Автор: Годунова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №59
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Сказка, как средство развития связной речи у
дошкольников»
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский.
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,
то золото, что блестит огоньками в
детских глазах, звенит смехом из детских
уст и уст родителей».
Г.Х. Андерсен.
В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют
занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…., и все дальше на
последний план уходит книга. Педагогам, приходится приложить немало
усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь
приходит сказка. Сказка сегодня нужна нам, как никогда. Она не только
забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к
добру, она воспитывает смелость
мысли и дерзость воображения, даёт
возможность
решать
проблемы
духовно-нравственного
воспитания,
воспитывать у детей такие качество как: милосердие, великодушие, доброта,
трудолюбие, справедливость и другие моральные качества.
Сказка это и благодатный материал для развития связной речи детей
дошкольного и школьного возрастов, поскольку ее можно слушать,
пересказывать, дополнять, обыгрывать. Такие простые сказки, как «Репка»,
«Колобок», «Теремок» и т.д. появляется в жизни малыша первыми из
художественных произведений. Далее дети переходят к слушанию историй,
более насыщенных событиями.
Звучит много новых для ребенка слов, предложений, которые он склонен
повторять – «В тридевятом царстве…», «Ни в сказке сказать, ни пером
описать…», «Добрый молодец», «Красна девица».
Сказка
расширяет
словарный
запас
ребенка,
преподносит
готовые
художественные
обороты,
показывает
пример
составления
различных
предложений, ну и знакомит с грамматическими основами. Слушая сказку,
малыш, фантазируя, ставит себя на место сказочных героев. Образы
помогают
ребенку
запоминать
целые
отрывки
текста,
потом
их
пересказывать, а также для дальнейшего придумывания своих сказок.
Частично пересказывать прослушанную сказку умеют даже четырехлетние
малыши. Конечно, часть каких-то значительных событий они могут
пропустить, но обязательно включат в свой пересказ запомнившиеся
словосочетания, главные моменты сказки. Даже такой поверхностный
пересказ способствует развитию речи в 3-4 года. Пересказывая сюжет,
ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и
учиться выстраивать логическую последовательность. Пятилетние дети
исправляют неточности, если воспитатель рассказывает сказку своими
словами. Так как услышав новую речевую подачу, теряют логическую связь
между теми или иными событиями.
В средней группе дети передают содержание сказки полностью, при этом
упустив те эпизоды, которые не считают важными.
Для более связного пересказа воспитатель должен задавать ребенку
наводящие вопросы:
- Кто главные герои сказки?
- Куда они направились?
- Кто встретился на их пути?
- О чем должен помнить герой?
Услышав, такие подсказки, ребенок вспоминает детали. Но активному
формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно
подталкивать ребенка к развернутому пересказу.
Но можно и сочинять сказки с малышами. При этом обязательны атрибуты,
которые будут героями сказки. Малыш берет в руки мишку или лисичку и
начинает говорить: «Жил –был мишка косолапый…». Дальше мишка может
пойти в лес и найти себе друзей, вместе построить большой дом.
В сочинительной деятельности малыша важен не завершенный сюжет, а
процесс придумывания истории и составление смысловых предложений.
Дети 4 и 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им
предложить сюжетные картинки, иллюстрации.
Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения, также
можно использовать упражнения на звукоподражание.
С
целью
закрепления
знаний
о
русских
народных
сказках
нужно
использовать дидактические игры:
- Из какой сказки герой?
- Четвертый лишний.
- Расставь по порядку.
- Отгадай загадку.
Важным условием развития речи у детей является организация предметно-
окружающей среды. В книжном уголке должны стоять обязательно
иллюстрированные книги с любимыми сказками детей, такие как «Про
Иванушку-дурачка», «Лисичка-сестричка и волк», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Жихарка» и др.
Также необходимо разъяснять и доносить родителям значимость семейного
чтения, подчеркивая его весомость в формировании речи и положительных
эмоций ребенка.