Автор: Капцова Ирина Николаева
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41"
Населённый пункт: Алтайский край, г.Барнаул
Наименование материала: Семинар-практикум для родителей
Тема: Пособие по обучению грамоте "Звуковички"
Раздел: дошкольное образование
Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня мы с вами будем не только говорить, но
и играть, а также изготовим пособие, которое поможет детям находить место звука в
слове.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим
методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом
с буквами. Поэтому звуковой анализ слова, самая трудная и в то же время
неотъемлемая часть обучения грамоте.
Как же научить ребёнка слышать звуки в словах.
Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с
интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. (Протяженное
произнесение отдельных звуков – хорошо известный способ, Л. Е. Журова ввела его в
обучение по системе Д. Б. Эльконина ). При нормальном произнесении слов в
повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально
научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его
(мммак, дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать
один звук от другого.
Для того чтобы детям было интересно и более понятно различать звуки и находить
место звука в слове, было разработано дидактическое пособие по обучению грамоте
«Звуковички».
Дидактическое пособие «Звуковички» многофункционально и удобно. Его можно
использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с
детьми.
В это дидактическое пособие можно включить все темы, которые осваиваются
детьми дошкольного возраста по обучению грамоте. Работа с дидактическим
пособием предполагает применение таких методов и приемов, как практическое
действие с предметами, исправление ошибок, моделирование.
Инновация и новизна дидактического пособия заключается в том, что является
занимательным, развивающим, легко трансформируемым пособием, удобным в
использовании как воспитанниками, так и взрослыми. Он с успехом может
применяться в работе с детьми любого дошкольного возраста.
Пособие состоит из 5ти отдельных картинок, каждая из которых несет свое
смысловое значение: гласный звук, звонкий твердый согласный, звонкий мягкий
согласный, глухой твердый согласный и глухой мягкий согласный. Вот так они
расположены у нас на доске.
Одно из пособий – карточка с рядом с тремя окошечками-квадратами и с
передвигающимся по ней «звуковичком».
При протяженном произнесении первого звука в слове, «звуковичок» находиться
в первом окошечке до тех пор, пока звучит первый звук. Так же делаем, если нужно
найти середину слова или конец.
Предлагаю несколько дидактических игр с представленным дидактическим
пособием.
«Игры звуковичков»
1.1. «По дорожке мы шагаем, дружно звуки называем»
У каждого игрока свой «звуковичок». Перед началом игры дети выстраивают
«звуковичков» у края игрового поля.
Игровое действие: игроки, по очереди называя звуки, соответствующие цвету
звуковичков, передвигают их по дорожке на одно деление.
Выигрывает тот, кто «уйдёт» дальше всех за отведённое время.
1.2. «Живые звуки»
На карточках предметные картинки по текущей лексической теме, названия которых
состоят из одного или двух слогов. Слова подбираются с учётом возраста детей и
уровнем развития у них фонематических функций. Например: осень, ветер, тучи, зонт;
зима, снег, лёд, лыжи; капель, лужи, ручей, грач…
Игровое действие: игроки делятся на две команды, каждая из которых получает
карточку, называет слово и выстраивает «звуковичков» в соответствии со звуковым
анализом слова.
Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание.
1.3. «Назови все звуки по порядку»
Ведущий расставляет игрушки и сообщает детям, что «звуковички» составили слово,
например, «дом».
Игровое действие: назвать все звуки по порядку. Дети говорят на ухо ведущему,
чтобы не мешать думать товарищам. За правильный ответ игрок получает фишку.
После того, как все звуки названы, ведущий составляет из «звуковичков» следующее
слово…
Выигрывает тот игрок, который наберёт большее количество фишек .
Детям очень нравятся эти забавные человечки!
Спасибо за внимание!