Автор: Подымова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №135"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: занятие по экологии в средней группе
Тема: "Весеннее пробуждение природы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
"Весеннее пробуждение природы"
Цель:
Закрепить представления детей о весне, ее признаках.
Задачи:
• Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны,
расширить знания детей о весне;
• Расширять и активизировать словарь по теме;
• Формировать способность детей работать в коллективе;
Оборудование:
иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, иллюстрации и картинки
для игр.
Ход занятия:
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадку отгадать!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации
и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло
одеты и т.д.
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и
т.д.
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая,
цветущая, шумная.
Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Посмотрите у меня
мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по
секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете
подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней
нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить
на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди
подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и
соотносят со временем года.)
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель: С какого месяца начинается весна?
Дети: Весна начинается с марта месяца.
Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май
Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое
донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят»покругу.
А сугробы тают,тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутсянацыпочках,руки вверх.
Воспитатель: На столах лежат разрезные картинки первоцветов.
Что это, вы не знаете? И я не знаю. Соберем с вами картинки и посмотрим,
что на них изображено.
(дети собирают картинки)
Дети: Это цветы, одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха.
Воспитатель: Ребята, как одним словом назовем эти цветы?
Д: Первоцветы.
Воспитатель: Ребята, какие птицы прилетают в наши края весной.
Дети называют птиц: грач, кукушка, скворец, ласточка, утки, гуси.
Воспитатель: Верно, эти птицы прилетают к нам весной. А как мы их можем
одним словом назвать?
Д: Перелетные.
Воспитатель: Почему на зиму птицы улетели, а с наступлением весны
вернулись в теплые края.
Д: Зимой мало корма, а весной много, появляются насекомые.
Воспитатель: Молодцы ребята, много птиц знаете.
Давайте заглянем в весенний лес и узнаем что же там происходит.
Показ слайдов на экране:
С наступлением весны медведь просыпается, выходит из берлоги голодный и
сразу отправляется на поиски пищи. Почему он голодный? В конце зимы у
медведицы в берлоги рождаются медвежата. Весной они вместе с мамой
выходят на свет.
Весной просыпается еж. У ежихи рождаются 5-7 ежат.
Заяц и белка снова переоделись.
Какого цвета они были зимой? Какого стали теперь?
У лисы в норе появляются лисята. Лисят много, около десяти.
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают
с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети
и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.