Автор: Качур Елена Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: «РАЗВИТИЕ «SOFT SKILLS» (МЯГКИХ НАВЫКОВ) У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА»
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ «SOFT SKILLS» (МЯГКИХ НАВЫКОВ) У ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»
В.В. ВОСКОБОВИЧА
Е.Н. Качур,
заведующий МБДОУ д/с № 7 «Семицветик»
Белгородская область, г. Белгорода
В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию
уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы,
нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения
Президента РФ и Правительства, такие как
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
Федеральный
проект «Современные родители», осуществление которого направлено на создание к
2024 году условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию
программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи
родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, повышению
психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся.
ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий
дошкольников в различных видах деятельности. Решающую роль при этом играет
содержание образования, способы организации образовательной деятельности и
взаимодействия
участников
образовательного
процесса
в
достижении
целей
личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Следовательно,
на современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент
переносится на развитие личности ребёнка во всем его многообразии, освоение «soft
skills» (мягких навыков): любознательности, целеустремленности, самостоятельности,
ответственности,
креативности,
обеспечивающих
успешную
социализацию
подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как
следствие, общества и государства.
По мнению ученых, успех человека в профессии на 85% зависит от «soft skills»
(мягких навыков) и только 15% от «hard skills» (твердых навыков). Мягкие навыки -
база для развития специальных умений и эффективности человека во всем, поэтому
очень важно уделить внимание развитию мягких навыков у ребенка, чтобы помочь
справиться с изменениями и не потеряться в будущем. База этой группы навыков
формируется в раннем детстве и развивается в течение всей жизни.
Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей мягких
навыков («soft skills») - ключ к решению будущей проблемы с трудоустройством.
Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы
и критического мышления, умеющий работать в команде,
грамотно распределять
время остаётся и ещё долгое время будет оставаться востребованным на рынке труда.
Развитие «soft skills» (мягких навыков) у детей - дошкольников возможно в
специально организованной развивающей гибкой предметно-пространственной среде,
которая включает в себя следующие направления:
1.
Реализация технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего
и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в
образовательном процессе.
2.
Создание предметно-пространственной среды, включающей специальное
оборудование – интерактивный терминал «Фиолетовый лес», направленный
на познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста.
Ключевой задачей при этом определяется не приспособление ребенка к
образовательной среде для достижения целей образования, а, напротив, моделирование
среды в зависимости от возможностей и потребностей конкретного ребенка.
В 2019 году МБДОУ д/с № 7 «Семицветик» г. Белгорода включился в
деятельность региональной инновационной площадки по проблеме «Апробация
игровой
технологии
интеллектуально-творческого
развития
детей
раннего
и
дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в дошкольных
образовательных
организациях
Белгородской
области».
Актуальность
введения
игровой
технологии
интеллектуально-творческого
развития
детей
раннего
и
дошкольного
возраста
«Сказочные
лабиринты
игры»
В.В.
Воскобовича
в
образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования
к созданию развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на
овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно – деятельностного
подхода.
С
целью
реализации
плана
инновационной
деятельности
в
групповых
помещениях МБДОУ д/с № 7 г. Белгорода созданы развивающие центры с различными
наборами
и
играми
В.В.Воскобовича
для
самостоятельной
групповой
и
индивидуальной деятельности дошкольников. Развивающие игры В.В. Воскобовича
являются актуальными для детей от одного года жизни.
Все игры начинается с
простого манипулирования, а затем усложняются за счет большого количества
разнообразных игровых заданий и упражнений.
Игры В.Воскобовича всегда учитывают интересы ребенка. Дети в ходе
увлекательного
игрового
процесса
совершают
новые
открытия
и
получают
эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Каждую развивающую игру
сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить
цифры, буквы или формы. В сюжете сказки ребенок помогает героям, выполняя
различные
задания
и
упражнения.
Прослушав
методическую
сказку,
малыш
становится ее действующим лицом, проживая с героями сказочные приключения, он
вовлекается в суть событий. Одновременно с этим происходит знакомство ребенка с
игрой, он ищет ответы на содержащиеся в сказке вопросы, решает интеллектуальные и
творческие задания. Самое важное здесь то, что при такой игровой подаче, ребенок сам
выбирает, как ему взаимодействовать с развивающими пособиями. У малыша
просыпается внутренний познавательный интерес, который и создает основу для
развития различных психических функций: внимания, памяти, мышления. Именно
такая игровая деятельность в «зоне ближайшего развития» ребенка и создает
благодатную почву для его интенсивного интеллектуального развития, развития «soft
skills» (мягких навыков).
Для детей раннего возраста прекрасно подходит развивающая предметно-
пространственная среда «Фиолетовый лес» - некое сказочное пространство, в котором
каждая игра имеют свою область и своего героя. Сказочные персонажи с готовностью
сопровождают и помогают детям в путешествиях, неустанно предлагают ребятам
новые игровые ситуации, обогащающие их познавательный опыт, побуждающие детей
думать,
рассуждать,
овладевать
знаниями.
Рассказывание
сказки
педагогом
обязательно сопровождается моделированием ситуации в «Фиолетовом лесу». Это
помогает ребенку расслабиться, послушать текст, привыкнуть к голосу и манере
поведения педагога, наладить с ним контакт. Немаловажным аспектом использования
среды «Фиолетовый лес» является возможность использования ее в разных видах
детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной,
конструировании, двигательной деятельности.
Также педагогами МБДОУ д/с № 7 активно используется «Коврограф Ларчик» -
уникальный материал для всестороннего развития ребенка. В комплект входит игровое
поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры»,
«Разноцветные веревочки», «Разноцветные кружки», «Разноцветные квадраты»,
«Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. п. Деятельность с
«Коврографом Ларчик» и «МиниЛарчиком» строится на организации и применении в
работе с детьми продолжительных, происходящих в несколько занятий и коротких
сказок, основанных на одной игре.
Кораблик
«Плюх-плюх» вместе с Капитаном Гусем и его помощниками
Лягушатами Матросами познакомит малыша с началами простейшей математики,
научит сортировать флажки по цвету, количеству, а со временем - считать и даже
решать с их помощью свои первые примеры. С помощью игр «Фонарики»,
«Лепестки», «Эталонные фигуры» ребенок учится сортировать предметы по форме и
цвету. Игровая ситуация «Поможем бабушке» способствует развитию умения детей
называть и группировать фрукты, овощи и ягоды.
Игровой графический тренажер «Игровизор» с различными дорожками-
бродилками, где ребенок должен найти, чей это домик, кто что ест, кто мама малыша и
т.п. развивает мелкую моторику, координацию «глаз-рука», сенсорное мышление и
воображение малышей.
Помимо дидактических материалов и игр В.В. Воскобовича в МБДОУ д/с № 7 с
детьми раннего возраста широко используется интерактивный игровой терминал
«Фиолетовый лес». Интерактивный «Фиолетовый лес» - это компактный модуль с
сенсорным экраном и встроенной камерой. В содержание интерактивного терминала
входит более 200 лицензионных игр, и более чем 2500 вариантов заданий к ним. Игры,
входящие в терминал, направлены на всестороннее развитие детей и соответствуют 5
образовательным областям ФГОС ДО. Каждая игра имеет множество вариантов, что не
дает интересу ребенку угаснуть и помогает закреплять знания. Терминал используется
педагогами как для индивидуальных занятий, так и для занятий с группами детей
раннего возраста. Использование интерактивного игрового терминала «Фиолетовый
лес» в
среде дошкольной образовательной организации позволяет поддерживать
инициативу и самостоятельность, развивать эмпатию и «soft skills» (мягкие навыки) у
дошкольников.
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей раннего и
дошкольного
возраста
«Сказочные
лабиринты
игры»
В.В.
Воскобовича
предусматривает
скоординированную поддержку развития воображения и других
творческих способностей ребенка, использование всей многообразной «палитры»
детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и
конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Дети
приобретают умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки,
способность
к
комбинированию,
пространственное
видение
и
воображение,
способность представить результаты своих действий и их вариативность.