Автор: Наталья Викторовна Литвинова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное здоровье преподавателя
Раздел: дополнительное образование
Профессиональное здоровье преподавателя
Помню
в
детстве,
как
многие
девочки,
я
хотела
стать
учительницей. Рассаживала своих кукол и задавала им диктант. На
улице, мы собирались с подружками, и я писала мелом на коричневой
стене металлического гаража прописные и заглавные буквы - мне
нравилось. Я смотрела на учительницу с восхищением. В моем детстве
педагогов уважали и любили. Все закончилось в один день, когда мой
преподаватель по рисованию куда-то срочно уезжала, и попросила
провести за нее урок в младшей группе изостудии, при нашей школе.
Мне было 14 или 15, на тот момент. «моим ученикам» лет по 8-9. Сами
занятия я помню смутно. Организовать кучу ребятни, привлечь их
внимание, заставить тебя слушать и выполнять задания было
чрезвычайно сложно. После 2 уроков я смертельно устала. Ощущение
было такое, что я разгружала вагоны. Я засыпала с мыслью: «Ни за что
на свете я не буду учителем». Я и подумать не могла, какой это
тяжелый труд. Но, судьба распорядилась иначе, я все-таки пришла в
профессию, хотя и не сразу.
В соответствии со спецификой
преподаваемого предмета
(Охрана труда), за
мою 12- летнюю педагогическую трудовую
деятельность,
не
раз
приходилось
обращаться
к
теме
профессионального здоровья, серьезно задумываться о том, как
необходимо постоянно пополнять и поддерживать свой физический и
эмоциональный ресурс. Далекий образ статной, строгой учительницы
сменился на сутулящееся существо, непременно в очках, с хриплым
голосом, и даже летом с накинутым на плечи палантином.
Периодические наблюдения за своим состоянием, и состоянием
своих коллег по работе, выявили
влияние на
педагогов таких
негативные факторов, как: большая нагрузка на голосовые связки,
нижние
конечности,
вынужденная
неудобная
рабочая
поза,
малоподвижный
образ жизни,
частые заболевания
ЛОР-органов,
эмоциональное перенапряжение.
Все это происходит на фоне чрезмерной учебной нагрузки,
дублирования
бесконечных
учетно-отчетных
форм,
нездоровой
конкуренции,
повышенных
требований
и
ответственности,
необходимости
работать в вечернее и ночное время,
отсутствия
полноценного
отдыха.
Что
вызывает
раздражительность,
вспыльчивость,
нетерпимость,
обидчивость,
снижение
работоспособности, быструю утомляемость, расстройство памяти и
внимания, плохое настроение, необходимость подавлять эмоции и
разрешать конфликтные ситуации.
Факты
говорят о том, что профессиональная деятельность
преподавателя в условиях современного образования не способствует
сохранению его здоровья. Увеличение пенсионного возраста, еще
больше усугубило ситуацию. Картина стареющего преподавателя с
кучей хронических заболеваний, вечно недовольного собой и жизнью,
не способного идти в ногу со временем, теряющего в глазах
обучающихся авторитет и уважение, как минимум удручает. Что может
транслировать такой педагог своей аудитории? Несомненно, страдает и
образовательный процесс.
Основные профессиональные риски преподавателя
- Нарушение зрения
- Заболевания опорно-двигательного аппарата
- Угнетение голосового центра
- Эмоциональные перегрузки
Здоровье
педагогов
нуждается
в
восстановлении
и
укреплении
посредством различных оздоровительных действий.
Вот рекомендации, собранные специально для педагогов, в целях
«самосбережения» и профессионального долголетия.
Негативный фактор - нарушение зрения
Рекомендации:
Соблюдение режима труда и отдыха
(перерывы в работе, система тренировок
зрения)
Профилактика и гигиена глаз (своевременная
проверка, коррекция зрения, использование специальных капель и
очков)
Правильная организация рабочего места
(соблюдение расстояний и норм освещенности)
Включение рацион питания овощей и фруктов оранжевого цвета.
Негативный фактор -
эмоциональные перегрузки
Рекомендации:
Сочетание работы с обязательным отдыхом
(деление отпуска на части, полноценный
сон, спорт, комнаты психологической
разгрузки);
Тренировка памяти (кроссводы, шахматы, пазлы);
Положительные эмоции (хобби, общение, юмор);
Эргономика рабочего места (комфорт, порядок, эстетика).
Негативный фактор -
П
роблемы с голосом
Рекомендации:
Выполнение упражнений для голосовых
связок
(освоение специальных техник);
Профилактика ОРВИ и ОРЗ
(прием противовирусных препаратов, проветривание помещения,
закаливание, прививки);
Соблюдение питьевого режима и правильного питания
(вода, витамины, диета).
Выращивание в кабинете цветов - природных антисептиков воздуха и
энергетики (герани, хлорофитума).
Негативный фактор- Заболевания опорно-двигательного
аппарата
Рекомендации:
Занятия спортом (плавание, ходьба, бег, танцы, йога, массаж);
Контроль веса и сбалансированное питание (приемущественно
рыба, овощи, фрукты);
Правильная осанка
(положение спины, шеи, рук и ног);
Отказ от вредных привычек
(курение, алкоголь).