Автор: Кошелева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"ЦРР- д/с № 154
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: проект
Тема: "Знакомим дошкольников с космосом"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
ПРОЕКТ
«
Знакомим старших дошкольников с космосом»
Составила:
воспитатель
Кошелева Елена Викторовна
2023 г.
Огромные достижения и изменения произошли в вопросах изучения
космоса. В настоящее время никого не удивляет запуск ракет в космос, а
современные дети перестали играть в космонавтов. Для детей мечта стать
космонавтами не актуальна, между тем звездные, космические пираты, и
другие инопланетные существа – герои любимых мультфильмов наших
дошкольников.
Современные дети очень любознательны, они являются
первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. С
познанием окружающего мира, детей интересует и привлекает тема
«Космоса», как что-то неизведанное, таинственное и волшебное.
Дошкольники часто задают взрослым вопросы, на которые не могут
найти самостоятельно ответы: «Почему солнце такое яркое?», «Почему луна
может быть круглой и в форме полумесяца?» «Почему на небе звёзды?»,
«Почему наступает ночь?» и т. д.
Детские вопросы дают взрослым шанс вспомнить то, что уже забылось,
вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.
1 этап – Подготовительный
Предварительная работа:
Подготовить презентацию о космосе и космонавтах.
Подобрать стихи загадки о космосе, ракете, звездах.
Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Подобрать книги и художественную литературу.
Подготовить демонстрационный материал.
Выставки на темы:
Выставка книг: «Первые шаги в астрономию», «Космос вчера, сегодня,
завтра»,
Выставка: работ, сделанных детьми вместе с родителями «Вселенная и
космос»
Викторина: «Знатоки Космоса».
Папки – передвижки для родителей на темы: «Астрономия и
Космос», «Наши герои космоса».
Беседы с использованием презентаций, видеосюжетов и
демонстрационного материала
Беседа: «Что такое астрономия и космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце,
звёздах, выяснить знания детей по данному вопросу.
Беседа: «Планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство,
показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
Беседа: «Юрий Гагарин – первый космонавт».
Цель: расширять знания о первом полете в космос, представление о Ю.
Гагарине – каким он был человеком, какими качествами обладал.
Беседа: «Космос и космонавты».
Цель: уточнить знания детей о космонавтах-животных, об одежде для
космонавтов; пояснить как едят космонавты и какую еду.
Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания
о лунной поверхности, атмосфере.
Образовательная деятельность.
Познание
Тема: «Незнайка о космосе».
Цель: дать элементарное представление о строении солнечной системы,
звездах и планетах. Формировать понятия: космос, космическое
пространство, звезды, планеты. Обобщить представления о первом полете в
космос Юрия Гагарина, первой женщине-космонавте Валентине Терешковой,
первом человеке, побывавшем в открытом космосе, Алексее Леонове.
Воспитывать чувство гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос.
Коммуникация.
Тема: « Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. В школу».
Цель: познакомить с биографией Ю.А. Гагарина. Учить осмысливать
содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых
покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых
качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
Конструирование.
Тема: «Ракеты и космические аппараты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; расширять
представления о космической технике, продолжать развивать интерес детей к
изготовлению поделок из бросового материала. Развивать творческие
способности детей, воображение.
Рисование.
Тема: « Космическая фантазия».
Цель: закреплять представления о космосе и космических полетах.
Побуждать изображать фантастические сюжеты, используя имеющиеся
навыки. Учить передавать в рисунке характерные особенности космического
пространства и корабля.
Лепка
Тема: «Лунные человечки».
Цель: учить детей лепить неизвестных выдуманных героев, проявляя
фантазию, воображение, учить плотно
соединять детали путем примазывания одной части к другой, либо применять
способ вытягивания деталей из целого куска, учить объединять вылепленных
героев в одну целую композицию.
Подвижные игры:
«Невесомость», «Планеты стройся», «Ждут нас быстрые
ракеты», «Ракетодром», «Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой
космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить
словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром»,
«полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в
соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова
объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей
жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к
труду медицинских работников, закреплять правила поведения в
общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе
полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт
детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем
самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать
различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры
«Найди лишнее», «Назови планету», «От Плутона до Меркурия», «Что
изменилось?», «Восстанови порядок в солнечной системе»
Чтение художественной литературы
Цель: знакомить детей с литературой об астрономии и космосе;
воспитывать познавательную активность.
Книги: Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
П.О. Клушанцев «О чѐм рассказал телескоп»,
О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
Н.Носов «Незнайка на луне»,
«Созвездия и «Звёзды» перевод Е.Ю.Жирновой.
«Звёздные сказки. Моя первая книжка по астрономии»
Е.Левитан, «Планеты и космические полёты» перевод С.Н.Одинцовой,
«Луна» и «Солнце» перевод Ю.Ю.Зленко,
«Наша Земля» перевод Е.Ю.Жирновой
Стихотворение Я.Акима «Земля», Е.Хоринской «Я мечтаю о полете», и
другие стихотворения о космосе, а также загадки о космосе.
Заучивание стихов, считалок.
Слушание песен о космонавтах, космосе;
Знакомство с энциклопедиями «Космос», «Моя первая книга о
Космосе»
Просмотры видео роликов на тему: «Детям о Космосе», «Астрономия
для детей»
2 этап - Основной
Понедельник
1. Познавательная беседа «Юрий Гагарин - Первый космонавт на
Земле».
2. Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».
3. Рассматривание вместе с детьми иллюстраций о космосе,
космической технике, космических кораблях.
4. Чтение художественной литературы: Н.Носов: «Незнайка на
Луне», Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
5. Конструирование «Мы построим космолет» (строительство ракет,
космических аппаратов и космодрома из разных видов конструкторов).
6. Дидактическая игра «Найди лишнее»
Вторник
1. Познавательная беседа «Космос и космонавты»,
используя презентацию.
2. Просмотр видеофильма «Космос для малышей».
3. Просмотр мультфильма «Незнайка на Луне».
4. Чтение П. О. Клушанцев «О чѐм рассказал телескоп» + книги
«Созвездия и «Звёзды» перевод Е.Ю.Жирновой + книги «Звёздные сказки.
Моя первая книжка по астрономии» Е.Левитан
5. Подвижная игра «Ракетодром»
6. Коллективная работа «Ракеты и космические аппараты».
7. Дидактическая игра «Назови планету»
Среда
1. Познавательная беседа «Что такое астрономия
и космос» (просмотр плаката, фото, иллюстраций о Солнечной системе,
космической технике, телескопах).
2. Заучивание наизусть стишка-считалки о планетах.
3. Рисование «Космическая фантазия» + разукрашивание раскрасок +
рисование по трафарету.
4. Подвижная игра «Планеты стройся».
5. Чтение О. А. Скоролупова «Покорение космоса» + книги «Планеты и
космические полёты» перевод С.Н.Одинцовой
6. С/р игра «Космическое путешествие»
7. Дидактическая игра «От Плутона до Меркурия»
Четверг
1. Познавательная беседа «Луна – спутник Земли».
2. Чтение албанской сказки «Как Солнце и Луна друг к другу в гости
ходили».
3. Подвижная игра «Невесомость».
4. Чтение стихотворения Е.Хоринской «Я мечтаю о полете» + книги
«Луна» и «Солнце» перевод Ю.Ю.Зленко
5. Лепка «Лунные человечки»
6. С/р игра «Космонавты»
7. Раскрашивание раскрасок про космос.
8. Дидактическая игра «Что изменилось?»
Пятница
1. Познавательная беседа «Планета Земля».
2. Досуг - развлечение для детей: «Возвращение Незнайки с Луны»
3. Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе»
4. С/р игра «Больница для космонавтов»
5. Викторина «Знатоки космоса»
6. Подвижная игра «Солнце - чемпион».
7. Разучивание танца «Космонавты»
8. Чтение стихотворения Я. Акима «Земля» + книги «Наша Земля»
перевод Е.Ю. Жирновой
3 этап – Итоговый
Продукты проектной деятельности
1. Выпуск плаката «12 апреля - День космонавтики».
2. Выставка творческих работ «Этот удивительная вселенная».
3. Выставка рисунков: «Космос глазами детей», «Космические
фантазии»
4. Выставка: «На космодроме» техника из бросового материала (работы
детей)
5. Презентация проекта в виде видеоролика.
6. Итоговое мероприятие - досуг: «Возвращение Незнайки с Луны».