Автор: Лебедева Оксана Владимировна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Батайск, Ростовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Основы декоративно-прикладного искусства"
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры города Батайска
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
(МБУ ДО «ДШИ»)
Программа
по учебному предмету «Основы ДПИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»,
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Срок обучения 1 года
Преподаватель высшей категории
Лебедева Оксана Владимировна
Батайск
2023
1
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
- Годовые требования. Содержание разделов и тем;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы;
- Список учебной литературы;
- Средства обучения
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Прикладное искусство» разработана с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным
предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства
«Живопись», «Декоративно-прикладное искусство».
Работа на уроках «Декоративно- прикладного искусства» это прекрасное
развитие
творческих,
умственных,
способностей
учащихся,
развитие
эстетического вкуса, а также образного мышления детей.
Главной задачей на уроках прикладного искусства является насыщение
новой
информацией,
развитие
нестандартного
мышления,
интерес
к
прикладной деятельности,
воспитания трудолюбия, развитие творческой
культуры,
прикосновение
к
славянскому
искусству.
Работа
в
классе
организована с учетом возрастных особенностей детей.
Предлагаемая программа предполагает развитие у детей художественного
вкуса и творческих способностей.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 1 года обучения, в 1 классе. Первый год
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели, по 3 часа в неделю.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 1-
летнем сроке обучения составляет 132 часа. Из них: 99 часов – аудиторные
занятия, 33 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и
итоговой аттестации
3
Вид учебной работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Затраты
учебного
времени,
график
промежуточной
аттестации
Всего часов
Классы
1
Полугодия
1
2
Аудиторные занятия
48
51
99
Самостоятельная работа
16
17
33
Максимальная учебная
нагрузка
64
68
132
Вид
промежуточной
аттестации
просмотр
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме,
численность группы – от 9 до 12 человек. Для развития навыков творческой
работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и
индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 3 часа аудиторных занятий, а
также 1 час самостоятельной работы
Цель программы
– создание условий для развития личности способной к художественному
творчеству и самореализации ребенка. Развитие творческих способностей,
индивидуальности и самовыражения.
-
создание условий для развития личности
в области прикладного
искусства.
-
формирование
развития
личности
способной
к
художественному
творчеству и самореализации ребенка.
- развитие творческих способностей, индивидуальности и самовыражения
у детей.
Задачи программы.
Обучающие:
-закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках
изобразительного искусства, обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умения планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций;
- изучение свойств и обучение приемам работы с различным материалом;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание обучающихся;
- воспитание любви к природе;
- воспитание любви к национальному искусству;
- воспитание интереса и уважения к традициям своего народа.
Принципы, лежащие в основе программы:
-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
4
- «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии
какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти
впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и
легче, потом вспоминаются». (К.Д. Ушинский)
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-
научности
(обоснованность,
наличие
методологической
базы
и
теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Программа
декоративно-прикладного
искусства
структурирована
в
соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Тематика занятий
строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В
ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития
специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в
коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы:
более
сильным
детям
будет
интересна
сложная
конструкция,
менее
подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и
развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь
ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и
создавать.
Формы и методы занятий.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- обьяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
-репродуктивный
–
учащиеся
воспроизводят
полученные
знания
и
освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый- участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально–фронтальный
-
чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группах;
-индивидуальный
–индивидуальное
выполнение
заданий,
решение
проблем.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры,
праздники, конкурсы.
5
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с
учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей
развития
их
пространственного
мышления;
включает
теоретическую
и
практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и
способами работы с различными материалами, а практическая часть основана
на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За
годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-
прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках
прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Работа с бумагой. Объемное моделирование и конструирование
Раздел 2: Традиционные виды росписи.
Раздел 3: Текстиль. Работа с пряжей и джутовой ниткой.
Раздел 4: Игрушки и панно из природных материалов в различных
техниках и материалах
Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами,
а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Название раздела,
темы
Вид
учебн
ого
занят
ия
Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная
нагрузка
Самостоятель
ная
работа
Аудит
орные
заняти
я
132
33 (1 час в
неделю,
1
урок-1 час)
99
(1
урок – 3
часа)
Раздел 1: Работа с бумагой. Объемное моделирование и конструирование
1.1.
Цветы
из
гофрированной
бумаги( Розы)
Урок
8
2
6
1.2.
Аппликация
из
гофрированной
бумаги (шариками)
Урок
8
2
6
1.3.
Птицы из картона
Урок
4
1
3
6
и пряжи
1.4.
Кролик из картона
и джутовой нити
или пряжи
Урок
8
2
6
1.5.
Панно из гофро-
картона
Урок
8
2
6
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Гжель и т.д.
2.1.
Беседа о росписи.
Знакомство
с
элементами
Урок
4
1
3
2.2.
Изготовление
тарелки из попье-
моше и роспись в
стиле Гжель .
Урок
12
3
9
2.3.
Изготовление
игрушки из попье-
моше и роспись в
стиле
–
Дымковской
игрушке
Урок
12
3
9
Раздел 3: Текстиль. Работа с пряжей и джутовой ниткой.
3.1.
Птицы
из
джутовой нити в
русском стиле
урок
4
1
3
3.2.
Куколка
–
Масленица
Урок
8
2
6
3.3.
Украшения
из
фетра
(Яйца
к
Пасхе)
Урок
8
2
6
3.4.
Домики и елочки
из фетра
Урок
8
2
6
Раздел 4: Игрушки и панно из природных материалов в различных
техниках и материалах
4.1.
Ангелочки
из
соленого теста
Урок
8
2
6
4.2.
Деревья из бисера
Урок
16
4
12
4.3.
Панно из шишек
Урок
4
1
3
7
4.4.
Животные
и
птицы
из
природных
материалов
Урок
12
3
9
Годовые требования. Содержание разделов и тем
1 год обучения
Раздел
1:
Работа
с
бумагой.
Объемное
моделирование
и
конструирование
1.1. Тема: Цветы из гофрированной бумаги.
Познакомиться со
способами сложения и скручивания гофрированной бумаги. Соберем из
сигментов заготовки розу. Результатом работы станут навыки получения
лепестков и исбор их в единую композицию РОЗУ.
Самостоятельная работа: повторить эксперименты с гофрированной
бумагой дома.
1.2. Тема: Аппликация из гофрированной бумаги. Познакомиться со
способами получения
объёмной аппликации из гофрированной бумаги при
помощи скручивания небольших шариков и нанесение их на плоскость по
шаблону.
Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков.
1.3. Тема: Птицы из картона и пряжи. Работа с картоном и пряжей. По
шаблону вырезается птица из картона (силуэт) в середине делается круг, и вся
эта конструкция обматывается пряжей через отверстие. Развивается мелкая
моторика ребенка, усидчивость и терпение.
Самостоятельная работа: повторить эту работу дому для закрепления
материала.
1.4. Тема: Кролик из картона и джутовой нити или пряжи. Система
работы с картоном построена по принципу от простого к сложному, схемы и
чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможен индивидуальный подход:
более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее
подготовленным
можно
предложить
упрощенный
вариант.
При
этом
обучающий и развивающий смысл задания сохраняется. Используя шаблон
вырезаем заготовки и подставку для кролика, обматываем его джутовой нитью
или пряжей – способом маток к мотку, крепим на подставку и украшаем
красивыми лентами, бантами, пуговицами. Используется плотная бумага или
картон, линейка, ножницы, клей ПВА.
Самостоятельная работа: создание своих вариантов силуэта кролика в
домашних условиях.
1.5. Тема: Панно из гофро-картона. Такой эксперимент в работе с гофро-
картоном позволит детям увидеть привычные вещи по-новому. Освоить
образное мышление и увидеть вещи в пространстве. Вырезая шаблоны из
картона и соединяя их в формы, ребенок развивает образное мышление. Эту
8
работу могут делать дети как в группе, так и по одиночке, в зависимости от
возраста. Материалы: гофро-картон, клей ПВА, ножницы, по желанию гуашь.
Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Гжель и т.д.
2.1.
Тема:
Беседа о росписи. Знакомство с элементами.
Беседа об
истории возникновения и развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с
элементами (бордюр, «мазок с тенью», капелька и др.) Изучить элементы
росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Написать цветок или
птицу в технике «Гжель». Использование материалов: гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа:
в альбоме домашних заданий отработать
навыки работы кистью полученные на уроке.
2.2. Тема: Изготовление тарелки из попье-моше и роспись в стиле
Гжель.
Знакомство с техникой Попье-моше, изготовление в этой технике тарелки
и ее роспись.
Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью,
и интересные элементы зарисовать в альбом домашних заданий.
2.3. Тема: Изготовление игрушки из попье-моше и роспись в стиле –
Дымковской игрушке.
Изготовление коня или куколки из попье-моше и
роспись предметов в стиле дымковской игрушке. Материалы: туалетная бумага,
газеты, клей ПВА, гуашь.
Самостоятельная
работа:
выполнить
дома
в
альбом
зарисовки
Дымковской росписи.
Раздел 3: Текстиль. Работа с пряжей и джутовой ниткой.
3.1. Тема: Птицы из джутовой нити в русском стиле. Научиться из
джутовой нити делать птиц в народном стиле. Научиться делать сложное
плетение на крыльях и хвосте. Материалы: джутовая нить, ножницы.
Самостоятельная работа: Домашняя работа для закрепления материала.
3.2. Тема: Куколка –Масленица. Продолжаем работу с джутовой нитью и
пряжей. Учимся вплетать косу в куколку. Материалы: джутовая нить красная
пряжа, красивые ленты. Дети знакомятся с народным творчеством.
Самостоятельная работа: закрепляем материал, делаем куклу дома
самостоятельно.
3.3. Тема: Украшения из фетра (Яйца к Пасхе). По шаблону вырезаем
заготовки из цветного фетра, украшаем половинки по отдельности и сшиваем
их вместе, предварительно набить ватой. Развиваем мелкую моторику и
усидчивость. Материалы: цветной фетр, нитки, ножницы.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
3.4. Тема: Домики и елочки из фетра. По шаблону вырезаем заготовки из
цветного фетра, украшаем половинки по отдельности и сшиваем их вместе,
предварительно набить ватой. Развиваем мелкую моторику и усидчивость.
Материалы: цветной фетр, нитки, ножницы.
9
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
Раздел 4: Игрушка, природные материалы, бисер, соленое тесто.
4.1. Тема: Ангелочки из соленого теста. Из соленого теста по шаблону
вырезаем силуэт ангелочка, голову лепим отдельно и монтируем, делаем
украшение на крыльях и одежде в виде оттисков. Материалы: соленое тесто,
вилка, инструмент для лепки, джутовая нить для крепления.
4.2.
Тема: Деревья из бисера.
На каркас из проволоки формируем
листики из бисера. Из проволоки с листьями формируем веточки и собираем их
в одно большое дерево. Для подставки корни дерева монтируем в гипс.
Материалы: тонкая проволока, бисер, гипс.
4.3. Тема: Панно из шишек. Из природных материалов: шишек, веток,
листьев, собираем панно в виде цветочков, обрамляем в раму. Коллективная
работа.
4.4. Тема: Животные и птицы из природных материалов. Изготовление
животных из природных материалов – традиция, уходящая корнями в глубокое
прошлое. История сакрального значения данных фигурок (птица, конь).
Выполнение объемных фигурок из плоских плетенок. Освоение способов
соединения
плетенок
между
собой.
Работа
выполняется
из
соломки,
фиксируется прочной нитью.
Самостоятельная работа: придумать возможные варианты фигурок из
плетеных соломенных полосочек.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-
прикладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность
изображения,
выразительность
силуэта,
локальный
цвет,
симметрия-
асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения
художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11.
Навыки
проведения
объемно-декоративных
работ
рельефного
изображения.
10
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14.
Наличие
творческой
инициативы,
понимание
выразительности
цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой
деятельности.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль
знаний,
умений
и
навыков
обучающихся
обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
знаний
учащихся
осуществляется
педагогом
практически на всех занятиях.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
учащихся
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная
аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся
во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах
учащимся выставляется оценка за полугодие.
Одной из форм текущего
контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ
обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может
проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических
кроссвордов, тестирования.
2.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением
необходимой
последовательности,
составил
композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически
отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
11
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для
развития
навыков
творческой
работы
учащихся
программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у учеников применять полученные
ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
-
тренировочные,
в
которых
предлагается
работа
по
образцу,
с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик
должен
осмыслить,
самостоятельно
определить
связь
между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
12
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
1.
Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина. - М, 1993
2.
Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
3.
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
4.
Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла
своими руками. Белый город, 2010
5.
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
6.
Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия,
АСТ-Пресс Книга, 2009
7.
Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
8.
Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
9.
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
10.
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
11.
Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И.,
2007
12.
Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост.
Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
13.
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010
14.
Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс,
2006
15.
Неменский
Б.М.
Программы.
«Изобразительное
искусство
и
художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009
16.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
Список учебной литературы
1.
Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010
2.
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010
3.
Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003
4.
Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. - М.. Изд-во Эксмо, 2003
5.
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.:
АСТ, 1998
Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог
ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами,
которые будут использованы при работе в материале, их назначением и
использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием.
Типы пособий:
натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета,
его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на
13
уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются
детали
увеличенного
размера.
Возможно
использование
предметно-
технологической карты;
образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении
будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший
анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для
изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на
первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для
изготовления изделия, случайными и неосознанными;
устное описание внешнего вида предмета и его конструкции -
способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники,
мультимедийные
универсальные
энциклопедии,
сетевые
образовательные
ресурсы;
аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;
материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела
программы необходимо,
чтобы обучающиеся
были обеспеченны всеми
необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика),
бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для изготовления кукол и
др.
14