Автор: Смирнова Марина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №17 «Журавлик»
Населённый пункт: Челябинская область город Верхний Уфалей
Наименование материала: Публикация
Тема: Развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок
Раздел: дошкольное образование
Развитие нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста с использованием сказок
Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования
нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным
этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности
дошкольника в целом.
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей
была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и
русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и
др. По мнению данных ученых, именно в этот период закладываются основы таких
нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность,
правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.
Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической
общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании
нравственных качеств личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное,
отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в
образовательно-воспитательной работе детских садов. Передача нравственного
поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных
героев, поведение которых значимо для ребенка.
Опыт работы в дошкольных учреждениях показывает, что в практике использования
сказок в нравственном воспитании дошкольников есть моменты, которые требуют
дальнейшего изучения, например, как сказки могут формировать нравственные качества
у старших дошкольников, а обилие разноплановых исследований в рамках, выявленных
педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании
детей старшего дошкольного возраста не всегда имеют гармоничную практическую
основу.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со
сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество».
Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного
формирования личности старшего дошкольника. На занятиях дети осваивают
нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются
целенаправленность, ответственность, волевые качества.
Воспитатели в своей педагогической деятельности сталкиваются с непосредственностью,
импульсивностью, ситуативностью поведения детей старшего дошкольного возраста.
Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея
противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает нотации и
нравоучения взрослых, совершает неблаговидные поступки, в которых затем искренне
раскаивается. Этот возраст является наиболее сензитивным к нравственному
воспитанию.
Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо обогащение
нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности
ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не
только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по
нравственному воспитанию в старших группах дошкольных учреждений.
Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль
регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно
формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и
самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать
доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и
внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и
интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного
нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к
школьному обучению.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении
всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его
знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и
окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах
героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,
превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки
ребенка. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности
ребенка.
Значение сказок в воспитании нравственных качеств у ребёнка велико. Сказка - источник
детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. В своей
педагогической деятельности, ориентировалась на современные «добрые сказки» с
опорой на классические педагогические подходы.
В результате нравственного воспитания у детей формируются нравственные качества,
представления становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и
взаимоотношений детей с окружающими. Дошкольники в своей речи использовать такие
слова как «милосердие», забота, взаимное уважение проявляться в поступках в играх,
старались помочь товарищам, которые не столь быстро разбирались в правилах игры. На
занятиях стали терпимее к своим товарищам, которые чуть медленнее выполняют
учебное задание.
Сказка всегда несёт в себе глубокий смысл, лежащий на поверхности. Положительный
конец сказок особенно нравится детям, он даёт им установку, что хорошие и добрые дела
всегда будут оценены по достоинству и вознаграждены.
Активно формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы
ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение
поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять
уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и
интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного
нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к
школьному обучению.