Автор: Муравьева Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НШ-ДС №76 г.Тюмени
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Спортивный инвентарь для малоподвижных игр со слабовидящими и слепыми детьми
Раздел: дошкольное образование
Автор-составитель:
Муравьева Людмила Анатольевна, воспитатель
Первая квалификационная категория
МБОУ начальная школа – детский сад №76 города Тюмени
«Спортивный инвентарь для малоподвижных игр со слабовидящими и
слепыми детьми»
Значение подвижных игр:
Совершенствование физических способностей ребенка;
Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;
Укрепление нервной системы;
Создание условий для положительного психо-эмоционального состояния
детей;
Развитие
психических
качеств:
внимание,
память,
воображение,
самостоятельность и инициатива;
Воспитание и формирование личностных качеств.
Цель подвижных игр: всестороннее развитие детей.
Задачи подвижных игр:
Образовательные задачи.
В игровой деятельности создаются благоприятные условия для:
1. Развития внимания, памяти, ориентации, раскрытие потенциальных
возможностей и творческой инициативы ребенка;
2. Расширение кругозора;
3. Закрепление полученных ЗУН;
4. Развитие связной и звуковой культуры речи;
5. Формирование ОБЖ.
Воспитательные задачи:
Воспитание волевых качеств (воля, целеустремленность, выносливость);
2. Нравственных качеств личности (сопереживание, взаимопомощь,
отзывчивость).
Оздоровительные задачи:
Усиление всех
жизненно
важных
функций,
обменных
реакций
вовлечения всех мышечных групп в работу, усиление кровообращения.
Активизация работы легких, способствование насыщению организма
ребенка кислородом, повышение общего жизненного тонуса.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Подвижные игры - сильнейшее средство всестороннего развития и воспитания
слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть так же, как и
зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва
научить играть, помочь ему овладеть игрой.
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого
ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими
детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей. С
помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует
установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а
какие нет. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее
влияния на состояние организма детей.
Потеря зрения замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет
подражание и овладение пространственными представлениями, у него
нарушена координация движений.
Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать
состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности
осязательно-слухового восприятия, уровень физической подготовленности,
возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения
игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам,
которыми они владеют. Для слепых детей используют озвученный инвентарь
(озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.).
Для детей с остаточным зрением и слабовидящих необходимо подобрать яркий
и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило,
используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).
Мяч в игре со слепыми детьми должен быть очень ровный (круглый), при этом
он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше
ощущается слепыми, и они скорее овладевают игрой с ним. Можно
пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между
камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Цвет мяча зависит от
освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, используется
мяч светлых тонов, если же освещение сильное, выбирается более темный мяч.
Желательно использовать озвученный мяч, это поможет слепому ребенку
свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, и самостоятельно
находить его. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!
Большое внимание уделяется подготовке места, где проводится игра. Площадка
должна быть безопасной, необходимо определить ее размеры, установить
ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня
всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная
дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и
другие рельефные, осязательные обозначения). Такое оборудование дает
возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться
на ней, и помогает избавиться от страха перед препятствиями. На площадке не
должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть
однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются
ощутимой помехой для слепого ребенка. Для слабовидящих ориентировочные
линии можно обозначить цветными мелками или полосками яркой ткани. С
размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами
(осязательными, слуховыми) играющих необходимо ознакомить заранее, дать
им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы .
Ведущий сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение
игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и
предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал,
заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком,
если его источник установлен на уровне лица.
Так ка слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может
возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает
общее переутомление. Поэтому необходимо уделять внимание дозировке
физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности позволят легко ввести
ребенка в игру, помогут ему избавиться от комплекса неполноценности,
создадут положительный эмоциональный фон.
При проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, пары
можно составить так: зрячий — незрячий; незрячий — слабовидящий; мама —
незрячий ребенок и т.д. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности
зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объявив об этом
всем играющим. Если незрячих игроков равномерно распределить по
командам, то команды уравновешиваются по общему состоянию зрения.
В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же
ловят всех, а в игре «Жмурки», следует завязывать глаза только зрячим детям.
Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре
обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться
чувство недоверия к окружающим. Так как во время игр незрячие
ориентируются на звук, на площадке необходимо соблюдать полную тишину.
Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой
направление, куда они собираются бежать. Необходимо научить незрячих детей
бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди.
Ведущий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них
ориентиром. Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует
поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о
том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления,
а при кратковременном беге максимальной интенсивности
продолжительностью 5 секунд наблюдается снижение внутриглазного
давления. Эти данные следует учитывать при определении физической
нагрузки для детей.
При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми
противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного
травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением,
упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. «Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение
навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.
Игра проводится вдвоем: взрослый (мама) и ребенок.
Инвентарь: плоские геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник и
т.п. двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра), (либо массажные
коврики для ходьбы с разным покрытием)
Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу (либо второй комплект
ковриков), маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на
запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает
маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди
лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры.
Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.
Методические указания
Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой
поверхностью.
«Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через
которые продевается резинка-«браслет».
В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им
завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и
правильно их назовет.
2. «Найди мячик»
Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без
посторонней помощи.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).
Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как
мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.
Методические указания
Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо
изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.
Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и
шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.
Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди
и сзади.
Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.
3. «Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с
предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.
Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.
Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.
Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут
рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По
команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад,
обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза
«чух-чух-чух».
Методические указания
•
Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.
Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или
назад.
Смена движений происходит по команде ведущего.
4. «Попади в мишень» (коробку)
Цель: развитие слуховой памяти и меткости.
Игра проводится с группой из четырех и более детей.
Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с
мячами.
Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с
мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает
кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с
ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель
раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным,
следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого
право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее
всех наберет 5 баллов.
Методические указания
Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с
тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов
(липкой ленты, пластыря).
Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз
ребенка.
5. «Догони меня»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.
Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика,
озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а
тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь на звук.
Методические указания
Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребенка.
Можно помогать ребенку указаниями, например: «немного правее, левее» и т.д.
6. «Горячий мяч»
Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения,
так и без зрительных нарушений.
Инвентарь: озвученный мяч.
Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга.
Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего
мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.
Методические указания
Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при
построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со
слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч
нужно давать прямо в руки.
Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове
(ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти
прижаты к туловищу).
Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся
двое, которые и становятся победителями.
Подвижные игры для детей младшего школьного возраста
7. «Чем играем?»
Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.
В игре участвуют от 4 до 15 человек.
Инвентарь: предметы, издающие различные звуки: колокольчик, бубен,
метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки,
озвученные мячи, другие озвученные игрушки, бумага и т.д.
Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа
играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на
расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу водящего
подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить
звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, бить в бубен и т.д.).
Водящий должен определить, каким предметом издается звук (колокольчиком,
бумагой, бубном). Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих,
а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до
тех пор, пока не даст верный ответ.
Если водящий не может определить, чем вызван звук с трех попыток,
играющие меняют предметы до тех пор, пока водящий не определит правильно.
Методические указания
Водящие с остатком зрения или нормально видящие должны закрыть глаза.
Звуки необходимо периодически менять, включая новые предметы.
Начинать следует с самых простых звуков, хорошо знакомых игрокам, а
заканчивать более сложными по силе и характеру.
С незнакомым звуком играющих необходимо ознакомить предварительно.
8. «Узнай по голосу»
Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — 5—20.
Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все
играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки
по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево),
приговаривая:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто назвал тебя, узнай.
С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время
движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени
измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока,
они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.
Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.
Методические указания
Во время игры следует соблюдать полную тишину.
Водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть глаза или
надеть повязку.
Игры с мячом
9. «Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
Количество игроков — 10—12.
Инвентарь: два озвученных мяча.
Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют
круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3—4 игрока друг от друга,
выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно
быстрее передавать мячи игроку справа, с тем чтобы один мяч догнал другой.
Когда это произойдет, игра начинается снова.
Методические указания
Мячи можно только передавать, но не бросать.
Количество мячей можно увеличивать.
Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
10. «Удочка»
Цель: развитие слуха, ловкости, быстроты реакции.
Количество игроков — 5—20.
Инвентарь: веревка, на конце которой прикреплен мешочек с песком,
металлическая цепочка (для озвучивания) или озвученный мяч среднего
размера — «удочка».
Инструкция. Все играющие — «рыбы» — выстраиваются в круг, ведущий —
«рыбак» — становится в центре круга с веревкой в руках. Он крутит веревку
так, чтобы мешочек проходил под ногами стоящих в кругу; играющие, стараясь
не задеть «удочку», подпрыгивают, когда она приближается к их ногам,
ориентируясь на звук. Задевшие «удочку» получают штрафное очко.
Выигрывают те игроки, которые не «попадутся на удочку».
Варианты
Когда играющие научились своевременно прыгать, не задевая «удочку»,
Можно крутить веревку, то замедляя, то ускоряя.
Игру можно проводить и с противоположной задачей: игроки должны прыгнуть
так, чтобы попасть ногами «на удочку». В этом варианте игры к веревке нужно
привязать что-либо мягкое (старая волейбольная покрышка или т.п.).
Методические указания
Веревку следует брать такой длины, чтобы цепочка проходила не точно под
ногами игроков, а за ними, не ударяя по ногам.
Начало игры нужно обозначить словами: «Приготовились... начали!»
Необходимо следить, чтобы играющие прыгали на носках, тихо и не слишком
высоко.
Время от времени следует менять направление движения веревки, тем самым
создавая паузу для отдыха.
Литература: 1. Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей. Глава 2. /
Л.Н. Ростомашвили
2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в
развитии \ Под ред. Проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – с. 33-
59)