Авторы: Екатерина Петровна Браева, Регина Ниязовна Никитина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов на тему: « Логоритмика как средство профилак-
тики и коррекции речевых нарушений у детей с ТНР».
Когалым, 2023
Цель: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских на-
родных инструментов в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках
учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
-познакомить участников мастер-класса с использованием металлических спарен-
ных ложек в процессе учебно-воспитательной деятельности ДОУ;
- познакомить участников с некоторыми методами и приёмами игры на ложках;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию
на системное использование в практике.
Мы все больше и больше в последнее время говорим об успешности детей. Каки-
ми качествами должен обладать успешный ребёнок? Это самоуважение, самодис-
циплина, самостоятельность, оптимистичность. Чтобы иметь эти качества нужно
развивать определённые способности. Но, можем ли мы утверждать, что все пер-
воклассники могут похвастаться этими качествами. Едва ли. Еще в меньшей сте-
пени они сформированы у детей с ОВЗ. Одна из самых распространенных
проблем дошкольников и по мнению учителей даже школьников - это несфор-
мированность регуляторных функций. А ведь именно эта проблема снижает
успешность многих школьников.
Регуляторные функции- это оттормаживание, переключение и рабочая память.
Оттормаживание – способность подавлять отвлекающую, незначительную в дан-
ной ситуации информацию или реакцию.
Переключение-способность переходить от одного задания к другому.
Рабочая память-позволяет длительно удерживать информацию при выполнении
задания.
К счастью, регуляторные функции успешно развиваются в процессе коррекцион-
ной работы. Существует множество эффективных приемов и технологий.
В своей работе в нынешнем учебном году мы впервые стали применять нейролож-
ки и сегодня коротко представим вашему вниманию некоторые моменты при-
менения ложек в учебной деятельности.
Почему же они нас заинтересовали?
Ну во -первых, это очень привлекательно со стороны.
Во вторых, приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми, так как задания
проводятся в игровой форме, под музыкальное сопровождение, последовательно и
организованно. Все элементы выполняются одноврем
е
нно и есть возможность
проследить того, кто ошибается. Перед нами не стоит задача научить детей в
совершенстве владеть игрой на ложках. Совсем нет. У нас нет отдельно взятых
занятий по игре на ложках. Но их применение в коррекционно-развивающей
работе с детьми с ОВЗ прекрасно уложилось как дополнительное средство,
положительно влияющее на развитие детей.
Что дает детям игра на ложках?
-координируется работа мозга и мышц, полученные навыки и ощущения за-
крепляются в памяти;
развивается
координация
движений, быстрота
реакции,
крупная
моторика;
упражнения развивают соматогнозис ( ведь ложками приходится стучать и перед
глазами, когда есть контроль за движениями) и за пределами взора( руки над голо-
вой, за спиной, сбоку или внизу от тела), согласованность обеих рук;
накапливается опыт слухового восприятия, формируется у детей способность к
самостоятельному анализу и мышлению, развивается чувство ритма, умение рабо-
тать в коллективе. Все это очень поможет нашим детям в школе.
Взяв в руки ложки, ребенок выплескивает через физическое «воздействие» на
ложки энергию, которая преобразуется в ритмы и звуки, пусть беспорядочные и
громкие. Период импульсивного выплеска проходит довольно быстро, и вот уже
ребенок подстраивается в ансамбле ложкарей под игру своих товарищей. В лю-
бом случае отрицательная энергия трансформируется в позитивную. И вот уже
звучит мелодия, которую воспроизводят дети. Им радостно. Что важно отметить?
Что дети учатся в течение продолжительного времени выдерживать единый
ритм. А ведь это очень благотворно влияет на умение первоклассников выждер-
живать физическую нагрузку при чтении и письме и не сбиваться. Читать и пи-
сать детям в школе приходится тоже достаточно долго.
А можно ли ложки использовать с речевым материалом? Конечно. Мы сегодня
это продемонстритруем.
Практическая часть.
Упражнение «Наша Таня громко плачет» или « Робин Бобин Барабек» (отбивание
первого ударного слога в строчке, отбивание последнего ударного слова в строчке,
отбивание первого и последнего ударного слога).
Упражнения «Яша».
Приемы игры на ложках для исполнения этюдов с музыкальным сопровождением.
«Соседи».
«Пол, потолок, блинчик»
«Солнышко»
«Горка»
«Трям»,
«Тремоле».
Закончить наше выступление мы хотим словами :
Сделать ложку лишь полдела, нужно, чтоб она запела.
Трели наших ложкарей веселят везде людей!