Автор: Евтюхова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия г. Болхова"
Населённый пункт: г. Болхов
Наименование материала: Разработка конспекта урока
Тема: Урок математики в 1 классе по теме "Сравнение групп предметов (На сколько больше? На сколько меньше?)
Раздел: начальное образование
Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а у р о к а
Т е м а : СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ (НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ? НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ?)
Педагогическая
цель
Учить сравнивать группы предметов, то есть определять, на сколько в одной группе предметов больше (меньше),
чем в другой, уравнивать группы предметов двумя способами
Тип, вид урока
Комбинированный
Планируемые
результаты
(предметные)
Обучающийся умеет сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел
в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе
предметов больше (меньше) и на сколько; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из
множества предметов заданное количество (8–10 отдельных предметов)
Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)
Личностные. Б у д у т с ф о р м и р о в а н ы : положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к
учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит в озмож ность для формиров ания :
оценки и принятия следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные. Н а у ч и т с я : принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
п о л у ч и т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы
учителем, товарищами.
Познавательные. Н а у ч и т с я : понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым
материалом и собственным опытом; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные. Н а у ч и т с я : использовать в общении правила вежливости; п о л у ч и т в о з м о ж н о с т ь
н а у ч и т ь с я : участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; строить понятные для партнера
высказывания
Формы и методы
Формы: фронтальная, индивидуальная.
обучения
Методы: словесный, наглядный, практический
Основное
содержание
темы, понятия
и термины
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Образовательные
(цифровые)
ресурсы
Учебник, печатная тетрадь, счетный материал, сюжетные картинки; магнитная доска, фланелеграф, геометрические
фигуры; цветные карандаши
С ц е н а р и й у р о к а
Этап (элемент)
урока
Методически
й прием
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Текущий
контроль
осуществляемые действия
формируемые умения
1
2
3
4
5
6
I.
Организацион
ный момент
Фронтальна
я беседа
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса и оборудования;
эмоционально настраивает на урок
Приветствуют учителя.
Организуют рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных учебных
принадлежностей на столе
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость к
вопросам,
пробуждающим
любознательность
Наблюдени
е учителя
II.
Повторение
изученного
о порядковых
отношениях
Творческое
задание.
Практическа
я работа
На д о с к е узор:
– Рассмотрите узор.
– Какую закономерность заметили?
– Перенесите узор в свои тетради и
продолжите его, соблюдая подмеченную
вами закономерность.
Рассказывает, как раскрасить узор.
– Кружки между квадратами закрасьте
зелёным цветом.
Анализируют узор,
выделяют закономерность
в узоре.
Переносят узор в тетрадь,
соблюдая закономерность.
В з а и м о п р о в е р к а .
Самостоятельно
раскрашивают узор по
заданию учителя.
Осуществляют
анализ объектов.
Осознанно и
произвольно строят
речевые
высказывания в
устной форме.
Используют
наглядный материал
для решения
учебной задачи
Работа
в тетради
по заданию
учителя
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
– Первый квадратик и первый кружок
закрасьте синим цветом.
– Квадратик и кружок, которые
расположены за ними, – красным.
– Следующие за ними фигуры – жёлтым
цветом
С а м о п р о в е р к а
Проводит ф и з к у л ь т м и н у т к у .
Руки ставим все вразлет: появился
самолет.
Мах крылом туда-сюда, делай «раз» и
делай «два».
Раз и два, раз и два! Руки в стороны
держите,
Друг на друга посмотрите. Раз и два, раз и
два!
Опустили руки вниз, и на место все
садись!
Исходное положение –
ноги на ширине плеч.
Декламируют
стихотворение, выполняя
движения
Осуществляют
профилактику
утомления
Наблюдени
е учителя
III. Изучение
нового
материала.
1.
Составление
рассказа по
сюжетной
картинке
Эвристическ
ая беседа.
Работа по
учебнику
(с. 12)
– Рассмотрите в учебнике рисунок 1 и
задайте по нему друг другу вопросы.
(Необходимо нацелить учеников на то,
чтобы вопросы были на сравнение
количества предметов и начинались со
слов: «На сколько…» или «Хватит ли…».)
– Ответьте, не считая, кого на рисунке
больше: мальчиков или девочек.
– Обоснуйте своё мнение.
– На сколько девочек больше?
Задают друг другу
вопросы на сравнение
количества предметов,
которые начинаются со
слов: «На сколько…» или
«Хватит ли…».
Рассматривают рисунки
в учебнике и отвечают на
вопросы учителя
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу.
Используют
наглядный материал
для решения
учебной задачи
Работа с
иллюстраци
ями в
учебнике
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
– Как вы думаете, откуда идут дети?
– Какие листья у них в руках?
– Сравните листья клёна и дуба.
– Каких листьев больше?
– Каких листьев меньше?
– На сколько больше (меньше)?
Работа по
заданиям 2,
3 учебника
(с. 12)
– Каких кубиков больше: маленьких или
больших? На сколько? Докажите.
– Каких кубиков меньше: жёлтых или
красных?
– Почему так считаете?
– Каких кубиков столько же, сколько
синих?
– Рассмотрите рисунок с треугольниками.
– Как можно сделать так, чтобы красных
и синих треугольников стало поровну?
– Чтобы красных треугольников стало
больше, чем синих?
– Чтобы синих стало меньше, чем
красных?
Сравнивают количество
кубиков (задание 2).
Важно, чтобы учащиеся
заметили разные признаки,
по которым различаются
кубики: размер, цвет.
Уравнивают количество
красных и синих
треугольников (разными
способами)
2. Сравнение
групп пред-
метов
Фронталь-
ная беседа
на
сравнение
групп
предметов
Учитель проводит работу по сюжетному
рисунку в учебнике (с. 12)
Составляют рассказ,
задают в о п р о с ы друг
другу.
– Хватит ли шариков всем
гномам?
– Как вы это узнали?
– Достаточно ли шариков
для того, чтобы каждый
Осуществляют
анализ объектов.
Строят рассуждения
в форме связи
простых суждений
об объекте
Работа
по сюжетно
му рисунку
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
гном получил по два
шара?
– На сколько шариков
больше, чем гномов?
– Рассмотрите узоры на полях учебника
(с. 13).
– Из каких фигур составлены эти узоры?
– Как расположены фигуры по
отношению друг к другу?
– Выполните эти узоры в тетради
Рассматривают узоры,
отвечают на вопросы,
выполняют узоры (с. 7
тетради)
Осуществляют
анализ объектов,
описывают
расположенные
объектов
с использованием
слов: справа, слева,
за
Проводит ф и з к у л ь т м и н у т к у .
Мы ногами тот-тот, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-
чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг
себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали
Исходное положение –
ноги на ширине плеч.
Декламируют
стихотворение, выполняя
движения
Выполняют
упражнения для
профилактики
утомления
Наблюдени
е учителя
3. Работа в
печатной
тетради
Практическа
я работа
(задание 1,
с. 7 тетради
– Что изображено на рисунке?
– Первую группу шариков закрасьте
красным цветом.
– Вторую группу шариков закрасьте
– Воздушные шарики.
Закрашивают шарики по
заданию учителя.
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу
Работа в
печатной
тетради
№ 1)
синим цветом.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
– Что можно сказать о количестве
шариков справа и слева?
– Докажите.
– На сколько красных шариков меньше,
чем синих?
– Как можно сделать число шариков
равным?
– Дорисуйте красный шарик
– Красных шариков
меньше, чем синих.
Соединяют стрелкой пары
шариков: красный – синий,
красный – синий и т. д.
– На один шарик.
– Дорисовать один
красный шарик.
Рисуют красный шарик
IV. Работа
над развитием
внимания,
смекалки
Эвристическ
ая беседа.
Работа по
учебнику
(с. 13)
Читает текст на с. 13.
– Кто вышёл на прогулку первым?
– Кто пришёл позже всех?
– Как рассуждали?
– Сравните картинки.
– Сравните фигуры на верхнем рисунке
и на нижнем.
– Составьте из данных фигур свой узор
и выполните его в тетради. Помните, что
вы должны соблюдать составленную вами
закономерность
– Петушок.
– Собака.
Выясняют, чем похожи
картинки и чем они
отличаются.
– На обоих рисунках
одинаковые фигуры, но
они расположены в разной
последовательности.
С а м о с т о я т е л ь н а я
работа учащихся.
В з а и м о п р о в е р к а
Осуществляют
анализ объектов.
Строят рассуждения
в форме связи
простых суждений
об объекте.
Оценивают
правильность
выполнения
действий на уровне
адекватной оценки
соответствия
результатов
требованиям данной
задачи
Работа
с
сюжетными
картинками
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
V. Письмо
по образцу
Практическа
я работа,
творческое
задание
(с. 7
тетради,
задание 4)
– Проанализируйте узор из крестиков.
Обведите узор
Анализируют образец,
обводят по контурам
крестики, а потом рисуют
столько же
с а м о с т о я т е л ь н о .
Прописывают прямые
наклонные палочки
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу.
Используют
наглядный материал
для решения
учебной задачи
Работа в
печатной
тетради
VI.
Подведение
итогов
Обобщающа
я беседа
Анализирует и оценивает успешность
в достижении цели и определяет
перспективу последующей работы.
– Какие открытия сделали?
– Что больше всего понравилось?
Формулируют полные
ответы на вопросы.
Высказывают
предположения
Формулируют
собственное
мнение. Адекватно
воспринимают
качественную
оценку своей
работы
Разверну-
тые ответы
на вопросы