Напоминание

Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх


Автор: Игзакова Рузиля Наилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 40
Населённый пункт: г. Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40» городского округа города Салават Республики Башкортостан
Особенности нравственного воспитания детей старшего

дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 40 г. Салавата Игзакова Рузиля Наилевна г. Салават 2017
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства, нравственное сознание, устойчивое нравственное п о в ед е н и е , соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих действиях, поступках, отношениях чувствам общественного долга. Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью ребенка, обуславливает главные изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов, поведения ребенка и развитие его самооценки. Но нравственное развитие обуславливается и тем, как ребенок усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность гарантирует такое усвоение. Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, то есть представления нравственного содержания, реализация знаний в значимой ситуации, раскрытие нравственного смысла, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. Одним из условий осуществлении какой-либо роли является акцентирование ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, ребенок за счет изменения позиций может научиться выделять волнения других людей. Поэтому у ребенка повышается стремление поступать нравственно. Ребенок, последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно изменяет свою позицию – это называют «эмоциональной децентрацией», т. е. умением выделять волнения других людей, происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой
самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации ребенком в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения. Некоторые исследователи главным источником нравственного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, содержащая отношение каждого воспитанника к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем «оценку» этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе. А.В. Запорожец разделил сюжетно-ролевую игру на два типа: – сюжетно-ролевые отношения; – реальные отношения по поводу игры. Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который формируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у воспитанников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Формирование ﹶ гуманных отноше ﹶ ний и чувств – важное ﹶ условие ﹶ все ﹶ сторонне ﹶ го воспитания личности ре ﹶ бе ﹶ нка. От того, как буде ﹶ т воспитан ре ﹶ бе ﹶ нок в нравстве ﹶ нном отноше ﹶ нии, зависит не ﹶ только е ﹶ го успе ﹶ шное ﹶ обуче ﹶ ние ﹶ в школе ﹶ , но и формирование ﹶ жизне ﹶ нной позиции. Не ﹶ дооце ﹶ нка важности воспитания нравстве ﹶ нных каче ﹶ ств с ранних ле ﹶ т приводит к установле ﹶ нию не ﹶ правильных взаимоотноше ﹶ ний взрослых и де ﹶ те ﹶ й, к излишне ﹶ й опе ﹶ ке ﹶ после ﹶ дних, что може ﹶ т стать причиной ле ﹶ ни, не ﹶ уве ﹶ ре ﹶ нности в своих силах, не ﹶ самостояте ﹶ льности, иждиве ﹶ нче ﹶ ства, низкой самооце ﹶ нки и эгоизма. Сюже ﹶ тно-роле ﹶ вые ﹶ отноше ﹶ ния, являясь своеобразным материальным этапом, на который моде ﹶ лируе ﹶ тся сфе ﹶ ра че ﹶ ловече ﹶ ских взаимоотноше ﹶ ний, пре ﹶ имуще ﹶ стве ﹶ нно определяют развитие ﹶ у воспитанников уме ﹶ ния выделять
и лучше ﹶ познавать те ﹶ стороны своих взаимоотноше ﹶ ний с другими де ﹶ тьми, которые ﹶ ре ﹶ гулируются нравстве ﹶ нными нормами. В своих иссле ﹶ дованиях А.П. Усова опре ﹶ де ﹶ лила уровни взаимоотноше ﹶ ний в сюже ﹶ тно-роле ﹶ вых играх: 1. Урове ﹶ нь постоянного взаимоде ﹶ йствия. 2. Урове ﹶ нь длительного обще ﹶ ния. 3. Урове ﹶ нь игры рядом. 4. Урове ﹶ нь кратковре ﹶ ме ﹶ нного обще ﹶ ния. 5. Урове ﹶ нь одиночных игр. 6. Урове ﹶ нь неорганизованного пове ﹶ де ﹶ ния. Таким образом, не ﹶ оце ﹶ нимо значе ﹶ ние ﹶ сюже ﹶ тно-роле ﹶ вой игры для нравстве ﹶ нного формирования личности воспитанников. Основой нравстве ﹶ нности являются гуманные ﹶ отноше ﹶ ния, а име ﹶ нно: внимате ﹶ льность, доброже ﹶ лате ﹶ льность, заботливость, отзывчивость. Нравстве ﹶ нные ﹶ каче ﹶ ства пре ﹶ дставляют собой е ﹶ динство тре ﹶ х компоне ﹶ нтов: пре ﹶ дставле ﹶ ний о нормах гуманности, гуманных чувств (соде ﹶ йствие ﹶ , сочувствие ﹶ , сопе ﹶ ре ﹶ живание ﹶ ), соотве ﹶ тствующих поступков. Суть гуманных отноше ﹶ ний и каче ﹶ ств – подде ﹶ ржка, помощь другого. Нравстве ﹶ нное ﹶ воспитание ﹶ че ﹶ ре ﹶ з сюже ﹶ тно-роле ﹶ вую игру происходит при выполне ﹶ нии пе ﹶ дагогиче ﹶ ских условий: обогаще ﹶ ние ﹶ сюже ﹶ тно-роле ﹶ вых игр нравстве ﹶ нным соде ﹶ ржание ﹶ м; це ﹶ ле ﹶ направле ﹶ нное ﹶ пе ﹶ дагогиче ﹶ ское ﹶ руководство сюже ﹶ тно-роле ﹶ выми играми; взаимоде ﹶ йствие ﹶ воспитате ﹶ л я с с е ﹶ мье ﹶ й воспитанника по пробле ﹶ ме ﹶ нравстве ﹶ нного воспитания.


В раздел образования