Напоминание

"Ремесленник сегодня"


Автор: Есинская Галина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ "Лицей г.Малмыжа"
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ремесленник сегодня"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка внеурочного воспитательного мероприятия

«Ремесленник сегодня»

2 класс

Есинская Галина Павловна,

учитель начальных классов

КОГОБУ «Лицей г.Малмыжа»

Цель

мероприятия:

организация

деятельности

обучающихся

по

ознакомлению с профессией ремесленника.

Задачи:

● сформировать первичное представление о ремесле;

● воспитывать интерес к профессии ремесленник;

●сформировать уважительное отношение к труду;

● воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность

при выполнении заданий;

● развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять

кругозор.

Условия проведения:

Компьютер, экран, презентация, карточки на группу, стихотворение «Чем

пахнут ремёсла?», пластилин.

Планируемые результаты

Личностные: ценить и принимать базовые ценности «труд и творчество»,

формулировать собственное мнение.

Метапредметные:

Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде

таблицы, в виде текста, в виде пословиц.

Регулятивные: определять правильность выполненного задания на основе

образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с

планом, проверять выполненные задания.

Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,

участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать

других, аргументировать свое мнение.

Ход мероприятия:

1.

Вступительная часть. Мотивация учащихся.

Сегодняшнее мероприятие хочется начать со стихотворения Дж.Родари «Чем

пахнут ремёсла?»

Послушайте стихотворение (Слайд, аудиофайл)

Скажите, о каких делах говорится в стихотворении, и чем они пахнут?

Кто не имеет запаха и почему?

Какое новое слово есть в названии этого стихотворения?

А вы, ребята, знаете, что такое ремесло?

Кто может ответить на этот вопрос?

А кто знает, как называется человек, который занимается ремеслом?

Вы можете узнать, если расшифруете слово. Числа соответствуют номеру

буквы в алфавите.

18,6,14,6,19,13,6,15,15,10,12 (Слайд)

Ремесленник.

Сегодня мы будем говорить о ремесленниках и их труде.

2.

Основная часть

В далёкие времена, когда ещё не было ни заводов, ни фабрик, всё, что нужно

для жизни, люди делали собственными руками: и посуду, и игрушки, и

одежду. Их труд назывался ремеслом.

Ремесло – это мелкое ручное производство с применением ручных орудий

труда. (Слайд)

Подберите синонимы к слову ремесло?

Кто такой ремесленник?

Ремесленник — это человек, занимающийся каким - либо ремеслом.

Какие народные промыслы (ремёсла) нашего края вы знаете?

Задание:

Подобрать к изделию, изображённому на фотографии, название ремесла.

Работаем в группах. Слайд (фотографии)

Проверим. Смотрим на фотографию на слайде и называем промысел.

(Слайд)

Промыслы:

ткацкий, лозоплетение,

вятские иконостасы, деревянная

игрушка, берестяной промысел, плетение из лыка, дымковская игрушка,

вятская

матрёшка,

вышивальный

промысел,

изделия

из

соломки,

колокололитейное дело, кружевоплетение.

Вывод: Наш край богат разными промыслами.

Помимо

промыслов,

существует

множество

мастеров,

создающих

уникальные вещи. Изобретения и изделия наших умельцев с огромным

успехом демонстрировались на выставках в России и в других странах.

Прочитайте текст и найдите имена вятских умельцев, их изделия.

Работаем в группах.

Карточка №1

Давно уже стали вятские умельцы изготовлять из капа (нарост на дереве)

шкатулки, броши, письменные приборы. Лучшими мастерами по капу

считались отец и сын Макаровы из Слободского. Их изделия ценились на

вес золота, а на выставках в столицах имели огромный успех.

Карточка №2

Однажды шкатулка Макаровых попала в село Истобенск в руки слепого

крестьянина Амвросия Ковязина. Он не поверил, что предмет, оказавшийся в

его руках, деревянный: для дерева шкатулка была тяжела и необыкновенно

гладка и холодна. Со временем слепой Амвросий стал мастером шкатулок

сосложными «секретами», «тайниками» и «музыкой».

Карточка №3

А часовых дел мастер Семён Бронников сделал каповые карманные часы.

Часы эти купил наследник царского престола, будущий царь Александр 2,

пребывавший в то время в Вятке. «Русской диковинкой» называли часы

вятских кудесников на российских и всемирных выставках. Ведь нигде в

мире карманные часы из дерева не производили.

Карточка №4

В средине 18 века яранский крестьянин Леонтий Шамшуренков

послал

письмо в Петербург. Он обещал за три месяца построить коляску, которая

будет двигаться без лошади. Построенная им машина

была испытана в

присутствии царских чиновников.

В Москве отливали Царь-колокол (диаметр 6м, масса около 200 тонн).

Огромный колокол не могли поднять из ямы на колокольню – не было таких

приспособлений.

Леонтий Шамшуренков

изобрёл кружало

(снаряд для

поднятия тяжестей), с помощью которого уже приподняли Царь – колокол

над землёю, но тут случился пожар. Деревянное кружало сгорело. Колокол

треснул, от него отвалился кусок. Так и стоит Царь – колокол в Московском

Кремле…

Карточка №5

Нолинский

крестьянин Андрей

Хитрин

первым в мире изобрёл

сенокосилку. А мастер Холуницкого завода Василий Пятов впервые в мире

сконструировал прокатный стан (машина для обработки давлением металла

и др.) для производства броневой стали.

Называем умельцев и их изделия. (Слайд)

Вывод: Вятские умельцы прославили нашу глубинку.

Составление пословиц (работа в группах)

Переставляя слова, составьте пословицу. Прочитайте. Подготовьтесь её

объяснить.

за плечами, Ремесло, не висит

Без, как без рук, ремесла

Каков, и добыча, такова, промысел,

Хватские, люди, Вятские

У плохого, такова, мастера, и пила

Как вы думаете, сохранились ли профессии ремесленников сегодня?

Почему?

Вывод: XXI век очень способствует развитию ремесла.

3.

Заключительная часть

Пополнились ли ваши знания о ремесле и ремесленниках?

Пригодятся ли эти знания в жизни?

Как вы думаете, где можно научиться ремеслу?

Список литературы:

1. Галышева Н.Ю., Рабочая тетрадь по краеведению «Вятский следопыт»

№10 4класс (в 3 частях). – Киров, 2014

2.Дж. Родари., стихотворение «Чем пахнут ремёсла?»



В раздел образования