Автор: Римская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Родительский лекторий
Тема: «Моделирование проблемно-игровых ситуаций для формирования знаний детей по ПДД»
Раздел: дошкольное образование
Родительский лекторий «Моделирование проблемно-игровых ситуаций для
формирования знаний детей по ПДД»
Подготовила: Римская Т.Н.
Сегодня ребенок, в век стремительного роста автомобильных потоков, с раннего
детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения
основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Использование интерактивного оборудования при ознакомлении с правилами
дорожного движения, как раз позволяет сделать совместную деятельность с детьми
нетрадиционной,
яркой,
насыщенной,
приводит
к
необходимости
использовать
различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Наиболее эффективным в ДОУ является использование такого интерактивного
оборудования, как интерактивная доска — универсального инструмента, позволяющего
любому
педагогу
организовать
образовательный
процесс
так,
чтобы
у
детей
повысился интерес
к
занятиям,
устойчивость
внимания,
скорость
мыслительных
операций.
Мы считаем, что применение
в процессе освоения знаний по ПДД
интерактивного оборудования дает нам ряд преимуществ:
- предъявление информации на экране
в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес;
-интерактивная доска несет в себе образный тип информации, понятный
дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей;
- наглядный материал дает возможность воспитателю включить три вида памяти
воспитанников: зрительную, слуховую, моторную;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- предоставляется возможность реализации индивидуального подхода в работе с
детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет
задания своего уровня.
Встает вопрос, как построить образовательный процесс по формированию основ
культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах? Эффективным
способом обучения
навыкам
безопасного
поведения
на
улице
является
метод
моделирования проблемно-игровых ситуаций, в процессе которых дети учатся основам
прогнозирования
событий,
оценке
своего
поведения
и
поведения
окружающих,
формулировании выводов по итогам деятельности.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное
недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения
познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
А как сделать так, чтобы детям было интересно заниматься, казалось бы, всем
известными правилами дорожного движения. Ведь ребенок знакомиться с ними довольно
рано. Очень часто бывает сложно объяснить ребенку почему дорогу нужно переходить
именно в этом месте и никаком другом. Следом слышим кучу «почему?» и «зачем?». И в
этом нам помогут выпуски «Азбуки безопасности на дороге» из цикла мультфильмов
«Уроки Тетушки Совы», ведь они предназначены как раз именно для таких Почемучек.
Тетушка Сова,
Непослуха и ее помощники познакомят ребят с таинственными
дорожными знаками и их значением, объяснят, почему дорогу нужно переходить по
«зебре». Также ребята узнают о том, как должны себя вести на дороге пешеходы,
велосипедисты и водители. Все серии выполнены в мультипликационной форме и
рассказывается в них о правилах поведения на улице, на дороге, во дворе, где герои
путешествуют по городу и его окрестностям, рассказывая и объясняя различные ситуации,
делают выводы и закрепляют вместе с малышами полученные знания.
Сначала ребятам предлагается посмотреть отрывок из данного мультфильма на
интерактивной доске, а потом, смоделировав проблемную ситуацию, обыграть ее, приняв
правильное решение.
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и
способов действий безопасного поведения. Проживание ребенком смоделированной
ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного
решения, выхода из сложной ситуации.
Сначала подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ
его разрешения (как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?). Потом излагаем
различные точки зрения на один и тот же вопрос (почему нельзя ходить по проезжей
части?). Затем побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им
мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах). А в
заключении ставим конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию,
логику рассуждения (почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?).
И в заключение хочется сказать, что невозможно вооружить ребенка готовыми
рецептами на все случаи жизни. Главное — не усвоение ребенком достаточно сложных
для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи
образа жизни и здоровья человека.