Автор: Есинская Галина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ "Лицей г.Малмыжа"
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ремесленник сегодня"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка внеурочного воспитательного мероприятия
«Ремесленник сегодня»
2 класс
Есинская Галина Павловна,
учитель начальных классов
КОГОБУ «Лицей г.Малмыжа»
Цель
мероприятия:
организация
деятельности
обучающихся
по
ознакомлению с профессией ремесленника.
Задачи:
● сформировать первичное представление о ремесле;
● воспитывать интерес к профессии ремесленник;
●сформировать уважительное отношение к труду;
● воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность
при выполнении заданий;
● развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять
кругозор.
Условия проведения:
Компьютер, экран, презентация, карточки на группу, стихотворение «Чем
пахнут ремёсла?», пластилин.
Планируемые результаты
Личностные: ценить и принимать базовые ценности «труд и творчество»,
формулировать собственное мнение.
Метапредметные:
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде
таблицы, в виде текста, в виде пословиц.
Регулятивные: определять правильность выполненного задания на основе
образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с
планом, проверять выполненные задания.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,
участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать
других, аргументировать свое мнение.
Ход мероприятия:
1.
Вступительная часть. Мотивация учащихся.
Сегодняшнее мероприятие хочется начать со стихотворения Дж.Родари «Чем
пахнут ремёсла?»
Послушайте стихотворение (Слайд, аудиофайл)
Скажите, о каких делах говорится в стихотворении, и чем они пахнут?
Кто не имеет запаха и почему?
Какое новое слово есть в названии этого стихотворения?
А вы, ребята, знаете, что такое ремесло?
Кто может ответить на этот вопрос?
А кто знает, как называется человек, который занимается ремеслом?
Вы можете узнать, если расшифруете слово. Числа соответствуют номеру
буквы в алфавите.
18,6,14,6,19,13,6,15,15,10,12 (Слайд)
Ремесленник.
Сегодня мы будем говорить о ремесленниках и их труде.
2.
Основная часть
В далёкие времена, когда ещё не было ни заводов, ни фабрик, всё, что нужно
для жизни, люди делали собственными руками: и посуду, и игрушки, и
одежду. Их труд назывался ремеслом.
Ремесло – это мелкое ручное производство с применением ручных орудий
труда. (Слайд)
Подберите синонимы к слову ремесло?
Кто такой ремесленник?
Ремесленник — это человек, занимающийся каким - либо ремеслом.
Какие народные промыслы (ремёсла) нашего края вы знаете?
Задание:
Подобрать к изделию, изображённому на фотографии, название ремесла.
Работаем в группах. Слайд (фотографии)
Проверим. Смотрим на фотографию на слайде и называем промысел.
(Слайд)
Промыслы:
ткацкий, лозоплетение,
вятские иконостасы, деревянная
игрушка, берестяной промысел, плетение из лыка, дымковская игрушка,
вятская
матрёшка,
вышивальный
промысел,
изделия
из
соломки,
колокололитейное дело, кружевоплетение.
Вывод: Наш край богат разными промыслами.
Помимо
промыслов,
существует
множество
мастеров,
создающих
уникальные вещи. Изобретения и изделия наших умельцев с огромным
успехом демонстрировались на выставках в России и в других странах.
Прочитайте текст и найдите имена вятских умельцев, их изделия.
Работаем в группах.
Карточка №1
Давно уже стали вятские умельцы изготовлять из капа (нарост на дереве)
шкатулки, броши, письменные приборы. Лучшими мастерами по капу
считались отец и сын Макаровы из Слободского. Их изделия ценились на
вес золота, а на выставках в столицах имели огромный успех.
Карточка №2
Однажды шкатулка Макаровых попала в село Истобенск в руки слепого
крестьянина Амвросия Ковязина. Он не поверил, что предмет, оказавшийся в
его руках, деревянный: для дерева шкатулка была тяжела и необыкновенно
гладка и холодна. Со временем слепой Амвросий стал мастером шкатулок
сосложными «секретами», «тайниками» и «музыкой».
Карточка №3
А часовых дел мастер Семён Бронников сделал каповые карманные часы.
Часы эти купил наследник царского престола, будущий царь Александр 2,
пребывавший в то время в Вятке. «Русской диковинкой» называли часы
вятских кудесников на российских и всемирных выставках. Ведь нигде в
мире карманные часы из дерева не производили.
Карточка №4
В средине 18 века яранский крестьянин Леонтий Шамшуренков
послал
письмо в Петербург. Он обещал за три месяца построить коляску, которая
будет двигаться без лошади. Построенная им машина
была испытана в
присутствии царских чиновников.
В Москве отливали Царь-колокол (диаметр 6м, масса около 200 тонн).
Огромный колокол не могли поднять из ямы на колокольню – не было таких
приспособлений.
Леонтий Шамшуренков
изобрёл кружало
(снаряд для
поднятия тяжестей), с помощью которого уже приподняли Царь – колокол
над землёю, но тут случился пожар. Деревянное кружало сгорело. Колокол
треснул, от него отвалился кусок. Так и стоит Царь – колокол в Московском
Кремле…
Карточка №5
Нолинский
крестьянин Андрей
Хитрин
первым в мире изобрёл
сенокосилку. А мастер Холуницкого завода Василий Пятов впервые в мире
сконструировал прокатный стан (машина для обработки давлением металла
и др.) для производства броневой стали.
Называем умельцев и их изделия. (Слайд)
Вывод: Вятские умельцы прославили нашу глубинку.
Составление пословиц (работа в группах)
Переставляя слова, составьте пословицу. Прочитайте. Подготовьтесь её
объяснить.
за плечами, Ремесло, не висит
Без, как без рук, ремесла
Каков, и добыча, такова, промысел,
Хватские, люди, Вятские
У плохого, такова, мастера, и пила
Как вы думаете, сохранились ли профессии ремесленников сегодня?
Почему?
Вывод: XXI век очень способствует развитию ремесла.
3.
Заключительная часть
Пополнились ли ваши знания о ремесле и ремесленниках?
Пригодятся ли эти знания в жизни?
Как вы думаете, где можно научиться ремеслу?
Список литературы:
1. Галышева Н.Ю., Рабочая тетрадь по краеведению «Вятский следопыт»
№10 4класс (в 3 частях). – Киров, 2014
2.Дж. Родари., стихотворение «Чем пахнут ремёсла?»