Автор: Березовская Дарья Павловна
Должность: педагог дополнительного образованиия
Учебное заведение: МКУ ДО "Сэргэ"
Населённый пункт: г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Доклад
Тема: "Применение технологии наставничества в хореографическом коллективе"
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему «Применение технологии наставничества в
хореографическом коллективе»
Добрый день! Меня зовут Березовская Дарья Павловна, я являюсь
педагогом
дополнительного
образования
и
руководителем
студии
современной
хореографии
«Релиз»
в
учреждении
дополнительного
образования «Сэргэ».
Хочется отметить свою педагогическую карьеру. В 2017 году после
выпуска из ансамбля танца «Антураж» я начала свою педагогическую
деятельность в «Сэргэ» под наставничеством руководителя ансамбля –
Макушевой Натальи Александровны. В ходе совместной работы с детьми и
моем параллельном обучении в Иркутском областном колледже культуры, я
открыла для себя личностно-ориентированный подход в обучении, что в
дальнейшем помогло мне в работе с детьми и подтолкнуло на применение
технологии наставничества уже в собственном коллективе.
Как известно в дополнительном образовании посещение объединений
осуществляется по желанию. Дети и родители самостоятельно выбирают
себе педагога, который будет им наставником.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество можно рассматривать, как способ вдохновить на новое
дело, на участие
в
его
реализации
от
планирования
до
замещения
дефицитных компетенций в команде инициаторов.
Но наставничество нельзя рассматривать, как разовое мероприятие –
такое, как рассказ о своем опыте, проведение мастер-класса или лекции для
группы учеников, пусть даже небольшой. И если мы хотим получить
результат, то важно помнить, что он зависит от взаимных усилий наставника
и
сопровождаемого,
от
того,
насколько
последний
развивается
в
профессиональной или личностной сфере.
Применение
технологии
наставничества
«педагог-ребенок»
в
творческих объединениях применяется всегда, как на занятиях, так и на
массовых
мероприятиях
–
выступлениях,
конкурсах,
фестивалях.
Практический показ элементов, комбинаций и постановок педагогом
самостоятельно вызывает у детей мотивацию к самосовершенствованию,
чувство
гордости,
показывает
открытый
пример
исполнительской
и
актерской работы. Совместные номера педагога и детей, показ их перед
зрителями, открывает равенство между педагогом и обучающимися как
среди исполнителей. Ведь они несут одинаковую ответственность за
исполнение постановки.
Для успешной реализации модели наставничества предусматривается 4
формы наставничества: «Педагог - ребенок», «Ребенок - ребенок», «Педагог -
педагог», «Работодатель – педагог».
В своем выступлении хотела бы поделиться своим небольшим, но
успешным опытом внедрения технологии наставничества «ребенок-ребенок».
Наставничество «ребенок-ребенок» заключается во взаимодействии
обучающихся, при котором один из них находится на более высокой ступени
образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами,
позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Такая модель
наставничества лишена строгой субординации, дети общаются в свободной
форме.
В 2021 году я открыла собственное объединение – студию современной
хореографии «Релиз». В октябре мною было принято решение провести
пробные занятия ко дню учителя, с помощью инструмента наставничества
«дети учат детей», в которых обучающиеся старшей группы проводили
занятия у обучающихся младших групп. После проведения данных занятий
заметно
увеличилась
мотивация
обучающихся
младших
групп
к
образовательной деятельности, видя результат работы старшей группы всего
за пару месяцев. Дети начали стремиться и ровняться на старших. Старшая
группа, в свою очередь, обрела опыт методического объяснения элементов,
что помогло им в дальнейшем в образовательном процессе внутри группы.
Так же дети обрели уже новые лидерские качества.
Эта работа подтолкнула меня на внедрение в программу применения
данной технологии наставничества.
Мною были поставлены цели наставничества среди обучающихся:
выявление и воспитание "компетентных лидеров" среди обучающихся;
воспитание профессионалов в области хореографического искусства;
использование инструмента для реализации трека наставничества
«дети учат детей», где результатом являлись выступления на массовых
(концертных и воспитательных) мероприятиях.
Первое полугодие в новом объединении я посвятила организационному
этапу
–
выявление
наставников
и
наставляемых
через
личностно-
ориентированный подход и мониторинг. Проведя входной и промежуточный
контроль, выявила обучающихся с высокой успеваемостью и лидерскими
качествами. И уже во втором полугодии приступила к реализации
применения технологии.
Для того чтобы поставить задачу наставнику, мне необходимо выявить
сначала проблемы у тех, кто будет сопровождаться наставником, в этом
помогает применение личностно-ориентированного подхода и проведение
мониторинга. Наставляемым может быть пассивный, стеснительный ребенок,
у которого низкая мотивация к обучению, слабая социализация, ребенок,
демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или
проблемы с поведением, вяло принимающий участие в жизни детского
объединения. При этом наставник, как правило, это активный обучающийся
старшей ступени или группы, обладающий лидерскими и организаторскими
качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, лидер
группы.
Для каждого обучающегося на подобное развитие может уйти разное
время.
В моем объединение технология наставничества «ребенок-ребенок»
чаще практикуется на занятиях средней и старшей групп. В ходе занятий
перед детьми ставится задача отработать комбинации постановок или
комбинации классического танца у станка. Таким образом, дети развивают не
только лидерские качества, но и словарный запас, а также быстрее усваивают
и запоминают материал.
Применение данной технологии, где наставниками у обучающихся
средней группы выступают обучающиеся старшей группы, показало рост
мотивации к исполнительской и учебной деятельности. Дети средней группы
становятся раскрепощеннее среди старших, таким образом происходит
сплочение коллектива.
Хочется также отметить, что наблюдения и мониторинг показывают,
что посещаемость обучающихся средней группы в те дни, когда занятия им
проводят старшая группа – возрастает и дети приходят на занятие уже с
поднятым настроением и более замотивированные.
В будущем планируется внедрение данной технологии, где уже
обучающиеся средней группы будут проводить занятия у младших групп.
Актуальным направлением модернизации системы дополнительного
образования является духовно-нравственное воспитание, как одно из
основных средств культурного развития личности.
Задачи программы наставничества:
разработка и реализация мероприятий «дорожной карты», внедрения
целевой модели;
разработка и реализация индивидуальных программ наставничества;
Сегодня на детей обрушивается большое количество информации, им
сложно самостоятельно определиться с выбором будущей образовательной и
профессиональной траектории. Это порождает необходимость внешнего
сопровождения. Благодаря технологии наставничества «ребенок-ребенок»,
дети уже смогут определиться с тем, стоит ли им поступать на педагога-
хореографа. Ведь именно в эти моменты раскрывается их способность ладить
с детьми и умение объяснять тот или иной материал. Так, одна из
обучающихся моей студии приняла решение поступать на хореографа, а
данная технология помогает ей достичь результата. Также и я, в свою
очередь, выполняю свою роль наставника.
Проведя мониторинги за первый год обучения и первое полугодие
второго года, можно отметить, что у обучающихся выросла успеваемость.
Дети
в
первом
году
обучения
достигали
желаемых
результатов
в
большинстве только к концу года, в то время как уже к концу первого
полугодия
второго
года,
мы
можем
наблюдать
значительный
рост
показателей обучающихся. Это дает сделать вывод о том, что благодаря
применению технологии, быстрее, а главное качественнее выполняется план
программы.
Так же проводя наблюдение и анализ взаимоотношений внутри
коллектива,
хочется
отметить,
что
старшие
группы
стала
более
ответственные в отношении младших. Так, во время концертов, где
задействованы несколько групп объединения, я уже могу положиться на
старшие группы в помощи наблюдения и организации младших.
Благодаря
мониторингу
также
хочется
отметить
сохранность
контингента объединения. В прошлом учебном году на конец года
сохранность контингента составила 61%, где основная часть обучающихся
покинула объединение после первого полугодия. На данный момент
сохранность контингента составляет 88%. Поэтому, можно сделать вывод о
том, что благодаря применению технологии, повышается заинтересованность
детей в обучении, отсюда и сохранность контингента.
В начале первого года обучения у меня было 3 группы и 67 детей на
начало года, а уже во втором году обучения 4 группы и 93 ребенка на начало
года.
Применение
технологии
наставничества
в
хореографическом
коллективе на собственном опыте показывает так же высокий уровень
исполнительства обучающихся. Так, на второе полугодие первого года
обучения в копилке студии были дипломы Лауретов 1,2 и 3 степени, но не
обошлось и без званий Дипломантов от участия в дистанционных конкурсах
и фестивалях различных уровней. К концу года, объединение уже получило
номинацию «Творческий коллектив года». Уже в начале второго года
обучения, студия стала Лауреатами на различных конкурсах и фестивалях, а
во втором полугодии, мы приняли участие в очном Республиканском
фестивале, где все группы получили Лауреатов 1 степени и высшую награду
фестиваля – Гран-при в хореографии. Все это несомненно повышает спрос
среди родителей и детей на объединение.
Исходя из всего вышесказанного могу смело сказать, что применение
данной
технологии
влияет
только
положительно
на
развитие
хореографического коллектива.