Напоминание

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ МОЛОДЕЖНЫХ КОМАНД С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА


Авторы: Кузьмин Николай Александрович, Даутов Айдар Ильдарович
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ МОЛОДЕЖНЫХ КОМАНД С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ

МОЛОДЕЖНЫХ КОМАНД С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА

Аннотация.

Проблема

подготовки

спортсмена

к

деятельности

в

разнообразных условиях жизни весьма многократна. Столь же многообразны и

структурные элементы готовности к соревнованию, готовности к борьбе за

достижение высокого результата. Они включают различные виды подготовки

спортсмена или команды [5, с.50].

Психологическая подготовка к соревнованиям сейчас является одной из

актуальнейших проблем формирования наших спортсменов и команд. Решение

данной проблемы имеет прежде всего, практическое, прикладное значение,

связанное с обеспечением всесторонней подготовленности спортсменов к

борьбе на совершенном уровне за мировые первенства и рекорды, за победу на

Олимпийских играх [3, с.41].

Ключевые

слова:

баскетболист,

психологическая

подготовка,

соревнования, подготовительная часть, темперамент, разминка, программа.

Актуальность

исследования.

Психологическая

подготовка

к

соревнованиям

проблема

и

психологическая,

и

педагогическая.

Психологическая она является потому, что речь идет о создание в процессе

тренировки в единстве с технической, тактической, физической, волевой

подготовкой на их основе психической готовности спортсменов в каждом

конкретном соревновании. Последнее относится к категории последних

психических состояний, изучение которых входит в компетенцию психологии.

Педагогическим аспектом проблемы является изыскание путей и средств

обеспечения психической готовности к соревнованию в процессе обучения и

воспитания спортсменов [4, с.44].

При современном уровне спортивных достижений у спортсменов,

борющихся за победу, наблюдается примерно равное соотношение всех видов

подготовленности. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше

подготовлен психически в каждом выступлению в соревнованиях [4, с.49].

Психологическая подготовка к соревнованию – это очень важная

проблема. Рассмотрение этой проблемы необходимо прежде всего начать с

вопросов

теоретических,

разработке

которых,

к

сожалению,

уделяется,

недостаточно времени [1, с.170]. Проблема исследования заключается в поиске

средств и методов оптимизации психической деятельности баскетболистов

молодежных команд при подготовке к соревнованиям с учетом типологических

особенностей характера [2, с.420].

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и определить

эффективность

разработанной программы для оптимизации психической

деятельности

баскетболистов

молодежных

команд

при

подготовке

к

соревнованиям с учетом типологических особенностей характера.

Объект исследования – психологическая подготовка баскетболистов

молодежных команд.

Задачи исследования:

1.

Проанализировать

научно-методическую

литературу

по

теме

психологическая подготовка баскетболистов молодежных команд с учетом

типологических особенностей характера и их готовность к соревновательной

деятельности.

2.

Определить типологические особенности характера баскетболистов

молодежных команд.

3.

Разработать

и

экспериментально

проверить

программу

подготовительной части для баскетболистов молодежных команд с учетом

типологических особенностей характера.

4.

Провести исследование эмоционального состояния к предстоящим

соревнованиям и провести сравнительный анализ игровой деятельности

баскетболистов молодежных команд.

Нами были применены следующие методы исследования – теоретический

анализ

и

обобщение

материалов

научно-методической

литературы,

педагогический эксперимент, тестирование, анализ статистических отчетов игр,

математическая обработка данных.

Для определение типа темперамента нами была применена методика (по

Кеттелла): спортсмену предлагается выбрать одну из четырех характеристик

поведения, чаще всего проявляющихся у него. В ответном бланке надо

поставить два балла в колонке, наиболее соответствующей игроку, один –

менее соответствующей характеристики, остальные оставьте без изменения.

После

заполнения

подсчитайте

количество

баллов

в

каждом

столбце.

Преобладание баллов, в каком-либо столбце укажет на тип темперамента: 1 –

холерик, 2 – сангвиник, 3 – флегматик, 4 – меланхолик.

Из исследования типа темперамента игроков команды «Уникс-2» мы

видим, что состав состоит из 6 сангвиников с преобладанием темперамента

холерика, двух флегматиков с преобладанием темперамента сангвиника и двух

холериков с преобладанием темперамента сангвиника.

Что касается игроков команды «Парма-2», здесь состав команды состоит

из

одного

холерика

с

преобладанием

темперамента

сангвиника,

двух

флегматиков с преобладанием темперамента сангвиника, шести сангвиников с

преобладанием темперамента холерика и одного сангвиника с преобладанием

темперамента флегматика.

Следующим этапом нашей работы было определение эмоционального

состояния спортсменов во время тренировочной деятельности и их отношение к

предстоящей

соревновательной

деятельности.

Результаты

исследований

эмоционального состояния игроков команды «Уникс-2» представлены в таблице

1.

Таблица 1 – Результаты эмоционального состояния баскетболистов команды

«Уникс-2»

Критерии оценки эмоционально-экспрессивной информации

Ф.И.О.

Тренировочная

деятельность

Соревновательная

деятельность

1

Владислав Карпов

3

3

2

Артем Иванов

4

3

3

Кирилл Трапезников

4

4

4

Эдуард Гарифуллин

5

5

5

Денис Капустин

4

4

6

Семен Пинаев

4

3

7

Денис Велишаев

5

4

8

Роман Бароха

4

3

9

Вадим Кудинов

5

5

10

Игорь Сизиков

3

2

11

Сергей Кривых

3

3

12

Алексей пасечник

4

4

Среднее арифметическое

4,1

3,6

Как видно из таблицы разница между эмоциональным состоянием

занимающихся

во

время

тренировочных

занятий

и

соревновательной

деятельности составляет 0,5 баллов.

Такие же исследования эмоционального состояние баскетболистов,

занимающихся мы провели у команды «Парма-2», результаты исследований

представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты эмоционального состояния баскетболистов, команды

«Парма-2»

Критерии оценки эмоционально-экспрессивной информации

Ф.И.О.

Тренировочная

деятельность

Соревновательная

деятельность

1

Михаил Лагутин

4

3

2

Дмитрий Прокин

4

3

3

Яков Яковлев

3

2

4

Вадим Платунов

5

4

5

Максим Хозяшев

4

4

6

Евгений Борисюк

4

3

7

Иван Мальцев

4

3

8

Сергей Ткаченко

5

4

9

Андрей Сивков

3

1

1

0

Кирилл Архипов

4

2

1

1

Сергей Широков

4

4

1

2

Егор Головченко

3

3

Среднее арифметическое

4,0

2,9

Из данных результатов нам видно, что в данной группе разница между

эмоциональным состоянием баскетболистов во время тренировочных занятий и

соревновательной деятельности составляет 1,1 баллов.

Результаты этого исследования показали, что игроки команды «Уникс-2»

справились лучше с нахлынувшим эмоциональным напряжением, чем игроки

команды «Парма-2»

На основание результатов наших исследований, нами были выявлены

типологические особенности характера (типы темперамента) игроков команды

«Уникс-2» г. Казань и «Парма-2» г. Пермь Единой молодежной Лиги ВТБ.

Данные исследования позволили подобрать упражнения подготовительной

части (разминки) для каждого типа темперамента. Разработанные упражнения

помогли игрокам оптимизировать предварительную подготовку и создать у

спортсменов такое состояние, которое позволяет эффективно действовать в

соревновательной деятельности.

Эмоционально-экспрессивная

информация

дала

материал

для

целенаправленного воспитания эмоциональной устойчивости, психорегуляции.

Шкала помогла оценить некоторые трудноуловимые на первый взгляд вещи и

иметь более полное представление не только о внешнем наблюдаемом

поведение,

но

и

об

их

субъективных

эмоциональных

переживаниях,

отношениях к предсоревновательным установкам.

Применение приемов самоконтроля и саморегуляции, упражнений на

релаксацию, а также разработанная нами и подобранная по типу темперамента

подготовительная часть (разминка), помогли снять невротические реакции у

игроков которые возникали перед игрой. Средства и методы использованные в

исследовании позволяют эффективно и систематически осуществлять контроль

за улучшением показателя коэффициента полезного действия спортсменов и

надежнее учитывать действия различных стрессогенных или отвлекающих

факторов.

Библиографический список

1

Комаров,

Ю.

Психическая

подготовка

и

соревновательная

деятельность. В книге XXI научная конференция студентов и молодых ученых.

Моспортакадемия. Тезисы докладов. 4 выпуск Под ред. Коренберга В.Б.

Мос.гос. академия ФК – Малаховка, 1997. – 169 с.

2

Ловягина, А. Е. Психология физической культуры и спорта:

учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Е. Ловягина. — М. :

Издательство Юрайт, 2016. – 531 с.

3

Лосин, Б. Е., Яхонтов, Е. Р. Научно-методический вестник: Выпуск

8 / Б. Е. Лосин, Е. Р Яхонтов – СПб: Олимп, 2006. – 92 с.

4

Яхонтов,

Е.

Р.

Руководство

баскетбольной

командой

при

подготовке к игре и входе матча/ Е. Р. Яхонтов // СПб ГаФК им. П.Ф. Лесгафта,

1997. – 25 с.

5

Яхонтов,

Е.

Р.

Психологическая

подготовка

баскетболистов:

учебное пособие / Е.Р. Яхонтов. – СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000. – 58 с.

© Г.Р.Данилова, О.В.Матвиенко, К.А.Кунакова, 2018



В раздел образования