Напоминание

Науковедческие основания исследовательской (научно – методической) деятельности в сфере физической культуры


Автор: Маркова Екатерина Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
Населённый пункт: Город Орск
Наименование материала: Научно - методическая разработка
Тема: Науковедческие основания исследовательской (научно – методической) деятельности в сфере физической культуры
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕМА 1. Науковедческие основания исследовательской (научно –

методической) деятельности в сфере физической культуры

ГОТОВО

1.1. Основной понятийно – категориальный аппарат учебной

дисциплины «Основы исследовательской деятельности» (ОИД,

ОНМД) и его характеристика

1.2. Основные понятия научно-исследовательской деятельности

1.3. Основы методологии научно-исследовательской и научно-

методической деятельности

2

Основная литература

Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследования в

физическом воспитании/ Б.А. Ашмарин.-М.: Физкультура и спорт, 1978. 223

с.

Борытко, Н.М Методология и методы психолого –педагогичеких

исследований /Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова –М.:

Академия, 2009, 320 с.

Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. ред. и сост. А.А.

Грицанов: М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. – 1312 с.

Евдокимов, В.И., Теория и методика проведения научной работы по

физической культуре и спорту / В.И.Евдокимов, О.А.Чурганов – М.:

Советский спорт, 2010. 216 с.

Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в

физической культуре и спорте/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров .-М.: Академия,

2002.264 с.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого – педагогического

исследования /В.И.Загвязинский. – М.: Академия, 2006….

Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога/ В.И.

Загвязинский .- М.: Академия, 2010.-176 с.

Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических

исследований/ В.И. Загвязинский , Р.Атаханов,- М.: Академия, 2001.-208 с.

Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска /

В.И.Загвязинский .- Тюмень, ТГУ, 2008.-120 с.

с.

Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап/ В.В. Краевский,

Е.В. Бережнова.- М.: Академия, 2008.-400 с.

Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области

физической культуре и спорта/ В.Г. Никитушкин .-М.: Советский спорт,

2013.- 280 с.

Новиков, А.М. Методология научного исследования / А.М.Новиков, Д.А

Новиков .-М: ЛИБРОКОМ, 2010.-280 с.

Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в

сфере физической культуры и спорта .-М.: Советский спорт, 2010.-200 с.

Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1980. 445

с.

Сластенин В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каши-

рин. М. : Академия, 2001. 480 с.

Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. М. : Просвещение :

Гуманит. изд. центр «Владос», 1996. 432 с.

Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. П.

Шиянов. М. : Школа Пресс, 1998. 512 с.

3

Теория и методика физического воспитания : в 2 т. / под ред. Т. Ю.

Круцевич. Т. 1. Киев : Олимпийская литература, 2003. 423 с.

Теория и методика физической культуры / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.

: Советский спорт, 2003. 464 с.

Основы теории и методики физической культуры / под общ. ред. А. А. Гу-

жаловского. М. : Физкультура и спорт, 1986. 352 с.

Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания / Ж. К. Холо-

дов, В. С. Кузнецов. М. : Академия, 2002. 480 с.

Чермит К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы :

учебное пособие / К. Д. Чермит. М. : Советский спорт, 2005. 272 с.

Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания / А.

А. Тер-Ованесян. М. : Физкультура и спорт, 1978. 206 с.

Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин.

М. : ООО «Изд-во Астрель» : ООО «Изд-во АСТ», 2002. 864 с.

Андреев В. И. Педагогика / В. И. Андреев. Казань : Центр инновационных

технологий, 2000. 608 с.

Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Б. А.

Ашмарина. М. : Просвещение, 1990. 287 с.

Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный

аспект : Монография. М.: Владос, 2004. – 357 с.

Ильясов

Д.Ф.,

Сериков

Г.Н.

Принцип

регулируемого

эволюционирования в педагогике. – М.: Владос, 2003. – 336 с.

Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и

исследовательский подход к ней. – Челябинск.: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.

Рындак В.Г. Методологические основы образования. – Оренбург:

Издательский центр ОГАУ, 2000. – 192 с.

Лешкевич Т.Г. Философия науки : М.: ИНФРА – М, 2006. – 272 с.

Беликов В.А., Кривощанова Н.Г. Методологические основы решения

проблемы

организации

деятельности

учащихся:

Монография.

Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 121 с.

Ленин В.И. Философские тетради // Полн. сбор. соч. Т.29. – 782 с.

Коровин, С. С. Методологические основания исследовательской

деятельности студентов в физической культуре / С. С. Коровин, П. П.

Тиссен. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. — 88 с.

Марищук, Л. В. Блудов Ю. Н. Плахтиенко В. А., Серова Л. П. Методика

психодиагностики в спорте/ Л.В.Марищук, Ю.Н.Блудов, В.А.Плахтиенко,

Л.П.Серова. — М.: Просвещение, 1990. 256 с.

Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И.Лях,-М.:ООО

«Фирма» «Издательство АСТ», 1998. 272 с.

Практикум по психологии здоровья /Под ред. Г.С.Никифорова.-

СПб.:Питер. 2005. 351 с.

4

Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и

физической подготовленности /Б.Х.Ланда .-М.: Советский спорт, 2006.-208 с.

Миллер, Л.Л. Спортивная медицина / Л.Л. Миллер.- М.: Человек, 2015.

184 с.

Поляев,

Б.А.

Гигиеническое

и

медицинское

обеспечение

образовательного процесса и физического воспитания в школе /Б.А.Поляев,

А.Г.Румянцев, Г.А.Макарова, Т.Е.Виленская.-М.: Советский спорт, 2008.

528 с.

Макарова, Г.А. Справочник детского спортивного врача / Г.А.Макарова.-

М.: Советский спорт. 2008. 440 с.

Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена

/В.А.Таймазов. - СПб.: Издательство «Олимп СПб», 2004. 400 с.

5

1.1. Основной понятийно – категориальный аппарат учебной

дисциплины «Основы исследовательской деятельности» (ОИД,

ОНМД) и его характеристика

Одной их основополагающих характеристик специалиста физической

культуры

и

спорта

является

его

теоретико-методологическая,

исследовательская подготовленность, определяющие качество готовности

на различных этапах образовательной и профессиональной деятельности к

полноценному освоению ценностей физической культуры, их творческому

преобразованию и дальнейшей трансляции в практику реализации различных

видов

физической

культуры

(как

социального

явления)

с

целью

формирования

культурологических

характеристик

личности, ее

физической культуры, социализации.

При

этом

теоретико-методологическая

подготовленность

есть

освоенность человеком (специалистом) системы теоретических положений о

научном и педагогическом познании, педагогической деятельности и

преобразовании (на этой основе) действительности (в нашем случае

преимущественно процесса физического образования обучающихся).

В современных условиях ориентации профессиональной подготовки

специалиста физической культуры на «научное образование» предполагает

освоение им

знаний и умений самостоятельной исследовательской

деятельности (в теоретическом и практическом компонентах), позволяющих

выстраивать ориентиры своего (личностного) непрерывного образования,

чему

в

немалой

степени

способствует

комплекс

дисциплин

профессиональной подготовки, приоритетной из которых (в означенном

контексте) является дисциплина «Основы исследовательской деятельности».

В этой связи необходимо представить основной понятийно-

категориальный

аппарат

дисциплины

«Основы

исследовательской

деятельности», что позволит понять ее роль и значение для практики

подготовки специалиста.

Объект учебной дисциплины

«Основы исследовательской

деятельности» (ОИД) –

наука

и система научных знаний в сфере

физической культуры.

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на

выработку объективных, системно организованных и обоснованных

знаний о мире (Грицанов, 201. С.673). Причем особенностью науки

является постоянное обновление знаний, их «добывание». Тем не менее,

науку можно охарактеризовать следующим образом:

- наука как социальный институт: все научно-исследовательские и

образовательные

организации,

где

осуществляются

научные

исследования, н кадры – ученые, «делающие науку», финансирование,

система научной информации, материально – техническое обеспечение и

т.п.);

- наука как результат, имеющий два признака: науку как система

знаний; наука как система достоверных знаний);

6

- наука как процесс: есть организация научной деятельности и

отражает основы методологии научного исследования (Новиков, 2010).

Предмет дисциплины – организация научно-исследовательской

(научно-методической)

деятельности

в

сфере

физической

культуры

(Никитушкин,2013, с.3, К.С.С.).

Цель дисциплины – формирование научно -исследовательской и

методологической подготовленности специалиста к ведению

научно-

исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Основными задачами

дисциплины

«Основы

исследовательской

деятельности» являются (Никитушкин, 2013, В.С.С.):

- освоение науковедческих оснований научно-исследовательской

деятельности (НИД) (понятий науки в целом);

-освоение методов и частных методик организации НИД; интерпретации

ее результатов;

-освоение теории и методики организации

целостной НИД и

экспериментальной работы в сфере физической культуры;

-формирование готовности к созданию образовательных технологий в

сфере физкультурного образования.

В этой связи, основными факторами актуальности, отражающими роль

и значение дисциплины ОИД в практике профессиональной подготовки

(переподготовки) и получения «научного образования» являются:

1. Повышение характеристик общекультурной компетентности в части:

- общей культуры обучающегося, его осведомленности как субъекта

знаний в сфере науки,

физической культуры и НИД в этих сферах;

нахождение и видение перспектив науки вообще и в сфере физической

культуры в частности; понимание роли науки и НИД в становлении “себя” и

преобразовании

педагогической

(физкультурно-спортивной)

действительности.

-способности использовать основы философских, социогуманитарных

знаний для формирования научного мировоззрения (ОК -1);

2. Обеспечение непосредственно прикладной подготовленности в связи:

- с использованием систематизированных теоретических и практических

знаний и умений (владений) для постановки и решения исследовательских

задач в области образования и физической культуры (ПК -11);

-

со

способностью

руководить

учебно

исследовательской

деятельностью

обучающегося

-

школьника

(иного

контингента

обучающихся) (ПК – 12);

7

3. Обеспечение перспектив своего образования и самообразования в

силу сформированности

способности проектировать траектории своего

профессионального роста и личностного развития (ПК – 10);

4. Готовность к

освоению

основной

профессиональной

образовательной

программы

высшего

образования

(ОПОП

ВО)

и

завершению

образования в

части

качественной

самостоятельной

подготовки курсовых и выпускной квалификационной работ (ВКР).

Говоря о НИД (как частный процесс научного исследования; процесс

изучения, концептуализации (осмысления) и проверки теории, связанной с

получением научных знаний) следует отметить закономерности развития

науки (а, следовательно, в известной мере, об особенностях НИД):

1. Обусловленность науки и НИД социальным потребностям;

потребностями общественно – исторической практики и самой науки.

2. Самостоятельность развития науки (относительная), которая

проявляется в ее “непараллельности ” с развитием общества; развития не в

полную “угоду” обществу, но в соответствии с накоплением определенных

предпосылок к получению новых научных знаний.

3. Преемственность науки от этапа к этапу в своем развитии (опять-таки

относительная в силу действия закона отрицания отрицания).

4. Неравномерность развития, когда периоды «затишья» (эволюций)

чередуются со всплесками («революционными явлениями»), что есть

отражение закона перехода количественных изменений в качественные.

5. Межотраслевое взаимодействие в науке, обозначающее достаточно

весомую взаимосвязь научных знаний из различных сфер социальной

практики.

6. Противоречивость в науке (как отражение закона единства и борьбы

противоположностей), которая преодолевается тесным взаимодействием

ученых и означает готовность к взаимодействию в получении

действительно научных знаний.

Кратко следует обозначить и функции науки; основными являются:

1. Описательная; связана с представлением новых знаний, результатов

научных исследований (их «обнародование»).

2. Объяснительная; после описания – представления результатов

исследований важным представляется объяснение причинно-следственных

связей явлений и процессов, обусловливающих полученный результат.

(объяснить, почему именно так, а не иначе).

3. Прогнозирующая; «ответственна» за определение того, где будет

использоваться полученное знание (в какой сфере); как будет развиваться

изучаемое явление.

4. Преобразовательная; с ее реализацией разрабатываются предложения

о способах использования результатов в практике конкретной сферы

социальной жизни.

8

1.2. Основные понятия научно-исследовательской деятельности

Качество освоенности содержания дисциплины ОИД, равно как и в

дальнейшем организации и участия в НИД, комфортное существование в

научно-педагогическом сообществе и коммуникации в нем в существенной

мере обусловлено знанием основных понятий, имеющих отношение к НИД

вообще и в сфере физической культуры, в частности; это обстоятельность

определяет необходимость их краткого представления.

Наука – вид познавательной деятельности по выработке объективных,

системно организованных и обоснованных знаний о мире (Грицанов, 2001).

При этом цель науки – получение новых научных знаний.

Полученное при этом знание есть определенным способом полученная

информация об объективных свойствах и связях мира, имеющая социальное

и личностное значение и признаваемая именно как знание.

Всякое знание «добывается» в процессе

познания, которое есть

творческая деятельность по получению достоверных научных знаний о мире.

Наиболее эффективным процессов познания есть научное исследование,

которое

есть

вид

познания,

процесс

изучения,

концептуализации

(осмысления) и проверки созданной теории, связанной с получением новых

знаний.

Научное исследование

(как процесс целенаправленного научного

познания в специально организованной деятельности по получению

новых знаний), имеет четыре вида, связанные с наукой и познанием;

обусловленные

масштабностью

исследовательской

познавательной

деятельности, социальными запросами и подготовленностью исследователя

(Семенов, 2011, с. 11-14):

1. Научно – исследовательская деятельность – вид (частный случай)

исследовательской деятельности и в целом познавательной деятельности,

направленный

на

получение

новых

знаний

об

окружающей

действительности.

2. Научно – методическая деятельность

– вид научно –

исследовательской деятельности, направленный на “приращение” нового

знания (.. к уже имеющемся … К.С.С.).

3. Методическая деятельность – вид научно – методической и научно –

исследовательской деятельности, направленный на “выработку” более

оптимальных (рациональных) приемов и методов обучения, воспитания и

развития (без внесения «явной» научной новизны); скорее речь идет о

реконструкции имеющихся знаний и подбор способов их использования «во

благо».

9

4. Учебная – вид познавательной активности человека, направленный на

присвоение социального опыта (в том числе и в научно –исследовательской

сфере-деятельности).

Взаимосвязь означенных видов деятельности достаточно проста:

участие в учебной деятельности приведет к приобретению знания и опыта

«действовать «в науке»; это, в свою очередь (т.е.опыт действовать в

науке) приведет к освоению научных способов учиться, а рациональное

использование способов учиться приведет к владению способами

научного мышления.

Знания, накопленные человечеством в ходе развития общества –

общесоциальная

ценность

(отражение

общесоциальной

ценности

«Познание» (Кирьякова А.В., 1996). Знания всегда достаточно бережно

“охраняли” и сохраняли с целью передачи следующим поколениям для

направленного использования (как ценность)( впрочем, вне зависимости

от их положительного или отрицательного значения).

В этой связи выделяют следующие основные формы организации

научного знания. При этом, форма организации научного знания есть

словарно – терминологическое выражение содержания результатов

научного

исследования.

Так

в

частности

определяют

наиболее

употребляемые формы организации научного знания:

- явление – отдельное событие; объективная реальность;

- факт – совокупность событий и явлений, их обобщение, обобщенная

характеристика;

- положение – научное утверждение, сформулированная мысль;

- понятие – мысль, закрепленная в языковой форме и отражающая в

обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между

ними;

- категория

– форма знания, отражающая наиболее общие и

существенные свойства и признаки, связи и отношения предметов

действительности;

- принцип – форма организации научного знания, отражающая некую

совокупность фактов, знаний; исходный пункт объяснения чего – либо и

руководства к действию;

- закон

– существенное, объективное, всеобщее, устойчивое и

повторяющееся отношение между явлениями и процессами (чаще всего

закон

в “слабых” науках (к ним относится и педагогика)

носит

нормативный характер и регламентирует (как закономерность) НИД.

- теория – высшая форма организации знания, дающая полное

представление о закономерностях и существенных связях исследуемой

действительности;

Теория имеет две части:

10

- основание – ведущее понятие и исходный «пункт» к построению

НИД и разработке ее содержания;

-следствие – объяснение полученного результата и прогноз НИД

по выявлению новых фактов. Таким образом, теория это и результат

НИД и предпосылка к дальнейшей НИД.

- концепция – комплекс знаний и представлений, совокупность идей,

направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними;

- идея – высшая форма и результат познания, отражающая объект

исследования

и

направление

его

преобразования;

это

основа

и

предпосылка к поиску путей получения знания и решения проблем;

- проблема – знание о том, что на “сейчас” наука не знает, но знает,

что это нужно познать для развития теории, практики … и т. д. (“знание о

незнании”);

- обоснование – мыслительный процесс по использованию знаний с

целью регламентации и эталонизации практической и познавательной

деятельности» (результат – обоснованность чего-либо, подтверждение

фактами);

- практика

– предметная деятельность по преобразованию

действительности за счет полученных знаний; реализации теории по

получению новых знаний.

Все

знания, полученные в ходе

научно-исследовательской

деятельности, в связи со способами их получения классифицируются

следующим образом (А.М.Новиков, 2010):

- эмпирические (полученные «чувственным» путем), полученные в

опытной, экспериментальной деятельности, в дальнейшем обобщенные

и служащие основанием для создания (формирования) теорий,

выявления закономерностей, законов;

- теоретические, полученные логическим путем на основе

осмысления и преобразования эмпирических знаний в более «глубокие»

обобщения с определением

(прогнозом) дальнейшего

развития

теоретического направления научных исследований.

Говоря о научном исследовании (исследовательской деятельности)

важным представляется охарактеризовать

его логику, технологическую

цепочку, которая отражает взаимосвязь науки

и исследовательской

деятельности.

1. Начало науке задает практика, т.е. практическая деятельность

человека по удовлетворению каких-либо его потребностей (в самом общем

смысле потребность «включает» познавательную, научную деятельность для

получения знания о свойствах «практики»).

2. Далее

в «работу» вступает наука – специфический вид

познавательной деятельности.

3. Таким образом «включается» процесс познания явлений практики

(практической

действительности),

т.е.

творческая

деятельность

по

получению нового знания о непознанном.

11

4. Этот процесс познания осуществляется в ходе реализации одного из

видов

познания

научного

исследования

как

процесс

изучения,

концептуализации, создания

теории и

проверки теории, связанной с

полученным новым знанием.

5. Далее научное исследование осуществляется в виде

научно-

исследовательской,

научно-методической,

методической

и

учебной

деятельности.

1.3. Основы методологии научно-исследовательской и научно-

методической деятельности

Существенное значение

в

обеспечении

качества научного

исследования в целом имеет знание способов получения нового знания,

которые в целом задают исследования, определяют его логику. Ведь именно

от того, как качественно организовано исследование зависит и качество

полученных

результатов,

их

научность

и

достоверность.

Означенное

определяет необходимость рассмотрения категории «методология» научного

исследования и понятий, отражающих эту специфическую сферу знания.

Изначально необходимо обратиться к базовому понятию - методология

науки как учение об исходных положениях, принципах, способах познания

и объяснительных механизмах преобразования действительности.

В литературе существует достаточно много определений

методологии.

Так

в

частности,

в

системе

философского

знания

методология

система принципов и способов организации и

построения теоретической и практической деятельности, а так же учение

об этой системе ( Грицанов, 2001, Семенов, 2011, с.10; В.В. Краевский,

2008, с. 11); это учение о методе научного познания и преобразования

действительности; сейчас говорят о “методологии научного познания” -

учение

о

принципах

построения,

формах

и

способах

научно

исследовательской деятельности (В.В. Краевский, 2008, с.11).

Тем не менее, в сфере педагогики принято обозначать методологию

педагогики

как

совокупность педагогических знаний, процессах его

добывания,

способах

объяснения

и

практического

применения

в

педагогической

действительности

(В.А.

Беликов,

1994,

с.15;

В.И.

Загвязинский, Р. Атаханов, 2001, с.40).

Методология педагогики, таким

образом

– система знаний об основаниях и структуре педагогической

теории, о принципах,

подходах

и способах “добывания” знаний,

отражающих педагогическую действительность. (Данилов М.А., 1973, с.73)

В теории и практике научного исследования признано так же, что

теория – результат познания, а методология “предписывает” каким

образом можно получить знания, лежащие в основе теории.

В самом общем смысле методология педагогики (это нам все-таки

ближе) это концептуальное изложение цели, содержания, методов

исследования,

обеспечивающих

достоверную

информацию

о

12

педагогических процессах и явлениях (Д.Ф. Ильясов, Г.н. Сериков, 2003,

с.123).

При

этом

основным

результатом

является

создание

образовательных и воспитательных концепций и положений, подлежащих

содержательному

«накоплению»

и

реализации

в

образовательной

практике.

В основе всех определений методологии основополагающее слово

«принцип», что есть основание некой совокупности фактов или знаний,

исходный пункт объяснения или руководства к действию (А.А. Грицанов,

2001, с.824).

Говоря о методологии педагогики важно следующее (В.В. Краевский,

2008, с.18); методология педагогики имеет две стороны:

-«знаниевая»; отражает направленность научного исследования на

получение новых знаний научно обоснованными способами («правильным»

путем);

- деятельностная; отражает направленность исследования на

обоснование программ, логики и методов, оценки качества научных

педагогических исследований (более прикладной аспект).

Научное познание,

реализация научно – исследовательской

деятельности

в

сфере

педагогики

и

образования

необходимо

предусматривает использование иных понятий, сопряженных с понятием

методология.

Ключевым понятием «методология» является понятие «метод», Именно

оптимальный подбор методов задает логику исследования, определяет его

результат.

Метод (в философском смысле) – способ достижения цели; совокупность

приемов и операций освоения действительности, а также человеческой

деятельности, организованной определенным образом (Грицанов, 2001,

с.633); это целесообразно построенная деятельность, направленная на

достижение цели (Фролов, 1980, с. 214). Таким образом, метод (в самом

общем смысле) есть способ достижения какой – либо цели определенным

способом упорядоченной деятельностью.

В педагогическом отношении под методами следует понимать

рациональные

способы

профессионального

взаимодействия

субъектов

образования (включая физическое) для решения задач обучения, воспитания

и развития (Подласый,1996, с.319; Сластенин, 1998, с.296; Сластенин,

2001, с. 221).

В спортивной педагогике методом принято обозначать способ

выполнения физкультурно – спортивной деятельности для достижения

конкретной цели физического образования (освоения физической культуры) (

Круцевич, 2003, с.112; Курамшин, 2003, с.59; Гужаловский, 1986, с.36; Хол-

Кузн, 2002, с.40; Чермит, 2005, с.83; Тер-Ованесян,1978, с.15; Озолин, 2002,

с.109 и др.).

13

Наиболее “крупным” понятием, отражающим способы направленного

научного исследования и использования ценностей физической культуры в

становлении

личности

(физической

культуры

личности),

является

методологический подход (методический), который представляет собой

совокупность педагогических взаимодействий субъектов образования в

организации

познавательной деятельности и реализации содержания

физкультурно

спортивной

деятельности,

обусловленной

конкретной

научной

(педагогической)

концепцией,

логикой

процесса

обучения,

воспитания и развития личности (по материалам: Курамшин, 2003, с.61; 56,

с.93; 213, с.115).

Методологический подход, таким образом, сам есть способ и

принцип,

на

основе

которого

строится

достаточно

масштабный

целостный процесс целеполагания в исследовательской деятельности,

организации физкультурно – спортивной деятельности и определяется ее

содержание. Так, в частности (и это будет рассмотрено позже), в практике

физического

образования

необходимы

системный,

личностно

ориентированный, деятельностный, антропологический, комплексный,

дифференцированный и культурологический подходы.

Методическое направление

-

понятие, отражающее совокупность

методов,

ориентирующих

познавательную

физкультурно-спортивную

деятельность, ее содержание и определяющих эффективность исследования

и решения однотипных (однородных) дидактических задач физического

образования в отношении обучения и (или) воспитания и (или) развития

личности (по материалам: Курамшин,2003, с. 61).

Далее, менее крупным понятием является понятие

методика

широком смысле слова)

как совокупность методов, средств и форм

организации процессов познавательной деятельности, обучения, воспитания

и развития личности (физической культуры личности) направленным

использованием ценностей физической культуры (в процессе физического

образования).

В означенном контексте речь идет о методике, к примеру, исследования

и организации процессов физического образования дошкольников; методике

(специфических

оснований)

спортивной

подготовки

юных

гимнастов;

особенностях

(методических)

становления

готовности

к

конкретной

профессиональной деятельности. Говоря о методике как понятии, следует

отметить и сложившееся в настоящее время узкое понятие методики,

отражающее совокупность различных методов, обеспечивающих успешность

процесса решения какой – либо частной педагогической задачи (к примеру,

обучение технике плавания на спине; лазанию по канату и т.д.).

Таким образом (это видно из определений), подбор и использование

адекватных методов для реализации целей любой деятельности (научной,

образовательной) – основное условие ее успешности. Поэтому от того,

насколько тщательно подобраны методы познавательной деятельности и

на основе ее результатов методы обучения, воспитания и развития

человека

направленным

использованием

ценностей

физической

культуры, зависит прогноз успешности образовательной практики.

14

При этом успешность процесса решения конкретных задач

обучения, воспитания и развития обусловлена подбором и реализацией

методических приемов, которые представляют собой расчленение на части

элемента

метода

(Сластенин,1998,с.296;

Сластенин,2001,

с.

221;

Подласый,1996 , с.319; Андреев,2000, с.207). Методический прием, таким

образом, - это способ реализации того или иного метода в конкретной

педагогической ситуации (воспитательной, например) или решении частной

двигательной задачи (Круцевич, 2003, с.112; Курамшин,2003, с. 59). (В

дополнение заметим, что методический прием – элемент метода, его

составная часть, разовое действие и своеобразный

«шаг» в реализации

метода – Подласый,1996, с. 319; Ашмарин, 1990, с.75).

В ходе научно исследовательской деятельности субъекту познания

(студенту, ученому, учителю, преподавателю и т.п.) приходится иметь дело с

различными по структурной сложности объектами познания (исследования).

Тем не менее, каким бы ни был сложным объект, процесс его познания

необходимо имеет поэтапную и “послойную”, многоуровневую структуру. И

в этой связи познавая каждый «слой» (объекта (предмета) исследования),

каждый уровень, переходя от этапа к этапу (и особенно рассматривая

взаимосвязи структурных компонентов объекта познания), исследователь

необходимо должен опираться на базовые методологические положения,

которые характерны для определенного этапа и уровня познания.

Таким

образом,

возникает

необходимость

рассмотрения

уровней

методологии познания - исследования; системы базовых методологических

положений (законов, принципов, подходов), опора на которые на каждом

этапе

и

уровне

изучения

объекта

делает

этот

процесс

наиболее

продуктивным.

В связи с означенным, в настоящее время в структуре методологического

познания выделяют четыре уровня: философский, направляющий процесс

познания и деятельности человека в определенное (исследователем) русло, в

реалии человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования;

общенаучный,

представляющий

совокупность

знаний

и

концепций,

применяемых к широкому классу наук, использующихся в большинстве

отраслей

познания

(педагогика,

социология,

биология

и

т.д.);

частнонаучный,

отражающий

совокупность

методов,

принципов

исследования, подходов, применяемых в конкретной (в нашем случае в

спортивной

педагогике)

научной

дисциплине

и

отрасли

познания;

технологический, являющийся, по сути и преимущественно, методическим

и отражающий совокупность частных методик и технологий исследования,

обеспечивающих получение достоверных данных об объекте (предмете)

изучения и определяющих организацию деятельности (педагогической) (В.Г.

Рындак, 2000;В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2001; В.А. Сластенин, В.П.

Каширин, 2001; М.Е. Дуранов, 2002; Т.Г. Лешкевич, 2006, с. 108 и др.).

ВЗЯТЬ У меня 2009

15

Таким образом, все представленные уровни методологии образуют

достаточно сложную систему, в которой существуют и функционируют их

известное соподчинение. Философский уровень познания есть основа

всякого методологического знания; где методологические знания каждого

вышестоящего уровня являются основными лишь по отношению к знаниям

более низкого порядка

(В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, 2004, с.7; В.А.

Сластенин, В.П. Каширин, 2001, с.148).

В заключении отметим, что в целом процесс исследовательской

деятельности все-таки следует начинать с познания наиболее масштабных

проявлений действительности, в которой находится

конкретный объект

(предмет) исследования (как частное проявление общего). В этой связи «…

кто борется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот

неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя “натыкаться” на

эти общие вопросы (В.И. Ленин, ПСС/В.И. Ленин. – Т. 29, с. 302).



В раздел образования