Напоминание

Развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок


Автор: Смирнова Марина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №17 «Журавлик»
Населённый пункт: Челябинская область город Верхний Уфалей
Наименование материала: Публикация
Тема: Развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие нравственных качеств у детей старшего

дошкольного возраста с использованием сказок

Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования

нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным

этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности

дошкольника в целом.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей

была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и

русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и

др. По мнению данных ученых, именно в этот период закладываются основы таких

нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность,

правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической

общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании

нравственных качеств личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное,

отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в

образовательно-воспитательной работе детских садов. Передача нравственного

поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных

героев, поведение которых значимо для ребенка.

Опыт работы в дошкольных учреждениях показывает, что в практике использования

сказок в нравственном воспитании дошкольников есть моменты, которые требуют

дальнейшего изучения, например, как сказки могут формировать нравственные качества

у старших дошкольников, а обилие разноплановых исследований в рамках, выявленных

педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании

детей старшего дошкольного возраста не всегда имеют гармоничную практическую

основу.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со

сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество».

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного

формирования личности старшего дошкольника. На занятиях дети осваивают

нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются

целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитатели в своей педагогической деятельности сталкиваются с непосредственностью,

импульсивностью, ситуативностью поведения детей старшего дошкольного возраста.

Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея

противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает нотации и

нравоучения взрослых, совершает неблаговидные поступки, в которых затем искренне

раскаивается. Этот возраст является наиболее сензитивным к нравственному

воспитанию.

Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо обогащение

нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности

ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не

только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по

нравственному воспитанию в старших группах дошкольных учреждений.

Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль

регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно

формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и

самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать

доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и

внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и

интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного

нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к

школьному обучению.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении

всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его

знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и

окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах

героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,

превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки

ребенка. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности

ребенка.

Значение сказок в воспитании нравственных качеств у ребёнка велико. Сказка - источник

детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. В своей

педагогической деятельности, ориентировалась на современные «добрые сказки» с

опорой на классические педагогические подходы.

В результате нравственного воспитания у детей формируются нравственные качества,

представления становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и

взаимоотношений детей с окружающими. Дошкольники в своей речи использовать такие

слова как «милосердие», забота, взаимное уважение проявляться в поступках в играх,

старались помочь товарищам, которые не столь быстро разбирались в правилах игры. На

занятиях стали терпимее к своим товарищам, которые чуть медленнее выполняют

учебное задание.

Сказка всегда несёт в себе глубокий смысл, лежащий на поверхности. Положительный

конец сказок особенно нравится детям, он даёт им установку, что хорошие и добрые дела

всегда будут оценены по достоинству и вознаграждены.

Активно формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы

ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение

поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять

уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и

интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного

нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к

школьному обучению.



В раздел образования