Автор: Донгруппова Анастасия Олеговна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" г. Элиста
Населённый пункт: Элиста
Наименование материала: Методическое пособие по истории России для подготовки к ЕГЭ
Тема: "Подготовка к ЕГЭ по истории"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/Петушенко Г.М./
Протокол № ___ от
«____»____________2021г.
«Согласовано»
Методист по НМР
__________/Оджаева
Е.Г./
«____»____________202
1г.
«Утверждено»
Директор
МБОУ
«СОШ
№2»
_____________/Болтикова
И.Ю../
Приказ № ___ от
«___»____________ 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 11 класса
среднего общего образования
(естественнонаучный профиль)
Учитель: Донгруппова Анастасия Олеговна
Квалификационная категория: первая
1
Элиста, 2021 г.
2
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
3.
Примерных программ по учебным предметам, созданных на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования;
4.
Базисного учебного плана общеобразовательных организаций федерального и
регионального уровней;
5.
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных)
к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях,
реализующих программы общего образования;
6.
Требования
к
оснащению
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта;
7.
Основная
образовательная
программа
основного
общего
образования
образовательной организации.
Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов – «История
России» и «Всеобщая история». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает
сложившиеся традиции преподавания истории и распределения учебного материала. При
составлении рабочей программы учтены изменения на выделение новых соотношений –
«История России» - 42 часов и «Всеобщая история. История Нового времени» - 22 часов.
Согласно действующему в школе учебному плану в 11 классе выделяется 68 часа в год из
расчёта 2 ч в неделю.
Курс «Новейшей истории» составлен в соответствии с авторской программой под
редакцией О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа
Курс «Истории России 10 класс» под ред. Торкунова, Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Левандовский А.А., и др.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены
его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно- нравственное
становление личности человека.
Учебный
предмет
«История»
дает
учащимся
широкие
возможности
для
самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным
опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство
современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История,
основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную
картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей.
Цели курса:
3
развитие способности рассматривать события и явления прошлого во взаимосвязи с
настоящим
пользоваться приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей)
применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.
формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта
людей в прошлом и настоящем
уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания
между народами.
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и
мировой культуры
Задачи обучения:
Приобретение знаний об историческом пути мировой истории в единстве общего,
особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического
процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в
их взаимосвязи с хронологической последовательности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с
различными историческими источниками и исторической информацией.
Овладение
способами
деятельности:
учебно-познавательной,
информационно-
коммуникативной, рефлексивной.
4
Содержание тем учебного предмета
РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в.
Послевоенное мирное урегулирование. Холодная война. Военно-политические блоки.
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и
главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на
две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и
создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух
сверхдержав – СССР и США. Ядерное оружие – равновесие страха и сдерживающий фактор
от прямого военного столкновения. Особенности послевоенного восстановления стран
Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах
Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация
мировой торговли.
Завершение эпохи индустриального общества..Экономическая интеграция в Западной Европе
и
Северной
Америке
общее
и
особенное.
Смешанная
экономика
как
сочетание
государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской
инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия
экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее
атрибуты и символы.
Кризисы 70-80 гг.. Становление информационного общества(1ч.) Причины экономического
кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции.
Предпосылки
перехода
к
постиндустриальному
(информационному)
обществу,
его
важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как
важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе.
Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в
1970-1990-е
гг.:
либерально-реформистский,
социал-реформистский,
консервативно-
реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в
конце XX - начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров
современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).
Политическое развитие стран Запада. Социальные движения. (1ч.)
Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.:
консерватизм,
либерализм,
а
также
социалистическое
и
коммунистическое
течения.
Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине
XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем
и
крах
коммунистических партий
и
международного коммунистического
движения.
Последовательное
увеличение
влияния
социал-демократов
и
переход
на
платформу
умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и
партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических
движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX -
начале XXI в.
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского
общества во второй половине XX - начале XXI в. Новые социальные движения в мире:
антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические,
феминистское и этнические движения,
культурные связи, группы взаимопомощи и др.
Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к
постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских
инициатив.
Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй
мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990-е гг.
Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада.
Демократы и республиканцы у власти. США - сверхдержава в конце XX - начале XXI в.
Великобритания. Франция
5
«Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-
экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер - «консервативная революция». Э. Блэр -
политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты внешней политики
Великобритании. Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во
второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля.
Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка
генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования
левых и правых сил у власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции.
Париж - инициатор европейской интеграции. Италия. Германия.
Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской
партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы.
Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности
социально-экономического развития Италии. Германия. Три периода истории Германии во
второй половине XX в.: оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР
(1949-1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое соревнование двух
социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его
итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма
в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и
политические проблемы объединенной Германии.
Преобразования и революции в странах Восточной Европы (1ч).
Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы
формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь).
Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение
основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной
сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.),
в Чехословакии (1968 г.). Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и
ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в
бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв.
Страны Азии и Африки и Латинской Америки во второй половине 20 века. Деколонизация.
Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии
и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского
региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели
взаимодействия
внешних
влияний
и
исламских
традиций
в
мусульманском
мире.
Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки,
Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.
Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы,
обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.
Китай.
Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление
национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун.
Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин.
Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.
Индия.
Пути реформирования индийского общества во второй половине XXв. Внешняя
политика Индии, ее роль в современном мире.
Современный мир.
Международные отношения в конце 20-начало 21 века.
в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от
конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и
разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и
распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на
Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире.
Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование
Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма.
Российско-американские отношения в конце XX - начале XXI в.
6
История России.
Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991гг 17 ч
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория
Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная
адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков.
Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост
преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и
переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального
потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых
войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации,
их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его
значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском
рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг.
Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение.
Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах
власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское
дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского
комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления
разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и
национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых»
республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало
«холодной
войны».
«Доктрина
Трумэна»
и
«План
Маршалла».
Формирование
биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со
странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи.
Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора
(НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в
советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые
признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало
критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина.
Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичнаядесталинизация: содержание и
противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых
политических
репрессий
и
смягчение
политической
цензуры.
Возвращение
депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения
Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной
власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
«Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции.
Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытое
«железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные
формы
досуга.
Развитие
внутреннего
и
международного
туризма.
Учреждение
Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и
попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы
общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги».
Хрущев и интеллигенция.
Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое
развитие.
Экономическое
развитие
СССР.
«Догнать
и
перегнать
Америку».
Попытки
решения
продовольственной
проблемы.
Освоение
целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-
технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-
7
ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические
полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые
советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены
в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой
системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в
социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.
Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего
класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и
инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и
программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады
коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы.
Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд
и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления.
Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов
населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс
советской
внешней
политики:
от
конфронтации
к
диалогу.
Поиски
нового
международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-
политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий
кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели».
Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские
события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и
его реформ современниками и историками.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы
1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция
СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора
социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных
тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный
монополизм.
Замедление
темпов
развития.
Исчерпание
потенциала
экстенсивной
индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и
роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и
технические
приоритеты.
МГУ
им
М.В.
Ломоносова.
Академия
наук
СССР.
Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР.
Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в
математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне.
Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема
«неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни
разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик.
Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной
системы
производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны».
Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР.
Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И.
Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.
8
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты.
«Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР.
Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика
«разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан.
Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских
режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической
сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для
советской
экономики.
М.С.
Горбачев
и
его
окружение:
курс
на
реформы.
Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская
трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о
госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих
банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и
плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения.
Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и
дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с
человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор
политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические
объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации
двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих
ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике.
Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора.
Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной
Европы.
Завершение
«холодной
войны».
Отношение
к
М.С.
Горбачеву
и
его
внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской
политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы
народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной
власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование
оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их
лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание
националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и
попытки
ее
решения
руководством
СССР.
Обострение
межнационального
противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских
лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й
статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности.
Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных
депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил.
Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста
президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая
роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление
политического кризиса.
Усиление
центробежных
тенденций
и
угрозы
распада
СССР.
Провозглашение
независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация
о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР.
План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-
Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад
суверенитетов». Референдум о
сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина
президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий
9
политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и
коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы
снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение
государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся
проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от
планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским
руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных
настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных
отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС.
Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ
СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и
создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества
на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник
СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном
сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Тема V. Российская Федерация (4час)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие
ветвей
власти
на
первом
этапе
преобразований.
Предоставление
Б.Н.
Ельцину
дополнительных
полномочий
для
успешного
проведения
реформ.
Правительство
реформаторов
во
главе
с
Е.Т.
Гайдаром.
Начало
радикальных
экономических
преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.
Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня
населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства
граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления
реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–
1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-
конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский
референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н.
Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из
политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия
Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел
Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993
г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года.
Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие
Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как главы
государства
и
гаранта
Конституции.
Становление
российского
парламентаризма.
Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение
государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора
(1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как
способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления
территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации.
Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в
Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.
Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций.
Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на
энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы.
10
Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском
сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые
пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и
его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях
реформ.
Общественные
настроения
в
зеркале
социологических
исследований.
Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского
общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность
выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки.
Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и
детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально
незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках
СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами
Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой
семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и
расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с
Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор
российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство
гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры
и
платформы.
Кризис
центральной
власти.
Президентские
выборы
1996
г.
Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и
Е.М.
Примакова.
Обострение
ситуации
на
Северном
Кавказе.
Вторжение
террористических
группировок
с
территории
Чечни
в
Дагестан.
Выборы
в
Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина.
Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина
президентом.
Государственная Дума.
Многопартийность.
Политические
партии и
электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства
страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая
угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития
страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная
экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура
экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское
хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце
XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная
и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика.
Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы
здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его
результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение
средней
продолжительности
жизни
и
тенденции
депопуляции.
Государственные
программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и
меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь.
Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные
представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о
социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном
пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
11
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина.
Постепенное
восстановление
лидирующих
позиций
России
в
международных
отношениях.
Современная концепция российской внешней политики в условиях
многополярного
мира.
Участие
в
международной
борьбе
с
терроризмом
и
в
урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ.
СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы.
Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и
другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли
СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в
развитии образования и науки. Итоговое повторение.
12
Учебно – тематический план
Название тем, разделов
Количество часов
Всеобщая история
22
Соревнование социальных систем
17
Современный мир
5
История России
42
Советское общество с середины 1960 г.
до конца 1970-х гг.
9
Политика перестройки. Распад СССР
12
Российская Федерация
21
Итого
68
13
Тематическое планирование
УМК: История России. Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю., Токарева А. Я. и другие / под редакцией Торкунова А. В.А.. 9 кл. Издательство
«Просвещение»,2018. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс - Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Под ред. Искендерова А.А.
Издательство «Просвещение», 2018
Количество часов: 102 (3 часа в неделю, из них Новейшая история-22ч., История России- 80ч.)
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Кол-
во
час.
Планируемые результаты
Домашнее
задание
Приме
чания
Предметные
УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Глава 4. Соревнование социальных систем (17ч.)
1 (1)
Международные
отношения1950—
1980-е гг. От
«разрядки» к
возвращению
политики «холодной
войны»
Комб.
1
знать
значение
понятий
«холодная
война»,
биполярныймир,
гонка
вооружений,
интеграция и уметь
применять
их
дляраскрытия
сущности изучаемых
процессов
периода
«холодной войны»
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и создавать на его
основе схему и таблицу,
систематизирующие
учебный материал о
«холодной войне»
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам, понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§17
14
2 (2)
Завершение эпохи
индустриального
общества. 1945—
1970-е гг.
«Общество
потребления»
Комб.
1
знать значение
понятий
экономическая
интеграция,
смешаннаяэкономика
, государство
благосостояния,
«общество
потребления»,
неокейнсианствои
уметь применять их
для раскрытия
сущности изучаемых
экономических
процессов в странах
Запада в 1950—1970-
е гг.;
анализировать
статистические
данные и
исторические факты
об особенностях
экономического
развития стран
Запада в 1950—
1970-е гг.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
факторы бурного
экономического роста в
послевоенные десятилетия,
подбирать исторические
факты, иллюстрирующие
эти факторы, оформлять
результаты работы в виде
схемы
формирование
социально-критического
мышления, установление
взаимосвязи между
общественными и
политическими
событиями на примере
возникновения
государства
благосостояния и
«общества потребления»
в странах Запада в 1950
—1970-е гг.
§18
3 (3)
Кризисы
1970—
1980-х
гг.
Становление
постиндустриального
информационного
общества
Комб.
1
знать
значение
понятий
экстенсивный
и
интенсивный
типыпроизводства,
промышленно-
технологическая
революция,
постиндустриальное
(информационное
общество),
структурировать текст
учебника, выделять в нём
предпосылки перехода к
постиндустриальному
обществу и волны
демократизации,
преобразовывать текст в
логические схемы и таблицы
формировать
демократические
традиции и ценности
современного
постиндустриального
информационного
общества через
знакомство с
§19
15
инновации,
демократизация
и
уметь применять их
для
раскрытия
сущности
изучаемыхмировых
процессов и явлений
конца ХХ в
современными
экономическими и
политическими
процессами в странах
Запада
4 (4)
Экономическая и
социальная
политика.
Неоконсервативный
поворот. Политика
«третьего пути»
Комб.
1
знать
значение
понятий
неоконсерватизм,
неоконсервативный
поворот,
политика
«третьего
пути»
и
уметь
применять
ихдля
раскрытия
сущности изучаемых
направлений
экономической
и
социальной политики
в странах Запада
структурировать текст
учебника, выделять в нём
характеристики политики
«третьего пути»,
преобразовывать текст в
логическую схему
формировать ценности
рыночной экономики,
гражданского общества,
самоуправления через
знакомство с
экономической и
социальной политикой
неоконсерватизма и
«третьего пути» в
странах Запада
§20
5 (5)
Политическая
борьба, гражданское
общество и
социальные
движения.
..
Комб.
1
знать значение
понятий
политическая
идеология,
социализм,консерват
изм, либерализм,
правый радикализм,
национализм, новые
левые, гражданское
общество, волонтёр и
уметь применятьих
для раскрытия
сущности изучаемых
политических
процессов в странах
Запада во второй
формулировать и
аргументировать
собственное мнение и
позицию в отношении роли
гражданского общества
формировать ценности
прав человека,
гражданского общества
активной гражданской
позиции через
знакомство с Всеобщей
декларацией прав
человека и
деятельностью
институтов
гражданского общества в
странах Запада во второй
половине ХХ — начале
§ 21; материал
для
самостоятельн
ой работы и
проектной
деятельности
– конспект
16
половине ХХ —
начале XXI в.
XXI в.
6 (6)
США.
Комб.
1
знать значение
понятий
политическая
идеология,
социализм,консерват
изм, либерализм,
правый радикализм,
национализм, новые
левые, гражданское
общество, волонтёр и
уметь применятьих
для раскрытия
сущности изучаемых
политических
процессов в странах
Запада во второй
половине ХХ —
начале XXI в.
формулировать и
аргументировать
собственное мнение и
позицию в отношении роли
гражданского общества
формировать ценности
прав человека,
гражданского общества
активной гражданской
позиции через
знакомство с Всеобщей
декларацией прав
человека и
деятельностью
институтов
гражданского общества в
странах Запада во второй
половине ХХ — начале
XXI в.
С.200-210;
подготовить
доклад
7 (7)
Великобритания.
Комб.
1
знать значение
понятий
политическая
идеология,
социализм,консерват
изм, либерализм,
правый радикализм,
национализм, новые
левые, гражданское
общество, волонтёр и
уметь применятьих
для раскрытия
сущности изучаемых
политических
процессов в странах
Запада во второй
формулировать и
аргументировать
собственное мнение и
позицию в отношении роли
гражданского общества
формировать ценности
прав человека,
гражданского общества
активной гражданской
позиции через
знакомство с Всеобщей
декларацией прав
человека и
деятельностью
институтов
гражданского общества в
странах Запада во второй
половине ХХ — начале
XXI в.
С.210-217;
подготовить
доклад
17
половине ХХ —
начале XXI в.
8(8)
Франция
Комб.
1
знать значение
понятий
политическая
идеология,
социализм,консерват
изм, либерализм,
правый радикализм,
национализм, новые
левые, гражданское
общество, волонтёр и
уметь применятьих
для раскрытия
сущности изучаемых
политических
процессов в странах
Запада во второй
половине ХХ —
начале XXI в.
формулировать и
аргументировать
собственное мнение и
позицию в отношении роли
гражданского общества
формировать ценности
прав человека,
гражданского общества
активной гражданской
позиции через
знакомство с Всеобщей
декларацией прав
человека и
деятельностью
институтов
гражданского общества в
странах Запада во второй
половине ХХ — начале
XXI в.
С.218-224;
подготовить
доклад
9(9)
Италия
Комб.
1
знать значение
понятий
политическая
идеология,
социализм,консерват
изм, либерализм,
правый радикализм,
национализм, новые
левые, гражданское
общество, волонтёр и
уметь применятьих
для раскрытия
сущности изучаемых
политических
процессов в странах
Запада во второй
формулировать и
аргументировать
собственное мнение и
позицию в отношении роли
гражданского общества
формировать ценности
прав человека,
гражданского общества
активной гражданской
позиции через
знакомство с Всеобщей
декларацией прав
человека и
деятельностью
институтов
гражданского общества в
странах Запада во второй
половине ХХ — начале
XXI в.
С.225-229;
подготовить
доклад
18
половине ХХ —
начале XXI в.
10
(10)
Германия
Комб.
1
знать значение
понятий
политическая
идеология,
социализм,консерват
изм, либерализм,
правый радикализм,
национализм, новые
левые, гражданское
общество, волонтёр и
уметь применятьих
для раскрытия
сущности изучаемых
политических
процессов в странах
Запада во второй
половине ХХ —
начале XXI в.
формулировать и
аргументировать
собственное мнение и
позицию в отношении роли
гражданского общества
формировать ценности
прав человека,
гражданского общества
активной гражданской
позиции через
знакомство с Всеобщей
декларацией прав
человека и
деятельностью
институтов
гражданского общества в
странах Запада во второй
половине ХХ — начале
XXI в.
С.230-237;
подготовить
доклад
11
(11)
Преобразования
и
революции в странах
Центральной
и
Восточной Европы.
Комб.
1
знать значение
понятий
тоталитарный
политический режим,
командная
экономика,
«бархатные
революции»,
«шоковая терапия» и
уметь применять их
для раскрытия
сущности изучаемых
экономических и
политических
процессов в странах
Центральной и
Восточной Европы
работать в группе,
продуктивно сотрудничать и
взаимодействовать в
процессе подготовки
электронной презентации —
хроники наиболее важных
политических событий 1950
—1980-хх гг. в странах
Центральной и Восточной
Европы
содействовать
формированию
российской гражданской
идентичности путём
изучения истории стран
социалистического
лагеря и роли СССР в их
экономическом и
политическом развитии
§22
19
во второй половине
ХХ — начале XXI в
12
(12)
Латинская Америка
Комб.
1
знать значение
понятий
тоталитарный
политический режим,
командная
экономика,
«бархатные
революции»,
«шоковая терапия» и
уметь применять их
для раскрытия
сущности изучаемых
экономических и
политических
процессов в странах
Центральной и
Восточной Европы
во второй половине
ХХ — начале XXI в
работать в группе,
продуктивно сотрудничать и
взаимодействовать в
процессе подготовки
электронной презентации —
хроники наиболее важных
политических событий 1950
—1980-хх гг. в странах
Центральной и Восточной
Европы
содействовать
формированию
российской гражданской
идентичности путём
изучения истории стран
социалистического
лагеря и роли СССР в их
экономическом и
политическом развитии
С. 245-253;
подготовить
доклоад
13
(13)
Страны Азии и
Африки.
Деколонизация и
выбор путей
развития.
Комб.
1
знать значение
понятий
деколонизация,
модернизация,
колониальная
система, диктатура и
уметь применять их
для раскрытия
сущности изучаемых
исторических
процессов в странах
Азии и Африки во
второй половине ХХ
в
участвовать в эвристической
беседе с одноклассниками и
учителем,
формулировать
собственное
мнение
относительно
процессов
деколонизации
в
странах
Азии и Африки во второй
половине
ХХ
в.,
владеть
устной
речью
и
строить
монологическое контекстное
высказывание
уважать традиционные
ценности народов Азии
и Африки, осознавать
негативные стороны
колониализма и
позитивные процессы
деколонизации и
демократизации бывших
колоний во второй
половине ХХ в
§23
14
Мусульманские
страны. Турция.
Комб.
1
знать значение
понятий
участвовать в эвристической
беседе с одноклассниками и
уважать традиционные
С. 262-269;
20
(14)
Иран. Египет.
Индонезия
деколонизация,
модернизация,
колониальная
система, диктатура и
уметь применять их
для раскрытия
сущности изучаемых
исторических
процессов в
мусульманских
странах во второй
половине ХХ в
учителем,
формулировать
собственное
мнение
относительно
процессов
деколонизации
в
мусульманских странах во
второй
половине
ХХ
в.,
владеть
устной
речью
и
строить
монологическое
контекстное высказывание
ценности народов
мусульманских стран,
осознавать негативные
стороны колониализма и
позитивные процессы
деколонизации и
демократизации бывших
колоний во второй
половине ХХ в
подготовить
сообщение
15
(15)
Индия. Китай
Комб.
1
знать значение
понятий
модернизация,
«экономическое
чудо», «культурная
революция», касты и
уметь применять их
для раскрытия
сущности изучаемых
исторических
процессов в Японии,
Китае и Индии во
второй половине ХХ
— начале XXI в.;
работать
в
группе,
эффективно сотрудничать и
продуктивно
взаимодействовать
в
процессе
выполнения
групповых
заданий
и
участия
в
обсуждении
проблем
развития
Китая,
Японии и Индии во второй
половине ХХ — начале XXI
в.
уважать традиционные
ценности народов
Индии, Китая и Японии,
осознавать позитивные
стороны процессов
модернизации в этих
странах во второй
половине ХХ — начале
XXI в
§24; материал
для
самостоятельн
ой работы и
проектной
деятельности
– конспект
16
(16)
Япония. Новые
индустриальные
страны.
Комб.
1
знать значение
понятий
модернизация,
«экономическое
чудо», «культурная
революция», касты и
уметь применять их
для раскрытия
сущности изучаемых
исторических
процессов в Японии,
Китае и Индии во
работать
в
группе,
эффективно сотрудничать и
продуктивно
взаимодействовать
в
процессе
выполнения
групповых
заданий
и
участия
в
обсуждении
проблем
развития
Китая,
Японии и Индии во второй
половине ХХ — начале XXI
в.
уважать традиционные
ценности народов
Индии, Китая и Японии,
осознавать позитивные
стороны процессов
модернизации в этих
странах во второй
половине ХХ — начале
С. 281-290;
подготовить
доклад
21
второй половине ХХ
— начале XXI в.;
XXI в
17
(17)
Повторительно-
обобщающий урок
Обобщ.
1
тест
Глава 5. Современный мир (5 ч.)
18 (1)
Глобализация и
новые вызовы XXI в
Комб.
1
знать значение
понятий
глобализация,
глобальные
проблемычеловечест
ва, фундаментализм,
самоидентификация,
регионализация,
«сетевое общество»,
четвёртая
промышленно-
технологическая
революция и уметь
применять их для
раскрытия
сущностиизучаемых
процессов
глобализации
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и создавать на его
основе схему,
систематизирующую
учебный материал о
компонентах глобализации
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к разным
народам и их ценностям,
понимание
необходимости и
ценности процесса
глобализации,
объединения усилий
всего мирового
сообщества для решения
глобальных проблем
§25
19-20
(2-3)
Международные
отношения в конце
ХХ - начале ХХI вв.
Комб.
1
знать значение
понятий
сверхдержава,
многополюсный
мир,региональная
интеграция,
международный
терроризм и уметь
применять их для
раскрытия сущности
изучаемых
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу этапов внешней
политики США
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
§26
22
международных
отношений начала
XXI в
сообщества для
сохранения мира на
Земле
21 (4)
Постсоветское
пространство:
политическое
развитие,
интеграционные
процессы и
конфликты
Комб.
1
знать значение
понятий
сверхдержава,
многополюсный
мир,региональная
интеграция,
международный
терроризм и уметь
применять их для
раскрытия сущности
изучаемых
международных
отношений начала
XXI в
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
С. 315-321;
подготовить
доклад
22-23
(5-6)
Культура во второй
половине ХХ -
начале ХХI вв.
Комб.
1
знать значение
понятий
сверхдержава,
многополюсный
мир,региональная
интеграция,
международный
терроризм и уметь
применять их для
раскрытия сущности
изучаемых
международных
отношений начала
XXI в
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
С. 322-333;
подготовить
доклад
24 (7)
Повторительно-
обобщающий урок
Обобщ.
1
Тест
История России
23
Советское общество с середины 1960 до конца 1980-х гг. (9ч.)
25 (1)
Политическое
развитие в 1960-х-
середине 1980-х гг.
Комб.
1
знать значение
понятий
сверхдержава,
многополюсный мир,
региональная
интеграция,
международный
терроризм и уметь
применять их для
раскрытия сущности
изучаемых
международных
отношений начала
XXI в
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§35
26-27
(2-3)
Социально-
экономическое
развитие страны в
1960-х-середине
1980-х гг.
Комб.
1
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§ 36
28 (4)
Национальная
политика и
национальные
движения в 1960-х-
середине 1980-х гг.
Комб.
1
Излагать основные
положения реформ
в промышленности
и сельском
хозяйстве второй
половины 1960-х
гг., давать оценку
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
С.156-161;
подготовить
доклад
24
их результатов и
значения.
Объяснять причины
свёртывания реформ.
Характеризовать
социальную
политику 1970-х гг.
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
29 (5)
Культурное
пространство и
повседневная жизнь
во второй половине
1960-х-середине
1980-х гг.
Комб.
1
Достижения и
противоречия
художественной
культуры. Успехи
советского спорта.
Инакомыслие.
Движение
диссидентов
(национальное,
демократическое,
религиозное) –
ростки
«антисистемы»
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§37
30-31
(6-7)
Политика разрядки
международной
напряженности
Комб.
1
Переход к политике
разрядки
международной
напряжённости в
отношениях с
Западом.
Совещание по
безопасности и
сотрудничеству в
Европе. СССР в
региональных
конфликтах.
Афганская война.
Завершение
периода
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§38
25
разрядки.
Отношения СССР
со странами
социализма.
«Доктрина
Брежнева»
32 (8)
Наш край с середины
1960-х до начала
1980 годов
Комб.
1
Совещание по
безопасности и
сотрудничеству в
Европе. СССР в
региональных
конфликтах.
Афганская война.
Завершение
периода
разрядки.
Отношения СССР
со странами
социализма.
«Доктрина
Брежнева»
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
Записи в
тетради.
Подготовиться
к контрольной
работе
33 (9)
Урок повторения и
контроля по теме:
«Советское общество
с середины 1960- до
начала 1980 годов»
Обобщ.
1
Тест
Политика перестройки. Распад СССР (12ч.)
34 (1)
СССР и мир в начале
1980-х гг.
Предпосылки
реформ
Комб.
1
Совещание по
безопасности и
сотрудничеству в
Европе. СССР в
региональных
конфликтах.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
§39
26
Афганская война.
Завершение
периода
разрядки.
Отношения СССР
со странами
социализма.
«Доктрина
Брежнева»
таблицу
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
35-36
(2-3)
Социально-
экономическое
развитие СССР в
1985-1991гг.
Комб.
1
«Стратегия
ускорения»
социально-
экономического
развития.
Экономическая
реформа 1987 г.
Второй этап
экономической
реформы.
Обострение
экономической
ситуации, падение
производства и
уровня жизни.
Программа «500
дней»
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§40
37 (4)
Перемены в
духовной сфере
жизни в годы
перестройки
Комб.
1
Предыстория
перестройки.
«Кадр
овая
револ
юция»
Конст
итуци
онная
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
§41
27
рефор
ма
1988
—
1990
гг.
Формирование
новой российской
многопартийности.
Национальная
политика и
межнациональные
отношения.
Августовский
политический
кризис 1991 г. и
его последствия.
Распад
СССР.
Образование
СНГ
Провозглашение
политики
гласности. Новые
явления в
литературе,
театре,
кинематографе.
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
38-39
(5-6)
Реформа
политической
системы
Комб.
1
«Стратегия
ускорения»
социально-
экономического
развития.
Экономическая
реформа 1987 г.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
§42
28
Второй этап
экономической
реформы.
Обострение
экономической
ситуации, падение
производства и
уровня жизни.
Программа «500
дней»
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
40-41
(7-8)
Новое политическое
мышление и
перемены во
внешней политике
Комб.
1
«Стратегия
ускорения»
социально-
экономического
развития.
Экономическая
реформа 1987 г.
Второй этап
экономической
реформы.
Обострение
экономической
ситуации, падение
производства и
уровня жизни.
Программа «500
дней»
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§43
42-43
(9-10)
Национальная
политика и подъем
национальных
движений. Распад
СССР
Комб.
1
«Стратегия
ускорения»
социально-
экономического
развития.
Экономическая
реформа 1987 г.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
§44
29
Второй этап
экономической
реформы.
Обострение
экономической
ситуации, падение
производства и
уровня жизни.
Программа «500
дней»
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
44
(11)
Наш край в середине
1980-х начале 1990-х
годов
Комб.
1
«Стратегия
ускорения»
социально-
экономического
развития.
Экономическая
реформа 1987 г.
Второй этап
экономической
реформы.
Обострение
экономической
ситуации, падение
производства и
уровня жизни.
Программа «500
дней»
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
Записи в
тетради.
Подготовиться
к контрольной
работе
45
(12)
Урок повторения и
контроля по теме:
«Политика
перестройки. Распад
СССР»
Обобщ.
1
Тест
Тема 5. Российская Федерация (21ч.)
30
46-47
(1-2)
Российская
экономика на пути
крынку
Комб.
1
социально-
экономического
развития.
Экономическая
реформа 1987 г.
Второй этап
экономической
реформы.
Обострение
экономической
ситуации, падение
производства и
уровня жизни.
Программа «500
дней»
Разработка новой
Конституции страны.
Политический
кризис 1993 г.
Конституция России
1993 г.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§45
48-49
(3-4)
Политическое
развитие Российской
Федерации в 1990-е
гг.
Комб.
1
«Стратегия
ускорения»
социально-
экономического
развития.
Экономическая
реформа 1987 г.
Второй этап
экономической
реформы.
Обострение
экономической
ситуации, падение
производства и
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§46
31
уровня жизни.
Программа «500
дней»
Разработка новой
Конституции
страны.
Политический
кризис 1993 г.
Конституция
России 1993 г.
Российская
многопартийность.
50-51
(5-6)
Межнациональные
отношения и
национальная
политика в 1990-е гг
Комб.
1
«Стратегия
ускорения»
социально-
экономического
развития.
Экономическая
реформа 1987 г.
Второй этап
экономической
реформы.
Обострение
экономической
ситуации, падение
производства и
уровня жизни.
Программа «500
дней»
Разработка новой
Конституции
страны.
Политический
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
С. 55-59;
подготовить
доклад
32
кризис 1993 г.
Конституция
России 1993 г.
Российская
многопартийность.
52-53
(7-8)
Духовная жизнь
страны в 1990-е гг.
Комб.
1
Народы и регионы
накануне и после
распада СССР.
Федеративный
договор.
Конституция о
принципах
федеративного
устройства.
Нарастание
противоречий
между Центром и
регионами. Военно-
политический
кризис в Чеченской
республике.
Исторические
условия
развития
культуры.
Литература.
Кинематограф.
Музыка. Театр.
Изобразительное
искусство. Средства
массовой
информации.
Российский спорт.
Традиционные
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§ 47
33
религии в
современной России
54-55
(9-10)
Геополитическое
положение и
внешняя политика в
1990-е гг.
Комб.
1
Новое место
России в мире.
Россия и Запад.
Россия и
Восток. Россия и
страны СНГ.
Результаты внешней
политики страны в
1990-е
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§48
56-57
(11-
12)
Политическая жизнь
России в начале
XXIв.
Комб.
1
Президент
В.
В.
Путин.
Укрепление
российской
государственно
сти.
Политические
реформы.
Обеспечение
гражданского
согласия и
единства
общества. Новые
государственные
символы России.
Усиление борьбы с
терроризмом.
Чеченская
проблема.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§49
34
Разработка новой
внешнеполитическ
ой
стратегии. Выборы.
Избрание
Президентом
России Д. А.
Медведева;
В.В.Путина
58
(13)
Экономика России в
начале XXIв.
Комб.
1
Экономические
реформы.
Экономика и
социальная сфера
страны в начале
XXI в. Россия и
мировой
экономический
кризис.
Ориентиры
инновационного
развития.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§50
59
(14)
Повседневная и
духовная жизнь
Комб.
1
Развитие
элементов
гражданского
общества.
Власть и СМИ.
Развитие науки,
образования и
культуры.
Достижения
российского спорта.
Власть и церковь.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
§51
35
сохранения мира на
Земле
60-61
(13-
14)
Внешняя политика
России в начале
XXIв.
Комб.
1
Новая
внешнеполитическа
я стратегия.
Усиление
борьбы с
терроризмом
Сирия.
Советско-
американские
отношения.
Отношения со
странами
ближнего
зарубежья,
ШОС,
Латинской
Америки.
Усиление позиций
России
на
международной
арене.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
§52
62-63
(15-
16)
Россия в 2008-2014
гг.
Комб.
1
Новая
внешнеполитическа
я стратегия.
Усиление
борьбы с
терроризмом
Сирия.
Советско-
американские
отношения.
Отношения со
странами
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
§53
36
ближнего
зарубежья,
ШОС,
Латинской
Америки.
Усиление позиций
России
на
международной
арене.
Земле
64-65
(17-
18)
Россия сегодня
Комб.
1
Новая
внешнеполитическа
я стратегия.
Усиление
борьбы с
терроризмом
Сирия.
Советско-
американские
отношения.
Отношения со
странами
ближнего
зарубежья,
ШОС,
Латинской
Америки.
Усиление позиций
России
на
международной
арене.
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
Записи в
тетради
66
(19)
Наш край с 1990-х
годов ХХ в. до
наших дней
Комб.
1
Характеризовать
изменения в
повседневной
жизни населения
России,
определяющие
структурировать текст
учебника, выделять в нём
главное и
создавать на его основе
таблицу
формировать
гуманистические и
демократические
ценности, уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
Записи в
тетради
37
достижения спорта.
Проводить обзор
текущей
информации
телевидения и
прессы о
внешнеполитическо
й
деятельности
руководителей
страны
народам и их ценностям,
понимание
необходимости
объединения усилий
всего мирового
сообщества для
сохранения мира на
Земле
67-68
(20-
21)
Урок повторения и
контроля по теме:
«Российская
Федерация»
Обобщ.
1
Тест
38
39