Напоминание

"Интегрированное обучение на уроках физики и информатики"


Автор: Голикова Светлана Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: РМ г Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированное обучение на уроках физики и информатики"
Раздел: среднее образование





Назад




«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что

преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

В.О. Ключевский

Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из

его

воспитанников

получатся

в

будущем

талантливые

люди,

настоящие

творцы.

Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей?

На этот счет есть много различных мнений педагогов: Л.В. Занкова,

В.Ф.Шаталова,

С.Н.

Лысенковой,

В.В.

Давыдова

и

Д.Б.

Эльконина,

В.К.Дьяченко.

Несомненно, одно: чем шире у ребенка будет диапазон возможностей

для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность

найти свое любимое занятие, и в то же время именно занятие любимым

делом дает человеку возможность раскрыть свой талант, проявить себя как

личность. Таким образом, обязательным условием воспитания одаренного

ребенка

является

решение

задачи

наиболее

полного

общего

развития

учащихся, под которыми надо понимать развитие его ума, воли, чувств.

Решить эту задачу силами, каких-либо отдельных дисциплин очень трудно.

Необходима

интеграция

учебных

предметов,

преподающихся

сейчас

отдельно и независимо друг от друга.

Психологи:

Л.

С.

Выготский,

Максимов

Л.

К.

,

Рубцов

В.

В.,

Якиманская

И.

С.

изучающие

процесс

обучения,

полагают,

что

при

интегрированном

обучении

сходство

идей

и

принципов

прослеживается

лучше, чем при обучении различных дисциплин в отдельности, так как при

этом

появляется

возможность

применения

получаемых

сведений

одновременно

в

различных

областях

теоретической,

практической

и

прикладной.

Интеграционные

процессы

в

образовании

явление

достаточно

сложное,

комплексное

и

многостороннее

по

разновидностям

своего

проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций.

Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное

представление об окружающем мире - связана с повышением умственной

активности учащихся.

Интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система,

которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что

она должна иметь различные уровни.

Интеграционные

процессы

проявляются

на двух

уровнях:

внутрипредметной, межпредметной, что существенно влияет как на отбор

содержания, так и на конкретные технологии учителя.

Рисунок 1.

Внутрипредметная

интеграция

- направлена

на

объединение

материала

в

крупные

блоки,

на

систематизирование

знаний

внутри

определенной дисциплины.

Межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов,

теорий,

методов

одной

учебной

дисциплины

при

изучении

другой.

Осуществленная

на

этом

уровне

систематизация

содержания

приводит

к

такому познавательному результату, как формирование целостной картины

мира в сознании учащихся. Это ведет к появлению качественно нового типа

знаний,

находящего

выражение

в

общенаучных

понятиях,

категориях,

подходах.

Межпредметная

интеграция

существенно

обогащает

внутрипредметную.

Интегративная

система

предполагает

равномерное,

равноправное

соединение родственных тем на уроках физики и информатики.

Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления

об

окружающем

мире,

т.е.

формирование

мировоззрения.

Рассмотрим

некоторые возможности при интегрированного построения на уроках физики

и

информатики,

позволяющие

качественно

решать

задачи

обучения

и

воспитания учащихся:

1.

Переход

от

внутрипредметных

связей

к

межпредметным

позволяют

ученику

переносить

способы

действий

с

одних

объектов

на

другие,

что

облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом

следует

помнить,

что

такой

переход

возможен

только

при

наличии

определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может

быть поверхностным и механическим.

Например: при изучении темы «Сила. Сила тяжести. Явление тяготения»,

учащиеся демонстрируют не только полученные знания на уроках физики, но

и информатики при выполнении заданий на компьютере.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов

активизирует

мыслительную

деятельность

школьника,

заставляет

искать

новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский

тип личности.

Даже простое перечисление некоторых проблем, исследуемых с помощью

компьютера,

дает

на

наш

взгляд,

представление

о

разнообразии

и

возможностях его применения на интегрированных уроках:

моделирование

действия

силы

на

различные

физические

тела

с

использованием текстового редактора Microsoft Word.

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих

школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от

цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

Например: на интегрированном уроке (физика+информатика) по теме «Сила.

Сила тяжести. Явление тяготения» учащиеся вспоминают, как работать с

мышкой,

закрытие

и

открытие

папок,

файлов,

а

также

закрепляют

полученные знания на уроке физики.

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают

или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении

различных предметов.

6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает

активизировать

учебно-познавательную

деятельность

учащихся,

способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

7.

Интеграция

учебного

материала

способствует

развитию

творческого

мышления

учащихся,

позволяет

им

применять

полученные

знания

в

реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания

культуры,

важным

средством

формирования

личностных

качеств,

направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

8. Интегрированные уроки должны быть предельно четкими, компактными,

продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного

мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают

успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной

предмет попадает в разряд нелюбимых.

Рассмотрим фрагмент интегрированного урока физики и информатики в 7

классе по теме: «Сила. Сила тяжести. Явление тяготения»

Целями данного урока являлись:

формирование

у

учащихся

понятия

силы,

обозначение

силы,

её

графическое изображение и познакомиться с первой силой - силой

тяжести и её проявлением;

отработка и закрепление умений учащихся изобразить силы и видеть

какие силы действуют на тело, и чем они образованы;

обеспечить

применение

практических

навыков

для

работы

с

программой,

папкой

и

файлом

открыть

программу,

открыть

файл,

папку.

Закрыть окно программы, сохраняя изменения в файле.

На этапе теоретического объяснения материала для введения понятия

предлагается экспериментальное задание, расчетная задача, презентация.

На этапе закрепления теоретических знаний по данной теме предлагался тест,

позволяющий еще раз вспомнить новые понятия.

Данный урок проводился одним учителем.

При интеграции создаются определенные шаблоны, схемы, на основе

которых практически все школьники могут достичь определенных успехов,

испытывать

радость

собственного

открытия,

пусть

даже

иногда

просто

воспроизвести похожий результат.

В современных условиях образование не может оставаться в стороне от

стремительных

процессов

научно-технического

прогресса,

усиления

интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики.

Наше

общество

находится

в

постоянном

развитии

и

через

систему

образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а,

следовательно, и к качеству образования:

- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов

деятельности,

-

к

интеллектуально-физическому

развитию

т.к.

доступ

к

технологиям

возможен только интеллектуально развитым людям,

- к способности мыслить и действовать творчески.

Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы,

интегрированные

уроки,

используя

компьютерные

технологии,

желание

педагогов

научить

видеть

мир

целым,

а

не

раздробленным

на

кусочки

маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят

применение в реальной окружающей действительности.

Давайте

поможем

ребенку

увидеть

красоту

и

целостность

окружающего

мира!



В раздел образования