Автор: Бегматова Евдокия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №48 "Энергетик"
Населённый пункт: г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Работа с детьми ОВЗ в рамках индивидуального маршрута
Раздел: дошкольное образование
Работа с детьми ОВЗ в рамках индивидуального маршрута
Выполнила: Бегматова
Евдокия Ивановна,
Воспитатель
МДОУ№48 «Энергетик»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,
речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-
волевой сферы,
с задержкой и комплексными нарушениями развития. Получение детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного
участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач
государственной политики в области образования и социально-экономического развития
Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями
здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со
всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих
сверстников. Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в
условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе.
Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную
группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием
занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель
знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и
познавательных психических процессов, речи.
Далее разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты развития определенного
содержания.
Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой движение в
образовательном пространстве, которое было создано специально для учащегося и его семьи с
целью
образовательного
и
психолого-педагогического
сопровождения
для
реализации
индивидуальных особенностей развития.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в детском саду направлен на
реализацию индивидуального потенциала ребенка в обучении. Это позволяет решить проблему
направленности процесса обучения детей на средний уровень развития, из-за чего не каждый
ребенок может в полной мере проявить и реализовать свои способности. Над созданием маршрута
должны работать психолог учебного заведения, воспитатели и логопеды.
Главными задачами создания образовательного маршрута являются:
1. Создание условий, которые в полной мере будут способствовать позитивной реализации детей, а
также их социальному и личностному развитию;
2. Решение задач личностно-социального развития воспитанника;
3. Создание благоприятствующей предметно-развивающей среды для развития ребенка;
4. Организация единой системы работы педагогического коллектива, медицинских сотрудников и
родителей для успешного развития ребенка;
5. Выработка и совершенствование корректного с психологической точки зрения стиля общения
преподавателя и воспитанника, установление доверительных отношений.
Благодаря ИОМ для детей с ОВЗ в детском саду у ребенка должно формироваться
положительное
отношение
к
себе,
окружающему
миру
и
другим
людям,
развиваться
коммуникативные навыки и социальная компетенция. Отдельный маршрутный лист призван
помочь ребенку осознать свои права и свободы, облегчить выбор круга общения, увлечений, по
собственному усмотрению распоряжается свободным временем.
Составление ИОМ может понадобиться в нескольких случаях:
для детей, которые не могут усвоить общую образовательную программу;
для детей с очень высоким уровнем интеллектуального развития;
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чаще всего применяется такой режим образования к детям с ОВЗ. Основанием для
составления ИОМ будут являться рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК). По результатам ПМПК составляется заключение, в котором описываются условия,
требующиеся для усвоения ребенком образовательной программы, а также перечисляются
специалисты, помощь которых потребуется школьнику при прохождении индивидуального
маршрута.
В создании индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ должен
участвовать психолого-медицинский консилиум, в состав которого входят:
воспитатели,
психолог,
логопед,
дефектолог,
педагоги дополнительного образования.
В обязанности педагогического состава входит участие в разработке учебных программ и их
реализация, мотивация детей к обучению, создание благоприятной обстановки и выстраивание
образовательных задач в соответствии с уровнем детей, а также - внесение корректив в
индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ и консультирование родителей.
Список литературы:
1.
Юнина, В.В. Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного
учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
[Текст]: дис…канд. пед.наук: / В.В. Юнина. - С-Пб., 2009.
2.
Семаго, Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ
[Текст]: сборник «Инклюзивное образование» выпуск 2 / Н.Я. Семаго. – М.: Центр
«Школьная книга», 2010.
3.Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для
СПО
/
В.П.
Глухов.
–
2-е
изд.,
испр.
и
доп.
–
Москва
:
Юрайт,
2018.
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб.
пособие для вузов / И.И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019.
5. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии:
воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учеб.пособие для среднего
проф.
образования
/
Н.В.
Микляева.
–
Москва:
Юрайт,
2019.
6. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учеб.-метод.
пособие / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019.