Напоминание

Православные храмы


Автор: Михеева Оксана Игоревна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ "Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 2"
Населённый пункт: г. Бокситогорск Ленинградская область
Наименование материала: разработка мероприятия
Тема: Православные храмы
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого мероприятия в 4 классе

по предмету «Основы православной культуры».

Название мероприятия: « Дом моей души»

Тема мероприятия: «Православные храмы»

УУД: Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических

проблем.

Приоритетные цели в блоках достижения:

Личностных результатов: нравственное и этическое оценивание;

Метапредметных результатов: владение поисковыми и творческими способами

решения учебных и практических проблем, организация сотрудничества;

Предметных результатов: формирование представления о назначении православного

храма, его устройстве, ценности как святыни для православных людей.

Оборудование для учителя: фрагмент музыкального ролика «Песня про храм»,

презентация к стихотворению «Церковный сумрак», рабочие листы к уроку для гостей,

слайды к уроку, аудиозапись колокольных звонов.

Оборудование для учащихся: учебник, задания в конвертах для каждой группы детей,

дополнительная литература в форме книги по теме урока, макет церкви, письменные

принадлежности, листы бумаги, схема синквейна.

Этапы ,

время.

Орг.

Момент

– 1 мин.

Доминанта

- 3 мин.

Ход мероприятия.

(деятельность учителя)

1.

Психологический настрой.

- Сегодня у нас необычное и интересное

мероприятие. Давайте поздороваемся с

гостями, улыбнёмся друг другу и мысленно

пожелаем успеха.

- Учитель включает учащимся фрагмент

музыкального клипа про храм.

- Ребята, а что для вас дорога к храму?

- Наши ученики приготовили для нас

стихотворение и презентацию к нему. Это

тоже поможет вам ответить на вопрос.

* Чтение стих – я:

Ход мероприятия

(деятельность

учащихся)

Методические

комментарии.

Самоорганизация,

создание у учеников

внутренней

потребности включения

в учебную

деятельность.

Просмотр клипа.

2 мин.

- 2 мин.

- 2 мин.

Андрей Блох «Церковный сумрак»

Церковный сумрак. Мирная прохлада,

Немой алтарь.

Дрожащий свет негаснущей лампады

Теперь как встарь.

Здесь шума нет, и сердце бьётся глуше

И не болит.

Здесь много горя выплакали души

У древних плит.

Здесь люди Богу муку поручали,

Здесь вечный след.

Безвестных слёз, несказанной печали

Забытых лет.

Старинный храм, - защита от бессилья,

Приют для битв,

Где ангел Божий смертным дарит крылья

Для их молитв.

- О чём говорит автор в стих-и?

- Приходилось ли вам бывать в храме?

- Какие чувства вы испытывали там?

Беседа учителя.

Сообщение темы мероприятия.

- Каждое из предыдущих поколений, хотело оно

того или нет, оставило следы в нашей с вами

русской культуре. Что–то остаётся менее

заметным для нас, а что-то надолго может

остаться в памяти людей. Несомненно,

древнерусские храмы спустя многие столетия

вызывают восхищение и удивление во всём мире.

Памятники древнерусского зодчества являются

не только украшением любого города или

селения, но ведь это ещё и национальное

сокровище, и святыня государства.

И сегодня на нашем мероприятии мы поговорим

об особенностях православного храма и значении

храмов в жизни современного человека.

- Ребята, перед вами карточки со словами: ( храм,

лампада, икона Богоматери, священник, свеча,

звонница, алтарь, купол, солея, Царские врата,

притвор, звонница)

- Отметьте красным цветом те слова, значение

которых вам ещё не известно.

- Что объединяют все эти слова?

Читает 1 ученик,

показывает

презентацию 2 ученик.

О храме

Да, нет

Спокойствие,

любопытство,

смущение, там тихо,

красиво, пахнет

ладаном.

На доске – тема и фото

храма Спаса на крови.

На карточках дети

красным цветом

отмечают незнакомые

слова.

Они о храме

Этап

усвоения

новых

знаний,

работа в

группах.

9 мин.

- Работать мы сегодня будем по группам. У

каждой группы в большом конверте своё

исследовательское задание. Возьмите конверт,

прочитайте в группе задание и можете

приступать к его выполнению. Удобнее

пользоваться текстовыделителем.

1 группа.

- Используя текст дополнительной

литературы и словарь Ожегова, выяснить

значения слова храм.

- Как в старину называли храм?

- Зачем люди посещали храм?

- Какое место выбиралось для строительства

храма?

- Какую форму имеют храмовые постройки?

- Что возносится над главами, чем

завершается любой храм?

После отчёта группы учитель показывает

изображение храма Спаса на крови.

- Храм был возведён по указанию Александра 3,

на том месте, где 1 марта 1881 г.был смертельно

ранен Александр 2, которого в народе прозвали

Царём- освободителем за отмену крепостного

права.

- Назовите годы его правления? Какой это век?

Это время в истории России назван Серебряным

веком.

Завершает выступление группы стихотворение

поэта серебряного века Александра Блока

«Вхожу я в тёмные храмы».

2 группа.

- Исследовать внутреннее устройство храма,

используя учебник и дополнительную

литературу.

- Какие 3 основные части выделяют в храме.

- Дать объяснение понятиям : притвор, алтарь,

солея, Царские врата, купол, лампада, икона

Богоматери.

После отчёта этой группы предлагается задание

для всех остальных детей:

« Показать на макете крестово-купольного храма,

где находятся стороны горизонта и объяснить

почему так».

Учащиеся выполняют

задания в группах.

Дети работают со

словарём Ожегова и

Даля, дополнительной

литературой в виде

книги.

Фото храма Спаса на

крови.

Лента времени

Читает 1 ученик на

фоне музыки, портрет

А.Блока.

Дети объясняют

значения слов и на

слайде фото к ним.

Группам раздаются

Отчёт в

группах –

по 4

минуты

каждой

группе.(16

мин.)

Этап

закрепления

новых

знаний.

8 мин.

Итог урока.

1 мин.

Домашнее

задание.

Завершает выступление группы стихотворение

поэта Серебряного века Андрея Белого «Во

храме».

3 группа.

- С помощью дополнительной литературы

выяснить:

- Какой музыкальный инструмент существует

в православном храме,

- почему звонят колокола,

- что такое звонница,

какие бывают виды колокольного звона.

После отчёта этой группы даётся задание всем

учащимся: «По двум музыкальным фрагментам

определить вид колокольного звона»

4 группа.

Используя текст дополнительной литературы,

составить правила поведения, под названием

«Церковный этикет»

После прочтения правил, всем детям

предлагается задание: «Выберите номера

картинок на слайде, где человек готов войти в

храм, в соответствии с церковном этикетом»

Дети называют номера, а учитель располагает их

на слайде интерактивной доски.

- Почему вы не выбрали эти картинки?

- Давайте теперь попробуем составить синквейн

на тему нашего мероприятия.

Возьмите схему синквейна и впишите слова.

- Каждая группа зачитывает свои синквейны.

- Вернёмся к нашим понятиям, которые мы

отмечали вначале мероприятия.

- Какие значения слов вы так и не можете

объяснить?

- Так что же для вас дорога к храму?

Учитель: Православные христиане говорят:»Мир

– житейское море, а церковь – корабль, на

котором мы его переплываем. Давайте будем не

пассивными пассажирами, а неустрашимыми, не

покладающими рук гребцами.

- И вот вам домашнее задание:

1. Узнайте, какие храмы есть в Бокситогорском

районе и Ленинградской области и какие события

истории с ними связаны.

макеты храмов.

Фото А.Белого, музыка.

Читает 1 ученик

Работа в группе,

Фото звонницы

Тихвинского

Успенского монастыря.

Звучат 2 музыкальных

фрагмента.

Работа в группе.

Слайд с картинками.

Невыбранные картинки

У каждой группы на

столе схема синквейна.

Ответы детей.

2. Нарисуйте, как вы себе представляете храм

вашей мечты.

Рабочий лист

к уроку в 4 – а классе по основам православной культуры.

Название урока: «Дом моей души».

Тема урока: «Православные храмы».

Карточки со словами: ( храм, лампада, икона Богоматери, священник, свеча, звонница,

алтарь, купол, солея, Царские врата, притвор, звонница).

Отметить красным цветом те слова, значение которых детям ещё не известно.

Задания группам:

1 группа:

- Используя текст дополнительной литературы и словарь Ожегова, выяснить

значения слова храм.

- Как в старину называли храм?

- Зачем люди посещали храм?

- Какое место выбиралось для строительства храма?

- Какую форму имеют храмовые постройки?

- Что возносится над главами, чем завершается любой храм?

2 группа:

- Исследовать внутреннее устройство храма, используя учебник и дополнительную

литературу.

- Какие 3 основные части выделяют в храме.

- Дать объяснение понятиям : притвор, алтарь, солея, Царские врата, купол,

лампада, икона Богоматери.

3 группа:

- С помощью дополнительной литературы выяснить:

- Какой музыкальный инструмент существует в православном храме,

- почему звонят колокола,

- что такое звонница,

- какие бывают виды колокольного звона.

4 группа:

- Используя текст дополнительной литературы, составить правила поведения, под

названием «Церковный этикет».

Составление дидактического синквейна.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в начале 20 века под влиянием

японской поэзии.

1 строчка – 1 существительное: название стихотворения, тема.

2 строчка – 2 прилагательных: описание темы.

3 строчка – 3 глагола, относящихся к теме: действие.

4 строчка – фраза из 4 слов: чувство, выражающее своё отношение к теме.

5 строчка – 1 существительное: синоним 1 строки, повторение сути.



В раздел образования