Напоминание

Работа с детьми ОВЗ в рамках индивидуального маршрута


Автор: Бегматова Евдокия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №48 "Энергетик"
Населённый пункт: г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Работа с детьми ОВЗ в рамках индивидуального маршрута
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с детьми ОВЗ в рамках индивидуального маршрута

Выполнила: Бегматова

Евдокия Ивановна,

Воспитатель

МДОУ№48 «Энергетик»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых

препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,

речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-

волевой сферы,

с задержкой и комплексными нарушениями развития. Получение детьми с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из

основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного

участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и

социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными

возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач

государственной политики в области образования и социально-экономического развития

Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями

здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со

всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих

сверстников. Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в

условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе.

Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную

группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием

занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель

знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и

познавательных психических процессов, речи.

Далее разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты развития определенного

содержания.

Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой движение в

образовательном пространстве, которое было создано специально для учащегося и его семьи с

целью

образовательного

и

психолого-педагогического

сопровождения

для

реализации

индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в детском саду направлен на

реализацию индивидуального потенциала ребенка в обучении. Это позволяет решить проблему

направленности процесса обучения детей на средний уровень развития, из-за чего не каждый

ребенок может в полной мере проявить и реализовать свои способности. Над созданием маршрута

должны работать психолог учебного заведения, воспитатели и логопеды.

Главными задачами создания образовательного маршрута являются:

1. Создание условий, которые в полной мере будут способствовать позитивной реализации детей, а

также их социальному и личностному развитию;

2. Решение задач личностно-социального развития воспитанника;

3. Создание благоприятствующей предметно-развивающей среды для развития ребенка;

4. Организация единой системы работы педагогического коллектива, медицинских сотрудников и

родителей для успешного развития ребенка;

5. Выработка и совершенствование корректного с психологической точки зрения стиля общения

преподавателя и воспитанника, установление доверительных отношений.

Благодаря ИОМ для детей с ОВЗ в детском саду у ребенка должно формироваться

положительное

отношение

к

себе,

окружающему

миру

и

другим

людям,

развиваться

коммуникативные навыки и социальная компетенция. Отдельный маршрутный лист призван

помочь ребенку осознать свои права и свободы, облегчить выбор круга общения, увлечений, по

собственному усмотрению распоряжается свободным временем.

Составление ИОМ может понадобиться в нескольких случаях:

для детей, которые не могут усвоить общую образовательную программу;

для детей с очень высоким уровнем интеллектуального развития;

для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чаще всего применяется такой режим образования к детям с ОВЗ. Основанием для

составления ИОМ будут являться рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии

(ПМПК). По результатам ПМПК составляется заключение, в котором описываются условия,

требующиеся для усвоения ребенком образовательной программы, а также перечисляются

специалисты, помощь которых потребуется школьнику при прохождении индивидуального

маршрута.

В создании индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ должен

участвовать психолого-медицинский консилиум, в состав которого входят:

воспитатели,

психолог,

логопед,

дефектолог,

педагоги дополнительного образования.

В обязанности педагогического состава входит участие в разработке учебных программ и их

реализация, мотивация детей к обучению, создание благоприятной обстановки и выстраивание

образовательных задач в соответствии с уровнем детей, а также - внесение корректив в

индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ и консультирование родителей.

Список литературы:

1.

Юнина, В.В. Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного

учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

[Текст]: дис…канд. пед.наук: / В.В. Юнина. - С-Пб., 2009.

2.

Семаго, Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ

[Текст]: сборник «Инклюзивное образование» выпуск 2 / Н.Я. Семаго. – М.: Центр

«Школьная книга», 2010.

3.Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для

СПО

/

В.П.

Глухов.

2-е

изд.,

испр.

и

доп.

Москва

:

Юрайт,

2018.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб.

пособие для вузов / И.И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019.

5. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии:

воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учеб.пособие для среднего

проф.

образования

/

Н.В.

Микляева.

Москва:

Юрайт,

2019.

6. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учеб.-метод.

пособие / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019.



В раздел образования