Данный
проект
предусматривает
постепенное
усложнение
заданий (от простого к сложному), увеличение спектра моделей
работы с предметом, расширение представлений ребенка о живой и
неживой природе, свойствах и качествах предметов, изучение
атрибутов для исследовательской деятельности и оборудования для
проведения опытов и экспериментов. Проект способствует развитию
коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в детском
коллективе, учит ребенка оценивать себя и свою деятельность,
регулировать ее в соответствии с представленными условиями.
Предполагаемый результат: ребенок овладевает установкой
положительного отношения к миру, умеет договариваться, учитывать
интересы и чувства других, способен сотрудничать и выполнять как
лидерские, так и исполнительские функции, проявляет умение
слушать и стремление быть понятным для других, обладает развитым
воображением,
способен
к
волевым
усилиям,
проявляет
ответственность
за
начатое
дело,
проявляет
любознательность,
эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.
Методы работы с участниками проекта
Работа с детьми
Работа с родителями
- Опыт;
- Методы экспериментирования;
- Методы создания проблемных
ситуаций;
- Беседа;
- «Банк идей»;
- «Мозговой штурм»;
- Проектный метод;
- Методы стимулирования;
- Методы поощрения;
- Личный пример;
- Беседа;
- Методы стимулирования;
- Методы поощрения;
-
Методы
создания
проблемных
ситуаций;
Этапы реализации проекта
№
Этап
Дата
Основное содержание
этапа
Ответственный
1
Подготовительны
й
◄
Подготовка базы,
подборка
литературы.
◄
Разработка
перспективного
плана, конспектов
по НОД с
элементами
экспериментирован
ия, опытов.
◄
Создание уголка.
2
Основной
.
3
Заключительный
Занятия программы могут перетекать одно в другое, проводится
блоками стихий.
Дополнительные опыты для самостоятельной работы с детьми,
способствуют
развитию
любознательности
и
самостоятельности
детей. А дополнительная работа с родителями помогает закреплять
знания и оттачивать мастерство проведения опытов и экспериментов.
Результативность
Развитие познавательной активности ребенка по средствам
опытно-экспериментальной
деятельности,
обеспечивает
развитие
самостоятельности,
навыков
самоконтроля
и
саморегуляции
поведения, способствует развитию активной жизненной позиции,
формирует предпосылки к учебной деятельности дошкольника.
Сотрудничество
воспитателя
с
семьей
ребенка
обеспечивает
целостное,
целенаправленное
развитие
ребенка,
позволяет
обмениваться
информацией,
повышая
общую
осведомленность
родителей
воспитанников,
повышает
уровень
родительской
компетентности
и
профессионального
мастерства
педагогов
дошкольной образовательной организации.
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность с
детьми и
совместная деятельность воспитателя с родителями
воспитанников обеспечивает качество образования.
Проектом заинтересовались и другие специалисты дошкольной
организации, родители, благодаря чему, в МАДОУ состоялось
грандиозное открытие лаборатории «Комната Почемучек».
Открытие лаборатории проходило в два этапа:
1
этап.
Праздник
для
детей
дошкольной
организации,
посвященный открытию современной лаборатории
2 этап. Презентация опытно-экспериментальной деятельности в
дошкольной образовательной организации
Во время открытия у каждого ребенка была возможность
продемонстрировать
свое
открытие,
показать
свой
опыт.
Руководитель проекта поделилась опытом организации и внедрения
опытно-экспериментальной
деятельности
в
дошкольной
образовательной
организации,
презентовала
предметно-
пространственную среду группы, познакомила с оборудованием и
атрибутами для проведения опытов и экспериментов, представила
лабораторию, наполненную дидактическим материалом и наглядными
пособиями, оборудованную современными материалами и приборами
для исследовательской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред.Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-
СИНТЕЗ,2014.-368 с.
2. Серия «Игра в классики» для младшего школьного возраста/ Школа
открытий. Опыты. Автор-составитель О.Б. Шапина, под ред.В.М. Бердник, - ООО
«Издательство Оникс» / М.
3. Василий Ромодин, Марина Ромодина / Почему ветер дует? 40 опытов,
экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет. – СПб.: Питер, 2012
. – 96 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»)
4. Панкова М.А. Большая книга экспериментов. Иллюстрированная
энциклопедия. – Х.: «Веста», 2009. – 144с.: ил
5. Панкова М.А. Все, что нужно знать об экспериментах - Х.: «Ранок»,
2012. – 112с.: ил
6. Большая книга экспериментов / Пер. с нем. П.Лемени-Македона –
М.:Эксмо, 2012. – 128с