Напоминание

Роль джазовых стилей в формировании принципов и эстетики джазового вокала


Автор: Коннова Ирина Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» «Синтез»
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: Роль джазовых стилей в формировании принципов и эстетики джазового вокала
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждения дополнительного образования детей «Детская

школа искусств» «Синтез», г. Серпухов.

«Роль джазовых стилей в формировании

принципов и эстетики джазового вокала (исторический обзор»

(Из опыта работы педагога дополнительного образования)

Работу выполнила: Коннова Ирина

Леонидовна

Должность: педагог дополнительного

образования муниципального

учреждения дополнительного

образования детей «Детская школа

искусств» «Синтез», г. Серпухов.

г. Серпухов, 2023 год

Многообразие

стилей

и

направлений,

далеких

друг

от

друга

по

звукоизвлечению и музыкальному языку, не позволили, да и вряд ли

позволят в будущем, сформироваться единой школе обучения эстрадному

пению.

Необходимо

отметить,

что

эстрадное

пение

является

синтетическим

искусством, объединившим в себе многочисленные этнические культуры и

профессиональные певческие традиции.

Стилистические

особенности

эстрадно-джазового

пения.

Современная

эстрадная музыка за последние 100 лет, накопила огромное наследие в плане

музыкальных стилей ( они отражаются на манере пения).Музыкальные стили

рэп, соул, джаз фолк, рок, поп, фанк, R&B имеют экстремальные способы

пения ( предельно громкие, высокие ноты, с эффектом расщепления, шаут,

хот пение, которое берет свое начало из традиций блюза и спиричуэлла)

При работе в классе необходимо обращать внимание на некоторые

стилистические особенности:

- органика индивидуального звучания голоса;

- интонирование;

- фразировка;

- способ звукоизвлечения;

- соответствие саунда инструментальному сопровождению;

- вокальная импровизация.

- органика индивидуального звучания голоса.

Человеческий голос настолько уникален, что может иметь большое

количество вариантов изменения тембра. В работе над постановкой голоса

необходимо в полной мере раскрыть индивидуальные характеристики голоса,

и определить какому стилю конкретный голос больше соответствует. Можно

определить, насколько голос склонен к тем или иным приемам, например,

пение с драйвом в верхнем регистре может соответствовать современным

ритмичным стилям – рок, соул; подвижность, легкость в голосе и

инструментальное мышление применяется в джазовой музыке; хорошее

владение словом и чувственное, мягкое звучание применяется в романсах, и

эстрадных песнях лирического содержания и т.д. Большое влияние на

характеристики тембра и сценической работы оказывает психосоматическое

состояние человека и эстетическая среда, которая повлияла на музыкальное

развитие.

Интонирование.

Разговоры об интонации могут оказаться пустыми без определенного

слухового примера, поэтому для того чтобы научится определять более

низкую джазовую интонацию, от нейтральной эстрадной или боле высокой

интонации

в

латино-традиции,

необходимо

слушать,

копировать

и

сравнивать

выдающихся

певцов

в

каждом

направлении.

Заниженная

интонация в джаз пришла из традиций блюзового пения, где не последнюю

роль сыграли блюзовые тоны, которые интонировались несколько ниже

основных III, V и VII ступеней, часто ноты пелись с подъездом к ним снизу и

использовались различные голосовые эффекты (рычание, скрип, шипение,

эффект

несмыкания

голосовых

складок,

свойственный

чаще

афро-

американским певцам, нежели европейским).

Интонационное занижение нужно воспринимать как микрозанижение тона, 4

-5 %, что невозможно вычислить математически при пении, при таком

занижении, тембрально звук будет казаться более глубоким и матовым.

Завышенную интонацию имеет направление латино-джаз, такой стиль как

босса-нова, эта традиция идет от бразильской самбы. Микрозавышение

интонации имеет и отражение на манере пения: более легкий и близкий

тембр, артикуляция, как в пении так и в импровизации (босса-нова

исполняется на португальском языке). В истории джаза был интересный

случай, когда Э. Фицджеральд записала пластинку с песнями А.К. Жобима, с

заниженной джазовой интонацией, альбом остался в классике джаза, но в

свое время имел отрицательный резонанс, поэтому работая над стиле и

интонацией в классе необходимо за эталон принимать оригинальное

исполнение, соответственное той стране, в которой зародился данный стиль,

слушая мастеров и родоначальников данного стиля и не менее важно изучить

различные интерпретации. Анализировать, пытаться попасть в интонацию

певца, «снимать», копировать, для того, чтобы уловить мельчайшие

интонации конкретного стиля, иначе музыка теряет свой шарм и становится

похожа на пропевание темы, нежели на соответствие музыканта стилю, и

продолжения его в музыке.

Фразировка.

В целом ритм очень важен для соответствия стилю в пении, если же дело

касается ритмичной музыки, то работа над ритмом ведется в первую очередь.

Одна из основных целей ритмичной музыки «прокачать» слушателя, а это не

возможно сделать без четкого понимания ритмической структуры солистом.

Большинство драйвовых ритмичных стилей поются с подхлестом (опережая

основную долю), медленные композиции поются с оттяжкой (после основной

доли). Не менее важен тайминг музыки, если в свинге он триольный , то в

фанке – считается шестнадцатыми, для того чтобы почувствовать тайминг,

музыке необходимо пропульсировать самую мелкую длительность, а затем

постараться избежать основных долей – граунд-бита.

Граунд-бит – (основной удар) фразировка, используемая в оркестре, занимает

основные доли.

Офф-бит – (между долей) синкопированная фразировка солиста, занимает

междолевое пространство, при помощи оттяжки или подхлеста, которые

состоят из тайминга, динамического и тембрального акцентов.

Соответствие саунда инструментальному сопровождению.

В зависимости от инструментального сопровождения певцу необходимо

менять тембральные характеристики и способ атаки звука. Например, подача

звука при использовании в аккомпанементе электрогитары и акустической

гитары должна быть разной, в первом случае более драйвовой и с твердой

атаки, с использованием металлических способов звукоизвлечения, и более

легкий, объемный звук в нейтральной манере при пении под акустическую

гитару, хотя каждый отдельный случай имеет собственный набор голосовых

характеристик. Основная задача, что бы голос соединялся и тембрально

поддерживался, а не шел вразрез с аккомпанирующим составом.

Способ звукоизвлечения.

В зависимости от стиля музыки, подачи, объема, формирования гласных,

звуки можно разделить несколько способов пения, которые имеют общие

черты и употребляются в современном эстрадном пении. Один способ более

твердый, грубый и более прямой был назван «металлическим», а другой —

нейтральным. Позже в «металлическом» классе были обнаружены более

тонкие отличия, и разделены на подвиды. Теперь можно идентифицировать

четыре типа звучания, которые были названы вокальными способами:

Ньютрэйл (Neutral пер. нейтральный) – неметаллический, используется в

эстрадной и джазовой музыке.

Курбинг (Curbing пер. ограничение, бордюр) – наполовину металлический,

используется во всех стилях ритмичной музыки, больше в соул и R&B.

Оведрайв (Overdrive пер. интенсивный) – металлический, используется в рок-

музыке и кульминации песен ритмичных стилей.

Белтинг (Belting пер. взбучка, трепка) – металлический, используется в

кульминациях хэви-метал, рок, госпел, соул музыке.

Вокальная импровизация.

Каждый музыкальный стиль имеет свой набор импровизационных средств. В

блюзе – распевание отдельного слова или фразы, в би-бопе – скэт-

импровизация, в госпел и соул музыке – орнаментика, и в каждом стиле

должна присутствовать интерпретация музыкальной темы. Во многом

владение вокальной импровизацией в любом стиле зависит от владения

певцом техникой пения, соответствующей данному стилю, его фантазией, и

стремлением к творческой переработке музыкального материала.



В раздел образования