Автор: Федорова Елена Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Кудряшовская СШ № 25
Населённый пункт: Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка при изучении слов из "Словаря".
Раздел: начальное образование
СТАТЬЯ.
Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка
при изучении слов из «Словаря».
Словари – это самые верные друзья
и самые надёжные помощники тех, кто
стремится постичь глубину и тонкость
великого и могучего русского языка.
Язык , как известно, является важнейшим средством общения между
людьми. Для того, чтобы достичь взаимного понимания, участвующие в
процессе общения вынуждены пользоваться теми средствами родного языка,
которые являются общими для них, то есть пользоваться фонемами родного
языка и их сочетаниями, словами и их формами, строить словосочетания и
предложения по действующим в языке нормам, уметь объединять
предложения.
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их
сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений
на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и
философию языка.
Задача начального курса обучения русскому языку состоит в том, чтобы
1)
Продолжить процесс усвоения детьми основных форм родного языка,
«разговорно-бытового стиля», начатый в дошкольном возрасте;
2)
Организовать регулярное, интенсивное и более систематическое
обучение нормам литературного языка.
Развитие личности ученика, в частности развитие его речи – главная задача
обучения и ей подчинены задачи школьной грамматики, орфографии, лексики.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое
значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой
дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми
написаниями. Первоначальные сведения о словарных словах дети получают
уже в первом классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают за
написанием таких слов, как ребята, учитель, ученик, пальто, Москва и
другие. С каждым из последующих классов количество слов, требующих
запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи,
увеличивается.
Со времён К.Д. Ушинского хорошо известно, что чем большим количеством
анализаторов воспринимается орфографический материал, тем лучше он
запоминается. Желательно, чтобы в усвоении каждого слова из словаря
участвовали бы и зрение, и слух, и рука, и память, и сознание.
Я считаю, что для наиболее эффективного изучения словарных слов
необходимо помнить о двух наиболее значимых направлениях
психологической науки: возрастной психологии и педагогической психологии.
Лексико-орфографические упражнения.
Словарные слова изучаются в индивидуальном порядке, так как в отношении
их не может быть никаких обобщений ( правил ). Поэтому методика обучения
их написанию опирается на очень простое положение: написание каждого
словарного слова надо запомнить.
Ознакомление с написанием словарных слов проводится не на каждом уроке.
Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части
урока для того, чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.
На этапе ознакомления с новым словом считаю уместными следующие виды
работ:
1.
Использование загадок.
2.
Картинны словарь.
Его используют для увязывания графической формы слова со смысловым
его значением.
3.
Лексическое значение слова даётся по «Толковому словарю» Ожегова.
«Малина – кустарниковое растение со сладкими тёмно-красными
ягодами, а также сами ягоды.
4.
Этимологическая справка – упрощённый вариант этимологического
анализа, который обеспечивает осмысленность и прочность
запоминания.
«Малина» - в основу положен признак плода, состоящего из малых
частей. Слово «малина» образовано от слова «малый», «маленький».
Малина – малый, состоящий из маленьких частей.
5.
Лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к
слову, наблюдения над синонимами ( месяц – луна ), антонимами
( мороз – жара ), многозначностью слов ( месяц – часть года, месяц – то
же что и луна ), фразеологическими сочетаниями ( как об стенку горох ).
6.
Пословицы и поговорки.
«Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник».
7.
Ребусы.
8.
Кроссворды.
9.
Образование родственных слов.
Корень обозначается графически одинаково во всех производных ( сапог
– сапожник )
10. Творческая работа.
11. Допиши предложение, заменив картинку.
12. Собери слово.
13. Мнемоника ( искусственные ассоциации ).
КОСТя пришёл в КОСТюме, а ПАвел в ПАльто.
14.Найди лишнее слово. Из ряда слов новое словарное слово и будет
лишним.
Ворона, заяц, сорока, петух, воробей.
Знакомство с новым словарным словом должно проводиться не на
каждом уроке, закрепление же должно иметь место ежедневно, или
почти ежедневно.
Упражнения для закрепления:
1.
Распределение и запись слов по темам.
«Овощи», «Мебель», «Одежда» и другие.
2.
Распределение и запись слов по буке, которую нужно запомнить.
3.
Дежурная буква. Составить предложение, в каждом слове которого
должна быть буква «е». Использовать как моно больше словарных
слов.
Ветерок весело побежал по дороге.
4.
Запретная буква. Задание, противоположное предыдущему.
Запретная буква «а».
Ученики в воскресенье не идут в школу.
5.
Допиши слово.
«Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки,
От слов начало откусили,
И книжку в норку утащили».
..робей, ..рона, ..тух.
6.
Словарное домино.
7.
Диктант с комментированием.
8.
Диктант «Проверяю себя»
9.
Предупредительный диктант.
10. «Узнай слово». В производном слове найди непроизводное.
( подберёзовик - берёза )
11. Игра в слова «Конец – начало»
12.Лото.
13. Рассказ – эстафета.
Учащиеся по очереди составляют рассказ, использую как можно
больше словарных слов.
14.Игра с мячом «Словарное – не словарное».
Наиболее распрастранённым видом словарно-орфографических
упражнений является диктант. Его можно использовать и как
обучающий и как контролирующий вид работы над трудными
словами.
1.
Зрительный диктант.
2.
Картинный диктант.
3.
Выборочный диктант ( картинный, слуховой, зрительный ).
4.
Диктант с использованием загадок.
5.
Диктант по памяти.
Самостоятельно записать слова:
- по определённой теме;
- в написании которых нужно запомнить одну и ту же букву.
6. Диктант на замену. Для этого вида работы используются синонимы
и антонимы.
7. Восстановительнй диктант.
Даётся словарное слово. Необходимо восстановить и записать текст, используя
производные данного слова.
8. Контрольный словарный диктант.
Слова с непроверяемыми написаниями – это, бесспорно, ключевая тема,
дающая широкий простор учителю для формирования у школьников навыков
умственного труда, навыков работы со справочной литературойа в итоге
воспитания потребности к непрерывному самообразованию,
самоусовершенствованию, пополнению и обновлению знаний.
Используемая литература:
!. Гальперин П.Я. «Введение в психологию».
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
3. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. «Этимологический словарь русского
языка».
4. Канакина В.П. «Работа над трудными словами в начальных классах».
5.Петерсон М.Н. «Система русского правописания».