Автор: Кашапов Эмиль Равилевич
Должность: Тренер
Учебное заведение: МАУ СШОР "Яр Чаллы"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие скоростных качеств у детей в теннисе
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ " СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ЯР ЧАЛЛЫ"
Методическая разработка на тему: «Развитие скоростных качеств у детей в
теннисе»
Выполнил: тренер
Кашапов Эмиль Равилевич
2019/2020 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………....3
Цель исследования…………………………………………………...4
Метод тестирования………………………………………………….5
Математическое моделирование скоростных способностей……...6
Выводы………………………………………………………………10
Литература…………………………………………………………...11
Введение.
Общеизвестно, что теннис - весьма сложный вид спорта. Эта игра сочетает в
себе элементы легкой атлетики и акробатики, бокса и фехтования, хоккея,
полную
импровизации,
неожиданной
смены
ритма
при
сохранении
основного лейтмотива. Теннис требует от спортсмена проявления не только
незаурядных физических качеств, но также высокой концентрации внимания
в
течение
длительного
времени,
быстроты
реакции
и
оперативного
мышления, игровой интуиции и твердой воли. Совершенно очевидно, что
подготовка теннисиста, способного вести игру на достаточно высоком
уровне мастерства,- процесс сложный и длительный, занимающий, как
показывает опыт, не менее 8-10 лет.
Цель работы - определить значения показателей скоростных способностей
занимающихся теннисом на этапе начальной подготовки и тренировочном
этапе в возрасте 6-14 лет.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие
задачи:
1.
Провести тестирование скоростных способностей у занимающихся
теннисом на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.
2.
Установить средние значения для каждого показателя в каждом возрасте.
3.
Проверить статистические гипотезы о различии средних значений двух
выборок для каждого показателя каждой пары.
4.
Установить взаимосвязь показателей скоростных способностей в
возрастном аспекте.
В исследовании приняли участие 40 теннисистов девяти возрастных групп с
7 до 14 лет (рис. 1).
Рис. 1. Количество обследованных теннисистов, тренирующихся на этапе
начальной подготовки и спортивной специализации
В исследовании принимали участие теннисисты, тренирующиеся в
спортивных школах Москвы, Московской области и республики Татарстан.
Это было сделано для того, чтобы избежать влияния тренировочного
процесса, проводимого в каком-либо одном регионе или спортивной школе.
Теннисистам предлагалось выполнить:
бег с места на 5 метров,
бег с места на 10 метров.
Старт в обоих заданиях - из исходного положения «разножка».
Регистрировались время бега и время реакции. Для регистрации
использовалась система Fusion Smart Speed. Полученные результаты были
обработаны с использованием методов математической статистики.
С учетом того, что не все выборки значений параметров соответствовали
нормальному закону распределения, для проверки статистических гипотез о
различии средних значений двух выборок для каждого показателя и каждой
пары возрастов был выбран критерий Манна-Уитни (Манна-Уитни-
Уилкоксона) [5]. Данный критерий является ранговым и подходит как для
выборок, подчиненных нормальному закону, так и не подчиненных ему.
Скоростные способности
Быстрота набора скорости в беге на 5 м В результате проведенного
исследования были установлены средние значения времени бега на 5 м
теннисистов разных возрастов. Данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты бега на 5 м теннисистов 6-14 лет
Показатель
Возраст
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Время бега (с)
1,52
9
1,452 1,337 1,256 1,266 1,280 1,185 1,136 1,074
Сред. квадрат.
откл. (±)
0,13
3
0,136 0,072 0,078 0,130 0,111 0,085 0,097 0,114
Достоверность
различий
р >
0,05
р <
0,01
р <
0,01
p >
0,05
p >
0,05
р <
0,01
p >
0,05
p <
0,05
Примечание: жирным шрифтом отмечены достоверные различия.
Анализируя таблицу, можно отметить, что с возрастом разница средних
результатов теннисистов изменяется не одинаково. То есть улучшение
результатов не происходит равномерно. Например, у семилетних детей по
сравнению с шестилетними результат улучшается на 0,07 с, в то время как у
восьмилетних по сравнению с семилетними разница составляет уже 0,115 с.
Различия средних результатов 9-10-11-летних детей колеблется в пределах
0,01-0,02 с.
Рис. 2. Динамика средних показателей быстроты набора скорости (с) в беге
на 5 м в зависимости от возраста
Для оценки значимости различий результатов была проведена проверка
гипотезы о различии средних двух выборок. Используя тест Манна-Уитни,
было установлено, что средние значения результатов в беге на 5 м
достоверно не различаются у теннисистов в возрасте 6-7 лет, 9-10-11 лет и
12-13 лет.
Наибольшее улучшение результатов в беге на 5 м у теннисистов наблюдается
с 7 до 9 лет, затем с 11 до 12 и с 13 до 14 лет. В то время как с 9 до 10 и с 10
до 11 лет наблюдается стабилизация результатов.
Это может быть связано с несколькими причинами: с ростом ребенка и его
функциональными и индивидуальными особенностями; с применением в
тренировочном процессе большим акцентом на специализацию, технико-
тактическую подготовку; с большим количеством соревновательной
практики и др. Выделить из них наиболее важную причину в настоящее
время не предоставляется возможным.
Быстрота набора скорости в беге на 10 м Средние значения времени бега
на 10 м у теннисистов разных возрастов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты бега на 10 м теннисистов 7-14 лет
Показатель
Возраст
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Время бега
(с)
2,65
7
2,530
2,39
0
2,20
3
2,219
2,141
2,06
7
2,082
2,091
Сред.
квадрат. откл.
(±)
0,29
8
0,245
0,23
5
0,37
1
0,212
0,265
0,15
4
0,154
0,168
Достоверност
ь различий
р < 0,0
5
р <
0,01
р <
0,01
р < 0,0
5
р < 0,0
5
р <
0,01
р < 0,0
5
р < 0,0
5
Примечание: жирным шрифтом отмечены достоверные различия.
Сравнение значимости различий средних двух выборок позволяют говорить
о том, что достоверно не значимыми являются средние значения результатов
теннисистов 6-7 лет, 9-10-11 лет, 12-14 лет.
Достоверное улучшение результатов в беге на 10 м у теннисистов
наблюдается с 7 до 9 лет и с 11 до 12 лет. В возрасте с 9 до11 и с 12 до 14 лет
наблюдается их стабилизация.
Рис. 3. Динамика средних показателей быстроты набора скорости (с) в беге
на 10 м в зависимости от возраста
Быстрота сложной реакции
Средние значения быстроты реакции теннисистов 6-14 лет представлены в
табл. 3.
Таблица 3
Быстрота реакции теннисистов разных возрастов
Показатель
Возраст
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Быстрота
реакции (с)
1,42
2
1,424
1,355
1,16
4
0,990
0,894
0,55
4
0,608
0,672
Сред.
квадрат.
откл. (±)
0,47
4
0,347
0,344
0,32
6
0,317
0,323
0,18
9
0,220
0,199
Достовернос
ть различий
p < 0,0
5
p < 0,0
5
р <
0,05
p < 0,0
5
p < 0,0
5
р <
0,01
p < 0,0
5
p < 0,0
5
Примечание: жирным шрифтом отмечены достоверные различия.
Изменения быстроты реакции в зависимости от возраста занимающихся
теннисом происходят неравномерно. Однако различия средних значений не
всегда статистически достоверны. В соответствии с тестом Манна-Уитни,
достоверно отличающимися друг от друга являются результаты теннисистов
6 и 9 лет и старше, 7-9 и старше, 8-9 и старше, 9 и 11 и старше, 10 и 12 и
старше, 11 и 12 и старше, 12 и 14 лет. Достоверно не отличающимися друг от
друга являются результаты теннисистов 6 и 7, 6 и 8 лет, 7 и 8, 9 и 10, 10 и 11,
12 и 13, 13 и 14 лет.
Рис. 4. Динамика средних показателей быстроты реакции (с) в беге на 5 м в
зависимости от возраста
Говоря об изменениях показателей, оценивающих скоростные способности
теннисистов, можно сделать следующие выводы:
наибольшие изменения (улучшения) всех показателей и занимающихся
происходят с 7 до 9 лет и с 11 до 12 лет;
у ребят 6 и 7 лет ни один из показателей не имеет достоверных различий.
у 6- и 8-летних только один показатель - быстрота реакции - не имеет
достоверных различий. В дальнейшем показатели 6-летних достоверно
отличаются от результатов старших ребят;
у ребят 7 и 8 лет результаты быстроты реакции не имеют достоверных
различий. В дальнейшем все показатели 7-летних достоверно отличаются
от результатов старших ребят;
у теннисистов 9 лет ни один показатель скоростных способностей
достоверно не отличается от результатов 10-летних. Более того,
показатели быстроты набора скорости в беге на 5 м и 10 м достоверно не
отличаются от результатов 11-летних. С результатами старших ребят все
показатели имеют достоверные различия;
все показатели скоростных способностей 10-и 11-летних теннисистов
достоверных различий не имеют. Показатели 10- и 11-летних достоверно
отличаются от результатов 12-летних и старше;
все показатели скоростных способностей 12-летних достоверно
отличаются от результатов 13- и 14-летних теннисистов;
показатели 13- и 14-летних теннисистов достоверных различий не имеют.
Полученные в настоящем исследовании данные имеют свою специфику и не
полностью согласуются с результатами выполненных ранее работ [2, 3, 4, 5,
6].
Установив изменения показателей физической подготовленности в
возрастном аспекте, было решено выявить корреляционные
взаимоотношения между показателями скоростных способностей у
теннисистов 6-14 лет, тренирующихся на этапах начальной подготовки и
тренировочном.
Результаты проведенных исследований не дают основание утверждать, что
между быстротой реакции и быстротой набора скорости в беге на 5 м
полностью отсутствует достоверная связь. Да, она отсутствует у теннисистов
6-8 лет и 12-14 лет, в то время как у мальчиков 9-11 лет, занимающихся
теннисом, эта связь достоверно существует. Причем у 9- и 11-летних - при
уровне значимости 0,01; у 10-летних - при уровне значимости 0,05.
Иная картина наблюдается между быстротой реакции и быстротой набора
скорости в беге на 10 м. Между указанными показателями у теннисистов нет
связи ни в одном возрасте.
Выводы
Связь между показателями быстроты реакции и быстроты набора скорости в
беге зависит от возраста занимающихся и длительности набора скорости.
Между показателями быстроты набора скорости в беге на 5 м и 10 м нет
связи у теннисистов в возрасте 10, 12 и 13 лет, в то время как между этими
показателями наблюдается достоверная связь у ребят в возрасте 6-9 лет, 11 и
14 лет, т.е. в 6 из 9 обследованных возрастов. Причем установленная связь у
6-, 7- и 11-летних детей достоверна при уровне значимости 0,01, а у 8-, 9- и
14-летних - при уровне значимости 0,05.
В настоящее время трудно сказать, что установленные взаимосвязи
показателей скоростных способностей или их отсутствие у теннисистов в
возрасте 6-14 лет зависят от возрастных специфических особенностей или
тренировочных воздействий. Для выявления причинно-следственных связей
необходимы специальные исследования. Однако их необходимо учитывать
для оптимизации тренировочного процесса, если его целью является
достижение высоких результатов.
Литература
1.
Скородумова, А.П., Трухачёв, А.А., Кузнецова, О.В., Баранов, И.С.,
Тошович, С.Д. Тесты для оценки физической и функциональной
подготовленности теннисистов и модельные характеристики их
подготовленности. -М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки
спортивного резерва», 2013. - 40 с.
2.
Филин, В.П. Возрастные изменения быстроты мышечной силы и
скоростно-силовых качеств. Скоростно-силовая подготовка юных
спортсменов. - М.: ФКиС, 1968. - С. 11-26.
3.
Волков, Л.В. Скоростная подготовка детей и подростков. - Киев: Весна,
1998. - 190 с.
4.
Гужаловский, А.А. Этапность развития физических качеств и проблема
оптимизации физической подготовки детей школьного возраста /
автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1980. - 49 с.
5.
Перков, А.В. Нормирование нагрузок в процессе физической подготовки
школьников 7-10 лет с учетом половозрастных особенностей развития
физических качеств и биологического возраста / автореф. дис. . канд. пед.
наук. - Краснодар, 2010. - 207 с.
6.
Беркович, Г.В. Текущий педагогический контроль в подготовке юных
теннисистов, обучающихся в учебно-тренировочных группах
спортивных школ / автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2006. - 130 с.