Напоминание

"Повторение знаний об имени прилагательном как часть речи"


Автор: Мосолова Валентина Михайловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ с. Лопьяла Уржумского района Кировской области
Населённый пункт: с.Лопьял, Кировская область
Наименование материала: разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: "Повторение знаний об имени прилагательном как часть речи"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «Повторение знаний об имени прилагательном как части

речи»

Ход урока

1.Мотивация (2 мин)

Приём: доброе пожелание

Как хорошо, что все мы вместе. Мы спокойны, приветливы и

доброжелательны.

Вы готовы к уроку?

Я очень хочу, чтобы вы постарались,

Работой своею довольны остались

Пусть наша работа порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех!

Девизом нашей работы на уроке станут слова:

С маленькой удачи начинается большой успех!

2. Актуализация знаний (3 мин)

Перед вами лежит лист характеристики литературного героя(Приложение 1)

Выберите черты характера, присущие вам и отражающие ваше отношение к

другим людям.

Проверка:

С какой целью выполняли это задание?

-Охарактеризовали себя

Что объединяет эти слова?

-Это имена прилагательные

Докажите, что слова являются именами прилагательными

3.Постановка учебной задачи, целей урока(5 мин)

На протяжении нескольких уроков мы открывали новые знания, путешествуя

по теме «Имя прилагательное». Пришло время подводить итоги.

Прочитайте тему урока

- «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи» Слайд 1

- Цель урока: повторить и обобщить знания об имени прилагательном

как части речи.Слайд 2

Откройте учебник с.28

Прочитайте название рубрики

- «Наши проекты»

Наш урок будет направлен на работу над проектом «Имена на

прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Рабочим

материалом на уроке будут имена прилагательные из сказки.

Каким по виду будет проект?

- Информационный

Какую форму выберем для подачи информации?

-Сообщение с компьютерной презентацией

Каким по типу будет проект?

- Краткосрочный

Работу будем выполнять индивидуально или коллективно?

- Коллективно

С какой целью будем выполнять проект? -

- Проанализировать применение имён прилагательных в сказке Слайд 3

А.С.Пушкина

Какие задачи мы поставим перед собой для достижения цели?Слайд 4

-Закрепить знания об имени прилагательном

-Определить цель использования имён прилагательных в « Сказке о рыбаке и

рыбке» А.С.Пушкина

-Расширить словарный запас

4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения (1 мин)

Что потребуется нам для выполнения поставленных задач, где будем искать

информацию?

- Учебник, сказка, толковый словарь, словари синонимов и антонимов

5.Реализация выбранного проекта(20 мин)

Итак, приступаем к работе

Вам понадобятся Маршрутный лист и Лист самооценки, в котором вы будете

отмечать свои успехи и достижения (Приложение 2, 3)

Домашним заданием к уроку было перечитать произведение А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке», обратить внимание на имена прилагательные,

используемые Александром Сергеевичем в своём произведении, и

задуматься над их ролью в сказке.

Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев

Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит

народным русским. « Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835

году в журнале «Библиотека для чтения» — написана 14 октября 1833 год

Предлагаю выполнить:

1) Творческий диктант

Я буду называть имя существительное, обозначающее предмет или героя из

сказки, а вы подберёте к нему имя прилагательное, обозначающее признак

этого предмета, причём оно должно быть из этой же сказки.

…(Ветхая) землянка, … (синее) море, … (новое) корыто, … (золотая) рыбка,

… (золотые) перстни, … (соболья) душегрейка, … (дубовые) вороты, …

(ласковое) слово, … (сердитые) волны, … (дорогой) откуп, … (высокий)

терем, (сварливая ) баба, (старый) невежа

Проверка:

Проверьте правильность выполнения задания Слайд 5

Оцените свою работу

Самоанализ - поднимите руку, кто справился с заданием

У кого не получилось? Почему?

С какой целью выполняли это задание?

- Проверяли свою внимательность при чтении произведений и память

С какой целью автор употребил именно такие имена прилагательные?

- Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев

сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства

Следующее задание:

2) Лексическая разминка (Приложение 4)

Пушкин в своём произведении некоторые имена прилагательные употребил в

переносном значении. Напишите, как вы понимаете смысл имён

прилагательных (Работа в парах)

Чёрная крестьянка –бедная

золотая рыбка - покрытая золотой чешуёй

сердитые волны- большие, высокие

Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.

Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море

Проверка

Проверьте правильность выполнения задания. (По эталону- на листках)

Оцените свою работу.

Самоанализ - поднимите руку, кто справился с заданием

У кого не получилось? Почему?

А.С.Пушкин в своём произведении употребил словосочетание «Море

синее»А каким ещё может быть море?

- Чёрное, волнующееся, огромное, необъятное…

В «Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 эпитетов к слову

море!

Физкультминутка

3) Подоберите к именам прилагательным:

(Работа со словарём синонимов и антонимов)

синонимы

Ветхая (землянка) – старая.

Дорогой (откуп) – большой.

Ласковое (слово) – доброе, хорошее

Великое (чудо) – большое.

Грозная (стража) – зловещая, страшная

антонимы:

Дорогой (откуп) – дешёвый.

Ласковое (слово) – недоброе, злое, нехорошее

Великое (чудо) – маленькое.

Новое (корыто) – старое.

Проверка в парахСлайд 6

Подумайте, почему А.С.Пушкин употребил именно эти прилагательные?

4.Определите значение устаревших слов (Приложение 5)

(работа с Толковым словарём)

1 группа:

Кичка –

Печатный пряник-

Столбовая дворянка-

Тесовые вороты-

Чупрун –

Чёрная крестьянка-

2 группа:

Душегрейка –

Чупрун-

Прямой простофиля-

Владычица-

Заморские-

Проверка Слайд 7

Слайд 8

С какой целью выполняли эти задания?

- Пополнили свой словарный запас

Подумайте, почему А.С.Пушкин употребил в сказке много устаревших слов?

- Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много устаревших слов,

чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (10 мин)

Предлагаю проверить уровень ваших знаний об имени прилагательном

Постарайтесь, чтобы оценка была высокой

Я читаю утверждение, если оно верное, то ставите +

если неверное, то ставите –

4). Экспресс – опрос »Да (+)–нет (-)»

1. Имя прилагательное обозначает действие предмета?

2. Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам?

3. Падеж имени прилагательного можно определить по падежу имени

существительного, с которым оно сочетается?

4. Имя прилагательное во множественном числе не изменяется по падежам?

5. Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной?

Проверка

Внимание на экран.

Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 9

Оцените свою работу.

С какой целью выполняли эти задания?

- Проверили свои знания об имени прилагательном

Самоанализ. Что не получилось? Почему?

5).Упражнение в определении падежей имён прилагательных и правописании

падежных окончаний.(Работа по карточкам)

Вставьте пропущенные окончания. Укажите падеж имён прилагательных.

Отпустил он рыбку золот..,( )

И сказал ей ласков…( ) слово.

Заедает она пряником печатн...( )

Проверка

Докажите правильность написания окончаний

Вывод

Мы убедились в том, что особую красоту сказке придают имена

прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в

предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать

законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко

встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта

часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени

существительного

8. Этап рефлексии деятельности(4 мин)

Какую цель мы поставили в начале урока?

Достигли мы цели?

Где мы можем применить этот проект?

- Выступить перед родителями, перед учащимися начальной школы

Оцените свои знания- подсчитайте количество баллов и поставьте отметку

Д.з по выбору

1)Раскрасить рисунок и записать по рисунку словосочетания:

(прилагательное + существительное (Приложение 6)

2) Написать сочинение – рассуждение на тему «Почему я люблю сказки

А.С.Пушкина»

Благодарю за хорошую работу Слайд 10

Приложение 2

Маршрутный лист

Ф.И---------------------------------------------------------------------------------------------

1) Творческий диктант.

Подберите к имени существительному имя прилагательное, обозначающее

признак этого предмета, причём оно должно быть из этой же сказки.

………………… землянка, …………….море, ……………… корыто,

…………. рыбка, ………………… перстни, ………… душегрейка,

……………. вороты, ……………… слово, ……………… волны,

……………….. откуп, …………………терем, …………………. баба,

………………невежа

Оценивание: за каждый правильный ответ- 1 балл

2) Лексическая разминка

Пушкин в своём произведении некоторые имена прилагательные употребил в

переносном значении. Напишите, как вы понимаете смысл имён

прилагательных

чёрная крестьянка -

золотая рыбка -

сердитые волны-

печатный пряник –

чёрная (буря) –

Оценивание: за каждый правильный ответ- 1 балл

3) Подберите к именам прилагательным:

синонимы

Ветхая (землянка) –

Дорогой (откуп) –

Ласковое (слово) –

Великое (чудо) –

Грозная (стража) –

антонимы :

Дорогой (откуп) –

Ласковое (слово) –

Великое (чудо) –

Новое (корыто) –

Оценивание: за каждый правильный ответ- 1 балл

4) Экспресс- опрос. «Да (+), Нет(- )

1

2

3

4

5

Оценивание: за каждый правильный ответ- 1 балл

5) Вставьте пропущенные окончания. Укажите падеж имён

прилагательных.

Отпустил он рыбку золот..,( )

И сказал ей ласков…( ) слово.

Заедает она пряником печатн...( )

Оценивание: за каждый правильный ответ- 1 балл

Приложение 3

Оценочный лист

по теме «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи»

_ФИ______________________________________________________________

Этап

Максимальное

количество

баллов

Самооценка

Отметка

учителя

1. Творческий

диктант.

13

2. Лексическая

разминка

5

3. Синонимы и

антонимы

9

4. Экспресс- опрос

10

5)Самостоятельная

работа

6

Итог.

43

Критерии оценивания:

40-43 балла- «5»

30-39 баллов- «4»

21-29 баллов- «3»

Приложение 4

Лексическая разминка

Проверка

Чёрная крестьянка - бедная

золотая рыбка - покрытая золотой чешуёй

сердитые волны- большие, высокие

Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.

Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море

Приложение 5

Определить значение устаревших слов( работа с Толковым словарём)

1 группа:

Кичка –

Печатный пряник-

Столбовая дворянка-

Тесовые вороты-

Чупрун – чуб, хохол.

Чёрная крестьянка-

2 группа:

Душегрейка –

Чупрун-

Прямой простофиля-

Владычица-

Заморские-



В раздел образования