Автор: Маркова Екатерина Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
Населённый пункт: Город Орск
Наименование материала: Научно - методическая разработка
Тема: Науковедческие основания исследовательской (научно – методической) деятельности в сфере физической культуры
Раздел: дополнительное образование
ТЕМА 1. Науковедческие основания исследовательской (научно –
методической) деятельности в сфере физической культуры
ГОТОВО
1.1. Основной понятийно – категориальный аппарат учебной
дисциплины «Основы исследовательской деятельности» (ОИД,
ОНМД) и его характеристика
1.2. Основные понятия научно-исследовательской деятельности
1.3. Основы методологии научно-исследовательской и научно-
методической деятельности
2
Основная литература
Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследования в
физическом воспитании/ Б.А. Ашмарин.-М.: Физкультура и спорт, 1978. 223
с.
Борытко, Н.М Методология и методы психолого –педагогичеких
исследований /Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова –М.:
Академия, 2009, 320 с.
Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. ред. и сост. А.А.
Грицанов: М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. – 1312 с.
Евдокимов, В.И., Теория и методика проведения научной работы по
физической культуре и спорту / В.И.Евдокимов, О.А.Чурганов – М.:
Советский спорт, 2010. 216 с.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров .-М.: Академия,
2002.264 с.
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого – педагогического
исследования /В.И.Загвязинский. – М.: Академия, 2006….
Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога/ В.И.
Загвязинский .- М.: Академия, 2010.-176 с.
Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических
исследований/ В.И. Загвязинский , Р.Атаханов,- М.: Академия, 2001.-208 с.
Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска /
В.И.Загвязинский .- Тюмень, ТГУ, 2008.-120 с.
с.
Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап/ В.В. Краевский,
Е.В. Бережнова.- М.: Академия, 2008.-400 с.
Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области
физической культуре и спорта/ В.Г. Никитушкин .-М.: Советский спорт,
2013.- 280 с.
Новиков, А.М. Методология научного исследования / А.М.Новиков, Д.А
Новиков .-М: ЛИБРОКОМ, 2010.-280 с.
Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в
сфере физической культуры и спорта .-М.: Советский спорт, 2010.-200 с.
Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1980. 445
с.
Сластенин В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каши-
рин. М. : Академия, 2001. 480 с.
Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. М. : Просвещение :
Гуманит. изд. центр «Владос», 1996. 432 с.
Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. П.
Шиянов. М. : Школа Пресс, 1998. 512 с.
3
Теория и методика физического воспитания : в 2 т. / под ред. Т. Ю.
Круцевич. Т. 1. Киев : Олимпийская литература, 2003. 423 с.
Теория и методика физической культуры / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.
: Советский спорт, 2003. 464 с.
Основы теории и методики физической культуры / под общ. ред. А. А. Гу-
жаловского. М. : Физкультура и спорт, 1986. 352 с.
Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания / Ж. К. Холо-
дов, В. С. Кузнецов. М. : Академия, 2002. 480 с.
Чермит К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы :
учебное пособие / К. Д. Чермит. М. : Советский спорт, 2005. 272 с.
Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания / А.
А. Тер-Ованесян. М. : Физкультура и спорт, 1978. 206 с.
Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин.
М. : ООО «Изд-во Астрель» : ООО «Изд-во АСТ», 2002. 864 с.
Андреев В. И. Педагогика / В. И. Андреев. Казань : Центр инновационных
технологий, 2000. 608 с.
Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Б. А.
Ашмарина. М. : Просвещение, 1990. 287 с.
Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный
аспект : Монография. М.: Владос, 2004. – 357 с.
Ильясов
Д.Ф.,
Сериков
Г.Н.
Принцип
регулируемого
эволюционирования в педагогике. – М.: Владос, 2003. – 336 с.
Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и
исследовательский подход к ней. – Челябинск.: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.
Рындак В.Г. Методологические основы образования. – Оренбург:
Издательский центр ОГАУ, 2000. – 192 с.
Лешкевич Т.Г. Философия науки : М.: ИНФРА – М, 2006. – 272 с.
Беликов В.А., Кривощанова Н.Г. Методологические основы решения
проблемы
организации
деятельности
учащихся:
Монография.
–
Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 121 с.
Ленин В.И. Философские тетради // Полн. сбор. соч. Т.29. – 782 с.
Коровин, С. С. Методологические основания исследовательской
деятельности студентов в физической культуре / С. С. Коровин, П. П.
Тиссен. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. — 88 с.
Марищук, Л. В. Блудов Ю. Н. Плахтиенко В. А., Серова Л. П. Методика
психодиагностики в спорте/ Л.В.Марищук, Ю.Н.Блудов, В.А.Плахтиенко,
Л.П.Серова. — М.: Просвещение, 1990. 256 с.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И.Лях,-М.:ООО
«Фирма» «Издательство АСТ», 1998. 272 с.
Практикум по психологии здоровья /Под ред. Г.С.Никифорова.-
СПб.:Питер. 2005. 351 с.
4
Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и
физической подготовленности /Б.Х.Ланда .-М.: Советский спорт, 2006.-208 с.
Миллер, Л.Л. Спортивная медицина / Л.Л. Миллер.- М.: Человек, 2015.
184 с.
Поляев,
Б.А.
Гигиеническое
и
медицинское
обеспечение
образовательного процесса и физического воспитания в школе /Б.А.Поляев,
А.Г.Румянцев, Г.А.Макарова, Т.Е.Виленская.-М.: Советский спорт, 2008.
528 с.
Макарова, Г.А. Справочник детского спортивного врача / Г.А.Макарова.-
М.: Советский спорт. 2008. 440 с.
Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена
/В.А.Таймазов. - СПб.: Издательство «Олимп СПб», 2004. 400 с.
5
1.1. Основной понятийно – категориальный аппарат учебной
дисциплины «Основы исследовательской деятельности» (ОИД,
ОНМД) и его характеристика
Одной их основополагающих характеристик специалиста физической
культуры
и
спорта
является
его
теоретико-методологическая,
исследовательская подготовленность, определяющие качество готовности
на различных этапах образовательной и профессиональной деятельности к
полноценному освоению ценностей физической культуры, их творческому
преобразованию и дальнейшей трансляции в практику реализации различных
видов
физической
культуры
(как
социального
явления)
с
целью
формирования
культурологических
характеристик
личности, ее
физической культуры, социализации.
При
этом
теоретико-методологическая
подготовленность
есть
освоенность человеком (специалистом) системы теоретических положений о
научном и педагогическом познании, педагогической деятельности и
преобразовании (на этой основе) действительности (в нашем случае
преимущественно процесса физического образования обучающихся).
В современных условиях ориентации профессиональной подготовки
специалиста физической культуры на «научное образование» предполагает
освоение им
знаний и умений самостоятельной исследовательской
деятельности (в теоретическом и практическом компонентах), позволяющих
выстраивать ориентиры своего (личностного) непрерывного образования,
чему
в
немалой
степени
способствует
комплекс
дисциплин
профессиональной подготовки, приоритетной из которых (в означенном
контексте) является дисциплина «Основы исследовательской деятельности».
В этой связи необходимо представить основной понятийно-
категориальный
аппарат
дисциплины
«Основы
исследовательской
деятельности», что позволит понять ее роль и значение для практики
подготовки специалиста.
Объект учебной дисциплины
«Основы исследовательской
деятельности» (ОИД) –
наука
и система научных знаний в сфере
физической культуры.
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на
выработку объективных, системно организованных и обоснованных
знаний о мире (Грицанов, 201. С.673). Причем особенностью науки
является постоянное обновление знаний, их «добывание». Тем не менее,
науку можно охарактеризовать следующим образом:
- наука как социальный институт: все научно-исследовательские и
образовательные
организации,
где
осуществляются
научные
исследования, н кадры – ученые, «делающие науку», финансирование,
система научной информации, материально – техническое обеспечение и
т.п.);
- наука как результат, имеющий два признака: науку как система
знаний; наука как система достоверных знаний);
6
- наука как процесс: есть организация научной деятельности и
отражает основы методологии научного исследования (Новиков, 2010).
Предмет дисциплины – организация научно-исследовательской
(научно-методической)
деятельности
в
сфере
физической
культуры
(Никитушкин,2013, с.3, К.С.С.).
Цель дисциплины – формирование научно -исследовательской и
методологической подготовленности специалиста к ведению
научно-
исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Основными задачами
дисциплины
«Основы
исследовательской
деятельности» являются (Никитушкин, 2013, В.С.С.):
- освоение науковедческих оснований научно-исследовательской
деятельности (НИД) (понятий науки в целом);
-освоение методов и частных методик организации НИД; интерпретации
ее результатов;
-освоение теории и методики организации
целостной НИД и
экспериментальной работы в сфере физической культуры;
-формирование готовности к созданию образовательных технологий в
сфере физкультурного образования.
В этой связи, основными факторами актуальности, отражающими роль
и значение дисциплины ОИД в практике профессиональной подготовки
(переподготовки) и получения «научного образования» являются:
1. Повышение характеристик общекультурной компетентности в части:
- общей культуры обучающегося, его осведомленности как субъекта
знаний в сфере науки,
физической культуры и НИД в этих сферах;
нахождение и видение перспектив науки вообще и в сфере физической
культуры в частности; понимание роли науки и НИД в становлении “себя” и
преобразовании
педагогической
(физкультурно-спортивной)
действительности.
-способности использовать основы философских, социогуманитарных
знаний для формирования научного мировоззрения (ОК -1);
2. Обеспечение непосредственно прикладной подготовленности в связи:
- с использованием систематизированных теоретических и практических
знаний и умений (владений) для постановки и решения исследовательских
задач в области образования и физической культуры (ПК -11);
-
со
способностью
руководить
учебно
–
исследовательской
деятельностью
обучающегося
-
школьника
(иного
контингента
обучающихся) (ПК – 12);
7
3. Обеспечение перспектив своего образования и самообразования в
силу сформированности
способности проектировать траектории своего
профессионального роста и личностного развития (ПК – 10);
4. Готовность к
освоению
основной
профессиональной
образовательной
программы
высшего
образования
(ОПОП
ВО)
и
завершению
образования в
части
качественной
самостоятельной
подготовки курсовых и выпускной квалификационной работ (ВКР).
Говоря о НИД (как частный процесс научного исследования; процесс
изучения, концептуализации (осмысления) и проверки теории, связанной с
получением научных знаний) следует отметить закономерности развития
науки (а, следовательно, в известной мере, об особенностях НИД):
1. Обусловленность науки и НИД социальным потребностям;
потребностями общественно – исторической практики и самой науки.
2. Самостоятельность развития науки (относительная), которая
проявляется в ее “непараллельности ” с развитием общества; развития не в
полную “угоду” обществу, но в соответствии с накоплением определенных
предпосылок к получению новых научных знаний.
3. Преемственность науки от этапа к этапу в своем развитии (опять-таки
относительная в силу действия закона отрицания отрицания).
4. Неравномерность развития, когда периоды «затишья» (эволюций)
чередуются со всплесками («революционными явлениями»), что есть
отражение закона перехода количественных изменений в качественные.
5. Межотраслевое взаимодействие в науке, обозначающее достаточно
весомую взаимосвязь научных знаний из различных сфер социальной
практики.
6. Противоречивость в науке (как отражение закона единства и борьбы
противоположностей), которая преодолевается тесным взаимодействием
ученых и означает готовность к взаимодействию в получении
действительно научных знаний.
Кратко следует обозначить и функции науки; основными являются:
1. Описательная; связана с представлением новых знаний, результатов
научных исследований (их «обнародование»).
2. Объяснительная; после описания – представления результатов
исследований важным представляется объяснение причинно-следственных
связей явлений и процессов, обусловливающих полученный результат.
(объяснить, почему именно так, а не иначе).
3. Прогнозирующая; «ответственна» за определение того, где будет
использоваться полученное знание (в какой сфере); как будет развиваться
изучаемое явление.
4. Преобразовательная; с ее реализацией разрабатываются предложения
о способах использования результатов в практике конкретной сферы
социальной жизни.
8
1.2. Основные понятия научно-исследовательской деятельности
Качество освоенности содержания дисциплины ОИД, равно как и в
дальнейшем организации и участия в НИД, комфортное существование в
научно-педагогическом сообществе и коммуникации в нем в существенной
мере обусловлено знанием основных понятий, имеющих отношение к НИД
вообще и в сфере физической культуры, в частности; это обстоятельность
определяет необходимость их краткого представления.
Наука – вид познавательной деятельности по выработке объективных,
системно организованных и обоснованных знаний о мире (Грицанов, 2001).
При этом цель науки – получение новых научных знаний.
Полученное при этом знание есть определенным способом полученная
информация об объективных свойствах и связях мира, имеющая социальное
и личностное значение и признаваемая именно как знание.
Всякое знание «добывается» в процессе
познания, которое есть
творческая деятельность по получению достоверных научных знаний о мире.
Наиболее эффективным процессов познания есть научное исследование,
которое
есть
вид
познания,
процесс
изучения,
концептуализации
(осмысления) и проверки созданной теории, связанной с получением новых
знаний.
Научное исследование
(как процесс целенаправленного научного
познания в специально организованной деятельности по получению
новых знаний), имеет четыре вида, связанные с наукой и познанием;
обусловленные
масштабностью
исследовательской
–
познавательной
деятельности, социальными запросами и подготовленностью исследователя
(Семенов, 2011, с. 11-14):
1. Научно – исследовательская деятельность – вид (частный случай)
исследовательской деятельности и в целом познавательной деятельности,
направленный
на
получение
новых
знаний
об
окружающей
действительности.
2. Научно – методическая деятельность
– вид научно –
исследовательской деятельности, направленный на “приращение” нового
знания (.. к уже имеющемся … К.С.С.).
3. Методическая деятельность – вид научно – методической и научно –
исследовательской деятельности, направленный на “выработку” более
оптимальных (рациональных) приемов и методов обучения, воспитания и
развития (без внесения «явной» научной новизны); скорее речь идет о
реконструкции имеющихся знаний и подбор способов их использования «во
благо».
9
4. Учебная – вид познавательной активности человека, направленный на
присвоение социального опыта (в том числе и в научно –исследовательской
сфере-деятельности).
Взаимосвязь означенных видов деятельности достаточно проста:
участие в учебной деятельности приведет к приобретению знания и опыта
«действовать «в науке»; это, в свою очередь (т.е.опыт действовать в
науке) приведет к освоению научных способов учиться, а рациональное
использование способов учиться приведет к владению способами
научного мышления.
Знания, накопленные человечеством в ходе развития общества –
общесоциальная
ценность
(отражение
общесоциальной
ценности
«Познание» (Кирьякова А.В., 1996). Знания всегда достаточно бережно
“охраняли” и сохраняли с целью передачи следующим поколениям для
направленного использования (как ценность)( впрочем, вне зависимости
от их положительного или отрицательного значения).
В этой связи выделяют следующие основные формы организации
научного знания. При этом, форма организации научного знания есть
словарно – терминологическое выражение содержания результатов
научного
исследования.
Так
в
частности
определяют
наиболее
употребляемые формы организации научного знания:
- явление – отдельное событие; объективная реальность;
- факт – совокупность событий и явлений, их обобщение, обобщенная
характеристика;
- положение – научное утверждение, сформулированная мысль;
- понятие – мысль, закрепленная в языковой форме и отражающая в
обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между
ними;
- категория
– форма знания, отражающая наиболее общие и
существенные свойства и признаки, связи и отношения предметов
действительности;
- принцип – форма организации научного знания, отражающая некую
совокупность фактов, знаний; исходный пункт объяснения чего – либо и
руководства к действию;
- закон
– существенное, объективное, всеобщее, устойчивое и
повторяющееся отношение между явлениями и процессами (чаще всего
закон
в “слабых” науках (к ним относится и педагогика)
носит
нормативный характер и регламентирует (как закономерность) НИД.
- теория – высшая форма организации знания, дающая полное
представление о закономерностях и существенных связях исследуемой
действительности;
Теория имеет две части:
10
- основание – ведущее понятие и исходный «пункт» к построению
НИД и разработке ее содержания;
-следствие – объяснение полученного результата и прогноз НИД
по выявлению новых фактов. Таким образом, теория это и результат
НИД и предпосылка к дальнейшей НИД.
- концепция – комплекс знаний и представлений, совокупность идей,
направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними;
- идея – высшая форма и результат познания, отражающая объект
исследования
и
направление
его
преобразования;
это
основа
и
предпосылка к поиску путей получения знания и решения проблем;
- проблема – знание о том, что на “сейчас” наука не знает, но знает,
что это нужно познать для развития теории, практики … и т. д. (“знание о
незнании”);
- обоснование – мыслительный процесс по использованию знаний с
целью регламентации и эталонизации практической и познавательной
деятельности» (результат – обоснованность чего-либо, подтверждение
фактами);
- практика
– предметная деятельность по преобразованию
действительности за счет полученных знаний; реализации теории по
получению новых знаний.
Все
знания, полученные в ходе
научно-исследовательской
деятельности, в связи со способами их получения классифицируются
следующим образом (А.М.Новиков, 2010):
- эмпирические (полученные «чувственным» путем), полученные в
опытной, экспериментальной деятельности, в дальнейшем обобщенные
и служащие основанием для создания (формирования) теорий,
выявления закономерностей, законов;
- теоретические, полученные логическим путем на основе
осмысления и преобразования эмпирических знаний в более «глубокие»
обобщения с определением
(прогнозом) дальнейшего
развития
теоретического направления научных исследований.
Говоря о научном исследовании (исследовательской деятельности)
важным представляется охарактеризовать
его логику, технологическую
цепочку, которая отражает взаимосвязь науки
и исследовательской
деятельности.
1. Начало науке задает практика, т.е. практическая деятельность
человека по удовлетворению каких-либо его потребностей (в самом общем
смысле потребность «включает» познавательную, научную деятельность для
получения знания о свойствах «практики»).
2. Далее
в «работу» вступает наука – специфический вид
познавательной деятельности.
3. Таким образом «включается» процесс познания явлений практики
(практической
действительности),
т.е.
творческая
деятельность
по
получению нового знания о непознанном.
11
4. Этот процесс познания осуществляется в ходе реализации одного из
видов
познания
–
научного
исследования
как
процесс
изучения,
концептуализации, создания
теории и
проверки теории, связанной с
полученным новым знанием.
5. Далее научное исследование осуществляется в виде
научно-
исследовательской,
научно-методической,
методической
и
учебной
деятельности.
1.3. Основы методологии научно-исследовательской и научно-
методической деятельности
Существенное значение
в
обеспечении
качества научного
исследования в целом имеет знание способов получения нового знания,
которые в целом задают исследования, определяют его логику. Ведь именно
от того, как качественно организовано исследование зависит и качество
полученных
результатов,
их
научность
и
достоверность.
Означенное
определяет необходимость рассмотрения категории «методология» научного
исследования и понятий, отражающих эту специфическую сферу знания.
Изначально необходимо обратиться к базовому понятию - методология
науки как учение об исходных положениях, принципах, способах познания
и объяснительных механизмах преобразования действительности.
В литературе существует достаточно много определений
методологии.
Так
в
частности,
в
системе
философского
знания
методология
–
система принципов и способов организации и
построения теоретической и практической деятельности, а так же учение
об этой системе ( Грицанов, 2001, Семенов, 2011, с.10; В.В. Краевский,
2008, с. 11); это учение о методе научного познания и преобразования
действительности; сейчас говорят о “методологии научного познания” -
учение
о
принципах
построения,
формах
и
способах
научно
–
исследовательской деятельности (В.В. Краевский, 2008, с.11).
Тем не менее, в сфере педагогики принято обозначать методологию
педагогики
как
совокупность педагогических знаний, процессах его
добывания,
способах
объяснения
и
практического
применения
в
педагогической
действительности
(В.А.
Беликов,
1994,
с.15;
В.И.
Загвязинский, Р. Атаханов, 2001, с.40).
Методология педагогики, таким
образом
– система знаний об основаниях и структуре педагогической
теории, о принципах,
подходах
и способах “добывания” знаний,
отражающих педагогическую действительность. (Данилов М.А., 1973, с.73)
В теории и практике научного исследования признано так же, что
теория – результат познания, а методология “предписывает” каким
образом можно получить знания, лежащие в основе теории.
В самом общем смысле методология педагогики (это нам все-таки
ближе) это концептуальное изложение цели, содержания, методов
исследования,
обеспечивающих
достоверную
информацию
о
12
педагогических процессах и явлениях (Д.Ф. Ильясов, Г.н. Сериков, 2003,
с.123).
При
этом
основным
результатом
является
создание
образовательных и воспитательных концепций и положений, подлежащих
содержательному
«накоплению»
и
реализации
в
образовательной
практике.
В основе всех определений методологии основополагающее слово
«принцип», что есть основание некой совокупности фактов или знаний,
исходный пункт объяснения или руководства к действию (А.А. Грицанов,
2001, с.824).
Говоря о методологии педагогики важно следующее (В.В. Краевский,
2008, с.18); методология педагогики имеет две стороны:
-«знаниевая»; отражает направленность научного исследования на
получение новых знаний научно обоснованными способами («правильным»
путем);
- деятельностная; отражает направленность исследования на
обоснование программ, логики и методов, оценки качества научных
педагогических исследований (более прикладной аспект).
Научное познание,
реализация научно – исследовательской
деятельности
в
сфере
педагогики
и
образования
необходимо
предусматривает использование иных понятий, сопряженных с понятием
методология.
Ключевым понятием «методология» является понятие «метод», Именно
оптимальный подбор методов задает логику исследования, определяет его
результат.
Метод (в философском смысле) – способ достижения цели; совокупность
приемов и операций освоения действительности, а также человеческой
деятельности, организованной определенным образом (Грицанов, 2001,
с.633); это целесообразно построенная деятельность, направленная на
достижение цели (Фролов, 1980, с. 214). Таким образом, метод (в самом
общем смысле) есть способ достижения какой – либо цели определенным
способом упорядоченной деятельностью.
В педагогическом отношении под методами следует понимать
рациональные
способы
профессионального
взаимодействия
субъектов
образования (включая физическое) для решения задач обучения, воспитания
и развития (Подласый,1996, с.319; Сластенин, 1998, с.296; Сластенин,
2001, с. 221).
В спортивной педагогике методом принято обозначать способ
выполнения физкультурно – спортивной деятельности для достижения
конкретной цели физического образования (освоения физической культуры) (
Круцевич, 2003, с.112; Курамшин, 2003, с.59; Гужаловский, 1986, с.36; Хол-
Кузн, 2002, с.40; Чермит, 2005, с.83; Тер-Ованесян,1978, с.15; Озолин, 2002,
с.109 и др.).
13
Наиболее “крупным” понятием, отражающим способы направленного
научного исследования и использования ценностей физической культуры в
становлении
личности
(физической
культуры
личности),
является
методологический подход (методический), который представляет собой
совокупность педагогических взаимодействий субъектов образования в
организации
познавательной деятельности и реализации содержания
физкультурно
–
спортивной
деятельности,
обусловленной
конкретной
научной
(педагогической)
концепцией,
логикой
процесса
обучения,
воспитания и развития личности (по материалам: Курамшин, 2003, с.61; 56,
с.93; 213, с.115).
Методологический подход, таким образом, сам есть способ и
принцип,
на
основе
которого
строится
достаточно
масштабный
целостный процесс целеполагания в исследовательской деятельности,
организации физкультурно – спортивной деятельности и определяется ее
содержание. Так, в частности (и это будет рассмотрено позже), в практике
физического
образования
необходимы
системный,
личностно
ориентированный, деятельностный, антропологический, комплексный,
дифференцированный и культурологический подходы.
Методическое направление
-
понятие, отражающее совокупность
методов,
ориентирующих
познавательную
физкультурно-спортивную
деятельность, ее содержание и определяющих эффективность исследования
и решения однотипных (однородных) дидактических задач физического
образования в отношении обучения и (или) воспитания и (или) развития
личности (по материалам: Курамшин,2003, с. 61).
Далее, менее крупным понятием является понятие
методика (в
широком смысле слова)
как совокупность методов, средств и форм
организации процессов познавательной деятельности, обучения, воспитания
и развития личности (физической культуры личности) направленным
использованием ценностей физической культуры (в процессе физического
образования).
В означенном контексте речь идет о методике, к примеру, исследования
и организации процессов физического образования дошкольников; методике
(специфических
оснований)
спортивной
подготовки
юных
гимнастов;
особенностях
(методических)
становления
готовности
к
конкретной
профессиональной деятельности. Говоря о методике как понятии, следует
отметить и сложившееся в настоящее время узкое понятие методики,
отражающее совокупность различных методов, обеспечивающих успешность
процесса решения какой – либо частной педагогической задачи (к примеру,
обучение технике плавания на спине; лазанию по канату и т.д.).
Таким образом (это видно из определений), подбор и использование
адекватных методов для реализации целей любой деятельности (научной,
образовательной) – основное условие ее успешности. Поэтому от того,
насколько тщательно подобраны методы познавательной деятельности и
на основе ее результатов методы обучения, воспитания и развития
человека
направленным
использованием
ценностей
физической
культуры, зависит прогноз успешности образовательной практики.
14
При этом успешность процесса решения конкретных задач
обучения, воспитания и развития обусловлена подбором и реализацией
методических приемов, которые представляют собой расчленение на части
элемента
метода
(Сластенин,1998,с.296;
Сластенин,2001,
с.
221;
Подласый,1996 , с.319; Андреев,2000, с.207). Методический прием, таким
образом, - это способ реализации того или иного метода в конкретной
педагогической ситуации (воспитательной, например) или решении частной
двигательной задачи (Круцевич, 2003, с.112; Курамшин,2003, с. 59). (В
дополнение заметим, что методический прием – элемент метода, его
составная часть, разовое действие и своеобразный
«шаг» в реализации
метода – Подласый,1996, с. 319; Ашмарин, 1990, с.75).
В ходе научно исследовательской деятельности субъекту познания
(студенту, ученому, учителю, преподавателю и т.п.) приходится иметь дело с
различными по структурной сложности объектами познания (исследования).
Тем не менее, каким бы ни был сложным объект, процесс его познания
необходимо имеет поэтапную и “послойную”, многоуровневую структуру. И
в этой связи познавая каждый «слой» (объекта (предмета) исследования),
каждый уровень, переходя от этапа к этапу (и особенно рассматривая
взаимосвязи структурных компонентов объекта познания), исследователь
необходимо должен опираться на базовые методологические положения,
которые характерны для определенного этапа и уровня познания.
Таким
образом,
возникает
необходимость
рассмотрения
уровней
методологии познания - исследования; системы базовых методологических
положений (законов, принципов, подходов), опора на которые на каждом
этапе
и
уровне
изучения
объекта
делает
этот
процесс
наиболее
продуктивным.
В связи с означенным, в настоящее время в структуре методологического
познания выделяют четыре уровня: философский, направляющий процесс
познания и деятельности человека в определенное (исследователем) русло, в
реалии человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования;
общенаучный,
представляющий
совокупность
знаний
и
концепций,
применяемых к широкому классу наук, использующихся в большинстве
отраслей
познания
(педагогика,
социология,
биология
и
т.д.);
частнонаучный,
отражающий
совокупность
методов,
принципов
исследования, подходов, применяемых в конкретной (в нашем случае в
спортивной
педагогике)
научной
дисциплине
и
отрасли
познания;
технологический, являющийся, по сути и преимущественно, методическим
и отражающий совокупность частных методик и технологий исследования,
обеспечивающих получение достоверных данных об объекте (предмете)
изучения и определяющих организацию деятельности (педагогической) (В.Г.
Рындак, 2000;В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2001; В.А. Сластенин, В.П.
Каширин, 2001; М.Е. Дуранов, 2002; Т.Г. Лешкевич, 2006, с. 108 и др.).
ВЗЯТЬ У меня 2009
15
Таким образом, все представленные уровни методологии образуют
достаточно сложную систему, в которой существуют и функционируют их
известное соподчинение. Философский уровень познания есть основа
всякого методологического знания; где методологические знания каждого
вышестоящего уровня являются основными лишь по отношению к знаниям
более низкого порядка
(В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, 2004, с.7; В.А.
Сластенин, В.П. Каширин, 2001, с.148).
В заключении отметим, что в целом процесс исследовательской
деятельности все-таки следует начинать с познания наиболее масштабных
проявлений действительности, в которой находится
конкретный объект
(предмет) исследования (как частное проявление общего). В этой связи «…
кто борется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот
неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя “натыкаться” на
эти общие вопросы (В.И. Ленин, ПСС/В.И. Ленин. – Т. 29, с. 302).