Авторы: Кузьмин Николай Александрович, Даутов Айдар Ильдарович
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ МОЛОДЕЖНЫХ КОМАНД С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА
Раздел: дополнительное образование
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ
МОЛОДЕЖНЫХ КОМАНД С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА
Аннотация.
Проблема
подготовки
спортсмена
к
деятельности
в
разнообразных условиях жизни весьма многократна. Столь же многообразны и
структурные элементы готовности к соревнованию, готовности к борьбе за
достижение высокого результата. Они включают различные виды подготовки
спортсмена или команды [5, с.50].
Психологическая подготовка к соревнованиям сейчас является одной из
актуальнейших проблем формирования наших спортсменов и команд. Решение
данной проблемы имеет прежде всего, практическое, прикладное значение,
связанное с обеспечением всесторонней подготовленности спортсменов к
борьбе на совершенном уровне за мировые первенства и рекорды, за победу на
Олимпийских играх [3, с.41].
Ключевые
слова:
баскетболист,
психологическая
подготовка,
соревнования, подготовительная часть, темперамент, разминка, программа.
Актуальность
исследования.
Психологическая
подготовка
к
соревнованиям
проблема
и
психологическая,
и
педагогическая.
Психологическая она является потому, что речь идет о создание в процессе
тренировки в единстве с технической, тактической, физической, волевой
подготовкой на их основе психической готовности спортсменов в каждом
конкретном соревновании. Последнее относится к категории последних
психических состояний, изучение которых входит в компетенцию психологии.
Педагогическим аспектом проблемы является изыскание путей и средств
обеспечения психической готовности к соревнованию в процессе обучения и
воспитания спортсменов [4, с.44].
При современном уровне спортивных достижений у спортсменов,
борющихся за победу, наблюдается примерно равное соотношение всех видов
подготовленности. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше
подготовлен психически в каждом выступлению в соревнованиях [4, с.49].
Психологическая подготовка к соревнованию – это очень важная
проблема. Рассмотрение этой проблемы необходимо прежде всего начать с
вопросов
теоретических,
разработке
которых,
к
сожалению,
уделяется,
недостаточно времени [1, с.170]. Проблема исследования заключается в поиске
средств и методов оптимизации психической деятельности баскетболистов
молодежных команд при подготовке к соревнованиям с учетом типологических
особенностей характера [2, с.420].
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и определить
эффективность
разработанной программы для оптимизации психической
деятельности
баскетболистов
молодежных
команд
при
подготовке
к
соревнованиям с учетом типологических особенностей характера.
Объект исследования – психологическая подготовка баскетболистов
молодежных команд.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать
научно-методическую
литературу
по
теме
психологическая подготовка баскетболистов молодежных команд с учетом
типологических особенностей характера и их готовность к соревновательной
деятельности.
2.
Определить типологические особенности характера баскетболистов
молодежных команд.
3.
Разработать
и
экспериментально
проверить
программу
подготовительной части для баскетболистов молодежных команд с учетом
типологических особенностей характера.
4.
Провести исследование эмоционального состояния к предстоящим
соревнованиям и провести сравнительный анализ игровой деятельности
баскетболистов молодежных команд.
Нами были применены следующие методы исследования – теоретический
анализ
и
обобщение
материалов
научно-методической
литературы,
педагогический эксперимент, тестирование, анализ статистических отчетов игр,
математическая обработка данных.
Для определение типа темперамента нами была применена методика (по
Кеттелла): спортсмену предлагается выбрать одну из четырех характеристик
поведения, чаще всего проявляющихся у него. В ответном бланке надо
поставить два балла в колонке, наиболее соответствующей игроку, один –
менее соответствующей характеристики, остальные оставьте без изменения.
После
заполнения
подсчитайте
количество
баллов
в
каждом
столбце.
Преобладание баллов, в каком-либо столбце укажет на тип темперамента: 1 –
холерик, 2 – сангвиник, 3 – флегматик, 4 – меланхолик.
Из исследования типа темперамента игроков команды «Уникс-2» мы
видим, что состав состоит из 6 сангвиников с преобладанием темперамента
холерика, двух флегматиков с преобладанием темперамента сангвиника и двух
холериков с преобладанием темперамента сангвиника.
Что касается игроков команды «Парма-2», здесь состав команды состоит
из
одного
холерика
с
преобладанием
темперамента
сангвиника,
двух
флегматиков с преобладанием темперамента сангвиника, шести сангвиников с
преобладанием темперамента холерика и одного сангвиника с преобладанием
темперамента флегматика.
Следующим этапом нашей работы было определение эмоционального
состояния спортсменов во время тренировочной деятельности и их отношение к
предстоящей
соревновательной
деятельности.
Результаты
исследований
эмоционального состояния игроков команды «Уникс-2» представлены в таблице
1.
Таблица 1 – Результаты эмоционального состояния баскетболистов команды
«Уникс-2»
№
Критерии оценки эмоционально-экспрессивной информации
Ф.И.О.
Тренировочная
деятельность
Соревновательная
деятельность
1
Владислав Карпов
3
3
2
Артем Иванов
4
3
3
Кирилл Трапезников
4
4
4
Эдуард Гарифуллин
5
5
5
Денис Капустин
4
4
6
Семен Пинаев
4
3
7
Денис Велишаев
5
4
8
Роман Бароха
4
3
9
Вадим Кудинов
5
5
10
Игорь Сизиков
3
2
11
Сергей Кривых
3
3
12
Алексей пасечник
4
4
Среднее арифметическое
4,1
3,6
Как видно из таблицы разница между эмоциональным состоянием
занимающихся
во
время
тренировочных
занятий
и
соревновательной
деятельности составляет 0,5 баллов.
Такие же исследования эмоционального состояние баскетболистов,
занимающихся мы провели у команды «Парма-2», результаты исследований
представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты эмоционального состояния баскетболистов, команды
«Парма-2»
№
Критерии оценки эмоционально-экспрессивной информации
Ф.И.О.
Тренировочная
деятельность
Соревновательная
деятельность
1
Михаил Лагутин
4
3
2
Дмитрий Прокин
4
3
3
Яков Яковлев
3
2
4
Вадим Платунов
5
4
5
Максим Хозяшев
4
4
6
Евгений Борисюк
4
3
7
Иван Мальцев
4
3
8
Сергей Ткаченко
5
4
9
Андрей Сивков
3
1
1
0
Кирилл Архипов
4
2
1
1
Сергей Широков
4
4
1
2
Егор Головченко
3
3
Среднее арифметическое
4,0
2,9
Из данных результатов нам видно, что в данной группе разница между
эмоциональным состоянием баскетболистов во время тренировочных занятий и
соревновательной деятельности составляет 1,1 баллов.
Результаты этого исследования показали, что игроки команды «Уникс-2»
справились лучше с нахлынувшим эмоциональным напряжением, чем игроки
команды «Парма-2»
На основание результатов наших исследований, нами были выявлены
типологические особенности характера (типы темперамента) игроков команды
«Уникс-2» г. Казань и «Парма-2» г. Пермь Единой молодежной Лиги ВТБ.
Данные исследования позволили подобрать упражнения подготовительной
части (разминки) для каждого типа темперамента. Разработанные упражнения
помогли игрокам оптимизировать предварительную подготовку и создать у
спортсменов такое состояние, которое позволяет эффективно действовать в
соревновательной деятельности.
Эмоционально-экспрессивная
информация
дала
материал
для
целенаправленного воспитания эмоциональной устойчивости, психорегуляции.
Шкала помогла оценить некоторые трудноуловимые на первый взгляд вещи и
иметь более полное представление не только о внешнем наблюдаемом
поведение,
но
и
об
их
субъективных
эмоциональных
переживаниях,
отношениях к предсоревновательным установкам.
Применение приемов самоконтроля и саморегуляции, упражнений на
релаксацию, а также разработанная нами и подобранная по типу темперамента
подготовительная часть (разминка), помогли снять невротические реакции у
игроков которые возникали перед игрой. Средства и методы использованные в
исследовании позволяют эффективно и систематически осуществлять контроль
за улучшением показателя коэффициента полезного действия спортсменов и
надежнее учитывать действия различных стрессогенных или отвлекающих
факторов.
Библиографический список
1
Комаров,
Ю.
Психическая
подготовка
и
соревновательная
деятельность. В книге XXI научная конференция студентов и молодых ученых.
Моспортакадемия. Тезисы докладов. 4 выпуск Под ред. Коренберга В.Б.
Мос.гос. академия ФК – Малаховка, 1997. – 169 с.
2
Ловягина, А. Е. Психология физической культуры и спорта:
учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Е. Ловягина. — М. :
Издательство Юрайт, 2016. – 531 с.
3
Лосин, Б. Е., Яхонтов, Е. Р. Научно-методический вестник: Выпуск
8 / Б. Е. Лосин, Е. Р Яхонтов – СПб: Олимп, 2006. – 92 с.
4
Яхонтов,
Е.
Р.
Руководство
баскетбольной
командой
при
подготовке к игре и входе матча/ Е. Р. Яхонтов // СПб ГаФК им. П.Ф. Лесгафта,
1997. – 25 с.
5
Яхонтов,
Е.
Р.
Психологическая
подготовка
баскетболистов:
учебное пособие / Е.Р. Яхонтов. – СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000. – 58 с.
© Г.Р.Данилова, О.В.Матвиенко, К.А.Кунакова, 2018