Автор: Зубова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: структурное подразделение МАОУ "Верх-Иньвенская СОШ" "Детский сад села Верх-Иньва"
Населённый пункт: село Верх-Иньва Кудымкарский район Пермский край
Наименование материала: доклад
Тема: "Социальное партнёрство семьи и детского сада в развитии физической культуры и воспитания здорового образа жизни ребёнка."
Раздел: дошкольное образование
Социальное партнёрство семьи и детского сада в развитии
физической культуры и воспитания здорового образа жизни
ребёнка.
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка,
в своей работе выделила три основных направления:
-Изучение условий воспитания и развития детей в семье, выявление и
распространения передового опыта семейного воспитания.
-Создание
оптимальных
условий
для
полноценного
физического
воспитания детей в детском саду и в семье.
-Повышение
педагогической
культуры
родителей
посредством
пропаганды медико-педагогических знаний.
Проведенные в начале года диагностирование, опросы, анкетирование
детей и родителей показали, что
: 82.5 % детей проявляют активный интерес к занятиям по физической
культуре: в играх активны, положительно относятся ко всем предлагаемым и
особенно
новым
упражнениям;
осуществляют
элементы
контроля
за
действиями сверстников, замечают нарушения правил в играх.
65.2% - владеют главными элементами техники движений, способны
самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа,
увлечены процессом, но не всегда обращают внимание на результат.
Анкетирование родителей показало, что:
Воспитание
детей
в
семье,
существенно
отличается
от
воспитания в детском саду - 89,2%.
У
молодых
родителей
недостаточно медико-педагогических
знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно - 71,8%.
Не проводят дома закаливания - 71,4 %.
Во
многих
семьях
детская
потребность
в
движении
удовлетворяется не полностью - 62,4 %.
Нет дома физкультурного уголка для ребенка - 58 %.
По
результатам
проведенной
диагностики
и
анкетирования
были
поставлены следующие задачи:
1.
Познакомить
родителей
с
содержанием
физкультурно-
оздоровительной работы в группах и ДОУ.
2. Повысить педагогическую культуру родителей.
3. Добиваться соблюдения единства требований воспитания здорового
ребенка в детском саду и семье.
4. Воспитывать у детей осознаное отношение к ведению здорового
образа жизни и занятиям физической культуры в семье и детском саду.
5.
Изучить
и
использовать
в
работе
лучший
опыт
семейного
воспитания.
В начале года составили перспективный план по работе с семьей,
который включил в себя анкетирование "Условия воспитания и развития
детей в семье", различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, как
с детьми, так и родителями
В каждой группе были проведены следующие мероприятия: создание
информационного пространства «Мы за здоровый образ жизни»; информация
для родителей в уголке здоровья, на тему: «Проведение профилактики против
гриппа»,
«Поговорим
о
правильном
питании»,
«Любить
спорт
с
малых
лет»… Нами были разработаны консультации и памятки для родителей по
физкультурно-оздоровительной работе с детьми: «Как правильно заниматься
физическими упражнениями дома»; «Гимнастика в домашних условиях»;
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия»; «Пробуждение после
сна»; «Игры, в которые играют взрослые и дети»; «Учим, детей ходить на
лыжах».
Папки-передвижки
«Здоровый
ребенок
в
здоровой
семье»,
«Прогулка- это важно», «Секреты хорошего аппетита», где каждая семья
могла
поделиться
своим
опытом,
или
узнать
много
нового.
Информация
меняли в зависимости от времени года и темы недели.
В просветительской работе с родителями, наряду с консультациями
использовали нетрадиционные формы: устные журналы, почтовый ящик для
родителей, информационные письма и т.д.
Для
пополнения
предметно-развивающей
среды
между
группами
провели смотр - конкурс нетрадиционного оборудования, которое можно
использовать в любых игровых ситуациях. Родители охотно откликнулись, с
их
помощью
были
изготовлены
различные
атрибуты
(коврики
здоровья,
мешочки, мобильные тренажеры и др.) для организации здорового образа
жизни детей в группах.
В группах младшего возраста родители своими руками обустроили
площадку, пополнив ее постройками спортивного характера.
В сарших группах д/сада организовали клуб «Здоровая семья», а дети
среднего
возраста,
совместно
с
родителями,
работали
над
проектом
«Здоровые дети - здоровое будующее».
Популярны среди родителей, такие формы работы, как "Дни открытых
дверей",
"Дни
здоровья",
спортивные
досуги.
Такие
мероприятия
способствуют повышению активности родителей, формированию у них вкуса
к педагогической работе со своими детьми. Им предоставляется возможность
присутствовать
на
режимных
моментах
(утренняя
гимнастика),
на
физкультурных
занятиях,
закаливающих
мероприятиях.
Родители
имеют
возможность видеть общефизическую подготовку, умения и навыки своего
ребенка. Они видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры,
веселые состязания, как, играя, он тренируется. Веселая, здоровая атмосфера
таких
дней
передается
и
взрослым,
способствует
пробуждению
у
них
интереса к общению со своими детьми.
Большое удивление оказал на родителей «Осенний марафон», они с
восхищением смотрели на своих малышей и не могли поверить тому, какие у
них выносливые и смелые дети.
Привлекаем
родителей
к
организации
и
проведению
прогулок,
подвижных игр. Взаимное общение сближает родителей и детей. Совместные
прогулки позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться
друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью. Они
являются
равноправными
партнерами
в
игре
и,
конечно
же,
постепенно
учатся
играть
в
подвижные
игры.
Детям
нравится,
когда
папы
и
мамы
принимают участие в их играх: играют с ними в «Салки», «Утки охотники»,
катаются с горки, осваивают вместе с детьми различные упражнения.
Очень интересными получились конкурсы
детских рисунков
« Я
люблю спорт», «Мы спортивная семья», благодаря которым мы
выявили
любимые виды спорта каждой семьи воспитанников.
С
целью
приобщения
детей
к
социальному
опыту
своей
семьи
в
области поддержания здоровья проводили фотовыставки «Наша интересная
прогулка»,
«Отдыхаем
акктивно»,
«Игры
и
забавы
зимой
»,
которые
позволили детям с восторгом рассказать о своей семье.
Целью
привлечения
внимания
родителей
к
спортивным
формам
семейного
досуга,
организовали
и
провели
праздник
"Папа,
мама,
я
-
спортивная
семья".
В
конкурсы
были
включены
эстафеты
для
юных
участников семейной команды, для пап и мам и для всей команды, в которых
использовались мячи, гимнастические скамейки, мешки для бега, обручи.
Зрители тоже не остались без внимания, для них были продуманы конкурсы
на
местах.
Соревнования
судили
представители
родительского
комитета
групп и педагоги детского сада.
Активное привлечение к работе с семьей узких специалистов (педагог -
психолог,
старшая
медсестра,
инструктор
по
физо)
помогает
обеспечить
воспитание
здорового
ребенка.
Каждый
специалист
предлагает
консультативно-справочную
информацию
для
родителей
по
различным
вопросам.
Проблемы укрепления здоровья детей и пути их решения обсуждаем
на
родительских
собраниях
«Воспитание
здорового
ребенка
в
семье
и
детском
саду»,
«Здоровье-
красота»,
«Здоровый
образ
жизни».
Вопросы
теории
и
практики
системы
оздоровления
детей
дошкольного
возраста
раскрывает медсестра ДОУ, а собственный семейный опыт закаливания и
укрепления здоровья детей родители анализируют в дискуссии.
В результате совместной работы с семьей по вопросам физического
воспитания и укреплению здоровья детей:
Родители стали проявлять больше интереса к успехам своих детей в
области физической подготовки - 85%.
Родители
стараются
не
только
принимать
участие
в
различных
мероприятиях, но и проявляют инициативу в организации и проведении
досуговой деятельности детей - 67%.
Имеются дома спортивные уголки для ребенка - 52%.
На
основании
промежуточной
диагностики
видим,
в
процессе
углубленной работы по данной теме появилась положительная динамика:
95,2%
детей
проявляют
стойкий
интерес
к
физическим
упражнениям,
владеют
главными
элементами
техники
большинства
движений;
76,2%
детей
осуществляют
элементы
контроля
за
действиями
сверстников, замечают нарушения правил в играх;
у
19%
детей
наблюдается
перенос
освоенных
упражнений
в
самостоятельную деятельность.
Создание
благоприятных
условий
дома
и
в
детском
саду,
а
также
совместная
работа
коллектива
ДОУ
и
родителей
обеспечивает
тесную
взаимосвязь физического, психического и социального здоровья детей.