Напоминание

«Развитие познавательной активности, посредством развития опытно – экспериментальной деятельности»


Автор: Стрельцова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №265"
Населённый пункт: Алайский край, город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие познавательной активности, посредством развития опытно – экспериментальной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие

познавательной

активности,

посредством

развития опытно – экспериментальной деятельности»

Современные тенденции развития системы образования задают

особый ритм воспитательной работы, направляя вектор развития в

сторону развития самостоятельности ребенка.

Изучая процесс развития самостоятельности, навыков самоконтроля

и саморегуляции, мы пришли к выводу о том, что успешность

развития ребенка в данном направлении тесно связана с развитием

познавательной активности. Для обеспечение которой, нами были

созданы

условия,

обеспечивающие

доступность

развивающего

пространства

группы

-

уголок

опытно-экспериментальной

деятельности.

Возможность самостоятельно действовать, ставить и решать задачи

побуждает

ребенка

к

самостоятельной

деятельности,

которое

обеспечивает

развитие

самостоятельности

ребенка,

навыков

саморегуляции и самоконтроля детей дошкольного возраста.

Данный проект составлен на основе личностного подхода и

предусматривает учет индивидуальных, личностных и возрастных

особенностей детей.

Новизна проекта в принципиально новом подходе к формам и

методам

развития

самостоятельности,

навыков

самоконтроля

и

саморегуляции поведения ребенка в дошкольной образовательной

организации по средствам опытно-экспериментальной деятельности.

Цель проекта: создание благоприятных условий для развития

самостоятельности,

навыков

самоконтроля

и

саморегуляции

поведения детей подготовительной к школе группы по средствам

опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

- Обеспечить доступность развивающего пространства группы

для детей подготовительного к школе возраста;

-

Развивать

самостоятельность,

навыки

самоконтроля

и

саморегуляции;

- Расширить представления детей о взаимосвязи живой и

неживой природы, умение выделять отличительные признаки живой

природы через использование познавательной деятельности.

Данный проект предусматривает работу с детьми

длительностью 36 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20

минут.

Стратегия достижения цели:

1. Составление перспективного планирования;

2. Разработка методического материала;

3. Обеспечение доступности развивающего пространства группы;

4. Работа с детьми.

Практическая значимость и результативность реализации

проекта

Данный

проект

предусматривает

постепенное

усложнение

заданий (от простого к сложному), увеличение спектра моделей

работы с предметом, расширение представлений ребенка о живой и

неживой природе, свойствах и качествах предметов, изучение

атрибутов для исследовательской деятельности и оборудования для

проведения опытов и экспериментов. Проект способствует развитию

коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в детском

коллективе, учит ребенка оценивать себя и свою деятельность,

регулировать ее в соответствии с представленными условиями.

Предполагаемый результат: ребенок овладевает установкой

положительного отношения к миру, умеет договариваться, учитывать

интересы и чувства других, способен сотрудничать и выполнять как

лидерские, так и исполнительские функции, проявляет умение

слушать и стремление быть понятным для других, обладает развитым

воображением,

способен

к

волевым

усилиям,

проявляет

ответственность

за

начатое

дело,

проявляет

любознательность,

эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.

Методы работы с участниками проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

- Опыт;

- Методы экспериментирования;

- Методы создания проблемных

ситуаций;

- Беседа;

- «Банк идей»;

- «Мозговой штурм»;

- Проектный метод;

- Методы стимулирования;

- Методы поощрения;

- Личный пример;

- Беседа;

- Методы стимулирования;

- Методы поощрения;

-

Методы

создания

проблемных

ситуаций;

Этапы реализации проекта

Этап

Дата

Основное содержание

этапа

Ответственный

1

Подготовительны

й

Подготовка базы,

подборка

литературы.

Разработка

перспективного

плана, конспектов

по НОД с

элементами

экспериментирован

ия, опытов.

Создание уголка.

2

Основной

.

3

Заключительный

Занятия программы могут перетекать одно в другое, проводится

блоками стихий.

Дополнительные опыты для самостоятельной работы с детьми,

способствуют

развитию

любознательности

и

самостоятельности

детей. А дополнительная работа с родителями помогает закреплять

знания и оттачивать мастерство проведения опытов и экспериментов.

Результативность

Развитие познавательной активности ребенка по средствам

опытно-экспериментальной

деятельности,

обеспечивает

развитие

самостоятельности,

навыков

самоконтроля

и

саморегуляции

поведения, способствует развитию активной жизненной позиции,

формирует предпосылки к учебной деятельности дошкольника.

Сотрудничество

воспитателя

с

семьей

ребенка

обеспечивает

целостное,

целенаправленное

развитие

ребенка,

позволяет

обмениваться

информацией,

повышая

общую

осведомленность

родителей

воспитанников,

повышает

уровень

родительской

компетентности

и

профессионального

мастерства

педагогов

дошкольной образовательной организации.

Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность с

детьми и

совместная деятельность воспитателя с родителями

воспитанников обеспечивает качество образования.

Проектом заинтересовались и другие специалисты дошкольной

организации, родители, благодаря чему, в МАДОУ состоялось

грандиозное открытие лаборатории «Комната Почемучек».

Открытие лаборатории проходило в два этапа:

1

этап.

Праздник

для

детей

дошкольной

организации,

посвященный открытию современной лаборатории

2 этап. Презентация опытно-экспериментальной деятельности в

дошкольной образовательной организации

Во время открытия у каждого ребенка была возможность

продемонстрировать

свое

открытие,

показать

свой

опыт.

Руководитель проекта поделилась опытом организации и внедрения

опытно-экспериментальной

деятельности

в

дошкольной

образовательной

организации,

презентовала

предметно-

пространственную среду группы, познакомила с оборудованием и

атрибутами для проведения опытов и экспериментов, представила

лабораторию, наполненную дидактическим материалом и наглядными

пособиями, оборудованную современными материалами и приборами

для исследовательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред.Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-

СИНТЕЗ,2014.-368 с.

2. Серия «Игра в классики» для младшего школьного возраста/ Школа

открытий. Опыты. Автор-составитель О.Б. Шапина, под ред.В.М. Бердник, - ООО

«Издательство Оникс» / М.

3. Василий Ромодин, Марина Ромодина / Почему ветер дует? 40 опытов,

экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет. – СПб.: Питер, 2012

. – 96 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»)

4. Панкова М.А. Большая книга экспериментов. Иллюстрированная

энциклопедия. – Х.: «Веста», 2009. – 144с.: ил

5. Панкова М.А. Все, что нужно знать об экспериментах - Х.: «Ранок»,

2012. – 112с.: ил

6. Большая книга экспериментов / Пер. с нем. П.Лемени-Македона –

М.:Эксмо, 2012. – 128с



В раздел образования