Автор: Догадова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
Догадова Наталия Владимировна,
воспитатель
МАДОУ города Нижневартовска
детского сада №71 «Радость»
За последнее время участились случаи выявления проблем с развитием речи
у
детей
дошкольного
возраста.
Педагоги
и
родители
замечают
такие
проблемы как нечеткая дикция, скудный словарный запас, неспособность
правильно составить предложение и т.д. Помимо этого, воспитателям часто
поступают жалобы от родителей о том, что у ребёнка плохая память. Что
малыш
хорошо запоминает все
моменты из
рекламы по
телевизору,
но
совершенно не может запомнить стихотворение либо пересказать сказку.
Подобная ситуация складывается в результате того, что у детей преобладает
зрительно-обзорная
память
и
воспринять
им
информацию
значительно
проще путём наглядного примера, нежели, со слов.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям?
Мнемотехника
помогает
упростить
для
детей
процесс
непосредственно-
образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме,
без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что
как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и
запоминание
носит
в
основном
непроизвольный
характер:
дети
лучше
запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному
опыту.
МНЕМОТЕХНИКА
–
это
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и
позволяет
полностью
контролировать
процесс
запоминания,
сохранения
припоминания информации.
Все мы слышали поговорку «Каждый охотник желает знать, где
сидит фазан», но особо не задумывались к чему или к кому она относится. А
ведь это есть расшифровка семи цветов радуги состоящий из начальных букв
цвета - это и есть мнемофраза.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами
в развитии детей, как:
-проблемы развития речи детей дошкольного возраста:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
-неспособность грамматически правильно построить предложение;
-бедность речи;
-недостаточный словарный запас;
-употребление нелитературных слов и выражений;
-бедная
диалогическая
речь:
неспособность
грамотно
и
доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
-отсутствие
навыков
культуры
речи:
неумение
использовать
интонацию,
регулировать громкость голоса и темп речи;
-плохая дикция.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит
перед собой следующие задачи:
➢
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с
помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по
мнемотаблице и коллажу.
➢
Развивать
у
детей
психические
процессы:
внимание,
мышление,
воображение, память (различные виды).
➢
Развивать
у
детей
умственную
активность,
сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
➢
Содействовать
решению
дошкольниками
изобретательских
задач
сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
➢
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Структура мнемотехники:
Для начала детей знакомят с мнемоквадратом
Мнемоквадрат
-
это
отдельная
карточка
с
изображением
предмета,
действия
или
другого
символа.
Мнемодорожка - это несколько
схематичных
рисунков,
расположенных
линейно.
Используя приёмы наложения и
приложения, дети выкладывают
из
мнемоквадратов
мнемодорожки, а следовательно,
составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на
эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
Мнемотаблица
-
это
схема,
состоящая
из
нескольких
квадратов,
в
которую
заложена
определённая информация.
Мнемотехника
в
детском
саду,
как
результативный метод запоминания, обычно
осваивается
на
простых
примерах.
Первоначально
таблицы
составляют
воспитатели,
родители,
потом
к
этому
процессу
можно
подключить
и
ребенка,
таким
образом,
мнемотехника
повлияет
не
только
на
развитие
памяти,
но
и
на
фантазию,
визуализацию
образов
ребенком.
Основные
приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом
мышлении, наблюдательности.
Этапы работы с мнемотаблицами
Работа по этой методике делится на несколько этапов по принципу «от
простого к сложному».
На первом этапе - знакомство детей с символами. Дети учатся «находить
слова, спрятавшиеся в картинках», а также образовывать новые слова.
На втором этапе дети учатся «читать» готовые предложения. Сначала
предложения даются простые, из 2-х - 3-х слов, затем количество слов
увеличивается, добавляются предлоги.
Третий этап – составление предложений из карточек-символов.
На
четвертом
этапе
дети
учатся
составлять
рассказы
из
готовых
предложений. Вначале составление рассказа дается по картинке.
Этапы работы по составлению рассказа на основе мнемотаблицы
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование
из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ
по заданной теме (сказки, стихотворения) опорой на символы (образы) т. е.
происходит обработка метода запоминания.
4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап: Каждая таблица может, воспроизведена ребёнком при её показе ему.
При
воспроизведении
сказки
основной
упор
делается
на
изображение
главных героев. Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице?»,
«Про кого это произведение?».
Например:
Ходит осень в нашем парке
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Желтый зонтик - тополям,
Фрукты осень дарит нам.
С помощью мнемотаблиц можно составлять загадки.
Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них
изображено.
Например: На картинке изображен заяц.
Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц
(в лесу).
Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев).
Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая).
После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети
затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.
Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста
детей, от уровня их развития.
Для младших дошкольников - цветовое изображение.
Для старших дошкольников черно - белое изображение в менемотаблице
(например: осень - жёлтая или оранжевая буква «О», зима - синяя или
голубая буква «З», весна – зелёная буква «В», лето – красная буква «Л»).
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и
уровня развития детей:
- для младших дошкольников от 4 до 9 клеток;
- для старших дошкольников 9-16 клеток.
Изображение должно быть: хорошо знакомым и понятным детям, отображать
обобщённый возраст, образ предмета (который оговорён с детьми)
Применение мнемотехники
В
младшей
группе
можно
использовать
мнемотехнику
для
легкого
запоминания
последовательности
разных
процессов
(здесь
уже
работает
метод аудиализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть
кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран →
вытереть руки полотенцем.
Этот
же
метод
можно
использовать
при
обучении
последовательности
одевания, чистки зубов и т.д.
Маленькому
ребёнку
сложно
запомнить
весь
алгоритм
действий,
придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на
занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз
подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых,
птицах.
Средняя группа
В
средней
группе
мнемотехника
может
использоваться
для
развития
внимания, фантазии, творческих способностей. Используя мнемотаблицы,
можно
учить
детей
запоминать
стихи,
небольшие
рассказы,
загадки.
С
помощью
мнемотехники
у
ребят
развивается
вкусовая,
осязательная,
зрительная, двигательная и слуховая память.
Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и
геометрические
фигуры,
условные
обозначения,
планы,
силуэтные
изображения.
Старшая и подготовительная группа
В
старшей
и
подготовительной
к
школе
группах
нужно
продолжать
использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и
запоминания
рассказов.
Также
эта
техника
может
использоваться
для
изучения
природных
явлений,
углубленных
знаний
о
животных
разных
стран, изучения географии.
Значение мнемотехники:
Мнемотехника
позволяет
получить
хорошие
результаты
во
многих
направлениях
развития
ребенка.
Она
способствует
улучшению
речи,
логического
мышления,
памяти,
воображения
и
облегчает
восприятие
необходимого материала.
Важное
правило
при
использовании
мнемотехники
заключается
в
совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и
родителей дома.