Автор: Боброва Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская вечерняя школа №1"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка бинарного урока литературы и истории
Тема: Трагическая судьба советских людей на оккупированной территории. Рассказ М. Шолохова "Судьба человека"
Раздел: среднее образование
Конспект бинарного урока истории и литературы
ТЕМА: Трагическая судьба советских людей на оккупированной
территории.
ЦЕЛИ:
показать
взаимосвязь
уроков
истории
и
литературы
как
средства
нравственного и патриотического воспитания;
формировать представления обучающихся о борьбе советских людей на
оккупированной территории во время Великой Отечественной войны
Задачи образовательные:
разъяснить особенности и формы народной войны в тылу врага;
привести
примеры
борьбы
советских
людей
на
оккупированной
территории;
подчеркнуть вклад партизан в общую победу над врагом;
обучить
умению
анализировать
произведение,
выделять
ключевые
эпизоды.
Задачи коррекционно-развивающие:
развивать познавательные способности;
развивать умение составлять связный и развёрнутый ответ;
расширение и активизация словарного запаса;
развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные задачи:
способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию;
воспитание патриотизма.
Оборудование: учебники истории и литературы, индивидуальные карточки по
истории, карточки по литературе, историческая карта «Великая Отечественная
война 1941 – 1945гг.», отрывки из фильма «Судьба человека».
Ход урока
I.
Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет необычным, потому что его будут вести два
учителя (учитель истории и учитель литературы).
II.
Сообщение темы.
Учитель истории:
- Незабываемый след в судьбе многих советских людей оставила Великая Отечественная
война. В душе каждого советского человека остались раны, эти раны страшнее, чем раны от
пуль и снарядов. Но советские люди выстояли, несмотря ни на что.
Учитель литературы:
- Начать наш урок хочется словами советского писателя Алексея Николаевича Толстого:
«Русский характер лёгкий, открытый, добродушный,
жалостливый. когда жизнь не требует его к тяжёлой жертве.
Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в
труде и беспощаден к врагу …»
Сегодня нам на уроке предстоит понять, в чём сила русского характера и каков же русский
человек, когда его отчизне грозит беда.
III.
Повторение пройденного материала.
Учитель истории:
- Ребята, вспомним материал прошлого урока (ответы обучающихся)
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (ответы обучающихся)
- В каком году проходила Сталинградская битва? (ответы обучающихся)
- Покажите на карте место, где проходила Сталинградская битва. (работа с картой)
- Почему было важно овладеть Мамаевым курганом? (ответы обучающихся)
- Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда? (ответы обучающихся)
- Какое историческое значение имела победа под Сталинградом? (ответы обучающихся)
(Итог д/з, оценки)
Учитель литературы:
Тема Великой Отечественной войны нашла своё отражение в творчестве многих советских
писателей.
- Произведение какого писателя мы изучаем с вами на уроках литературы? (ответы
обучающихся)
- Назовите главного героя рассказа. (ответы обучающихся)
- Как складывалась судьба Андрея Соколова до войны? Ответьте на вопрос, используя слова
на доске (работа, семья, дом, дети). (ответы обучающихся)
- Как Андрей Соколов попал в плен? (ответы обучающихся)
- Давайте посмотрим этот эпизод в фильме «Судьба человека».
- Посмотрев эпизод фильма, можете ли вы сказать, почему фашисты взяли Андрея Соколова в
плен?
(Итог д/з, оценки)
IV. Изучение нового материала.
Учитель истории:
- Уже третий год шла война. Весь советский народ, солдаты и офицеры мужественно
сражались против врага на фронтах и в тылу. Благодаря героизму и стойкости советских
воинов Сталинградской битве удалось переломить ход войны (работа с картой). Красная
армия перешла в наступление. Перед ней стояла задача освободить оккупированную
фашистами территорию. Люди, которые оставались на захваченной немцами территории, тоже
боролись с фашистскими захватчиками. Тема нашего урока «Борьба советских людей на
оккупированной территории» (запись темы в тетради по истории).
План
1.
Концлагерь.
2.
Партизанское движение.
- На оккупированной территории фашисты установили свой режим управления. Управляли
советскими людьми (а их было около 5 миллионов человек) немецкие рейхскомиссары. Их
назначал Гитлер из своих офицеров. Немцы налаживали работу заводов, открывали угольные
шахты, а продукцию отправляли в Германию. Всех трудоспособных молодых людей фашисты
высылали в Германию. Там их помещали в концлагеря, где заставляли выполнять самую
тяжелую работу.
Словарь – концлагерь.
Учитель литературы:
- К концу 1941 года в немецкий плен попали 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года
в живых осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили,
расстреливали. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под
открытым небом или в наспех вырытых землянках. Андрей Соколов попал в плен в 1942 году.
- Найдите в тексте и прочитайте отрывок, как относились фашисты к советским
военнопленным (с.198)
- Как кормили пленных солдат? Подтвердите это словами из текста.
- Что такое эрзац-хлеб?
Словарь - эрзац-хлеб.
Во время войны Германия испытывала отчаянный недостаток продовольствия. Так появился
«Krigsbrot» - военный хлеб. Этот хлеб был вполне пригоден для употребления в пищу. Он
состоял из овса, маиса, ячменя, бобов, гороха и гречневой крупы.
- В начале сентября Соколов оказался в концлагере Б – 14. Прочитайте, какую работу
выполнял Соколов в данном лагере (с. 199).
- Давайте посмотрим на эпизод, работа в каменоломне, в фильме «Судьба человека».
- Как вы думаете, почему М.А. Шолохов ввёл в свой рассказ описание плена Андрея
Соколова? (Для того, чтобы показать как достойно и мужественно вели себя русские люди в
плену, какие трудности и лишения они преодолевали).
Учитель истории:
-Подводя итог по первому пункту плана, запишем в тетради:
Советские военные попадали в концлагеря в основном после ранения, с поля боя. Гражданское
население принудительно угоняли в Германию. На самую тяжелую работу выполняли
советские военнопленные.
ФИЗМИНУТКА: Гимнастика для глаз.
Учитель истории:
- Многие советские пленные устраивали побеги из концлагерей. После побега многие
попадали в партизанские отряды. Особенно сильным было партизанское движение в
Смоленской, Брянской областях, в Белоруссии. Обычно по ночам партизанские отряды
совершали партизанские рейды. Партизаны подрывали военные поезда, мосты, уничтожали
немцев и казнили предателей, захватывали в плен фашистских офицеров. Для получения
важных сведений о передвижении немецких войск.
- Чтобы осуществлять руководство партизанскими отрядами, по решению И.В. Сталина в 1942
году
был
создан
Центральный
штаб
партизанского
движения.
Главнокомандующим
партизанским движением был назначен К. Ворошилов. Советское командование стало
помогать партизанским отрядам вооружением и продовольствием. Многие военные операции
советских войск согласовывались с действиями партизанских отрядов. В партизанском
движении действовало более 1 миллиона человек. 130 тысяч партизан были награждены
орденами и медалями, 249 партизан получили высшую награду Родины – звание Героя
Советского Союза.
Работа с учебником: с. 115первый абзац сверху, прочитать, записать главную мысль абзаца.
Вместе со взрослыми в партизанских отрядах сражались и дети. Партизаны подрывали
рельсы и поезда, мосты. Гитлеровцы вынуждены были усилить охрану железной дороги.
V.
Закрепление пройденного материала:
Учитель литературы:
- Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом?
- А как вы понимаете слово подвиг? (в словаре подвиг – героический самоотверженный
поступок).
- Что дало силы Андрею Соколову все выстоять и не сломаться перед врагом? (Достоинство –
совокупность высоких моральных качеств).
Выберите и запишите в тетради по литературе моральные качества, которые проявил Андрей
Соколов во время войны. (слова на доске: достоинство, страх, мужество, предательство,
храбрость, сила воли, патриотизм, трусость, упорство, честность).
Учитель истории:
- Кто боролся с фашистами на оккупированной территории?
- Каков вклад партизан в Великой Отечественной войне?
- Составьте устный рассказ о партизанском движении?
VI. Итог урока:
Учитель литературы:
Любовь к Родине – это не отвлечённое понятие. У этой любви есть основа. У каждого
советского солдата она была своя, у Андрея Соколова – это семья, дом, дети, любовь к своему
народу. Русский характер, как и русская душа, были и остаются великой загадкой. И конечно
слова Ф.Тютчева воистину справедливы:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
Домашнее задание.