Напоминание

«Шашки и шахматы для 6-7 классов»


Автор: Рожин Феликс Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ «Депутатская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Усть-Янский район пгт.Депутатский
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: «Шашки и шахматы для 6-7 классов»
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕПУТАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ

ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Рассмотрено:

на заседании МО учителей

дополнительного образования

Протокол № ____

от «___»__________2022 г.

Руководитель МО

___________//

Согласовано:

Зам. директора по УВР

_____________/

В.АГоликова/

«____»____________2022 г.

Утверждаю:

к использованию в учебном

процессе МБОУ «Депутатская

СОШ с УИОП» п.

Депутатский

____________/Е.Г. Крутикова/

«____»____________2022 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Шашки и шахматы»

для 6-7 классов

Составил учитель физической культуры:

Рожин Феликс Михайлович

2022г

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса:

критическое

отношение

к

информации

и

избирательность

ее

восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным

результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с

жизненными ситуациями.

Метапредметные результаты изучения содержания курса:

Регулятивные универсальные учебные действия:

освоение

способов

решения

проблем

творческого

характера

в

жизненных ситуациях;

формирование

умений

ставить

цель,

планировать

достижение

этой

цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

планирование последовательности шагов для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в

модель,

где

выделены

существенные

характеристики

объекта

(пространственно-графическая или знаково- символическая);

анализ

объектов

с

целью

выделения

признаков

(существенных,

несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации

объектов;

подведение под понятие;

установление причинно-следственных связей;

построение

логической

цепи

рассуждений.

Коммуникативные

универсальные учебные действия:

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев

при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

выслушивание собеседника и ведение диалога;

признавание возможности существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою.

Предметными результатами освоения программы являются:

усвоение шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь,

вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,

черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и

короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

знание названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,

король; правила хода и взятия каждой фигуры.

Умение ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой

в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений

правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску

между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять

шах, ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности.

Шашки.

1.

Древность

русских

шашек.

Распространение

шашек

в

России.

Культурное значение шашек Классификационная система

2.

Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и ее значение.

Виды шашечных соревнований, правила их проведения.

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Разбор

позиций на усвоение правил игры.

3. Основы шашечной теории, 3 стадии партии, правило равновесия

материальных

сил,

понятие

о

шашечной

позиции,

позиционное

преимущество, сила дамки, значение связок, размеров, понятие оппозиции,

темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов.

Практика. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил

игры.

4. Способы выигрыша шашек. Разнообразие практических приемов и

умение ими пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва

шашки, «самообложение»,

«роздых», «Любки», комбинационные ловушки, контрудары. Красота

комбинаций.

Практика.

Разбор

тематических

позиций.

Нахождение

дебютных ловушек и комбинаций.

5. Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых

полей Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Овладение

важными полями.

6. Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки

по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. Три дамки против

одной. Треугольник А. Петрова, способ М. Голяева. Борьба одной шашки

против двух и более.

Практика.

Разбор

и

развертывание

с

партнерами

характерных

тематических позиций.

7.

Основные

задачи

дебюта,

«игра

Петрова»,

«игра

Филиппова»,

«обратногородская

партия»,

«перекресток»,

«игра

Бодянского».

Какие

шашки развивались в дебюте?

Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические

игры с разбором сыгранных партий.

8.

Проведение сеансов одновременной игры с разбором сыгранных партий.

9.

Конкурсы, игры.

Шахматы.

1.

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение

шахмат в Европу

и

Россию.

Великие

люди

и

шахматы.

Правила

проведения шахматных соревнований.

2.

Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Полная и

краткая нотация шахматных партий.

3.

Практика.

Упражнения

на

запись

партий,

отдельных

положений.

Расстановка фигур.

4.

Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат.

Вечный шах, относительная ценность фигуры.

5.

Практика. Разбор специально подобранных позиций для усвоения

сложных правил. Упражнения на мат различными фигурами.

6.

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: вязка,

двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение,

завлечение, сочетание идей.

7.

Практика.

Упражнение

на

усвоение

материала

в

специально

подобранных

позициях.

5.Определение

стратегии.

Целесообразное

развитие фигур, выбор плана централизация.

8.

Практика. Разбор специально подобранных позиций.

9.

Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка

против короля.

Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи,

ладьей, тяжелыми фигурами. Практика. Разбор специально подобранных

позиций.

10.

Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания.

11.

Практика. Разбор специально подобранных позиций.

12.

Проведение

сеансов

одновременной

игры

с

последующим

разбором сыгранных партий.

13.

Конкурсы.

Формы

организации

внеурочной

деятельности:

индивидуальная,

фронтальная,

групповая, поточная. Применяются словесные методы,

наглядные методы, практические

(игровой, соревновательный, метод

упражнений и метод круговой тренировки). Главным

из них является

метод упражнений, который предусматривает многократные повторения

движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по

частям.

Формы деятельности: игровая, познавательная.

Рабочая программа составлена на основе программы «Шахматы в школе»

Э.Э. Уманской, Е.И. Волковой, Е.А. Прудниковой, в соответствии с

требованиями ФГОС среднего общего образования. М.: Просвещение,

2017

Тематическое планирование

Разделы и темы

Лекция

Практика

Итого

1

История развития организации

турниров

1

-

4

2

Правила игры и соревнований.

Нотация.

2

2

4

3

Первоначальные понятия

2

1

3

4

Тактика игры

1

4

5

5

Стратегия игры

1

4

5

6

Эндшпиль

1

2

3

7

Дебют

1

2

3

8

Конкурсы

-

3

3

9

Сеансы одновременной игры

-

4

4

10

Всего

9

25

34

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

План

дата

Факт.

дата

Примеч

1

История шашек и шахмат. Название фигур.

1

2

Шахматная и шашечная доска. Начальное

положение фигур. Название и сила фигур.

1

3

Правила шашечной игры. Начало партий:

«Городская партия», «Обратная городская

партия».

1

4

Начало партий: «Кол», «Обратный кол»

1

5

Ловушки в начале партии. Первая и

вторая ловушка.

1

6

Шашечные окончания. Четыре дамки

против одной.

1

7

Шашечные окончания. Три дамки против

одной.

1

8

Учебные игры в шашки и участие в

школьных соревнованиях

1

9

Правила шахматной игры. Ходы фигур.

Взятие фигур.

1

10

Шах и мат. Ничья.

1

11

Начало партии «Детский мат»

1

12

Мат одинокому королю. Ладейные

окончания.

1

13

Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и

король против короля.

1

14

Учебные игры и участие в

соревнованиях по шахматам.

1

15

Рокировка. Бой и защита. Размен.

Сравнительная сила фигур.

1

16

Пешечные окончания.

1

17

Слоновые окончания.

1

18-

19

Коневые окончания.

2

20

Ферзь против пешки.

1

21-

22

Ладья против пешки.

1

23

Ферзь против ладьи.

1

24

Учебные игры в шахматы.

1

25

Начало партии в игре шашки. Повторение

начало «Городская партия», «Обратная

городская партия», «Кол» и «Обратный кол»

1

26-

27

Учебные игры по шахматам и по русским

шашкам и участие в районных соревнованиях

2

28

Ловушки в начале партии в игре шашки.

1

29

Шашечные окончания.

1

30

Дебюты в игре шахматы

1

31-

34

Учебные игры по шахматам и по русским

шашкам

4



В раздел образования