Напоминание

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка при изучении слов из "Словаря".


Автор: Федорова Елена Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Кудряшовская СШ № 25
Населённый пункт: Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка при изучении слов из "Словаря".
Раздел: начальное образование





Назад




СТАТЬЯ.

Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка

при изучении слов из «Словаря».

Словари – это самые верные друзья

и самые надёжные помощники тех, кто

стремится постичь глубину и тонкость

великого и могучего русского языка.

Язык , как известно, является важнейшим средством общения между

людьми. Для того, чтобы достичь взаимного понимания, участвующие в

процессе общения вынуждены пользоваться теми средствами родного языка,

которые являются общими для них, то есть пользоваться фонемами родного

языка и их сочетаниями, словами и их формами, строить словосочетания и

предложения по действующим в языке нормам, уметь объединять

предложения.

Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их

сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений

на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и

философию языка.

Задача начального курса обучения русскому языку состоит в том, чтобы

1)

Продолжить процесс усвоения детьми основных форм родного языка,

«разговорно-бытового стиля», начатый в дошкольном возрасте;

2)

Организовать регулярное, интенсивное и более систематическое

обучение нормам литературного языка.

Развитие личности ученика, в частности развитие его речи – главная задача

обучения и ей подчинены задачи школьной грамматики, орфографии, лексики.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое

значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой

дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми

написаниями. Первоначальные сведения о словарных словах дети получают

уже в первом классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают за

написанием таких слов, как ребята, учитель, ученик, пальто, Москва и

другие. С каждым из последующих классов количество слов, требующих

запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи,

увеличивается.

Со времён К.Д. Ушинского хорошо известно, что чем большим количеством

анализаторов воспринимается орфографический материал, тем лучше он

запоминается. Желательно, чтобы в усвоении каждого слова из словаря

участвовали бы и зрение, и слух, и рука, и память, и сознание.

Я считаю, что для наиболее эффективного изучения словарных слов

необходимо помнить о двух наиболее значимых направлениях

психологической науки: возрастной психологии и педагогической психологии.

Лексико-орфографические упражнения.

Словарные слова изучаются в индивидуальном порядке, так как в отношении

их не может быть никаких обобщений ( правил ). Поэтому методика обучения

их написанию опирается на очень простое положение: написание каждого

словарного слова надо запомнить.

Ознакомление с написанием словарных слов проводится не на каждом уроке.

Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части

урока для того, чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

На этапе ознакомления с новым словом считаю уместными следующие виды

работ:

1.

Использование загадок.

2.

Картинны словарь.

Его используют для увязывания графической формы слова со смысловым

его значением.

3.

Лексическое значение слова даётся по «Толковому словарю» Ожегова.

«Малина – кустарниковое растение со сладкими тёмно-красными

ягодами, а также сами ягоды.

4.

Этимологическая справка – упрощённый вариант этимологического

анализа, который обеспечивает осмысленность и прочность

запоминания.

«Малина» - в основу положен признак плода, состоящего из малых

частей. Слово «малина» образовано от слова «малый», «маленький».

Малина – малый, состоящий из маленьких частей.

5.

Лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к

слову, наблюдения над синонимами ( месяц – луна ), антонимами

( мороз – жара ), многозначностью слов ( месяц – часть года, месяц – то

же что и луна ), фразеологическими сочетаниями ( как об стенку горох ).

6.

Пословицы и поговорки.

«Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник».

7.

Ребусы.

8.

Кроссворды.

9.

Образование родственных слов.

Корень обозначается графически одинаково во всех производных ( сапог

– сапожник )

10. Творческая работа.

11. Допиши предложение, заменив картинку.

12. Собери слово.

13. Мнемоника ( искусственные ассоциации ).

КОСТя пришёл в КОСТюме, а ПАвел в ПАльто.

14.Найди лишнее слово. Из ряда слов новое словарное слово и будет

лишним.

Ворона, заяц, сорока, петух, воробей.

Знакомство с новым словарным словом должно проводиться не на

каждом уроке, закрепление же должно иметь место ежедневно, или

почти ежедневно.

Упражнения для закрепления:

1.

Распределение и запись слов по темам.

«Овощи», «Мебель», «Одежда» и другие.

2.

Распределение и запись слов по буке, которую нужно запомнить.

3.

Дежурная буква. Составить предложение, в каждом слове которого

должна быть буква «е». Использовать как моно больше словарных

слов.

Ветерок весело побежал по дороге.

4.

Запретная буква. Задание, противоположное предыдущему.

Запретная буква «а».

Ученики в воскресенье не идут в школу.

5.

Допиши слово.

«Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки,

От слов начало откусили,

И книжку в норку утащили».

..робей, ..рона, ..тух.

6.

Словарное домино.

7.

Диктант с комментированием.

8.

Диктант «Проверяю себя»

9.

Предупредительный диктант.

10. «Узнай слово». В производном слове найди непроизводное.

( подберёзовик - берёза )

11. Игра в слова «Конец – начало»

12.Лото.

13. Рассказ – эстафета.

Учащиеся по очереди составляют рассказ, использую как можно

больше словарных слов.

14.Игра с мячом «Словарное – не словарное».

Наиболее распрастранённым видом словарно-орфографических

упражнений является диктант. Его можно использовать и как

обучающий и как контролирующий вид работы над трудными

словами.

1.

Зрительный диктант.

2.

Картинный диктант.

3.

Выборочный диктант ( картинный, слуховой, зрительный ).

4.

Диктант с использованием загадок.

5.

Диктант по памяти.

Самостоятельно записать слова:

- по определённой теме;

- в написании которых нужно запомнить одну и ту же букву.

6. Диктант на замену. Для этого вида работы используются синонимы

и антонимы.

7. Восстановительнй диктант.

Даётся словарное слово. Необходимо восстановить и записать текст, используя

производные данного слова.

8. Контрольный словарный диктант.

Слова с непроверяемыми написаниями – это, бесспорно, ключевая тема,

дающая широкий простор учителю для формирования у школьников навыков

умственного труда, навыков работы со справочной литературойа в итоге

воспитания потребности к непрерывному самообразованию,

самоусовершенствованию, пополнению и обновлению знаний.

Используемая литература:

!. Гальперин П.Я. «Введение в психологию».

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. «Этимологический словарь русского

языка».

4. Канакина В.П. «Работа над трудными словами в начальных классах».

5.Петерсон М.Н. «Система русского правописания».



В раздел образования