Автор: Костяная Людмила Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Читинское подразделение Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность требования роста профессионализма к преподавателям учебных центров профессиональных квалификаций
Раздел: дополнительное образование
Актуальность требования
роста профессионализма к преподавателям
учебных центров профессиональных квалификаций
Костяная Людмила Сергеевна, преподаватель 1 категории
Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций
Когда слышим слово «обучение», мы представляем себе школу,
институт, детей, юношество. В современном мире для взрослых людей не
менее важно обучение, чтобы обучиться новой профессии, повысить свою
квалификацию, поменять свой профиль и др.
Мы живем в такое непростое время, когда окружающее пространство
постоянно
меняется,
появляются
новые
технологии,
увеличиваются
скорости, меняются требования работодателя к работникам. Знания людей,
полученные несколько лет назад, очень быстро становятся устаревшими, их
необходимо обновлять, совершенствовать. Всем известная поговорка «Век
живи-век учись» сегодня актуальна, как никогда.
Чтобы идти в ногу со временем, построить карьеру, добиться успеха,
нужно постоянно развиваться, повышать свой интеллектуальный уровень.
Для обеспечения качественной подготовки квалифицированных рабочих
кадров пропорционально необходим и рост профессионализма преподавателя
учебного
центра
профессиональных
квалификаций.
Актуальность
повышения профессионализма преподавателя в учебном центре обусловлена
тем, что современный преподаватель должен обладать определенными
знаниями, умениями и навыками в производственно-технической области,
быть специалистом-производственником высокой квалификации, иметь
техническое высшее образование и рабочий разряд, и одновременно быть
профессионалом в педагогической деятельности.
Повышение профессионализма педагогической деятельности является
одной из актуальнейших задач андрагогики и социальной психологии. Для
решения этой задачи в Забайкальском учебном центре профессиональных
квалификаций организуется и проводятся: работа преподавателей над темами
самообразования, прохождение стажировки в структурных подразделениях
Забайкальской железной дороги,
составление индивидуальных планов
развития, вовлечение преподавателей в проекты ОАО «РЖД», участие в
смотрах-конкурсах профессионального мастерства, проведение семинаров,
тренингов, взаимопосещение учебных занятий. Вся эта работа позволяет
преподавателю познакомиться, изучить, и «примерить» на себя увиденное и
услышанное, оценить новые педагогические приемы коллег. Преподаватели
активно участвуют в работе цикловых комиссий, где обмениваются своими
мнениями, обсуждают способы решения общих вопросов, все это – дает
мощный толчок для новых идей, интеграцию передового опыта для развития
профессионализма у преподавателей в соответствии с современными
требованиями,
несмотря
на
разный
уровень
педагогической
подготовленности и накопленного опыта. Поэтому уделяется большое
внимание саморазвитию и самообразованию преподавателей, создаются
благоприятные условия реализации потенциала «молодых» преподавателей,
осуществляется активное взаимодействие с заказчиком обучения – ОАО
«РЖД».
Вся работа преподавателей направлена на профессиональное обучение,
повышение квалификации рабочих массовых профессий – машинистов
локомотивов,
помощников
машинистов
локомотивов,
монтеров
пути,
составителей поездов, осмотрщиков вагонов и других – с единой целью:
создание безопасных условий для движения поездов. В основе безаварийной
грамотной работы заложены компетенции - крепкие знания, отработанные
умения,
уверенные
навыки.
Обеспечение
работников
общими
и
профессиональными
компетенциями
–
в
учебном
центре
решают
преподаватели и мастера производственного обучения, уровень знаний,
умений и квалификация которых постоянно повышается.
Преподаватели нашего учебного центра понимают, что подготовка
социально адаптированного и профессионально грамотного работника,
обладающего
общими
и
профессиональными
компетенциями,
–
необходимость настоящего времени и требование компании ОАО «РЖД».
Только такие работники могут стать достойными гражданами своей страны,
полезными членами общества, демонстрирующими активную жизненную
позицию и проактивное поведение в социуме.
Наряду с демонстрацией новых способов обучения, преподаватель
демонстрирует определенную поведенческую культуру, выполняя тем самым
воспитательную
работу
с
обучающимися.
Воспитание
является
неотъемлемой частью любой образовательной деятельности. Грамотная речь,
терпимое отношение к чужим ошибкам, точность и четкость в описании и
организации
технологических
процессов,
уважительное
отношение
к
обучающимся – эти качества преподаватель демонстрирует постоянно.
Сегодня
учебный
центр
имеет
некий
контингент
обучающихся,
не
получивших достаточного понимания и внимания в общеобразовательной
среде. У некоторых обучающихся отсутствуют навыки учебного поведения и
делового общения, они с трудом подчиняются требованиям дисциплины.
Подобные
проблемы
заставляют
преподавателя
искать
новые
пути
сотрудничества, «включать» новые личностные качества для управления
подобными группами, вырабатывать неизвестные ранее черты характера и
снова, раз за разом, обращать внимание на работу и опыт коллег в этой
области.
На
сегодняшний
день
поиски
путей
выявления
и
трансляции
профессионально-педагогического опыта продолжаются.
Специфическая задача современного этапа развития педагогического
профессионализма состоит в том, чтобы, опираясь на уже имеющиеся
теоретические подходы, содержащие закономерности, критерии, принципы
его обобщения, создать гибкую технологию работы с ним, сохраняя
творческую
природу
образовательной
деятельности,
сделать
ее
технологичной, а значит профессионально ориентированной.