Автор: Глинкин Евгений Леонидович
Должность: педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 46"
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: статья
Тема: "ЧТО ВПЕРЕДИ"
Раздел: полное образование
ЧТО ВПЕРЕДИ?
(статья размышление)
Педагог-организатор ОБЖ
Глинкин Е.Л.
Что сподвигнуло меня, учителя с сорокалетним стажем, восемнадцать из которых
преподаватель-организатор ОБЖ, поделиться своими наблюдениями об изменении
учащихся в старших классах к предмету. Это потеря интереса к изучению основ военной
службы (ОВС) в теории.
Престиж службы в Российской армии только в последние годы стал возрождаться.
Возросли требования и к уроку. Когда предмет ОБЖ можно было сдавать как экзамен по
выбору, знания учащихся были значительно выше. А сейчас это проходной урок.
Старшеклассники готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, у них почти у каждого репетиторы, на занятия
внеурочной деятельности не остается времени.
Давно назрела проблема о введении в школьную программу изучение начальной
военной подготовки (НВП) и вернуться к старым учебникам, которые определяли суть
военной службы. Вернуть в школы автодело, где юноши по окончании школы сдавали
экзамен в ГИБДД и получали права на право управлять трактором, автомобилем, а
девушки
получали
удостоверения
санитарных
дружинниц
при
соответствующем
обучении.
Так же учебные базы школ были значительно богаче. Сейчас один автомат АКМ на
пятнадцать обучающихся. Это ничто. За урок не все ученики успевают не то, что
разобрать-собрать автомат, подержать в руках не успевают, не говоря уже о стрельбах.
Только пневматическое ружье. А раньше и стрельба из малокалиберного ружья, и
стрельба на учебных сборах из АКМ, пусть редко, но зато, вживую. Выезд в воинскую
часть на все сборы, наглядная практика для будущих солдат, жизнь в казарме, питание в
солдатской столовой, несение караульной службы, наряд по роте, все это производит на
юношей ответственное отношение к дальнейшей жизненной позиции.
Сейчас в учебных и воспитательных программах вводится раздел патриотического
воспитания, оно – было, есть и будет на первом плане в области подготовки молодежи к
защите Родины и важно, чтобы работа в этом направлении велась не от случая к случаю, к
знаменательным
датам
или
праздникам,
а
целенаправленно
с
привлечением
заинтересованных лиц.
В нашей школе ежегодно проводятся соревнования «Великолепная семерка» в виде
эстафет для учащихся 9 – 11 классов. Подготовка к ним начинается с начала учебного года
и завершается финалом 23 февраля.
ЦЕЛЬ СОРЕВНОВАНИЙ: развитие у старшеклассников качеств, обеспечивающих
безопасную жизнедеятельность, знание и умение в «Основах военной службе».
ЗАДАЧИ:
подготовка к службе в вооруженных силах РФ.
проверка знаний, умений и навыков необходимых для действия в экстремальных
условиях;
способность работать в группе, коллективе;
формировать у подростков интерес к дальнейшему самосовершенствованию.
МЕСТО ПРОВОДЕНИЯ: спортивный зал.
ЭТАПЫ ЭСТАФЕТЫ:
1.
Одевание противогаза, прыжки со скакалкой в противогазе;
2.
Медицинская подготовка;
3.
Переноска раненого;
4.
Кувырок через препятствие;
5.
Преодоление минного поля, ползком;
6.
Разборка-сборка автомата;
7.
Стрельба из пневматического ружья;
8.
Сгибание разгибание рук в упоре лежа от мяча.
ПРОВЕДЕНИЕ СТРОЕВОГО СМОТРА:
учитывается форма одежды, строевой шаг, исполнение песни, доклад о готовности,
строевые приемы на месте, подача команд командиром отделения.
УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ: 7 учеников класса, обязательно 2 девушки.
В микрорайоне, где расположена школа, проживают ветераны ВОВ и воины-
интернационалисты, с которыми поддерживается постоянная связь и они приглашаются
для подготовки участников и судейства соревнований. Перед проведением мероприятия с
ними проводится инструктаж по системе оценки (в баллах и по времени прохождения
этапов эстафеты), за что начисляются штрафные очки.
Соревнования проводятся в два этапа.
1 этап. Строевой смотр.
После прохождения строевого смотра командам объявляется результат, с которого они
начнут военно-прикладные эстафеты. Команды, набравшие меньше очков начинают
первыми.
2 этап. ЭСТАФЕТА.
По прошествии эстафет команды выстраиваются в возрастном порядке, докладывают
главному судье об окончание выступления. Объявляется результат второго этапа.
Пока секретарь соревнований подводит итоги выступления команд на 1 и 2 этапах перед
участниками и гостями выступают ветераны ВОВ и представители администрации
микрорайона. За тем объявляется общий результат соревнований. Награждаются
победители в командном первенстве.
Заканчивается мероприятие прохождением команд перед ветеранами и гостями школы.
Проведение такого мероприятия требует большой и серьезной подготовки,
приходится выискивать время, чтобы вместе с учащимися потренироваться во внеурочное
время. А это практически всегда невозможно, так как практически все после уроков бегут
к репетиторам. Отсюда и возникает вопрос: «Что впереди?».