Автор: Мухаметуллина Зульфия Хассалиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 226
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Россия
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Цвет имеет значение. Мы за зеленую планету»
Для
успешного
функционирования
образовательного
учреждения
сегодня все большее значение приобретает развитие взаимодействия с
социальными партнерами, в качестве которых могут выступать родители –
социум - муниципалитет - общественные организации и т.д. Социальный
заказ общества по формированию ценностных ориентации приводит
к
поиску средств, технологий, методов и путей, которые могли бы не только
облегчить процесс обучения и воспитания, но и сформировать личность,
способную к саморазвитию. В рамках школьной лаборатории, занимаясь
изучением
вопроса
самоопределения
школьников
и
становления
их
ценностных ориентаций, мы пришли к выводу о необходимости и полезности
привлечения
различных
социальных
партнеров,
которые
могли
бы
положительно
повлиять
на
становление
ценностных
ориентаций
обучающихся.
Опытно-экспериментальная
работа
по
определению ценностных ориентаций
проходила в три этапа:
думай,
исследуй, действуй.
В последние два года мы активно сотрудничаем с различными
международными организациями, в частности с международным культурным
Гете-Институтом. В этом году в рамках экологического проекта Гете
Института «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать» (знак
качества «Проект в сфере устойчивого развития – 2017») мы приняли участие
в конкурсе и разработали свой экологический проект «Цвет имеет значение.
Мы за зеленую планету», в рамках которого мы работали и продолжаем
активно работать над реализацией образовательных задач, направленных на
экологическое воспитание школьников с целью побудить и переосмыслить, а
также изменить свои взгляды на привычные поведенческие практики в духе
устойчивого развития.
В реализацию эко - проекта вошли все участники образовательного
процесса (обучающиеся, педагоги, родители), интересующиеся проблемами
экологии, а также социальные партнеры, имеющие отношение к данной
области и занимающие активную гражданскую позицию.
В течение учебного года
в рамках проекта в образовательном
учреждении
проводились
мероприятия
в
урочной,
внеурочной
и
внешкольной деятельности экологической направленности.
На начальном этапе экологического проекта мы поставили наших
девятиклассников перед необходимостью «оглядеться вокруг», задуматься
и ответить на три вопроса:
- Что их беспокоит с точки зрения экологической ситуации в их районе;
- Достаточно ли экологична благоприятная для них школьная среда;
- Ведут ли они экологически благоприятный образ жизни.
В ходе активного обсуждения дети пришли к выводу, что их прежде
всего интересует проблема мусора, а именно отсутствие практики разделения
и дальнейшей ее переработки в нашем городе.
На уроках немецкого мы познакомились с международной практикой
сортировки
и
переработки
мусора.
Уроки
биологии
позволили
нам
разобраться
в
характере
надвигающейся
опасности,
обусловленной
растущими количеством мусора вокруг нашего города, отравляющими и
уничтожающими природу нашего края и наше здоровье. Мы окунулись в
проблематику
глубже,
когда
изучили
характер
деятельности
мусороперерабатыващей отрасли нашего города, организовав несколько
встреч и телефонных бесед с уполномоченными представителями отрасли.
Мы изучили степень осведомленности и понимания опасности мусора среди
жителей нашего района, проведя социологическое исследования в форме
анкетирования
различных
групп
населения
(см.
Приложение
1
«Анкетирование среди учащихся, педагогов и жителей Фрунзенского района
г.СПб»), а также полевое исследование состояния наших мусорных
площадок.
В рамках реализации проекта, полученные исследования перевернули
наше мировоззрение и позволили посмотреть на «видимую чистоту наших
парков» в другом ракурсе. Мы решили действовать… Мы подписались под
письмом, направленным главе нашего региона «За раздельный сбор мусора в
наших дворах», под открытым письмом губернатору Санкт-Петербурга
Полтавченко Г.С. с просьбой разработать комплекс мероприятий по
внедрению системы раздельного сбора отходов и переработки вторсырья.
Наши первые шаги наткнулись на непонимание и недоумение, нежелание
что-то менять, порой злобу и агрессию. Но нас это не сломило.
Мы начали действовать, искать единомышленников для реализации
нашего
междисциплинарного
экологического
проекта.
Нам
удалось
приобщиться к опыту многих общественных организаций,
таких как:
Гринпис, сторонников экологического движения «РазДельный Сбор», в
акциях которого мы приняли непосредственное участие. Мы нашли отклик и
участие в лице Мэдисон Ольги Георгиевны, координатора международной
программы
«Эко-школа/Зеленый
флаг»
в
России,
которая
помогла
организовать
в
нашей
школе
эко-уроки
компании
«Wrigley»
(Mars,
Incorporated) в рамках их маркетинговой программы «Чистый город
начинается с тебя» – проект «Меньше мусора».
Схема взаимодействия с нашими социальными партнерами, которые
были привлечены нами для достижения целей проекта представлена в
нижеследующей таблице «Социальные партнеры и виды взаимодействия»:
№
Социальный партнер
Вид взаимодействия
Кто
привлекается
со
стороны
Перио
д
школы
1
«Эко-школы/Зеленый
флаг»,
Россия
Мэдисон
Ольга
Георгиевна
Организация
совместных открытых
мероприятий,
конкурсов
и
фестивалей
Координатор
проекта
в
ОУ, учителя,
обучающиес
я.
В
течени
е всего
учебно
го года
2
Международный
культурный
Гете-
Институт,
проект
«Школа за экологию:
думать,
исследовать,
действовать!»
Участие
в
проекте
(проект представлен на
немецком
языке)
«Проект
в
сфере
устойчивого развития
– 2017»
Координатор
проекта
в
ОУ, учителя,
обучающиес
я
В
течени
е всего
учебно
го года
3
Компания «PepsiCo» и
Зелёное
движение
России
«ЭКА»
при
информационной
поддержке
Минприроды России
Участие
в
общероссийском
экологическом
конкурсе
«Хранители
воды»,
данный
урок
позволит
применить
полученные
учениками
в ходе
урока
знания
на практике
и значительно
увеличит полученную
от проведенного урока
пользу
Познакомить с темой
переработки отходов и
рассказать о том, как,
перерабатывая отходы,
экономить
воду
и
сохранять ее чистой.
Координатор
проекта
в
ОУ, Средняя
школа
Сентяб
рь
–
декабр
ь
4
Компания
«Wrigley»
(Mars,
Incorporated),
г.Москва
Реализация
образовательной
программы
факультативного
внеклассного
курса
"Чистый
город
начинается
с
тебя",
обучающимся
предлагается
блок
модулей, в которых
теоретическом
и
практическом уровне
раскрываются
Координатор
проекта
в
ОУ, учителя
начальной
школы,
обучающиес
я
1-4
классов.
Октябр
ь 2016
вопросы
экологического
воспитания,
захватывающие
семейную
и
меж
возрастную
коммуникацию.
5
Международная
независимая
организация
GreenPeace,
г.Санкт-
Петербург,
Дмитрий
Нестеров
(руководителем
отдела по раздельному
сбору мусора)
Тематические встречи
по
реализации
программы
раздельного
сбора
мусора: 1. «Мусорный
кризис
наступил
вчера»
(основные
факты
о
проблеме
мусора, вреде мусора
для человека, о том
как
каждый
из
нас
может
повлиять
на
решение
этой
проблемы)
2. «Мусор — полезный
ресурс»
(познавательная
лекция о переработке
мусора
в
России,
изделиях
из
вторсырья, рассказ о
том,
зачем
нужно
перерабатывать мусор
и
как
содействовать
раздельному
сбору,
живя
в
СПб,
с
демонстрацией
наглядных
примеров)
3.
«Опасные
отходы
есть
и
в
быту»
(важная для каждого
человека информация
о том, какой мусор и
почему
называется
опасным, что с ним
нужно
делать,
куда
питерцам
сдавать
опасные
отходы)
Участники
экологическо
го проекта
(9 класс)
В
течени
е всего
учебно
го года
4.
«Экологические
советы
на
каждый
день»
(знакомство с
простыми
правилами
поведения, которые не
обременяют
быт,
но
позволяют повлиять в
лучшую
сторону
на
решение
экологических
проблем
в
нашем
городе и мире). Как
каждый из нас может
поучаствовать
в
спасении Планеты.
6
Экологическое
движение
«РазДельный Сбор».
Организация
совместных открытых
мероприятий,
акциях
по раздельному сбору
мусора
в
г.
Санкт-
Петербурге,
Фрунзенском районе.
Участники
экологическо
го проекта
(9 класс)
Сентяб
рь-
декабр
ь 2016
7
Фонд
«ЭРА»
при
поддержке «The Coca-
Cola
Foundation»,
г.Москва
Участие
в
общероссийском
экологическом
уроке
«Разделяй с нами» для
учеников
старших
классов
(7—11
классов).
Формирование
ответственного
отношения к отходам
и научить грамотному
обращению
с
ними;
мотивировать
школьников к участию
в
раздельном
сборе
отходов.
Урок
формирует
понимание того, какие
действия
может
предпринять
каждый
ученик, чтобы внести
вклад
в
решение
проблемы,
а
также
Координатор
проекта
в
ОУ, Средняя
школа
Декабр
ь 2016
Апрел
ь 2017
важность любого, даже
самого
маленького
действия.
8
Экологический центр
г. Хельсинки
«Исследовательский
день» о. Харакка
Координатор
проекта
в
ОУ,
участники
экологическо
го проекта
(9 класс)
Май
2017
9
Фонд
«Живая
Балтика».
Группа
действий
по
Балтийскому морю г.
Хельсинки.
Участие
в
международном
научно-практическом
EXPO
форуме
»
Ecology
of
the
Baltic
Sea»
Координато
р проекта в
ОУ,
участники
экологическо
го проекта
(9 класс)
Май
2017
Получив бесценный
опыт
и
поддержку от наших социальных
партнеров, мы решили работать в том же направлении, воспитывать себя,
воспитывая других. Мы разработали свой проект эко-урока, направленного
на экологическое воспитание в духе образования для устойчивого развития.
Участники проекта провели серию эко-уроков для обучающихся
начальной школы, в ходе которых поделились своим экологическим опытом
по рациональному управлению отходами и эко-привычками, показав себя
экспертами эко-дружелюбного образа жизни.
Кроме того в конце учебного года
наша юная команда экологов
Гимназии № 227 презентовала стендовый доклад на международном научно-
практическом EXPO форуме «Ecology of the Baltic Sea», прошедшем в городе
Хельсинки на площадке международного партнера Гимназии № 227, Финско-
Русской школы. В рамках этого мероприятия нами были разработаны и
проведены эко-квесты и воркшопы «Апсайклинг-идеи» для учащихся
средней
ступени
обучения.
Также
наши
исследователи
провели
незабываемый «Исследовательский день» на острове Харакка г. Хельсинки,
погрузившись в изучение жизни обитателей острова и местного планктона, а
также
получили
возможность
осуществить
серию
лабораторных
исследований в местной химическо-биологической
лаборатории, взяв
образцы воды из Балтийского моря и проанализировав
качество воды,
взятых проб точки зрения уровня загрязненности.
Следует подчеркнуть, что в ходе проекта мы столкнулись с одной, но
очень существенной трудностью - невозможностью полностью реализовать
приобретенный опыт и знания о раздельном сборе мусора на практике в силу
отсутствия необходимой инфраструктуры в нашей школе и в нашем городе.
Однако нам удалось собрать огромное количество идей, как можно дальше
работать над этим вопросом и прежде всего над экологическим воспитанием
в духе образования для устойчивого развития, а значит и становлением
ценностных ориентаций наших школьников. Наш опыт представлен в
нижеследующей таблице «План работы на
учебный год 2016-2017 по
экологическому проекту « Цвет имеет значение. Мы за зеленую планету».
План работы на учебный год 2016-2017 по экологическому проекту
« Цвет имеет значение. Мы за зеленую планету»
Дата
Этап
Сентябрь 2016
- полевое исследование мусорных площадок района
(в рамках внеклассной работы);
- исследование мусорной корзины и поведенческих
практик в отношении мусора ( в рамках урока
биологии);
-проект
«Техника
разделения
мусора.
Опыт
европейских стран» (в рамках урока немецкого
языка)
Октябрь
2016-
декабрь 2017
- участие в акциях по раздельному сбору мусора
совместно с движением «РазДельный Сбор».
Октябрь 2016
Круглые столы с представителями экодвижений
(«РазДельный Сбор»и «Grennpeace»
Октябрь 2016
Эко-уроки для младшей школы в лице партнера
школы компании Wrigley
Ноябрь
2016-декабрь
2017
Эко-уроки с Фиксиками для начальной школы и
детского сада
Ноябрь 2016
Анкетирование среди учащихся школы, учителей и
родителей (первый этап панельного опроса)
Ноябрь 2016
Посещение
и
анализ
эко-выставки
«Переосмысление. Учимся у природы»
Апрель 2016- декабрь
2017
Эко-родительские собрания
Март-апрель 2017
Акция «Вместе сделаем наш школьный двор краше.
Апсайклинг-идеи»
апрель 2017
«Переосмысление.
Эко-видение.
Учимся
у
природы» в рамках недели окружающей среды
Май 2017
Международный научно-практический EXPO форум
» Ecology of the Baltic Sea»
«Исследовательский день» на острове Харакка,
Август 2017
Междисциплинарный
семинар
в
г.
Мюнхен.
Обучение
методико-дидактическим
основам
экологического
предметно-языкового
интегрированного обучения
Сентябрь 2017
Группа
действий
по
Балтийскому
морю
г.
Хельсинки.
«Исследовательский
день»
на
Балтийском море
Ноябрь 2017
Анкетирование среди учащихся школы, учителей и
родителей (второй этап панельного опроса)
Декабрь 2017
Анализ промежуточных результатов
На сегодняшний день результатом участия в междисциплинарном
экологическом
проекте
с
точки
зрения
формирования
ценностных
ориентаций школьников стало осознание важности экологических проблем и
их приоритета в современном мире, необходимость их решения путем
взаимодействия
с
социальными
партнерами
разного
уровня
через
совместную активную работу с ними; приобретение полезных эко-привычек
и желание распространять их в социуме ; умение действовать экологически
грамотно и дружелюбно по отношению к окружающей среде и ключевое-
желание
изменить
наше
отношение
к
отходам
через
совместную
деятельность всех участников образовательного процесса.
Приложение 1
«Анкетирование среди учащихся, педагогов и жителей
Фрунзенского района г. СПб»
Уважаемые ребята!
Нам хотелось бы узнать ваше мнение по некоторым вопросам.
Для этого подчеркните наиболее удовлетворяющий вас вариант ответа по
каждому из вопросов.
Ф.И……………………………………… Класс …………………
1. Волнует ли вас проблема бытового мусора?
■ Да ■ Нет ■ Не задумывался
2. Ваш район можно назвать чистым?
■ Да ■ Нет ■ Не задумывался
3. Знаете ли вы, что такое сортировка мусора?
это сдача мусора в пунктах вторсырья
это сортировка мусора дома, прежде чем выбросить его в мусорный
бак
это предварительная сортировка мусора и выброс с специально
предназначенные для этого мусорные баки
4. Вы сортируете мусор, прежде чем выбросить его в мусорное ведро?
■ Да ■ Нет
■ Частично
5. Известно ли вам, куда девается мусор из ваших мусорных баков? (не более
двух ответов)
сваливается на полигонах (свалках) недалеко от города
сортируется и транспортируется на мусороперерабатывающие заводы
траспортируется на мусоросжигающие заводы
закапывается в землю
затрудняюсь ответить
6. Вы согласны, что с целью переработки мусора, его следует делить на
следующие категории: стекло, пластик, макулатура, опасные отходы,
металлы, строительный мусор, старая одежда, биологически разлагаемый
мусор.
■ Да ■ Нет ■ Не задумывался
7. Есть ли в вашем районе пункты приема вторсырья если ДА, то что они
принимают? (допускается несколько ответов)
■ Да ■ Нет ■ Не знаю
макулатуру
стекло
старая одежда
металлы
опасные отходы (батарейки, ртутные лампы, химия)
пластик
8. Вам известно, что вокруг нашего города имеется огромное количество как
санкционированных так и несанкционированных свалок? Кто, по вашему
мнению, должен отвечать за это?
■ Городские власти ■ Каждый житель ■ Тот, кто
мусорит
9. Какие последствия имеют свалки мусора для человечества?
загрязняют и отравляют подземные воды
способствуют размножению вредных микроорганизмов, насекомых,
грызунов как источников опасных (иногда смертельных) инфекций
вредные испарения от свалок способствуют повышению температуры
воздуха и изменению климата
все из перечисленных выше
10. Что вы сдавали за последние полгода в пункты приема вторсырья?
(допускается несколько ответов)
ничего
макулатуру
стеклотару
пластиковые бутылки/банки и прочие изделия из пластика
старую одежду
металлы
опасные отходы
11. Если вы не пользуетесь пунктами приема вторсырья, то в чем причина?
нет времени/неудобные часы приема/далеко расположены
не имею понятия, где они находятся
нет желания этим заниматься
12. Если вы не сортируете мусор, то в чем причина вашего бездействия? (не
более двух ответов)
нет возможности сортировать мусор (один мусорный бак)
не привык это делать
у моего дома несколько мусорных баков, но я не знаю, как правильно
сортировать мусор
нет времени и желания
13. Что нужно сделать, чтобы переработать мусор?
выбросить в мусорный бак
рассортировать и выбросить в мусорный бак
рассортировать и выбросить в специально предназначенные для этого
мусорные контейнеры
14. Согласны ли вы, что благодаря переработке мусора экономятся
природные ресурсы?
да
нет
не задумывался
15. Знаете ли вы, как можно использовать мусор/что можно из него сделать?
да
нет
не задумывался
16. Правда ли что следующие действия помогут решить проблему мусора?
(допускается несколько ответов)
установка специальных контейнеров для разного вида мусора
строительство перерабатывающих (не мусоросжигающих) заводов
разъяснительная работа о необходимости сортировки мусора среди
населения
штрафные санкции в случае не сортировки мусора
система вознаграждения за правильную сортировку мусора
все из перечисленных выше
17. Как можно с вашей точки зрения сократить количество мусора?
меньше использовать продукты, которые долго разлагаются (пластик)
сортировать и перерабатывать мусор
повторно использовать отсортированный мусор
все из перечисленных выше
18. В прошлом месяце во Франции приняли запрет на одноразовые
полиэтиленовые пакеты. На нашей планете есть еще 6 мест, где люди
отказались от пластика. Как вы считаете, вы смогли отказаться от пакетов и
пластиковых бутылок?
да
нет
не задумывался
Спасибо за участие в опросе!