Автор: Михеева Оксана Игоревна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ "Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 2"
Населённый пункт: г. Бокситогорск Ленинградская область
Наименование материала: разработка мероприятия
Тема: Православные храмы
Раздел: начальное образование
Конспект открытого мероприятия в 4 классе
по предмету «Основы православной культуры».
Название мероприятия: « Дом моей души»
Тема мероприятия: «Православные храмы»
УУД: Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических
проблем.
Приоритетные цели в блоках достижения:
Личностных результатов: нравственное и этическое оценивание;
Метапредметных результатов: владение поисковыми и творческими способами
решения учебных и практических проблем, организация сотрудничества;
Предметных результатов: формирование представления о назначении православного
храма, его устройстве, ценности как святыни для православных людей.
Оборудование для учителя: фрагмент музыкального ролика «Песня про храм»,
презентация к стихотворению «Церковный сумрак», рабочие листы к уроку для гостей,
слайды к уроку, аудиозапись колокольных звонов.
Оборудование для учащихся: учебник, задания в конвертах для каждой группы детей,
дополнительная литература в форме книги по теме урока, макет церкви, письменные
принадлежности, листы бумаги, схема синквейна.
Этапы ,
время.
Орг.
Момент
– 1 мин.
Доминанта
- 3 мин.
Ход мероприятия.
(деятельность учителя)
1.
Психологический настрой.
- Сегодня у нас необычное и интересное
мероприятие. Давайте поздороваемся с
гостями, улыбнёмся друг другу и мысленно
пожелаем успеха.
- Учитель включает учащимся фрагмент
музыкального клипа про храм.
- Ребята, а что для вас дорога к храму?
- Наши ученики приготовили для нас
стихотворение и презентацию к нему. Это
тоже поможет вам ответить на вопрос.
* Чтение стих – я:
Ход мероприятия
(деятельность
учащихся)
Методические
комментарии.
Самоорганизация,
создание у учеников
внутренней
потребности включения
в учебную
деятельность.
Просмотр клипа.
2 мин.
- 2 мин.
- 2 мин.
Андрей Блох «Церковный сумрак»
Церковный сумрак. Мирная прохлада,
Немой алтарь.
Дрожащий свет негаснущей лампады
Теперь как встарь.
Здесь шума нет, и сердце бьётся глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу муку поручали,
Здесь вечный след.
Безвестных слёз, несказанной печали
Забытых лет.
Старинный храм, - защита от бессилья,
Приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.
- О чём говорит автор в стих-и?
- Приходилось ли вам бывать в храме?
- Какие чувства вы испытывали там?
Беседа учителя.
Сообщение темы мероприятия.
- Каждое из предыдущих поколений, хотело оно
того или нет, оставило следы в нашей с вами
русской культуре. Что–то остаётся менее
заметным для нас, а что-то надолго может
остаться в памяти людей. Несомненно,
древнерусские храмы спустя многие столетия
вызывают восхищение и удивление во всём мире.
Памятники древнерусского зодчества являются
не только украшением любого города или
селения, но ведь это ещё и национальное
сокровище, и святыня государства.
И сегодня на нашем мероприятии мы поговорим
об особенностях православного храма и значении
храмов в жизни современного человека.
- Ребята, перед вами карточки со словами: ( храм,
лампада, икона Богоматери, священник, свеча,
звонница, алтарь, купол, солея, Царские врата,
притвор, звонница)
- Отметьте красным цветом те слова, значение
которых вам ещё не известно.
- Что объединяют все эти слова?
Читает 1 ученик,
показывает
презентацию 2 ученик.
О храме
Да, нет
Спокойствие,
любопытство,
смущение, там тихо,
красиво, пахнет
ладаном.
На доске – тема и фото
храма Спаса на крови.
На карточках дети
красным цветом
отмечают незнакомые
слова.
Они о храме
Этап
усвоения
новых
знаний,
работа в
группах.
9 мин.
- Работать мы сегодня будем по группам. У
каждой группы в большом конверте своё
исследовательское задание. Возьмите конверт,
прочитайте в группе задание и можете
приступать к его выполнению. Удобнее
пользоваться текстовыделителем.
1 группа.
- Используя текст дополнительной
литературы и словарь Ожегова, выяснить
значения слова храм.
- Как в старину называли храм?
- Зачем люди посещали храм?
- Какое место выбиралось для строительства
храма?
- Какую форму имеют храмовые постройки?
- Что возносится над главами, чем
завершается любой храм?
После отчёта группы учитель показывает
изображение храма Спаса на крови.
- Храм был возведён по указанию Александра 3,
на том месте, где 1 марта 1881 г.был смертельно
ранен Александр 2, которого в народе прозвали
Царём- освободителем за отмену крепостного
права.
- Назовите годы его правления? Какой это век?
Это время в истории России назван Серебряным
веком.
Завершает выступление группы стихотворение
поэта серебряного века Александра Блока
«Вхожу я в тёмные храмы».
2 группа.
- Исследовать внутреннее устройство храма,
используя учебник и дополнительную
литературу.
- Какие 3 основные части выделяют в храме.
- Дать объяснение понятиям : притвор, алтарь,
солея, Царские врата, купол, лампада, икона
Богоматери.
После отчёта этой группы предлагается задание
для всех остальных детей:
« Показать на макете крестово-купольного храма,
где находятся стороны горизонта и объяснить
почему так».
Учащиеся выполняют
задания в группах.
Дети работают со
словарём Ожегова и
Даля, дополнительной
литературой в виде
книги.
Фото храма Спаса на
крови.
Лента времени
Читает 1 ученик на
фоне музыки, портрет
А.Блока.
Дети объясняют
значения слов и на
слайде фото к ним.
Группам раздаются
Отчёт в
группах –
по 4
минуты
каждой
группе.(16
мин.)
Этап
закрепления
новых
знаний.
8 мин.
Итог урока.
1 мин.
Домашнее
задание.
Завершает выступление группы стихотворение
поэта Серебряного века Андрея Белого «Во
храме».
3 группа.
- С помощью дополнительной литературы
выяснить:
- Какой музыкальный инструмент существует
в православном храме,
- почему звонят колокола,
- что такое звонница,
какие бывают виды колокольного звона.
После отчёта этой группы даётся задание всем
учащимся: «По двум музыкальным фрагментам
определить вид колокольного звона»
4 группа.
Используя текст дополнительной литературы,
составить правила поведения, под названием
«Церковный этикет»
После прочтения правил, всем детям
предлагается задание: «Выберите номера
картинок на слайде, где человек готов войти в
храм, в соответствии с церковном этикетом»
Дети называют номера, а учитель располагает их
на слайде интерактивной доски.
- Почему вы не выбрали эти картинки?
- Давайте теперь попробуем составить синквейн
на тему нашего мероприятия.
Возьмите схему синквейна и впишите слова.
- Каждая группа зачитывает свои синквейны.
- Вернёмся к нашим понятиям, которые мы
отмечали вначале мероприятия.
- Какие значения слов вы так и не можете
объяснить?
- Так что же для вас дорога к храму?
Учитель: Православные христиане говорят:»Мир
– житейское море, а церковь – корабль, на
котором мы его переплываем. Давайте будем не
пассивными пассажирами, а неустрашимыми, не
покладающими рук гребцами.
- И вот вам домашнее задание:
1. Узнайте, какие храмы есть в Бокситогорском
районе и Ленинградской области и какие события
истории с ними связаны.
макеты храмов.
Фото А.Белого, музыка.
Читает 1 ученик
Работа в группе,
Фото звонницы
Тихвинского
Успенского монастыря.
Звучат 2 музыкальных
фрагмента.
Работа в группе.
Слайд с картинками.
Невыбранные картинки
У каждой группы на
столе схема синквейна.
Ответы детей.
2. Нарисуйте, как вы себе представляете храм
вашей мечты.
Рабочий лист
к уроку в 4 – а классе по основам православной культуры.
Название урока: «Дом моей души».
Тема урока: «Православные храмы».
Карточки со словами: ( храм, лампада, икона Богоматери, священник, свеча, звонница,
алтарь, купол, солея, Царские врата, притвор, звонница).
Отметить красным цветом те слова, значение которых детям ещё не известно.
Задания группам:
1 группа:
- Используя текст дополнительной литературы и словарь Ожегова, выяснить
значения слова храм.
- Как в старину называли храм?
- Зачем люди посещали храм?
- Какое место выбиралось для строительства храма?
- Какую форму имеют храмовые постройки?
- Что возносится над главами, чем завершается любой храм?
2 группа:
- Исследовать внутреннее устройство храма, используя учебник и дополнительную
литературу.
- Какие 3 основные части выделяют в храме.
- Дать объяснение понятиям : притвор, алтарь, солея, Царские врата, купол,
лампада, икона Богоматери.
3 группа:
- С помощью дополнительной литературы выяснить:
- Какой музыкальный инструмент существует в православном храме,
- почему звонят колокола,
- что такое звонница,
- какие бывают виды колокольного звона.
4 группа:
- Используя текст дополнительной литературы, составить правила поведения, под
названием «Церковный этикет».
Составление дидактического синквейна.
Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в начале 20 века под влиянием
японской поэзии.
1 строчка – 1 существительное: название стихотворения, тема.
2 строчка – 2 прилагательных: описание темы.
3 строчка – 3 глагола, относящихся к теме: действие.
4 строчка – фраза из 4 слов: чувство, выражающее своё отношение к теме.
5 строчка – 1 существительное: синоним 1 строки, повторение сути.