Напоминание

Трагическая судьба советских людей на оккупированной территории. Рассказ М. Шолохова "Судьба человека"


Автор: Боброва Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская вечерняя школа №1"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка бинарного урока литературы и истории
Тема: Трагическая судьба советских людей на оккупированной территории. Рассказ М. Шолохова "Судьба человека"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект бинарного урока истории и литературы

ТЕМА: Трагическая судьба советских людей на оккупированной

территории.

ЦЕЛИ:

показать

взаимосвязь

уроков

истории

и

литературы

как

средства

нравственного и патриотического воспитания;

формировать представления обучающихся о борьбе советских людей на

оккупированной территории во время Великой Отечественной войны

Задачи образовательные:

разъяснить особенности и формы народной войны в тылу врага;

привести

примеры

борьбы

советских

людей

на

оккупированной

территории;

подчеркнуть вклад партизан в общую победу над врагом;

обучить

умению

анализировать

произведение,

выделять

ключевые

эпизоды.

Задачи коррекционно-развивающие:

развивать познавательные способности;

развивать умение составлять связный и развёрнутый ответ;

расширение и активизация словарного запаса;

развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные задачи:

способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию;

воспитание патриотизма.

Оборудование: учебники истории и литературы, индивидуальные карточки по

истории, карточки по литературе, историческая карта «Великая Отечественная

война 1941 – 1945гг.», отрывки из фильма «Судьба человека».

Ход урока

I.

Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет необычным, потому что его будут вести два

учителя (учитель истории и учитель литературы).

II.

Сообщение темы.

Учитель истории:

- Незабываемый след в судьбе многих советских людей оставила Великая Отечественная

война. В душе каждого советского человека остались раны, эти раны страшнее, чем раны от

пуль и снарядов. Но советские люди выстояли, несмотря ни на что.

Учитель литературы:

- Начать наш урок хочется словами советского писателя Алексея Николаевича Толстого:

«Русский характер лёгкий, открытый, добродушный,

жалостливый. когда жизнь не требует его к тяжёлой жертве.

Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в

труде и беспощаден к врагу …»

Сегодня нам на уроке предстоит понять, в чём сила русского характера и каков же русский

человек, когда его отчизне грозит беда.

III.

Повторение пройденного материала.

Учитель истории:

- Ребята, вспомним материал прошлого урока (ответы обучающихся)

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (ответы обучающихся)

- В каком году проходила Сталинградская битва? (ответы обучающихся)

- Покажите на карте место, где проходила Сталинградская битва. (работа с картой)

- Почему было важно овладеть Мамаевым курганом? (ответы обучающихся)

- Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда? (ответы обучающихся)

- Какое историческое значение имела победа под Сталинградом? (ответы обучающихся)

(Итог д/з, оценки)

Учитель литературы:

Тема Великой Отечественной войны нашла своё отражение в творчестве многих советских

писателей.

- Произведение какого писателя мы изучаем с вами на уроках литературы? (ответы

обучающихся)

- Назовите главного героя рассказа. (ответы обучающихся)

- Как складывалась судьба Андрея Соколова до войны? Ответьте на вопрос, используя слова

на доске (работа, семья, дом, дети). (ответы обучающихся)

- Как Андрей Соколов попал в плен? (ответы обучающихся)

- Давайте посмотрим этот эпизод в фильме «Судьба человека».

- Посмотрев эпизод фильма, можете ли вы сказать, почему фашисты взяли Андрея Соколова в

плен?

(Итог д/з, оценки)

IV. Изучение нового материала.

Учитель истории:

- Уже третий год шла война. Весь советский народ, солдаты и офицеры мужественно

сражались против врага на фронтах и в тылу. Благодаря героизму и стойкости советских

воинов Сталинградской битве удалось переломить ход войны (работа с картой). Красная

армия перешла в наступление. Перед ней стояла задача освободить оккупированную

фашистами территорию. Люди, которые оставались на захваченной немцами территории, тоже

боролись с фашистскими захватчиками. Тема нашего урока «Борьба советских людей на

оккупированной территории» (запись темы в тетради по истории).

План

1.

Концлагерь.

2.

Партизанское движение.

- На оккупированной территории фашисты установили свой режим управления. Управляли

советскими людьми (а их было около 5 миллионов человек) немецкие рейхскомиссары. Их

назначал Гитлер из своих офицеров. Немцы налаживали работу заводов, открывали угольные

шахты, а продукцию отправляли в Германию. Всех трудоспособных молодых людей фашисты

высылали в Германию. Там их помещали в концлагеря, где заставляли выполнять самую

тяжелую работу.

Словарь – концлагерь.

Учитель литературы:

- К концу 1941 года в немецкий плен попали 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года

в живых осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили,

расстреливали. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под

открытым небом или в наспех вырытых землянках. Андрей Соколов попал в плен в 1942 году.

- Найдите в тексте и прочитайте отрывок, как относились фашисты к советским

военнопленным (с.198)

- Как кормили пленных солдат? Подтвердите это словами из текста.

- Что такое эрзац-хлеб?

Словарь - эрзац-хлеб.

Во время войны Германия испытывала отчаянный недостаток продовольствия. Так появился

«Krigsbrot» - военный хлеб. Этот хлеб был вполне пригоден для употребления в пищу. Он

состоял из овса, маиса, ячменя, бобов, гороха и гречневой крупы.

- В начале сентября Соколов оказался в концлагере Б – 14. Прочитайте, какую работу

выполнял Соколов в данном лагере (с. 199).

- Давайте посмотрим на эпизод, работа в каменоломне, в фильме «Судьба человека».

- Как вы думаете, почему М.А. Шолохов ввёл в свой рассказ описание плена Андрея

Соколова? (Для того, чтобы показать как достойно и мужественно вели себя русские люди в

плену, какие трудности и лишения они преодолевали).

Учитель истории:

-Подводя итог по первому пункту плана, запишем в тетради:

Советские военные попадали в концлагеря в основном после ранения, с поля боя. Гражданское

население принудительно угоняли в Германию. На самую тяжелую работу выполняли

советские военнопленные.

ФИЗМИНУТКА: Гимнастика для глаз.

Учитель истории:

- Многие советские пленные устраивали побеги из концлагерей. После побега многие

попадали в партизанские отряды. Особенно сильным было партизанское движение в

Смоленской, Брянской областях, в Белоруссии. Обычно по ночам партизанские отряды

совершали партизанские рейды. Партизаны подрывали военные поезда, мосты, уничтожали

немцев и казнили предателей, захватывали в плен фашистских офицеров. Для получения

важных сведений о передвижении немецких войск.

- Чтобы осуществлять руководство партизанскими отрядами, по решению И.В. Сталина в 1942

году

был

создан

Центральный

штаб

партизанского

движения.

Главнокомандующим

партизанским движением был назначен К. Ворошилов. Советское командование стало

помогать партизанским отрядам вооружением и продовольствием. Многие военные операции

советских войск согласовывались с действиями партизанских отрядов. В партизанском

движении действовало более 1 миллиона человек. 130 тысяч партизан были награждены

орденами и медалями, 249 партизан получили высшую награду Родины – звание Героя

Советского Союза.

Работа с учебником: с. 115первый абзац сверху, прочитать, записать главную мысль абзаца.

Вместе со взрослыми в партизанских отрядах сражались и дети. Партизаны подрывали

рельсы и поезда, мосты. Гитлеровцы вынуждены были усилить охрану железной дороги.

V.

Закрепление пройденного материала:

Учитель литературы:

- Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом?

- А как вы понимаете слово подвиг? (в словаре подвиг – героический самоотверженный

поступок).

- Что дало силы Андрею Соколову все выстоять и не сломаться перед врагом? (Достоинство –

совокупность высоких моральных качеств).

Выберите и запишите в тетради по литературе моральные качества, которые проявил Андрей

Соколов во время войны. (слова на доске: достоинство, страх, мужество, предательство,

храбрость, сила воли, патриотизм, трусость, упорство, честность).

Учитель истории:

- Кто боролся с фашистами на оккупированной территории?

- Каков вклад партизан в Великой Отечественной войне?

- Составьте устный рассказ о партизанском движении?

VI. Итог урока:

Учитель литературы:

Любовь к Родине – это не отвлечённое понятие. У этой любви есть основа. У каждого

советского солдата она была своя, у Андрея Соколова – это семья, дом, дети, любовь к своему

народу. Русский характер, как и русская душа, были и остаются великой загадкой. И конечно

слова Ф.Тютчева воистину справедливы:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

Домашнее задание.



В раздел образования