Напоминание

Профессиональное здоровье преподавателя


Автор: Наталья Викторовна Литвинова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное здоровье преподавателя
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профессиональное здоровье преподавателя

Помню

в

детстве,

как

многие

девочки,

я

хотела

стать

учительницей. Рассаживала своих кукол и задавала им диктант. На

улице, мы собирались с подружками, и я писала мелом на коричневой

стене металлического гаража прописные и заглавные буквы - мне

нравилось. Я смотрела на учительницу с восхищением. В моем детстве

педагогов уважали и любили. Все закончилось в один день, когда мой

преподаватель по рисованию куда-то срочно уезжала, и попросила

провести за нее урок в младшей группе изостудии, при нашей школе.

Мне было 14 или 15, на тот момент. «моим ученикам» лет по 8-9. Сами

занятия я помню смутно. Организовать кучу ребятни, привлечь их

внимание, заставить тебя слушать и выполнять задания было

чрезвычайно сложно. После 2 уроков я смертельно устала. Ощущение

было такое, что я разгружала вагоны. Я засыпала с мыслью: «Ни за что

на свете я не буду учителем». Я и подумать не могла, какой это

тяжелый труд. Но, судьба распорядилась иначе, я все-таки пришла в

профессию, хотя и не сразу.

В соответствии со спецификой

преподаваемого предмета

(Охрана труда), за

мою 12- летнюю педагогическую трудовую

деятельность,

не

раз

приходилось

обращаться

к

теме

профессионального здоровья, серьезно задумываться о том, как

необходимо постоянно пополнять и поддерживать свой физический и

эмоциональный ресурс. Далекий образ статной, строгой учительницы

сменился на сутулящееся существо, непременно в очках, с хриплым

голосом, и даже летом с накинутым на плечи палантином.

Периодические наблюдения за своим состоянием, и состоянием

своих коллег по работе, выявили

влияние на

педагогов таких

негативные факторов, как: большая нагрузка на голосовые связки,

нижние

конечности,

вынужденная

неудобная

рабочая

поза,

малоподвижный

образ жизни,

частые заболевания

ЛОР-органов,

эмоциональное перенапряжение.

Все это происходит на фоне чрезмерной учебной нагрузки,

дублирования

бесконечных

учетно-отчетных

форм,

нездоровой

конкуренции,

повышенных

требований

и

ответственности,

необходимости

работать в вечернее и ночное время,

отсутствия

полноценного

отдыха.

Что

вызывает

раздражительность,

вспыльчивость,

нетерпимость,

обидчивость,

снижение

работоспособности, быструю утомляемость, расстройство памяти и

внимания, плохое настроение, необходимость подавлять эмоции и

разрешать конфликтные ситуации.

Факты

говорят о том, что профессиональная деятельность

преподавателя в условиях современного образования не способствует

сохранению его здоровья. Увеличение пенсионного возраста, еще

больше усугубило ситуацию. Картина стареющего преподавателя с

кучей хронических заболеваний, вечно недовольного собой и жизнью,

не способного идти в ногу со временем, теряющего в глазах

обучающихся авторитет и уважение, как минимум удручает. Что может

транслировать такой педагог своей аудитории? Несомненно, страдает и

образовательный процесс.

Основные профессиональные риски преподавателя

- Нарушение зрения

- Заболевания опорно-двигательного аппарата

- Угнетение голосового центра

- Эмоциональные перегрузки

Здоровье

педагогов

нуждается

в

восстановлении

и

укреплении

посредством различных оздоровительных действий.

Вот рекомендации, собранные специально для педагогов, в целях

«самосбережения» и профессионального долголетия.

Негативный фактор - нарушение зрения

Рекомендации:

Соблюдение режима труда и отдыха

(перерывы в работе, система тренировок

зрения)

Профилактика и гигиена глаз (своевременная

проверка, коррекция зрения, использование специальных капель и

очков)

Правильная организация рабочего места

(соблюдение расстояний и норм освещенности)

Включение рацион питания овощей и фруктов оранжевого цвета.

Негативный фактор -

эмоциональные перегрузки

Рекомендации:

Сочетание работы с обязательным отдыхом

(деление отпуска на части, полноценный

сон, спорт, комнаты психологической

разгрузки);

Тренировка памяти (кроссводы, шахматы, пазлы);

Положительные эмоции (хобби, общение, юмор);

Эргономика рабочего места (комфорт, порядок, эстетика).

Негативный фактор -

П

роблемы с голосом

Рекомендации:

Выполнение упражнений для голосовых

связок

(освоение специальных техник);

Профилактика ОРВИ и ОРЗ

(прием противовирусных препаратов, проветривание помещения,

закаливание, прививки);

Соблюдение питьевого режима и правильного питания

(вода, витамины, диета).

Выращивание в кабинете цветов - природных антисептиков воздуха и

энергетики (герани, хлорофитума).

Негативный фактор- Заболевания опорно-двигательного

аппарата

Рекомендации:

Занятия спортом (плавание, ходьба, бег, танцы, йога, массаж);

Контроль веса и сбалансированное питание (приемущественно

рыба, овощи, фрукты);

Правильная осанка

(положение спины, шеи, рук и ног);

Отказ от вредных привычек

(курение, алкоголь).



В раздел образования