Напоминание

Игровые формы деятельности на занятиях как способ развития познавательной активности младших школьников


Автор: Бурлакова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Игровые формы деятельности на занятиях как способ развития познавательной активности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Игровые формы деятельности на занятиях как способ развития

познавательной активности младших школьников

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В. А.Сухомлинский

Перед современными педагогами стоят задачи по развитию у младших

школьников таких личностных качеств, которые заложены в основе стремления к

активному познанию и тем самым подготовить учащихся к жизни, для того чтобы

они

стали

активными

участниками

процессов:

научных,

технических

и

социальных.

Современный

учитель

должен

наполнять

учебный

процесс

занимательным

содержанием,

который

не

только

представляет

собой

неисчерпаемый источник для стимулирования познавательных интересов у

младших школьников, но также дает все необходимые знания и умения.

Поскольку процесс активного познания у учащихся начальной школы не всегда

целенаправлен, но все же достаточно устойчив, именно поэтому педагогу

необходимо

активно

формировать

познавательную

активность

младших

школьников. Огромная роль в становлении личности отводится познавательному

развитию, в том числе и в процессе игровых видов деятельности. Именно поэтому

на

современном

этапе

особую

актуальность

приобретает

выявление

и

использование эффективных, целесообразных, интересных и занимательных для

младших школьников способов развития познавательной активности.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных

педагогических

технологий

в

образовательном

процессе,

позволяющих

разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность

учащихся.

Любая

технология

обладает

средствами,

активизирующими

деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют

главную идею и основу эффективности результатов.

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду

детской деятельности. Для младшего школьника игровая деятельность хотя и уже

и носит скорее вспомогательное значение, но все же остается очень важной и

существенной, поскольку именно игра позволяет сделать смысл объектов и

явлений более явным. Игра является эффективным средством формирования

личности младшего школьника, его морально волевых качеств, в игре реализуется

потребность воздействия на мир. Н.К. Крупская подчеркивала важность

использования игры в школьном обучении «школа отводит слишком мало места

игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого

человека. Она недооценивает организующую роль игры. Переход от игры к

серьезным

занятиям

слишком

резок,

между

свободной

игрой

и

регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный

разрыв.

Тут

нужны

переходные

формы».

В.

А.

Сухомлинский

писал:

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для

него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир,

раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть

полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.

Самые большие возможности для развития учащихся предоставляет игровая

деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста.

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика,

-

в

игре

с

максимальной

эффективностью

работает

память,

мышление,

восприятие,

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, чем

просто выполняет задание. В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о

мире.

Модернизация современного образования и происходящие инновационные

процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов

обучения для создания комфортных условий, необходимых для овладения

общеучебными умениями и навыками, развития коммуникативных качеств

учащихся.

Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и

активизации деятельности учащихся, направленное на развитие индивидуальных

способностей и творческого отношения к жизни каждого ребенка.

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания

духовно

развитой

личности,

способной

к

созидательной

деятельности

в

современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма,

любви к ценностям отечественной культуры. В связи с этим учителя начальных

классов всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать

стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов

обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями.

Одним из основных направлений реализации поставленных целей является

расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что

требует повышения уровня развития познавательного интереса школьников.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из

основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности,

которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью

в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием

целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической

среды, т. е. применением педагогической технологии.

Игра – ведущий вид деятельности для младшего возраста, все следующие

периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А

продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не

связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако

не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая

приобретает характер познавательной игры.

Изученный

в

процессе

игровой

деятельности

материал

забывается

учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого

игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре

органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным

и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в

процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,

сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем

функций и классификации педагогических игр.

Главная особенность дидактической развивающей игры выражается в

принципе от простого к сложному и сочетается с принципом творческой

деятельности, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для

младшего

школьного

возраста

характерны

яркость

и

непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко

вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.

Для младшего

школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для

них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с

предметами и появляются не имитационные игры.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей

действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или

иными знаниями, умениями, навыками.

Использование

игровых

форм

организации

учебной

деятельности

способствует

повышению

познавательной

активности

обучающихся,

формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы,

стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых

форм обучения предупреждает утомление.

Таким образом, игровые формы строятся как целостное образование,

охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим

содержанием, сюжетом, персонажем



В раздел образования