Автор: Бурлакова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Игровые формы деятельности на занятиях как способ развития познавательной активности младших школьников
Раздел: начальное образование
Игровые формы деятельности на занятиях как способ развития
познавательной активности младших школьников
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А.Сухомлинский
Перед современными педагогами стоят задачи по развитию у младших
школьников таких личностных качеств, которые заложены в основе стремления к
активному познанию и тем самым подготовить учащихся к жизни, для того чтобы
они
стали
активными
участниками
процессов:
научных,
технических
и
социальных.
Современный
учитель
должен
наполнять
учебный
процесс
занимательным
содержанием,
который
не
только
представляет
собой
неисчерпаемый источник для стимулирования познавательных интересов у
младших школьников, но также дает все необходимые знания и умения.
Поскольку процесс активного познания у учащихся начальной школы не всегда
целенаправлен, но все же достаточно устойчив, именно поэтому педагогу
необходимо
активно
формировать
познавательную
активность
младших
школьников. Огромная роль в становлении личности отводится познавательному
развитию, в том числе и в процессе игровых видов деятельности. Именно поэтому
на
современном
этапе
особую
актуальность
приобретает
выявление
и
использование эффективных, целесообразных, интересных и занимательных для
младших школьников способов развития познавательной активности.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных
педагогических
технологий
в
образовательном
процессе,
позволяющих
разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность
учащихся.
Любая
технология
обладает
средствами,
активизирующими
деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют
главную идею и основу эффективности результатов.
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду
детской деятельности. Для младшего школьника игровая деятельность хотя и уже
и носит скорее вспомогательное значение, но все же остается очень важной и
существенной, поскольку именно игра позволяет сделать смысл объектов и
явлений более явным. Игра является эффективным средством формирования
личности младшего школьника, его морально волевых качеств, в игре реализуется
потребность воздействия на мир. Н.К. Крупская подчеркивала важность
использования игры в школьном обучении «школа отводит слишком мало места
игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого
человека. Она недооценивает организующую роль игры. Переход от игры к
серьезным
занятиям
слишком
резок,
между
свободной
игрой
и
регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный
разрыв.
Тут
нужны
переходные
формы».
В.
А.
Сухомлинский
писал:
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для
него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир,
раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.
Самые большие возможности для развития учащихся предоставляет игровая
деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста.
Психологи доказали:
- в игре интенсивно развивается психика,
-
в
игре
с
максимальной
эффективностью
работает
память,
мышление,
восприятие,
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, чем
просто выполняет задание. В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о
мире.
Модернизация современного образования и происходящие инновационные
процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов
обучения для создания комфортных условий, необходимых для овладения
общеучебными умениями и навыками, развития коммуникативных качеств
учащихся.
Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и
активизации деятельности учащихся, направленное на развитие индивидуальных
способностей и творческого отношения к жизни каждого ребенка.
Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания
духовно
развитой
личности,
способной
к
созидательной
деятельности
в
современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви к ценностям отечественной культуры. В связи с этим учителя начальных
классов всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать
стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов
обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями.
Одним из основных направлений реализации поставленных целей является
расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что
требует повышения уровня развития познавательного интереса школьников.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из
основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности,
которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью
в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием
целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической
среды, т. е. применением педагогической технологии.
Игра – ведущий вид деятельности для младшего возраста, все следующие
периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А
продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не
связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако
не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая
приобретает характер познавательной игры.
Изученный
в
процессе
игровой
деятельности
материал
забывается
учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого
игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре
органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным
и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в
процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,
сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем
функций и классификации педагогических игр.
Главная особенность дидактической развивающей игры выражается в
принципе от простого к сложному и сочетается с принципом творческой
деятельности, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Для
младшего
школьного
возраста
характерны
яркость
и
непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.
Для младшего
школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для
них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с
предметами и появляются не имитационные игры.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей
действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или
иными знаниями, умениями, навыками.
Использование
игровых
форм
организации
учебной
деятельности
способствует
повышению
познавательной
активности
обучающихся,
формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы,
стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых
форм обучения предупреждает утомление.
Таким образом, игровые формы строятся как целостное образование,
охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим
содержанием, сюжетом, персонажем