Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Автор: Игзакова Рузиля Наилевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 40 Населённый пункт: г. Салават Республика Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40» городского округа
города Салават Республики Башкортостан
Особенности нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Подготовила:
воспитатель
МАДОУ № 40 г. Салавата
Игзакова Рузиля Наилевна
г. Салават
2017
Нравственное
воспитание
–
это
целенаправленный
процесс
формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных
чувств
и
поведения
в
соответствии
с
идеалами
и
принципами
морали.
Главная
функция
нравственного
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
сформировать
у
подрастающего
поколения
нравственные
чувства,
нравственное
сознание,
устойчивое
нравственное
п о в ед е н и е ,
соответствующие
современному
образу
жизни,
сформировать
активную
жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих
действиях, поступках, отношениях чувствам общественного долга.
Сюжетно-ролевая
игра,
являясь
ведущей
деятельностью
ребенка,
обуславливает главные изменения в психологических особенностях личности
ребенка.
Условием
нравственного
развития
является
развитие
произвольности психических процессов, поведения ребенка и развитие его
самооценки.
Но
нравственное
развитие
обуславливается
и
тем,
как
ребенок
усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает
вопрос, в какой мере игровая деятельность гарантирует такое усвоение.
Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения,
то
есть
представления
нравственного
содержания,
реализация
знаний
в
значимой ситуации,
раскрытие нравственного смысла, окажется, что одна
вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. Одним из
условий осуществлении какой-либо роли является акцентирование ребенком
ее содержания. Принимая на себя различные роли, ребенок за счет изменения
позиций
может
научиться
выделять
волнения
других
людей.
Поэтому
у
ребенка повышается стремление поступать нравственно.
Ребенок,
последовательно
разыгрывая
все
роли
в
одной
игровой
ситуации,
действительно
изменяет
свою
позицию
–
это
называют
«эмоциональной децентрацией», т. е. умением выделять волнения других
людей, происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой
самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой
и
возможной
координации
ребенком
в
сюжетно-ролевой
игре
различных
точек зрения.
Некоторые исследователи главным источником нравственного развития
детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета. Эти отношения
понимаются
как
сложная
система,
содержащая
отношение
каждого
воспитанника к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем
«оценку» этих отношений к личности других детей и оценку этой личности.
Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень
развития
этих
взаимоотношений
связан
со
структурными
особенностями
сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе.
А.В. Запорожец разделил сюжетно-ролевую игру на два типа:
– сюжетно-ролевые отношения;
– реальные отношения по поводу игры.
Сюжетно-ролевые
отношения,
являясь
своеобразным
материальным
этапом,
на
который
формируется
сфера
человеческих
взаимоотношений,
преимущественно определяют развитие у воспитанников умения выделять и
лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми,
которые регулируются нравственными нормами.
Формирование
ﹶ
гуманных отноше
ﹶ
ний и чувств – важное
ﹶ
условие
ﹶ
все
ﹶ
сторонне
ﹶ
го воспитания личности ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка. От того, как буде
ﹶ
т воспитан ре
ﹶ
бе
ﹶ
нок в нравстве
ﹶ
нном отноше
ﹶ
нии, зависит не
ﹶ
только е
ﹶ
го успе
ﹶ
шное
ﹶ
обуче
ﹶ
ние
ﹶ
в школе
ﹶ
, но и формирование
ﹶ
жизне
ﹶ
нной позиции. Не
ﹶ
дооце
ﹶ
нка важности
воспитания нравстве
ﹶ
нных каче
ﹶ
ств с ранних ле
ﹶ
т приводит к установле
ﹶ
нию
не
ﹶ
правильных взаимоотноше
ﹶ
ний взрослых и де
ﹶ
те
ﹶ
й, к излишне
ﹶ
й опе
ﹶ
ке
ﹶ
после
ﹶ
дних, что може
ﹶ
т стать причиной ле
ﹶ
ни, не
ﹶ
уве
ﹶ
ре
ﹶ
нности в своих силах,
не
ﹶ
самостояте
ﹶ
льности, иждиве
ﹶ
нче
ﹶ
ства, низкой самооце
ﹶ
нки и эгоизма.
Сюже
ﹶ
тно-роле
ﹶ
вые
ﹶ
отноше
ﹶ
ния, являясь своеобразным материальным
этапом, на который моде
ﹶ
лируе
ﹶ
тся сфе
ﹶ
ра че
ﹶ
ловече
ﹶ
ских взаимоотноше
ﹶ
ний,
пре
ﹶ
имуще
ﹶ
стве
ﹶ
нно определяют развитие
ﹶ
у воспитанников уме
ﹶ
ния выделять
и лучше
ﹶ
познавать те
ﹶ
стороны своих взаимоотноше
ﹶ
ний с другими де
ﹶ
тьми,
которые
ﹶ
ре
ﹶ
гулируются нравстве
ﹶ
нными нормами. В своих иссле
ﹶ
дованиях
А.П.
Усова
опре
ﹶ
де
ﹶ
лила
уровни
взаимоотноше
ﹶ
ний
в
сюже
ﹶ
тно-роле
ﹶ
вых
играх:
1. Урове
ﹶ
нь постоянного взаимоде
ﹶ
йствия.
2. Урове
ﹶ
нь длительного обще
ﹶ
ния.
3. Урове
ﹶ
нь игры рядом.
4. Урове
ﹶ
нь кратковре
ﹶ
ме
ﹶ
нного обще
ﹶ
ния.
5. Урове
ﹶ
нь одиночных игр.
6. Урове
ﹶ
нь неорганизованного пове
ﹶ
де
ﹶ
ния.
Таким
образом,
не
ﹶ
оце
ﹶ
нимо
значе
ﹶ
ние
ﹶ
сюже
ﹶ
тно-роле
ﹶ
вой
игры
для
нравстве
ﹶ
нного формирования личности воспитанников. Основой нравстве
ﹶ
нности
являются
гуманные
ﹶ
отноше
ﹶ
ния,
а
име
ﹶ
нно:
внимате
ﹶ
льность,
доброже
ﹶ
лате
ﹶ
льность, заботливость, отзывчивость. Нравстве
ﹶ
нные
ﹶ
каче
ﹶ
ства
пре
ﹶ
дставляют собой е
ﹶ
динство тре
ﹶ
х компоне
ﹶ
нтов: пре
ﹶ
дставле
ﹶ
ний о нормах
гуманности, гуманных чувств (соде
ﹶ
йствие
ﹶ
, сочувствие
ﹶ
, сопе
ﹶ
ре
ﹶ
живание
ﹶ
),
соотве
ﹶ
тствующих поступков. Суть гуманных отноше
ﹶ
ний и каче
ﹶ
ств – подде
ﹶ
ржка, помощь другого. Нравстве
ﹶ
нное
ﹶ
воспитание
ﹶ
че
ﹶ
ре
ﹶ
з сюже
ﹶ
тно-роле
ﹶ
вую
игру происходит при выполне
ﹶ
нии пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ских условий: обогаще
ﹶ
ние
ﹶ
сюже
ﹶ
тно-роле
ﹶ
вых игр нравстве
ﹶ
нным соде
ﹶ
ржание
ﹶ
м; це
ﹶ
ле
ﹶ
направле
ﹶ
нное
ﹶ
пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ское
ﹶ
руководство
сюже
ﹶ
тно-роле
ﹶ
выми
играми;
взаимоде
ﹶ
йствие
ﹶ
воспитате
ﹶ
л я
с
с е
ﹶ
мье
ﹶ
й
воспитанника
по
пробле
ﹶ
ме
ﹶ
нравстве
ﹶ
нного
воспитания.