Напоминание

Специфика работы учителя-логопеда в ДОУ в рамках инклюзивного образования


Автор: Никульшина Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7 г. Североморск
Населённый пункт: г. Североморск Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы учителя-логопеда в ДОУ в рамках инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РЕБЕНКОМ С РАССТРОЙСТВОМ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО

ПРОСТРАНСТВА В ДОУ

Никульшина Ольга Анатольевна

учитель-логопед МБДОУ д/с № 7

г. Североморск

Профессиональная деятельность учителя-логопеда с дошкольниками с

РАС

в

условиях

инклюзивного

образования

имеет

свою

специфику.

Деятельность учителя-логопеда ориентирована не только на преодоление

речевых расстройств у детей с РАС, но и на их социализацию и адаптацию в

среде нормально развивающихся сверстников. Основным направлением работы

с

детьми

с

расстройством

аутистического

спектра

является

развитие

коммуникативной

функции.

При

определении

индивидуального

образовательного маршрута учитель-логопед ответственный за реализацию

программы по коррекции коммуникативно-речевой сферы. Учитель- логопед

оказывает

методическую

помощь

родителям,

воспитателю

и

другим

специалистам, работающим с ребенком с ОВЗ по организации речевого

режима, адаптации инструкций к заданиям, дидактических материалов, подборе

художественной литературы. Проведение диагностики речевого развития также

имеет особенности: чаще всего диагностическое исследование невозможно

провести во время специальных занятий, поэтому целесообразно проводить

его в привычной для ребенка обстановке: во время прогулки, в процессе

игровой деятельности, режимных моментов. Очень важным моментов в работе

учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования, как и в работе всех

специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, становится просветительская

деятельность

на

родительских

собраниях,

формирование

инклюзивной

культуры всех участников образовательного процесса в образовательной

организации.

Нарушения речевого развития являются одним из наиболее важных

признаков расстройства аутистического спектра. К ним относятся: мутизм;

эхолалии; позднее появление в речи личных местоимений; нарушения

грамматического

строя

речи;

несостоятельность

в

диалоге.

Речевая

деятельность привлекает внимание своей спецификой: оторванностью от

конкретной ситуацией, маломодулированностью, иногда скандированностью на

высоких тонах.

Несмотря на «развитую» речь, поговорить невозможно. Ребенок

использует слова-штампы, фразы-штампы, (благодаря хорошей памяти этих

детей, часто трудно понять понимает ли ребенок слова или фразы , которые

употребляет в речи. Чаще всего- это простое повторение услышанных где-то

слов и произнесение вне контекста ситуации).

Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня

актуального развития речи данного ребенка. Более пристального внимания

заслуживает обследование понимания речи, а так ж ее коммуникативного

использования.

Обследование понимания речи (импрессивная речь)

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной

ситуации. (понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно

значимые для него слова). Путем наблюдения, в беседе с мамой выясняем, что

ребенок любит, затем в отсутствии значимого предмета в поле зрения ребенка.

Произносим высказывание (пойдем слушать музыку, дай куклу…) .

Далее проверяем выполняет ли ребенок словесные инструкции: в

контексте происходящего и вне контекста происходящего. В первом случае

просим ребенка сделать что-то в русле того, чем он занят в данный момент. Во

втором случае ребенку дают инструкции не связанные с тем, чем он занят(на

моменте обследования следует избегать подсказывающих и помогающих

жестов, взглядов..)

Обследование собственной речи (экспрессивная речь)

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются

различные вокализации и звуки внегорлового происхождения. Обращаются

внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам,

фразам, фиксируются эхолалии; выражение ребенком своих требований или

отказа, его собственные спонтанные высказывания.

Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед

собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов, научиться реагировать

на вспышки самоагрессии, подключить к общим занятиям. Велась работа над

коррекцией агрессивного поведения комплексно. Использовались приёмы

поощрения

отсутствия

нежелательного

поведения,

блокирование

и

переключение.

Этап обучения понимания речи (импрессивная речь)

1.

Обучение начинают с наиболее простых для него навыков -

степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной

стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и

равномерно

Необходимыми

предпосылками

начала

обучения

являются

частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых

инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для

обучения пониманию названий предметов.

2.

Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной,

несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте

повседневной жизни ребенка. Процесс переноса (или генерализации) навыка

должен быть продуман так же тщательно, как и процесс обучения. Обучение

выполнению инструкций происходит с постепенным усложнением: на простые

движения; с предметами; обучение пониманию действий по фотографиям или

картинкам.

Этап обучения собственной речи (экспрессивная речь)

После того, когда начальные навыки понимания речи сформированы,

начинают

обучение

экспрессивной

речи.

Формирование

навыков

экспрессивной речи в поведенческой терапии начинают с обучения навыку

подражания звукам и артикуляционным движениям. Очень важен постепенный

переход от установления контакта к совместной деятельности, развиваем

подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»); закрепляем

связи «звук-символ» (бом-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка

и т.д.)

Обращаем внимание на ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам»

- дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б – б-б-б» - барабан и т.д.); игры с

использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной

струи; подражание неречевым и речевым звукам.

Особое внимание уделяем обучению указательному жест для выражения

своего желания. Когда ребенок показывает на желаемый предмет, его учат

произносить название этого предмета. Обучение эффективнее в естественной

ситуации. Со временем ребенка можно научить произносить слово без

указательного жеста или отвечать на вопрос «Что ты хочешь?»

Большую помощь на данном этапе работы оказывают интерактивные

игры логопедического портала Мерсибо. Активное использование игр на

развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного

словаря и т.п. на занятиях учителя-логопеда дало свои результаты: ребенок стал

повторять за героями небольшие слова и звукоподражания (пока-пока, бим-

бом, чух-чух и т.д.) Понравились такие игры, как «Игрозвуки» (игра на

подражание речевым звукам), «Пожужжим» (упражнения на звукоподражание),

«Торт со свечками» (игра на развитие длительного выдоха) и другие.

Очень эффективны игры с песком (поиск в песке спрятанных игрушек,

пересыпание, рисование пальцами), рисование маркером на доске. Также

использовались музыкальные инструменты (губная гармошка, различные

свистульки) и мыльные пузыри при работе над артикуляционным праксисом.

Хорошо зарекомендовало себя использование элементов логоритмические

занятий М.Ю.Картушиной: мимическая гимнастика, фонетическая ритмика

(различные

элементарные

движения,

сочетающиеся

с

произнесением

специального речевого материала.

Такая работа способствует развитию

слухового внимания, зрительной памяти (что звучит, повтори звук, сделай как

я)

Чтобы формирующиеся навыки не оказались нефункциональными,

изолированными

от

ежедневно

возникающих

социальных

ситуаций,

использовался метод «сопровождающего обучения», который был основан на

применении

естественно

возникающих

ситуаций,

эпизодов

с

целью

формирования коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы

необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с

использованием повседневных ситуаций. Закреплению результатов обучения

ребёнка способствовали речевая и развивающая среда в семье.

Результаты логопедической работы:

1.

умение

использовать

доступные

невербальные

(жесты,

пиктограммы,

символические

схемы,

вокализации

и

другие)

и

вербальные средства общения в практике взаимодействия со взрослыми и

детьми для решения практических задач;

2.

умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,

используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые

правила коммуникации;

3.

понимание

и

использование

слов

и

простых

фраз,

обозначающих объекты и явления окружающего мира;

4.

умение использовать знакомый речевой материал в бытовых и

практических ситуациях.



В раздел образования