Напоминание

характеристика эффективности технико-тактических действий баскетболисток на основе применения автоматизированной информационной системы


Авторы: Кузьмин Николай Александрович, Даутов Айдар Ильдарович
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: характеристика эффективности технико-тактических действий баскетболисток на основе применения автоматизированной информационной системы
Раздел: дополнительное образование





Назад




ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ

ДЕЙСТВИЙ БАСКЕТБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В представленной статье рассмотрена актуальность применения игровой

статистики баскетбольной команды, через учет полученных данных автоматизированной

информационной

системой,

для

последующей

оперативной

коррекции

подготовки

конкретных игроков, обеспечивая тем самым эффективную соревновательную деятельность

команды в целом.

Ключевые слова:

баскетбол, соревновательная деятельность, технико-тактические

действия, игровая статистика.

Актуальность. Одним из факторов, определяющих исход спортивного

состязания, является эффективное выполнение спортсменами технических

приемов. Одной из главных задач необходимых для успешного выступления

спортивных

команд,

является

подготовка

квалифицированных

игроков,

владеющих широким диапазоном технико-тактического арсенала [1].

К показателям, обуславливающих эффективность игровых действий

спортсмена, относятся точность к быстрому выполнению игровых приемов, а

также способность использования двигательного потенциала, то есть умение

достаточно полно реализовывать свои двигательные умения и навыки [5].

Уровень

выступления

спортсменов

в

условиях

соревновательной

деятельности

зависит

от

широкого

круга

факторов,

составляющих

интегральный

показатель

подготовленности.

Наиболее

ярко

данные

закономерности проявляются в командных игровых видах спорта. Что связано с

такими критериями: большое число непосредственных объектов-участников

процесса, динамичное изменение соревновательной ситуации, не возможность

устойчивого планирования модели взаимодействия с партнерами, а также

прогноза противодействий соперников [2,3].

Некоторые специалисты занимались вопросами анализа эффективности

соревновательной деятельности, в различных видах спортивных игр, используя

современные цифровых технологий [4].

Все вышеизложенное и стало определяющей основой для проведения

научно-исследовательской работы в данном направлении.

Цель

исследования.

Определение

эффективности

применения

автоматизированной информационной системы для контроля за количеством и

качеством выполнения технико-тактических действий игроками в процессе

соревновательной деятельности.

Результаты

исследования

и

их

обсуждение.

При

проведении

исследования были применены современные методы фиксации и анализа

эффективности технико-тактических действий баскетболисток в процессе

соревновательной

деятельности.

В

исследовании

приняли

участие

56

спортсменок массовых разрядов.

Для достижения поставленной цели было проведено исследование по

определению эффективности соревновательной деятельности баскетболисток в

таких соревнованиях как игры Дивизион Казань, Студенческая суперлига АСБ,

Чемпионат Республики Татарстан, Чемпионата Ассоциации студенческого

баскетбола республиканского этапа Татарстана среди женских команд.

Проведенная работа сопровождалась применением современных методов

фиксации и обработки деятельности спортсменок в баскетбольном матче. Были

проанализированы

статистические

показатели

эффективности

технико-

тактических действий баскетболисток, как по отдельным четвертям, так и всего

матча

в

целом.

Охарактеризованы

особенности

«пошагового»

хода

индивидуальных и командных игровых действий, и карты выполненных

бросков.

Используя метод педагогического наблюдения во время баскетбольного

матча, судья-статистик проговаривает оператору АИС (автоматизированная

информационная

система)

результаты

выполнения

технико-тактических

действий баскетболисток, находящихся на площадке. Оператор АИС с

помощью ноутбука вносит эти данные в программу баскетбольной статистики

OnlineBasket, после чего они обрабатываются компьютерной системой.

На экране предоставляется общая информация о матче: дата и место

проведения, названия команд, судейская бригада, обслуживающая матч. Также

можно ознакомиться с данными о командах участницах: списочный состав,

игроки первой «пятерки», игроки «замены» и игроки, которые не выходили на

площадку, общим результатом игры и счетом в каждой четверти.

Для

обозначения

показателей

эффективности

игровых

действий

используются различные аббревиатуры: О – Очки; З/В – Заброшено/Всего

(броски); % – процент эффективности; АП – Атакующие передачи; ПХ –

перехваты; БШ – Блокшоты; ПТ – потери; СЩ – подборы на своем щите; ЧЩ –

подборы на чужом щите; Вс – Всего подборов; Ф – Фолы игрока; ФС – Фолы

соперника; СВ – Сыгранное время; +/- – Плюс/минус; КПД – коэффициент

полезного действия (Очки + Атакующие передачи + Перехваты + Подборы +

Блокшоты + Фолы соперников – Броски мимо – Потери – Фолы).

В

таблице

статистических

показателей

эффективности

технико-

тактических действий компьютерная программа предлагает ознакомиться с

объективной информацией по конкретному матчу игре. В первой и второй

колонке указаны номера, фамилии и имена игроков, с указанием стартовой

пятерки. Количество сыгранного времени указано в колонке номер три.

Следующий раздел статистики включает в себя информацию о выполненных

бросках в игре и их эффективности в процентах. Подборы регистрируются как

на своем, так и на щите команды соперников и суммируются в общий

результат. Далее в столбцах размещается информация о голевых передачах,

перехватах, потерях, блокшотах.

Значимым отдельным критерием являются не только набранные фолы

игроком, а и фолы соперника, совершенные на игроке. В конце таблицы можно

рассмотреть КПД – коэффициент полезного действия конкретного игрока в

матче.

Карта

бросков.

При

выборе

конкретного

игрока

при

помощи

компьютерной мыши на экране ноутбука, на схеме площадки в виде цветных

точек высвечиваются места выполненных бросков с игры. Зеленым цветом

выделены результативные броски, красным соответственно – неэффективные.

Таким способом можно добавить любого отдельно взятого игрока или всю

команду целиком, что в свою очередь позволит получить общую картину

эффективности бросков с игры с различных мест на игровой площадке и внести

соответствующие коррективы в тренировочный и соревновательный процесс.

Рассмотрим на примере конкретного игрока. Николенко Олеся, игрок

«стартовой пятерки», сыграла 25:08 минут в матче. За игру набрала 13 очков. В

общую «копилку» вошли 4 из 9 2-х очковых с эффективностью 44%, 3-х

очковых бросков выполнено не было ни одного и 5 из 8 штрафных бросков

(эффективность 63%). Выполнила 13 подборов, из них – 9 на своем и 4 на щите

команды соперника и 2 перехвата. Два раза выступила «ассистентом» отдав

голевые передачи. Так же за игру допустила 5 потерь мяча и совершила 2 фола,

при этом принесла 4 фола соперников. Графа блокшоты 0.

Полученные данные автоматизированной информационной системы

позволяют констатировать, что данной баскетболистке как основному игроку

команды, необходимо повышать свой КПД, в самых общих чертах, за счет

работы над своей бросковой и тактической подготовленностью, т.е. в

тренировочном процессе ей необходимо уделять больше внимания на подбор

более эффективных средств подготовки.

Вывод. Определение эффективности технико-тактических действий по

каждому игроку, через данные автоматизированной информационной системы

позволяет корректировать алгоритм подготовки конкретного игрока и команды

в

целом.

За

счет

применения

современных

технологий

фиксации

и

отслеживания выполнения, результативных или не результативных действий в

защите и в нападение позволяет тренеру принимать более объективные, а

значит и более эффективные решения. В свою очередь видео фиксация и карта

выполненных бросков, позволяют проводить разбор игр и выявлять слабые или

сильные стороны своей команды и команд соперников.

Список литературы:

1. Луткова Н.В. Формирование ориентировочной основы игровой

деятельности спортсменов на первом уровне обучения / Н.В. Луткова, Ю.М.

Макаров, А.А. Рамзайцева, Е.И. Мокина, А.А. Зайцев // Теория и практика

физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 87-89.

2. Малофеев, А.Ю. Результативность соревновательной деятельности в

детско-юношеском хоккее с мячом / А.Ю. Малофеев, С.Н. Ключникова, Д.Н.

Немытов // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 102-

104.

3. Полозов А.А. Личное первенство в игровом виде спорта как средство

мотивирования игроков / А.А. Полозов, Е.С. Набойченко, С.М. Галышева, Е.Н.

Гончарова, В.Н. Люберцев // Ученые записки университета имени П.Ф.

Лесгафта. – 2017. – № 2 (144). – С. 192-196.

4. Родионова, А.Г. Индивидуализация процесса подготовки студентов-

баскетболистов

на

основе

результатов

физического

состояния

с

использованием аппаратно-компьютерных комплексов / А.Г. Родионова, Е.Е.

Яворская, Ю.А. Кретов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –

2017. – № 1 (143). – С. 177-181.

5. Самостоятельная работа студентов по дисциплине теория и методика

обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры (баскетбол) /

Ю.Н. Емельянова, И.Е. Коновалов, О.В. Матвиенко, Н.А. Серебренникова, В.П.

Шаган, С.О. Солдатова. – Казань: Отечество, 2019. - 171 с. с ил.



В раздел образования