Авторы: Пашкова Светлана Викторовна, Теплова Надежда Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МОУ Чулковская СОШ № 20 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: Московская область, Раменский г.о., пос. им. Тельмана
Наименование материала: проект
Тема: "Загадочный космос"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чулковская общеобразовательная школа №20
Проект
Разработали:
Теплова Н. В.
Пашкова С. В.
Апрель 2023 г.
Паспорт проекта:
«ЗАГАДОЧНЫЙ
КОСМОС»
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
с 03. 04. 2023 г. по 12. 04. 2023 г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,
физкультурный работник, родители
Актуальность проекта:
Космос всегда привлекал внимание детей. Ещё в недавнем прошлом,
почти все мальчишки хотели быть космонавтами.
С раннего детства
дети знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не
так и эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не
менее, современные дошкольники задают много вопросов о космосе,
космическом
пространстве,
космонавтах,
так
как
всё
неведомое,
непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Дети узнают о
космосе из мультфильмов.
Космические пираты, звёздные
войны и
другие инопланетные существа это герои их любимых мультфильмов.
Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая
о несуществующих планетах.
Поэтому нужно грамотно выстроить работу по формированию у детей
первичных
представлений
о
космическом
пространстве
и
людях,
покоривших его.
Цель проекта:
расширять и закреплять знаний детей старшего дошкольного возраста
первичных представлений о космическом пространстве (о планетах,
звездах и т.д.); освоении космоса (первый космонавт, первая женщина –
космонавт, первые животные космоса и т.д.); освоение космоса в наши
дни.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
расширять представление детей о строении Солнечной системы,
её планетах;
Познакомить с нашей галактикой, дать представления о звездах
и созвездиях;
Закрепить знания детей о первом космонавте - Ю. Гагарине;
Познакомить детей с первой женщиной космонавтом - В.
Терешковой;
Совершенствовать речь дошкольников, их мышление и
творческие способности;
Развивающие задачи:
развивать связную речь, память, воображение, логическое
мышление;
Расширять словарный запас по теме;
Развивать творческое воображение;
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство гордости за свою страну, как первую
покорившую космос;
Воспитывать патриотические качества, гордость за людей
данной профессии, к своей Родине;
Гипотиза:
недостаточные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в
космос, о существовании праздника в России – День космонавтики.
Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День
космонавтики.
Предполагаемый результат:
сформированы представления о космосе, летательных аппаратах,
космонавтах;
реализованы потребности детей в продуктивных видах
деятельности;
воспитаны патриотические чувства и качества;
вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Разработка перспективного плана по реализации проекта.
Подбор методической литературы в соответствии с ФГОС.
Подбор художественной литературы о космосе, иллюстрации,
презентаций,
фотографий,
плакатов,
атрибутов,
музыкальных
произведений.
Подборка загадок и стихотворений о космосе.
Подборка информации для родительского уголка.
2. Основной этап:
Беседы:
Беседа «Белка и Стрелка – космический полет»
Беседа «Первый космонавт»
Познавательное развитие:
Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной
системы, иллюстраций и книг по теме «Космос».
НОД по познавательному развитию «Первый в космосе»
Развитие речи:
Заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанова посредством
мнемотаблицы.
Художественно – эстетическое развитие:
Аппликация:
«Движущаяся ракета»
Лепка:
«Забавные инопланетяне»
Рисование:
«Солнечная система»
Чтение художественной литературы:
Н. Носов «Незнайка на Луне»
Е. Суханова «Космические путешественники»
А. Красницкая «Космическая история»
Е. Ульева «Космос» «Солнечная система»
И. Иванова «Космические сказки»
Стихотворения о космосе
Просмотр презентаций:
«Планеты Солнечной системы»
«Животные в космосе»
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Разложи планеты на орбитах»
«Найди тень»
«Подбери пришельцу ракету»
«Найди лишнее»
«Найди пару»
«Куда летят ракеты»
Подвижные игры:
«Космонавты»
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Земляне и инопланетяне»
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Соберём космический мусор»
«Звездные ловишки»
«Космическая рыбалка»
Сюжетно – ролевые игры:
«Космонавты»
«Путешествие в космос»
«Исследователи космоса»
Консультация для родителей:
«Что рассказать детям о космосе»
«Планеты Солнечной системы для детей»
3. Заключительный этап:
Спортивный праздник «Космическое путешествие»
Выставки рисунков и поделок «Космические фантазии» (совместная
работа детей и родителей)
Приложение № 1
Беседа «Белка и Стрелка – космический полет»
Цель:
дать представление о полете Белки и Стрелки
Ход беседы:
С древних времён человека манило недоступное и загадочное. Самым
непостижимым был космос. Складывались легенды о полётах в космос,
писались книги о путешествиях в космос. Однако летать к иным мирам
легко и просто было только в фантастических произведениях.
В жизни путь человечества к первому полёту в космос занял многие
столетия. И мечта всё- таки осуществилась. Белка и Стрелка – это самые
знаменитые в мире пассажиры космического корабля. Эти две собаки-
космонавты первыми из представителей животного мира совершили
путешествие
на
космическом
корабле
и
вернулись
живыми
и
невредимыми. Полет Белки и Стрелки в космос был запланирован на 19
августа 1960 года на борту советского космического аппарата «Спутник-
5». Длился он немногим больше суток, и за это время собаки успели
семнадцать
раз
облететь
земной
шар
по
орбите.
Решение посадить собак на борт космического корабля было более
чем серьезным и обоснованным. Запланированные на полет исследования
были необходимы для подготовки полета человека в космос.
Находясь на борту «Востока-1», Белка и Стрелка, сами того не
подозревая, внесли огромный вклад в развитие космонавтики. Реакции
организма собак на состояние невесомости и нахождение в космосе
фиксировались специальными датчиками и передавались ученым на
Землю. Их анализ позволил получить много новой информации о
специфике
биохимических,
физиологических
и
даже
генетических
процессов, происходящих в живом организме в условиях необычного для
него космического пространства.
И
Белка,
и
Стрелка
перенесли
полет
нормально,
никаких
существенных
отклонений
в
процессах
их
жизнедеятельности
не
произошло. По данным биохимических анализов, проведенных после
возвращения на Землю, учеными был сделан вывод, что собаки находятся
в состоянии временного стресса. Интересно, что поведение собак в
процессе
полета
было
разным.
Если
Стрелка
сохраняла
полное
спокойствие, то Белка оказалась более восприимчивой. На четвертом
витке она начала проявлять признаки беспокойства, пытаясь покинуть
кабину и освободиться от сдерживающих ее движения креплений. К
счастью, после полета состояние Белки довольно быстро пришло в норму.
С научной точки зрения полет в космос собак-космонавтов имел
большое
значение.
На
основании
собранных
данных
ученые
удостоверились, что полет в космос человека возможен и опасности для
живого организма не представляет, но он должен быть максимально
ограниченным
по
времени.
Фактически,
Стрелка
утвердила
возможность полета Гагарина в космос, а Белка и ее неспокойное
поведение ограничили его до одного витка по орбите.
Приложение № 2
Беседа «Первый космонавт»
Цель:
формировать представления детей о первом космонавте – Ю. А. Гагарине.
Ход беседы:
12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире
космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на
корабле «Восток-1».
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и
работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961
года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю
за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.
Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского
района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным
ребенком. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О
небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на
самолетах? В юности Юрий увлекался занятиями в аэроклубе. После
училища стал летчиком. А когда в 1959г. узнал о наборе в отряд
испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. И был
зачислен в группу кандидатов в космонавты. Отбор в космонавты был
жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все:
крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники. Началась
подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был
вынести
человек
при
запуске
ракеты.
На
бешено
вращающейся
центрифуге
моделировали «космические» перегрузки,
испытывая
организм на прочность. Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий
Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих
товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей
Павлович Королев пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот
спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и
случилось.
Юрий
Алексеевич
Гагарин впервые
поднялся
в
космос
на
корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей
планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив
при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало –
начало освоения человеком космического пространства.
Космический корабль «Восток» стартовал в 9 часов 07 минут. Земля
слышала голос из космоса и знала обстановку. Затаив дыхание, следили
люди всех континентов за космическим полетом. В 10.55 «Восток» и его
пилот приземлились в районе села Смеловка Саратовской области. 108
минут объединили планету единой тревогой за судьбу героя, мчавшегося
в просторах Вселенной, а потом – единым восторгом. «Триумф XX века.
Великое
достижение
истории.
Грандиозно!»,
«Майору
Гагарину
принадлежит честь совершения самого дерзновенного и фантастического
путешествия, когда-либо предпринятого человеком», – так писали газеты
мира. Человек вырвался в космос, переступил порог неприступного,
облетел свою планету, взглянул на нее со стороны. Прошли годы,
десятилетия, люди достигли новых побед в освоении космоса. Но полет
Юрия Гагарина навсегда останется ярчайшим событием в истории
цивилизации.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. Их на несколько штук меньше,
чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим – места нет!
После этих слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах»,
принимая разные космические позы. Те, кому не досталось места в
ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов.
Затем все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.
Воспитатель:
прежде чем отправиться в полет, космонавты много
тренируются, приучая организм к большим перегрузкам и состоянию
невесомости, Проводятся тренировки в бассейне. Вода имитирует
эффекты
невесомости,
ощущение
парения
в
пространстве.
На
тренировках
всегда
присутствуют
врачи.
Они
наблюдают
за
самочувствием космонавтов. Космонавты – мужественные люди, они
много
тренируются,
должны
много
знать
и
уметь,
чтобы
управлять космическим кораблем. Чтобы летать в космос, нужно много и
хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.
Космонавты живут на космической станции, которая вращается вокруг
Земли.
Это
огромный
исследовательский
центр.
Рабочие
дни
на космической станции проходят в многочисленных исследованиях.
Еду для космонавтов готовят на Земле. Готовые блюда расфасовывают
в консервные банки или пластиковые пакеты. Кроватей на станции нет,
их роль выполняют специальные мешки, снабженные фиксирующими
ремнями на липучках.
В невесомости мышцы слабеют и для того, чтобы оставаться в хорошей
физической форме, космонавты ежедневно по нескольку часов в день
занимаются на тренажерах. По вечерам космонавты отдыхают.
Много таинственного несет космос. Но человек его покоряет и осваивает.
Со времени первого полета прошло немного лет, но за это время
в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и
женщины.
Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. За
свой полет в космос он был удостоен звания Героя Советского Союза и
награжден орденом Ленина. Его именем названы города, улицы,
проспекты.
Приложение № 3
Конспект НОД по познавательному развитию
«Первый в космосе»
Цели:
дать представление о космических полетах, закрепить знания о том,
что первым космонавтом был гражданин России - Юрий Гагарин.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о космосе;
закреплять знания детей о том, что первыми в космосе побывали
животные;
расширять и закреплять знания детей о первом космонавте Ю. А.
Гагарине и о первой женщине-космонавте В.В. Терешковой.
Развивающие:
развивать
память,
речь,
наблюдательность,
логическое
мышление,
интерес к познанию окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать патриотические чувства, гордость за героев летчиков –
космонавтов, покоривших Космос.
Материал:
альбом «Космос», портреты Ю.А. Гагарина и В.В. Терешкова,
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Закончился космический полет,
Корабль спустился в заданном районе,
И вот уж целиной пилот идет,
Чтоб землю взять в свои ладони
И в космосе он думал лишь о ней,
Из-за нее летал в такие дали-
И лишь о ней все двести долгих дней
Писал в своем космическом журнале!
Вопросы:
-О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей
Воспитатель: а сейчас я вам загадаю загадки:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …
Дети: земля
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет …
Дети: луна
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
Дети: звёзды
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …
Дети: ракету
Воспитатель:
ребята, догадались, о чём мы сегодня будем вести
разговор?
Дети: о космосе
Воспитатель: правильно о космосе, космонавтах.
12 апреля наша страна будет отмечать праздник «День космонавтики»
Это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в
разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников,
всей космической техники.
С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том,
как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-
много времени пока люди научились строить летательные аппараты.
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть,
кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об
этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не
годились, потому что до других звезд и планет было очень далеко. И
тогда учёные придумали ракеты. (Показ)
И первыми полетели в них не люди, а животные: собаки. Взгляните на
эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак, которые
полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И
только
после
того,
как
собаки
успешно
слетали
в космос,
туда
отправился первый человек.
Много лет назад именно 12 апреля 1961 года первый космонавт Юрий
Алексеевич Гагарин полетел в космос. (Показ портрета Ю. А. Гагарина).
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете,
Подняться к звездам смог.
С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики —
праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать
в космос. Космический полет требует долгой подготовки и всегда опасен,
вот почему космонавты перед полетом всегда очень долго тренируются.
Гагарин прошел очень хорошую подготовку.
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы быть космонавтом?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, ведь для того, чтобы быть космонавтом
необходимо иметь крепкое здоровье, много тренироваться, не бояться
трудностей.
Давайте мы тоже пройдем космическую тренировку.
Игра
«
Космонавты
»
Мы летим к другим планетам-
Объявляем всем об этом. (Дети поднимают руки вверх, машут руками)
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет. (Ходьба на месте)
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь. (Руки на поясе, покачивание с ноги на ногу)
И с Большой Медведицей
В синем небе встретится. (Ходьба на месте)
Воспитатель:
космонавты одеты в специальную одежду, которая
называется скафандр (Показ)
На голове шлем, куда подается кислород, ведь мы с вами знаем, что
в космическом пространстве нет воздуха, на ногах тяжелые ботинки (ведь
в космосе нет земного притяжения).
Как называется такое состояние в космосе? (состояние невесомости).
Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают
в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа.
Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар
висит в воздухе.
(воспитатель предлагает детям изобразить разные позы в состоянии
невесомости)
Воспитатель:
почему
мы
говорим,
что космонавт должен
быть
бесстрашным?
Ответы детей
Воспитатель: раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем
они могли там столкнуться. Ведь в ракете могли быть какие–то
неисправности. Поэтому космонавты должны очень хорошо знать, как
устроена ракета, чтобы починить неисправности.
В ракете не должно быть ничего лишнего, иначе она не взлетит или не
будет работать как надо, возникнет перегрузка.
Давайте поиграем в игру
«Четвертый лишний»
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий и т. д
Возвращение космонавтов ждут не только их родные, но и весь народ. И
все радуются, когда они благополучно приземляются.
Поэтому, когда впервые в космос полетел Ю. А. Гагарин, весь наш народ
следил за этим полётом, все волновались за первого космонавта. И когда
он благополучно приземлился, вся страна радовалась.
А через 2 года в космосе побывала женщина - Валентина Владимировна
Терешкова (показ портрета).
А
ещё
через
2
года
был
совершён первый выход
человека
в
открытый космос. Первым летчиком-космонавтом, вышедшим в космос,
был Алексей Леонов (показ портрета) Он провел 10 минут за бортом
корабля и показал, что в открытом космосе можно работать.
Ребята, как вы думаете, зачем нужна работа космонавтов?
Ответы детей
Воспитатель: космонавты во время полета видят и наблюдают много
интересного и много работают. Они ведут наблюдения, изучают
поверхность Земли, сообщают о приближении ураганов, о случившихся
стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды, проводят различные
опыты о влиянии невесомости на разные организмы. Вот такая сложная и
интересная работа.
Дидактическая игра «Полет в космос».
На какой планете мы живем?
Как называются люди на этой планете?
Как выглядит из космоса планета Земля?
Кто летает в космосе? (Космонавты, астронавты)
Где стартуют космические корабли? (С космодрома)
Что одевают, когда летят в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь)
Сколько весит космонавт в невесомости? (Ничего).
Кто был первым космонавтом Земли?
Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
Воспитатель: космос сейчас совсем не такой уж таинственный, каким он
казался недавно. И мы, все люди планеты Земля, с огромным уважением
и восхищением относимся к Ю. А. Гагарину, человеку, с которого всё это
началось, который был первым. А быть первым всегда очень трудно,
ребята! Вот почему именно его полёт в космос и отмечается нами, как
замечательный праздник — День Космонавтики.
Может
быть,
кто
–
то
из
вас
тоже
станет космонавтом
или
конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут
испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты.
Приложение № 4
Конспект НОД по речевому развитию
Заучивание стихотворения Ю. Степанова
«Космонавт»
Цель:
заучить стихотворение «Космонавт» В. Степанова посредством
мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить представления детей о космосе, о профессии
«космонавт»;
учить эмоционально, передавать содержание стихотворения;
Развивающие:
развивать слуховое и зрительное восприятие;
развивать память детей посредством изображения.
Воспитательные:
воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с
освоением космоса;
воспитывать любовь к поэзии.
Материал:
космический конверт, картинки по теме, плакаты, мнемотаблица.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята сегодня утром, когда пришла в группу, то у меня на
столе лежал вот этот космический конверт. На нем написано «Ребятам
старшей группы». Давайте его откроем и прочитаем.
Детям предлагают выполнить задание.
1-е задание:
Детям предлагаются загадки
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Мы привет ему пошлем,
Пусть его согреет:
«На Земле тебя все ждем –
Прилетай скорее!»
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Воспитатель: Назовите одним словом профессию человека, которая
скрыта в загадках.
Дети: космонавт
2 задание:
Беседа о Дне космонавтики (дети отвечают на вопросы)
1.
Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
2.
Кто стал первым человеком покорившим космос?
3.
Как назывался его космический корабль?
4.
Назови животных и их кличку, которые полетели в космос перед полетом
человека?
5.
Как называется профессия человека, который работает в космосе?
6.
Назови, как называется средство передвижения космонавта?
3 задание:
«Какой должен быть космонавт»
Игра с мячом (дети передают мяч друг другу по кругу)
4 задание:
«Здоровый космонавт»
Внимание! Займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный
отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной
скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь,
почувствуйте эту тяжесть. Но вот вырвались мы из притяжения земли,
откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это
состояние. Дети балансируют поочередно на левой и правой ноге.
5 задание:
«Внимательный космонавт»
Когда я называю слово, связанное с космосом вы хлопаете, если назову
другое слово, не связанное с космосом, поднимаете руки вверх.
6 задание:
Самое сложное! Нам прислали инопланетную зашифрованную картинку.
В ней зашифровано стихотворение, которое написал для детей детский
писатель Владимир Степанов. Он очень любил писать для детей стихи, а
особенно ему нравилось, когда дети его стихотворения выразительно
читают наизусть. Это стихотворение называется «Космонавт».
Посмотрите на эту картинку. Вам что-нибудь понятно? Давайте мы с
вами вместе ее расшифруем! Сядьте ровно! Сосредоточьтесь! Слушайте
и запоминайте!
Космонавт
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
ВОПРОСЫ:
О ком это стихотворение?
В чем летит космонавт?
В какое время суток он летит в своей ракете?
Что видит космонавт сверху?
Как автор называет нашу планету?
Воспитатель предлагает детям сначала хором, потом по одному
рассказать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Приложение № 5
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
(аппликация)
«Движущаяся ракета»
Цель:
закрепить представления детей о космосе и летательных аппаратов;
изготовление объёмной аппликации «Движущаяся ракета»
Задачи:
Образовательная:
закрепить представления детей о космосе и летательных аппаратов;
закреплять умения и навыки работы с бумагой;
продолжать учить детей правилам безопасности при работе с ножницами;
Развивающие:
развивать воображение, зрительную память, произвольное внимание,
мелкую моторику рук;
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность;
воспитывать умение доводить дело до конца;
Материал:
иллюстрации с изображением ракеты, космоса, космонавта;
картон черный, бумага белого цвета, заготовки из желтой бумаги
«звезды», ножницы, клей, фломастеры, пряжа черного цвета
Ход занятия:
Воспитатель: читает стихотворение О. Ахметовой
«В космосе так здорово!»
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
Ребята, про что говорится в стихотворении, которое я вам прочитала?
Дети: космос, ракеты, телескоп, звезды.
Воспитатель: верно ребята. 12 апреля у нас будет праздник «День
авиации и космонавтики». Это памятная дата посвящена первому полету
человека в космос.
А как звали первого человека, который совершил полет в космос?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно . Именно в этот день 12
апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток»
старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин — гражданин Советского
Союза совершил орбитальный облет Земли и этим открыл эпоху
пилотируемых космических полетов.
Давайте с вами вспомним, какими качествами должен обладать
космонавт?
Дети: Умным, смелым, выносливым, волевым, мужественным и т.д.
Воспитатель: Я согласна с вами. А на самолете мы с вами сможем
попасть в космос?
Дети: Нет.
Воспитатель: А на чем можно полететь в космос?
Дети: На ракете!
Воспитатель: Какие вы молодцы все знаете!
Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию «Движущая ракета».
Прежде, чем приступить к работе, немного отдохнём.
Физминутка
:
«Космодром»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая
ракету)
Мало времени для взлёта, (марш на месте)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс)
Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться)
Отлично теперь присаживаемся за столы.
Воспитатель рассказывает о последовательности выполнения работы:
1. Берем заготовку из белой бумаги и вырезаем её по контуру. Получается
луна.
Раскрашиваем луну серым фломастером.
2. Вырезаем ракету по контуру и раскрашиваем цветными фломастерами.
3. Из бумаги вырезаем прямоугольник так, чтобы его можно было
подклеить к обратной стороне ракеты.
Берем пряжу черного цвета в
одно сложение. Наложим ее вдоль внутренней стороны ракеты, а
сверху приклеиваем вырезанный прямоугольник с помощью клея.
4. Приступаем к сборке поделки. В отверстия, сделанные дыроколом,
продеваем нитку с приклеенной на нее ракетой. С обратной стороны
основы нитку завязываем
Если потянуть сзади за нитку вдоль черной основы поделки вверх или
вниз по диагонали, то ракета будет двигаться в правый верхний угол или
в левый нижний.
5. Приклеиваем луну на черную основу поделки. В завершении, для
эффекта мерцания звездного неба, приклеиваем большие и маленький
звезды.
Наша движущаяся ракета на фоне мерцающего звездного неба из бумаги
и картона готова.
Приложение № 6
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
(лепка)
«Забавные инопланетяне»
Цель:
Развивать творческую фантазию детей, умение лепить по представлению,
воплощать свой замысел в лепке.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о космосе, о планетах
Солнечной системы;
Вырабатывать у детей умение задумывать образ инопланетянина;
Развивать творческую фантазию детей, умение лепить по представлению,
воплощать свой замысел в лепке;
Развивать навыки работы с пластилином, приемы раскатывания,
растягивания, расплющивания, примазывания, различные способы
соединения деталей;
Развивать пространственную ориентацию, мелкую моторику рук;
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, пославшую первой
человека в космос.
Материал:
пластилин разных цветов, дощечки, салфетки бумажные, стеки.
музыка Б. Шоль «Космическая симфония»
Ход занятия:
Звучит «Космическая симфония» Б. Шоль.
Воспитатель: Давайте закроем глазки и отравимся в космическое
путешествие к планетам Солнечной системы.
Читает стихотворение В. Татаринова «Космонавт».
Я ракету выстрою, в дальний путь уйду,
Самую лучистую выберу звезду.
И в пути, конечно, я вспомню милый дом
И пятиконечные звезды над Кремлем.
Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.
Там со мной подружится солнечный народ.
И мальчишки местные встретятся со мной,
Я спою им песню о земле родной.
Воспитатель: давайте представим себе, как мы летим на космическом
корабле к планетам Солнечной системы.
Воспитатель: Какие планеты нам встретятся на пути?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Пальчиковая гимнастика:
По порядку все планеты назовет любой из нас:
(Сжимают и разжимают кулачки)
Раз – Меркурий, два – Венера, три –Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, за ним – Нептун.
(Поочередно загибают пальчики)
Воспитатель: а давайте представим, что мы еще можем повстречать в
космосе? Отгадайте загадку:
Увидел я странное в космосе тельце…
Никак это я повстречался с …
Дети: Пришельцем!
Воспитатель: а как еще по-другому можно назвать?
Дети: инопланетянин, марсианин.
Воспитатель: молодцы!
А существуют ли инопланетяне на самом деле, как вы думаете?
Какие они, как вы считаете?
Они похожи на нас или совсем другие?
Сколько у них рук и ног?
А может быть, у них щупальца вместо рук и ног?
Есть ли уши и глаза и какие они? и т.д.
Ответы детей.
Эти и другие вопросы помогут детей и настраивают на работу.
Воспитатель: представим, что мы прилетели на планету, неизвестную
пока никому. Что можно там увидеть? Подумайте над этим. Сейчас вы
можете пофантазировать и слепить инопланетян такими, какими вы их
воображаете.
"Я хотел бы слетать на Луну,
И существ неземных повидать,
Что на странных тарелках летают!
Расспросить, как живётся им там?
Есть ли осень, зима или лето?
Может, хочется в гости им к нам?
На любимую нашу планету"!
Воспитатель: подумайте, на каких планетах живут ваши инопланетяне.
Сейчас вы можете пофантазировать и слепить инопланетян такими,
какими вы их воображаете. Для этого у вас есть пластилин разных цветов,
стеки.
Дети выполняют индивидуальные поделки из пластилина, воплощая свой
замысел в лепке.
Воспитатель предлагает детям немножко отдохнуть.
Физ. минутка
«Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (дети маршируют)
На носки поднимись, (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)
А потом руки вниз (опускают руки).
Раз, два, три, потянись, (тянутся).
Вот летит ракета ввысь! (машут рукой пролетающим планетам).
Дети садятся на свои места и продолжают работу.
Затем воспитатель привлекает детей к беседе, обратившись к ним с
просьбой рассказать о своих инопланетянах. Рассказ должен быть
коротким, в несколько предложений. В нем каждый ребенок
рассказывает о том, с какой планеты прилетел придуманный им
инопланетянин, как его зовут, каков его характер.
Воспитатель: какие вы молодцы! Каких замечательных пришельцев вы
слепили. Нет ни одного похожего.
Приложение № 7
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
(рисование)
«Солнечная система»
Цель:
закреплять представления детей о Солнечной системе.
Задачи:
закрепить знания о космосе;
умение рисовать восковыми мелками, акварелью;
продолжать создавать композицию в рисовании солнечной системы;
учить располагать изображения по всему листу;
развивать воображение и творческую активность, желание отразить свои
впечатления в рисунке;
воспитать чуткость к восприятию красоты окружающего мира.
Материалы:
плакат «Солнечная система», бумага белого цвета, восковые мелки,
краски, кисти, вода, салфетки
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение.
Поднимаемся в ракету
И прощаемся с Землёй.
Нас зовут просторы эти,
В космос полетим стрелой.
Мчит ракета прямо в небо!
Звёзды освещают путь.
Может, на Сатурне где-то
Нас встречает кто-нибудь.
Мы в открытый космос выйдем,
Лишь скафандр не позабудь!
Как же хочется на Землю!
Все – назад! В обратный путь!
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации о космосе и
«Солнечная система».
Воспитатель: Что вы видите на плакате?
Дети: солнечная система
Воспитатель: что находится в центре солнечной системы?
Дети: солнце
Воспитатель: сколько планет вращается вокруг солнца?
Дети: 9
Воспитатель: давайте вспомните названия планет.
Дети вспоминают стихотворение про планеты
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: вот и вспомнили все планеты. В Солнечной системе
девять планет. Большинство из них учёные назвали в честь греческих и
римских богов.
Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая
и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.
Венера - вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями
облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета
на небе.
Земля – третья от Солнца планета. Планета находится на таком
расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком
высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды,
поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.
Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Марс – единственная
похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того
как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут
загадочные существа – марсиане.
Юпитер – пятая планета от Солнца. Это самая большая планета
Солнечной системы. Она на столько велика, что все остальные
планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар,
состоящий из жидкости и газа.
Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Сатурн – это большой
шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими
великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов,
частиц льда, камней и песка.
Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной
системы, которая вращается вокруг солнца, как бы лёжа на боку. Её
называют «лежачая» планета.
Нептун – восьмая планета от Солнца. Это громадный шар, состоящий из
газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На
поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.
Плутон – девятая планета от Солнца. Нам очень мало известно о
Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Воспитатель: Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая
Планета, но она ещё не найдена.
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам нарисовать планеты солнечной
системы. Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы.
Пальчиковая гимнастика
«Будем в космосе летать».
1,2,3,4,5. (Дети по очереди загибают пальцы на руках, начиная
с мизинца)
Будем в космосе летать. (Дети вращают кистью, сжатыми в кулак)
Раз – комета. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная
Два – планета. с большого)
Три – луноход.
Четыре – звездочёт.
Пять – земля,
До свидания друзья! (Дети машут кистями рук, как бы прощаясь)
Воспитатель показывает детям способ рисования планет. Дети
рисуют сначала восковыми мелками, а затем закрашивают акварелью. В
конце занятия работы остаются на столах, дети их рассматривают.
Оценивают работы друг друга.
Приложение № 8
Спортивный праздник
«Космическое путешествие»
Цель:
1. Расширять представления детей о космосе, Дне Космонавтики;
2. Формировать навыки здорового образа жизни;
3. Развивать физические качества личности – быстроту, ловкость,
выносливость, подвижность;
4. Способствовать сплочению детского коллектива, создать ситуацию
эмоционального благополучия в форме игровой деятельности.
Ход праздника:
Под музыкальное сопровождение дети заходят в зал и строятся в две
шеренги.
Ведущий: сегодня мы отмечаем один из самых интересных праздников
на земле.
В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
К холодным, голубым высотам
Спешит ракета, как стрела.
Мчит на привычную работу,
К далеким звездам, там дела.
В далеком 1961 году в космос полетел первый человек. Думаю, что вы
знаете этого человека. Назовите его имя, ребята.
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Ведущий: правильно! С тех пор каждый год наша страна в этот день
отмечает праздник. А как он называется?
Дети: День космонавтики
Ведущий: да, День космонавтики. И наш спортивный праздник
посвящен этому дню.
А хотите стать космонавтами и отправиться в необычное большое
космическое путешествие?
Дети: да
Ведущий: ну, тогда я приглашаю вас в школу космонавтов, где сегодня
пройдут испытания и будут соревноваться два космических отряда.
Настоящие космонавты должны быть дружными, быстрыми, ловкими и
смелыми
Дети читают стихи
Мы мечтаем о ракетах,
О полетах на Луне.
Но для этого учиться
Много надо на Земле
Школу юных космонавтов
Собираемся открыть.
И хотим мы целой группой
В эту школу поступить
Если честно, то сначала,
Говоря без лишних слов,
Одного желанья мало:
Каждый должен быть здоров!
Я еще не мастер спорта
И еще не бью рекордов,
Но зарядкой каждый день
Заниматься мне не лень!
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Бегать, прыгать, мяч метать,
Космонавтом можно стать.
Песня «Песенка юных космонавтов»
Ведущий: на празднике должны вы
Свою ловкость показать.
Быть здоровым, смелым, сильным,
И, конечно, не скучать!
Но начнём мы наше путешествие с разминки. Готовы ребята?
Разминка выполняется под музыкальное сопровождение «Я ракета»
После разминки дети делятся на команды.
Ведущий: Добро пожаловать в школу юных космонавтов. У нас на
празднике две команды. Команда «Спутник» и команда «Ракета» и сейчас
команды поприветствуют друг друга.
Капитан команды «Спутник» ваш девиз
Ребенок: Стать космонавтом – точно знаем,
Задача трудная для всех.
Соревнованья начинаем
И твердо верим в наш успех!
Капитан команды «Ракета» ваш девиз
Ребенок: Чтобы в космос к звездам далеким летать,
Мы готовы сейчас вам себя показать,
И в стартах веселых лишь побеждать!
Ведущий: молодцы! Давайте поприветствуем друг друга троекратным
УРА!
После приветствия дети садятся на стулья по командам.
И так, чтобы полететь в космос, что же нам нужно построить?
Дети: ракету
1. ЭСТАФЕТА «РАКЕТА»
Дети из обручей и гимнастических палок строят ракеты.
Ведущий: молодцы! Собрали ракеты. Готовы к полету?
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
2. ЭСТАФЕТА «ПОСАДКА В РАКЕТУ»
Дети занимают место в ракете (встают в обручи парами)
После того как все выстроились в своих ракетах начинаем обратный
отчет (10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1 поехали) на мониторе включается видео с
космической галактикой и дети «летят» в космос.
Ведущий: ну вот мы и в космосе. И так мы в космосе и собираемся
полететь на Луну.
3. ЭСТАФЕТА «ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЙ ДОЛЕТИТ ДО ЛУНЫ»
Дети с помощью гимн. палки должны конус «ракету» переправить на
Луну.
Ведущий: космонавты должны быть очень дружные. Если у них на
космическом корабле случается неприятность, то у них один за всех и все
за одного. Вот сейчас мы и посмотрим, какие у нас ребята дружные и
смелые.
4. ЭСТАФЕТА «ВЫСАДКА КОСМОНАВТОВ НА ЛУНУ»
Дети стоят по командам. Капитаны высаживают экипаж с помощью
обручей на Луну.
Ведущий: космонавты должны быть очень умными, внимательными.
Сейчас будут космические загадки, и мы проверим, как наши ребята
умеют слушать и отгадывать загадки.
ЗАГАДКИ
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. (Гагарин)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется она между звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной ……. (Комета)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Освещает звездам путь
Звездам не дает уснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет …. (Луна)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
И как одинокий путник
Летит по орбите … (Спутник)
Есть специальная труба
В ней вся Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астроном в …. (Телескоп)
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По–английски: «астранавт»
А по-русски ……. (Космонавт)
Ведущая: молодцы! И с этим сложным испытанием вы справились.
Внимание! Внимание! Поступило сообщение : «Ожидается метеоритный
дождь! Метеориты могут повредить ваши ракеты!»
5. ЭСТАФЕТА «СОБЕРИ МЕТЕОРИТЫ»
Детям необходимо собрать метеориты (мячи) в ловушки (обручи). Для
каждый из команд свой цвет обруча и мяча
Ведущий: молодцы ребята, метеоритный дождь нам теперь не страшен
Входит робот.
Робот: здравствуйте, земляне я робот Бронислав. Спасибо, что прилетели,
я так рад вашему прилету. Я здесь совсем один и мне очень скучно. Я
приглашаю ребят на веселый танец.
ТАНЕЦ «РОБОТ»
Робот благодарит ребят и уходит.
6. ЭСТАФЕТА «СОЛНЦЕ И ЗЕМЛЯ»
Дети стоят по командам. В руках у первых детей мяч по сигналу дети
поднимают руки и передают мяч назад. Последний участник бежит и
встает с мячом вперед.
Ведущий: но вот наше путешествие подошло к концу. И мы успешно
приземлились на нашу родную планету «Земля»
Ребята вам понравилось наше путешествие в космос? Вы все показали на
сколько вы ловкие и быстрые, какими вы можете быть дружными и
сплоченными.
Приложение № 9
Консультация для родителей
«Что рассказать детям о космосе»
Человечество не останется вечно
на земле, но, в погоне за светом и
пространством, сначала робко
проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе всё
околосолнечное пространство.
К. Циолковский.
Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для
родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем
на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что
нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас
каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как
можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему
обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс
освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и
посмотреть на мир глазами детей.
Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в
дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек,
тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем
интересном и прекрасном мире.
Космос - это загадочный мир звезд, планет, и других объектов. Малыши с
детства видят, что день сменяется ночью. На небе днем светит солнце, а
ночью - луна. И небо усыпано множеством звезд. Рассказывайте своим
детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте
звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он станет
потом ученым или космонавтом, и вы будете им гордиться.
Что можно рассказать детям о космосе?
Рассказываем детям о звездах.
Посмотрите вечером на небо. Сколько красивых звездочек. Они нам
кажутся маленькими, сверкающими точками. А на самом деле звезды -
это огромные раскаленные газовые шары. Звезды бывают маленькие,
большие и гигантские. Самые яркие звезды, которые можно увидеть на
ночном небе, это - Сириус и Полярная звезда. Солнце - это тоже звезда,
самая главная, хотя и не очень большая. От Солнца зависит жизнь на
нашей планете. Расскажите детям, что звезды кажутся нам маленькими,
потому что они от нас далеко. Не поленитесь вечером выйти на улицу и
полюбоваться
звездами.
Покажите
ребенку
некоторые
созвездия,
попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Если сравнивать нашу
Землю с Солнцем, то можно показать детям на примере горошины и
арбуза. Так примерно наша Земля выглядит по сравнению к Солнцу. Из-
за Солнца днем мы не можем увидеть звезды.
Расскажите детям о луне.
Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная:
то в виде серпика, то большая, круглая. Ребенку интересно будет узнать,
что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками -
кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если
смотреть на Луну в бинокль или телескоп, можно увидеть неровности ее
рельефа.
Расскажите детям о планетах.
Вокруг Солнца вращаются 9 планет и кометы. Наша Земля среди других
планет на 3 месте. Все планеты вращаются вокруг Солнца и все меньше
Солнца. Самая большая планета Юпитер. А Сатурн очень интересная
планета. У нее есть кольца огромных размеров. У комет есть длинный
хвост, который состоит из пыли и газа. Иногда кометы можно увидеть.
Мы все живем на планете Земля. Это единственная планета, где есть суша
и вода. Земля из космоса кажется нам голубой. Как запомнить планеты
солнечной системы? В этом поможет стишок:
По порядку все планеты назовёт любой из нас.
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Дети должны знать историю российского праздника – 12 апреля
«День Космонавтики». Дату
первого
полёта
в
космос,
о
первом
космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине, о героических покорителях
космических просторов.
Совсем скоро 12 апреля, мы будем отмечать День космонавтики. 12
апреля 1961 года впервые огромная ракета с первым космонавтом на
борту – Юрием Гагариным вознеслась в небо. Давайте попробуем
рассказать детям о космонавтах и космосе доступным и простым языком.
Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий
Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в
этот день отмечаем День космонавтики. А как же он улетел в космос?
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Давайте покажем детям на
простом примере, как летит ракета в космос.
Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом
разожмите пальцы, и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит
потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то
шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем
был воздух. Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос.
Только
вместо
воздуха
у
нее
горючее.
При
горении
горючее
превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Предложите ребенку вместе с вами выложить изображение ракеты из
счетных палочек или геометрических фигур. Можно сделать ракету из
бумаги, а потом подуть и запустить её.
Наверно, многие дети уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе
часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на
загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками.
Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы
смогли взять с Луны горсть земли и доставить ее на Землю для
исследования. Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы,
которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А
сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они
передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в
океане. Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А
ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и
передачи телевидения. Как? Вы можете увидеть на крышах домов
огромные тарелки - это антенны, которые принимаю сигналы со спутника
и передают их в аппарат и в телевизор.
Для обогащения и расширения представлений и знаний о космосе
рекомендуем прочитать детям:
П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
Б. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездия»
К. Булычев «Тайна третей планеты»
Н. Носов «Незнайка на луне» (главы из сказки).
Для обогащения лексико-грамматического строя речи советуем поиграть
в игры:
«Доскажи словечко».
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт)
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин)
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (космонавт)
Игра «Один – много»
Один космонавт - много космонавтов
Одна ракета – много…
Одна планета – много…
Один скафандр – много… и т. д
Игра «Подбери признаки»
Космонавт – смелый, сильный, …
Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…
Солнце - … …….
Космос – ……..
Игра «Что возьмем с собою в космос»
Разложить перед детьми картинки и предложить выбрать то, что можно
взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие
картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной
кашей, будильник, колбаса и т. д.
Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно
рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые
названия звездам и планетам, в общем, проявляйте фантазию, тема
космоса безгранична и интересна детям.
Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный
материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит
в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на
вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.
Приложение № 9
Консультация для родителей
«Планеты Солнечной системы для детей»
Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав
Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит
горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от
Солнца вращаются восемь главных планет. Одна из них,
третья по счёту, и есть наша Земля.
У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется
вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год.
На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся
ближе к Солнцу, год длится меньше, а на тех которые дальше
- полный оборот может составлять несколько земных лет.
Также планеты вращаются вокруг своей оси. Один такой
полный оборот называется сутки. На Земле сутки (оборот
вокруг своей оси) равен примерно 24 часам (более точно 23 ч.
56 мин. 4 секунды).
Солнце
Яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы.
Солнце, словно, раскаленный огненный шар раздает тепло
своим ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые
очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера) очень жарко, а
тем, которые находятся дальше Марса очень холодно, потому
что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете
Земля температура оказалась не низкой и не высокой очень
удобной для появления и развития на ней жизни.
Меркурий
Эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу.
При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной
стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а
на другой очень холодно.
Венера
Вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть
атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие
от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части
из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно,
да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни
растений, ни животных, ни бактерий.
Земля
Эта голубая планета, третья по счету от Солнца – наш общий
дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы – все под
одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из
атмосферы,
в
которой
огромное
количество
кислорода,
необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем
историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и
звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка -
Луна, которая является спутником Земли.
Марс
Красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень
мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя
учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было
на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на
планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то
случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.
Юпитер
Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер
состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его
поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а
сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается
вокруг своей оси, как волчок.
Сатурн
Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её
удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в
телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как
диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-
тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.
Уран
Таинственная
планета,
седьмая
по
счету,
которая
по
непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не
так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он
выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.
Нептун
Ледяная очень холодная планета, восьмая по счету, находится
очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не
достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют
сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя,
а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на
ней, даже газ превращается в лёд.
Плутон
Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в
Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для
звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и к
взрослым планетам не пускают. Может Плутон ещё совсем
младенец и ему просто надо подрасти).
Чтобы дети быстрее запомнили названия планет, можно
выучить стихотворение:
По порядку все планеты.
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета.
Под названием Плутон.
РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ