Напоминание

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников


Автор: Годунова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №59
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сказка, как средство развития связной речи у

дошкольников»

«Сказки – это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений».

В.А. Сухомлинский.

«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,

то золото, что блестит огоньками в

детских глазах, звенит смехом из детских

уст и уст родителей».

Г.Х. Андерсен.

В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют

занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…., и все дальше на

последний план уходит книга. Педагогам, приходится приложить немало

усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь

приходит сказка. Сказка сегодня нужна нам, как никогда. Она не только

забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к

добру, она воспитывает смелость

мысли и дерзость воображения, даёт

возможность

решать

проблемы

духовно-нравственного

воспитания,

воспитывать у детей такие качество как: милосердие, великодушие, доброта,

трудолюбие, справедливость и другие моральные качества.

Сказка это и благодатный материал для развития связной речи детей

дошкольного и школьного возрастов, поскольку ее можно слушать,

пересказывать, дополнять, обыгрывать. Такие простые сказки, как «Репка»,

«Колобок», «Теремок» и т.д. появляется в жизни малыша первыми из

художественных произведений. Далее дети переходят к слушанию историй,

более насыщенных событиями.

Звучит много новых для ребенка слов, предложений, которые он склонен

повторять – «В тридевятом царстве…», «Ни в сказке сказать, ни пером

описать…», «Добрый молодец», «Красна девица».

Сказка

расширяет

словарный

запас

ребенка,

преподносит

готовые

художественные

обороты,

показывает

пример

составления

различных

предложений, ну и знакомит с грамматическими основами. Слушая сказку,

малыш, фантазируя, ставит себя на место сказочных героев. Образы

помогают

ребенку

запоминать

целые

отрывки

текста,

потом

их

пересказывать, а также для дальнейшего придумывания своих сказок.

Частично пересказывать прослушанную сказку умеют даже четырехлетние

малыши. Конечно, часть каких-то значительных событий они могут

пропустить, но обязательно включат в свой пересказ запомнившиеся

словосочетания, главные моменты сказки. Даже такой поверхностный

пересказ способствует развитию речи в 3-4 года. Пересказывая сюжет,

ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и

учиться выстраивать логическую последовательность. Пятилетние дети

исправляют неточности, если воспитатель рассказывает сказку своими

словами. Так как услышав новую речевую подачу, теряют логическую связь

между теми или иными событиями.

В средней группе дети передают содержание сказки полностью, при этом

упустив те эпизоды, которые не считают важными.

Для более связного пересказа воспитатель должен задавать ребенку

наводящие вопросы:

- Кто главные герои сказки?

- Куда они направились?

- Кто встретился на их пути?

- О чем должен помнить герой?

Услышав, такие подсказки, ребенок вспоминает детали. Но активному

формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно

подталкивать ребенка к развернутому пересказу.

Но можно и сочинять сказки с малышами. При этом обязательны атрибуты,

которые будут героями сказки. Малыш берет в руки мишку или лисичку и

начинает говорить: «Жил –был мишка косолапый…». Дальше мишка может

пойти в лес и найти себе друзей, вместе построить большой дом.

В сочинительной деятельности малыша важен не завершенный сюжет, а

процесс придумывания истории и составление смысловых предложений.

Дети 4 и 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им

предложить сюжетные картинки, иллюстрации.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения, также

можно использовать упражнения на звукоподражание.

С

целью

закрепления

знаний

о

русских

народных

сказках

нужно

использовать дидактические игры:

- Из какой сказки герой?

- Четвертый лишний.

- Расставь по порядку.

- Отгадай загадку.

Важным условием развития речи у детей является организация предметно-

окружающей среды. В книжном уголке должны стоять обязательно

иллюстрированные книги с любимыми сказками детей, такие как «Про

Иванушку-дурачка», «Лисичка-сестричка и волк», «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка», «Жихарка» и др.

Также необходимо разъяснять и доносить родителям значимость семейного

чтения, подчеркивая его весомость в формировании речи и положительных

эмоций ребенка.



В раздел образования