Напоминание

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста


Авторы: Столбова Виктория Александровна, Виктория Александровна Столбова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Журавушка"
Населённый пункт: г. Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с

ОВЗ дошкольного старшего возраста

Обоснование актуальности.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими

возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Перед педагогами

детского сада стоит непростая, нелегкая задача – организовать образовательный процесс так, чтобы

он соответствовал Федеральному государственному

образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и

обеспечивая сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства и подготовку

детей к новой ступени образования.

В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще и чаще можно услышать о детях с

ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на

полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и

инклюзии. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении

нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание практики.

Если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может

пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей,

воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно

развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-

развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий

и социализацию ребенка с ОВЗ. Основной целью образования является

достижение всеми учащимися определенного социального статуса и утверждение своей общественной

значимости.

Данный процесс определяет следующие цели и задачи:

Цель: создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения

детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

1. Обеспечивать всестороннее развитие воспитанников, их социальную адаптацию;

2. Сохранять и укреплять психического здоровье и индивидуальные особенности на основе

интегрированного подхода;

3. Обеспечить равные стартовые возможности воспитанникам с особыми образовательными

потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях;

4. Развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи посредством

психологической коммуникации.

Таким образом, необходимо создать комплексную систему психолого-педагогических условий,

способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в социуме.

Начиная работу с детьми с ОВЗ, встала передо мной проблемой организации для них учебного

процесса, выбора форм и методов работы. Как правило, у детей с особыми потребностями имеются

трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии.

Обучение детей в ДОУ осуществляется по адаптированной программе в соответствии с

образовательной программой и примерной общеобразовательной программой дошкольного

образования «Детство»/ Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.

Совместно со специалистами дошкольного учреждения (методист по учебно-воспитательной работе,

психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель) были разработаны

индивидуальные программы развития и индивидуальный план. Для каждого ребенка составляется

маршруты развития.

Индивидуальный учебный план - это документ, который содержит детальную информацию о ребенке и

услугах, которые он должен получать.

При составлении учебного плана указываются перечень и последовательность учебных предметов;

Количество часов на изучение; Дополнительные часы на индивидуальные и групповые занятия;

Учитель-логопед - проводит комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие

длительной воздушной струи, дидактические упражнения на развитие грамматических категорий,

упражнения на развитие моторики.

С целью привития коммуникативных навыков, музыкальный руководитель проводит с ребенком

индивидуальные этюды на выражение эмоций, игры на расслабление мышц, на развитие

пантомимических навыков и мимической выразительности.

В комнате «Хорошее настроение» психолог проводит с ребенком индивидуальные занятия (в комнате

имеется все необходимое игровое и учебное пособие).

Воспитатель – формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов,

проводят занятия по образовательным областям, развитию предметной и игровой деятельности,

трудовому воспитанию. Организуют деятельность детей в не занятий, прогулки.

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей в учебный процесс,

но и их активное участие в жизни детского сада. Дети активно участвовали в разных конкурсах:

«Наша дружная семья», «Мое любимое животное», «Победа глазами детей».

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом

специфики психики и здоровья каждого ребенка. При организации индивидуальной и подгрупповой

работы с детьми с ОВЗ (речевые нарушения) применяется метод комплексного воздействия сенсорной

комнаты:

-релаксационные упражнения в сухом бассейне снимают стресс;

-мягкое освещение и музыкальное сопровождение расслабляют;

-упражнения с использованием оборудования положительно влияют на эмоциональное состояние

детей, развивают моторику.

В зависимости от тематики занятий используются разные методы работы:

методы арт – терапии, способствующие развитию произвольности и способности к саморегуляции:

«Живое домино», «Волшебный лес», «Остров загадок», «Сломанные сказки»;

цветотерапия – метод стимулирующий и развивающий у детей умение соотносить цвет с

настроением, развивать мышление и воображение: упражнения «Пузырьки», Трубка», «Отражение»,

«Вверх-вниз», «Поймай взглядом»;

сказкотерапия- это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ, которые

испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере.

Она способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить

воображение. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то

же время просты и доступны для детского понимания. Работа со сказкой и включением дидактических

игр:

- развитие внимания: «Найди отличия», «Помоги герою сказки пройти через лабиринт», «Где

спрятались герои сказки» и др.,

- развитие памяти: «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи

отрывок» и др.,

- развитие мышления: «Собери башенку для Маши», «Разложи сказки по картинкам» и др.,

- развитие мелкой моторики: «Собери бусы для Аленушки», «Одень медвежонка» и др.,

- развитие крупной моторики: «Покажи движение каждого героя», «Станцуй как зайчик, как медведь,

как лиса».

В нашем детском саду используются современные технологии: опытно – экспериментальная

деятельность. Проводятся с детьми опыты с водой, песком. Для уравновешивания эмоционального

состояния детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем такой метод воздействия,

как пескотерапия.

пескотерапия - Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города,

придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия.

Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить

лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты, речевые возможности ребенка. Затем, на

занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой

моторики рук.

Игры и упражнения с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством

для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него

быстрее развивается тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети

становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.

На групповых занятиях с детьми применяются следующие приемы:

1. Игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы воспитанников:

«Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Скучно, скучно так сидеть».

2.Сюжетные, игры инсценировки, речевые игры на развитие общих движений с речевым

сопровождением, развитие коммуникативных навыков детей: «Поссорились два петушка», «Рыбаки и

рыбка», «Пироги», «Я артист»

3.Игры, развивающие восприятие величины, формы, цвета: «Спрячь шарик в ладошках», «Помоги

мишке и кукле», «Волшебный сундучок», «Чей домик?», «Цветные флажки».

4.Подвижные игры и упражнения, требующие от воспитанников определенных волевых

усилий, развивающие координацию движений, ловкость, дисциплинированность и побуждающие их к

доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками: «Лисы и зайцы», «На

горку», «Подпрыгни до…», «Дорожка препятствий».

Хочется отметить, что описанные методы и приёмы делают нашу работу более интересной,

разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции.

Для укрепления здоровья детей для снятия мышечного напряжения используются упражнения с

фитболом: «Вверх до неба», «Подпрыгни», «Мой мяч». Данные упражнения способствуют

формированию положительных эмоций у ребенка, развитию двигательной деятельности. В

индивидуальные занятия включаются упражнения на расслабление мышц, развитие мимической

выразительности: «Костер», «Ветерок», «Задуй».

С целью привития ребенку элементарных культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания проводятся упражнения «Помоги мишке умыться», «Расчеши зайку», «Какие мы

красивые».

С целью привития коммуникативных навыков проводятся с ребенком игры и упражнения на

расслабление мышц, на развитие мимической выразительности.

Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности являются индивидуальные

занятия. Индивидуальные занятия проводятся с использованием различных видов деятельности по

основным направлениям развития ребёнка (в соответствии с ФГОС ДО): социально –

коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно –

эстетическому развитию, физическому развитию.

Более эффективный результат сотрудничества, партнерства, что невозможно без установления

доверительных и доброжелательных взаимоотношений в коррекционной работе достигается путём

активного включения родителей в процесс обучения и развития, т.к. они имеют возможность

ежедневно закреплять знания и умения, полученные на занятиях, а мы со своей стороны стараемся

руководить процессом передачи этих знаний и умений. Мы используем традиционные формы работы с

родителями и ищем новые пути привлечения родителей к активному, заинтересованному участию в

процессе коррекционного воздействия на ребёнка. В целом это может быть представлено следующими

видами работ:

строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;

вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение

трудиться в команде;

следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;

развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;

привлекать детей к активному участию в мероприятиях;

развивать способности и таланты детей.

Столкнувшись с данной проблемой, мы пришли к выводу, что дети должны с детства уметь

чувствовать, видеть и слышать других людей. Именно это поможет им в дальнейшем наиболее

безболезненно сосуществовать с разными типами личности. Эти умения научат детей быть гуманными.

В то время, как дети с особыми образовательными потребностями получат стимулирующее влияние

обучения и воспитания.

Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, а не

самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность

чувствовать, думать, общаться и стремиться. Образовательное пространство должно стать опорой для

каждого ребенка, а не барьером. Инклюзивное образование находится на переходном этапе. Путь этот

не быстрый и трудный. Осуществлять такую работу необходимо.

Результаты практики: Итогом проделанной работы являются следующие результаты:

- включение ребенка в групповые формы работы может осуществляться только за счет соблюдения по

этапности работы и преемственности в работе специалистов.

- создание системы комплексного (психолого-педагогического) сопровождения детей с ОВЗ в условиях

образовательного процесса.

разработаны и реализованы педагогические технологии:

диагностико-информационные, обучающе-образовательные, коррекционные и др. объединены усилия

специалистов и родителей в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с особенностями в

развитии.

- объединены усилия специалистов и родителей в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с

особенностями в развитии.



В раздел образования