Авторы: Кузьмин Николай Александрович, Даутов Айдар Ильдарович
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ГРУППОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НАПАДЕНИЯ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК 16-17 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ГРУППОВЫХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НАПАДЕНИЯ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК
16-17 ЛЕТ
Актуальность. Баскетбол содержит бесчисленное множество тактических
ситуаций, на каждую из которых игрок должен быстро реагировать.
Наиболее удачные комбинации с двумя или тремя нападающими – осталь-
ные игроки отвлекают защитников. Чем больше игроков вовлечено в комбина-
цию, тем больше шансов возникает у защитников для группового отбора мяча,
перехватов передач или изменения направления движения мяча.
Задачи исследования: определить уровень физической и технической
подготовки баскетболисток; провести сравнительный анализ применяемых
групповых взаимодействий на соревнованиях различного уровня; проанализи-
ровать эффективность групповых взаимодействий в нападении, их применение
на различных этапах подготовки.
Гипотеза: нами предполагалось, что наиболее применяемыми групповы-
ми взаимодействиями по результатам исследования будут «двойка», «передал-
вышел» и «быстрый прорыв» и их эффективность будет находиться на высоком
уровне.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов
научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анализ стати-
стических записей матчей, тестирование, видеозапись контрольных и офици-
альных игр с последующим разбором, анализ выполнения контрольных норма-
тивов.
Организация исследования:
1. сентябрь 2000 г. – май 2001 г. (34 недели).
2. сентябрь 2001 г. – май 2002 г. (34 недели).
3. 22 недели текущего 2002/2003 года.
Количество испытуемых 12 человек.
Выводы:
1. Уровень физической подготовленности показал следующие цифры:
а) За 2000-2001 год общая оценка подготовленности составила 22,65 бал-
лов при норме 22,6 - хорошо.
Для сравнения индивидуальных игровых показателей взяли трех игроков
под номерами 4, 5 и 9. У игроков 4 и 9 результаты превосходят норму, но не
был выполнен процент штрафных бросков (психологический фактор).
б) За 2001-2002 год выросли морфофункциональные показатели, из-
менились требования нормативов, но процент попадания бросков с игры (в том
числе и штрафных бросков) увеличился, игроки улучшили результаты. Появи-
лась стабильность технических и тактических действий.
в) За 2002-2003 год контрольные нормативы физической, специальной,
технической подготовки были оценены на «хорошо» и «отлично».
2. Анализ применения групповых взаимодействий двухгодичных циклов
показал, что за 2000-2001 год самыми применяемыми групповыми взаи-
модействиями стали «Быстрый прорыв» - 24 атак за сезон; взаимодействия цен-
тровых игроков - 14 атак за сезон и взаимодействия «Передал-вышел» - 19, и
«Двойка» - 17 атак за сезон.
За 2001-2002 год самыми применяемыми групповыми взаимодействиями
стали: «Быстрый прорыв» - 21 атака за сезон; взаимодействия центровых игро-
ков - 19 атак за сезон и «Двойка» - 17 атак за сезон.
График применения групповых взаимодействий на соревнованиях раз-
личного уровня показал такие цифры: первенство города - 16,3; первенство РТ-
19,6; первенство России-16,2.
3. Процент реализации групповых взаимодействий за 2000-2001 учебный
год составил 61,8% при количестве атак 86, за 2001-2002 учебный год процент
реализации составил 79,1% при количестве атак 96, и в 2002-2003 учебном году
соответственно 76,8% при количестве атак 60.