Напоминание

"Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"


Автор: Догадова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников

Догадова Наталия Владимировна,

воспитатель

МАДОУ города Нижневартовска

детского сада №71 «Радость»

За последнее время участились случаи выявления проблем с развитием речи

у

детей

дошкольного

возраста.

Педагоги

и

родители

замечают

такие

проблемы как нечеткая дикция, скудный словарный запас, неспособность

правильно составить предложение и т.д. Помимо этого, воспитателям часто

поступают жалобы от родителей о том, что у ребёнка плохая память. Что

малыш

хорошо запоминает все

моменты из

рекламы по

телевизору,

но

совершенно не может запомнить стихотворение либо пересказать сказку.

Подобная ситуация складывается в результате того, что у детей преобладает

зрительно-обзорная

память

и

воспринять

им

информацию

значительно

проще путём наглядного примера, нежели, со слов.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям?

Мнемотехника

помогает

упростить

для

детей

процесс

непосредственно-

образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме,

без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что

как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и

запоминание

носит

в

основном

непроизвольный

характер:

дети

лучше

запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному

опыту.

МНЕМОТЕХНИКА

это

система

методов

и

приемов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение

информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и

позволяет

полностью

контролировать

процесс

запоминания,

сохранения

припоминания информации.

Все мы слышали поговорку «Каждый охотник желает знать, где

сидит фазан», но особо не задумывались к чему или к кому она относится. А

ведь это есть расшифровка семи цветов радуги состоящий из начальных букв

цвета - это и есть мнемофраза.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами

в развитии детей, как:

-проблемы развития речи детей дошкольного возраста:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-неспособность грамматически правильно построить предложение;

-бедность речи;

-недостаточный словарный запас;

-употребление нелитературных слов и выражений;

-бедная

диалогическая

речь:

неспособность

грамотно

и

доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

-отсутствие

навыков

культуры

речи:

неумение

использовать

интонацию,

регулировать громкость голоса и темп речи;

-плохая дикция.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит

перед собой следующие задачи:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с

помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по

мнемотаблице и коллажу.

Развивать

у

детей

психические

процессы:

внимание,

мышление,

воображение, память (различные виды).

Развивать

у

детей

умственную

активность,

сообразительность,

наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Содействовать

решению

дошкольниками

изобретательских

задач

сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Структура мнемотехники:

Для начала детей знакомят с мнемоквадратом

Мнемоквадрат

-

это

отдельная

карточка

с

изображением

предмета,

действия

или

другого

символа.

Мнемодорожка - это несколько

схематичных

рисунков,

расположенных

линейно.

Используя приёмы наложения и

приложения, дети выкладывают

из

мнемоквадратов

мнемодорожки, а следовательно,

составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на

эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

Мнемотаблица

-

это

схема,

состоящая

из

нескольких

квадратов,

в

которую

заложена

определённая информация.

Мнемотехника

в

детском

саду,

как

результативный метод запоминания, обычно

осваивается

на

простых

примерах.

Первоначально

таблицы

составляют

воспитатели,

родители,

потом

к

этому

процессу

можно

подключить

и

ребенка,

таким

образом,

мнемотехника

повлияет

не

только

на

развитие

памяти,

но

и

на

фантазию,

визуализацию

образов

ребенком.

Основные

приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом

мышлении, наблюдательности.

Этапы работы с мнемотаблицами

Работа по этой методике делится на несколько этапов по принципу «от

простого к сложному».

На первом этапе - знакомство детей с символами. Дети учатся «находить

слова, спрятавшиеся в картинках», а также образовывать новые слова.

На втором этапе дети учатся «читать» готовые предложения. Сначала

предложения даются простые, из 2-х - 3-х слов, затем количество слов

увеличивается, добавляются предлоги.

Третий этап – составление предложений из карточек-символов.

На

четвертом

этапе

дети

учатся

составлять

рассказы

из

готовых

предложений. Вначале составление рассказа дается по картинке.

Этапы работы по составлению рассказа на основе мнемотаблицы

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование

из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ

по заданной теме (сказки, стихотворения) опорой на символы (образы) т. е.

происходит обработка метода запоминания.

4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5 этап: Каждая таблица может, воспроизведена ребёнком при её показе ему.

При

воспроизведении

сказки

основной

упор

делается

на

изображение

главных героев. Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице?»,

«Про кого это произведение?».

Например:

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные - рябине,

Фартук розовый - осине,

Желтый зонтик - тополям,

Фрукты осень дарит нам.

С помощью мнемотаблиц можно составлять загадки.

Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них

изображено.

Например: На картинке изображен заяц.

Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц

(в лесу).

Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев).

Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая).

После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети

затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста

детей, от уровня их развития.

Для младших дошкольников - цветовое изображение.

Для старших дошкольников черно - белое изображение в менемотаблице

(например: осень - жёлтая или оранжевая буква «О», зима - синяя или

голубая буква «З», весна – зелёная буква «В», лето – красная буква «Л»).

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и

уровня развития детей:

- для младших дошкольников от 4 до 9 клеток;

- для старших дошкольников 9-16 клеток.

Изображение должно быть: хорошо знакомым и понятным детям, отображать

обобщённый возраст, образ предмета (который оговорён с детьми)

Применение мнемотехники

В

младшей

группе

можно

использовать

мнемотехнику

для

легкого

запоминания

последовательности

разных

процессов

(здесь

уже

работает

метод аудиализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть

кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран →

вытереть руки полотенцем.

Этот

же

метод

можно

использовать

при

обучении

последовательности

одевания, чистки зубов и т.д.

Маленькому

ребёнку

сложно

запомнить

весь

алгоритм

действий,

придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на

занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз

подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых,

птицах.

Средняя группа

В

средней

группе

мнемотехника

может

использоваться

для

развития

внимания, фантазии, творческих способностей. Используя мнемотаблицы,

можно

учить

детей

запоминать

стихи,

небольшие

рассказы,

загадки.

С

помощью

мнемотехники

у

ребят

развивается

вкусовая,

осязательная,

зрительная, двигательная и слуховая память.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и

геометрические

фигуры,

условные

обозначения,

планы,

силуэтные

изображения.

Старшая и подготовительная группа

В

старшей

и

подготовительной

к

школе

группах

нужно

продолжать

использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и

запоминания

рассказов.

Также

эта

техника

может

использоваться

для

изучения

природных

явлений,

углубленных

знаний

о

животных

разных

стран, изучения географии.

Значение мнемотехники:

Мнемотехника

позволяет

получить

хорошие

результаты

во

многих

направлениях

развития

ребенка.

Она

способствует

улучшению

речи,

логического

мышления,

памяти,

воображения

и

облегчает

восприятие

необходимого материала.

Важное

правило

при

использовании

мнемотехники

заключается

в

совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и

родителей дома.



В раздел образования