Напоминание

"Применение технологии наставничества в хореографическом коллективе"


Автор: Березовская Дарья Павловна
Должность: педагог дополнительного образованиия
Учебное заведение: МКУ ДО "Сэргэ"
Населённый пункт: г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Доклад
Тема: "Применение технологии наставничества в хореографическом коллективе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему «Применение технологии наставничества в

хореографическом коллективе»

Добрый день! Меня зовут Березовская Дарья Павловна, я являюсь

педагогом

дополнительного

образования

и

руководителем

студии

современной

хореографии

«Релиз»

в

учреждении

дополнительного

образования «Сэргэ».

Хочется отметить свою педагогическую карьеру. В 2017 году после

выпуска из ансамбля танца «Антураж» я начала свою педагогическую

деятельность в «Сэргэ» под наставничеством руководителя ансамбля –

Макушевой Натальи Александровны. В ходе совместной работы с детьми и

моем параллельном обучении в Иркутском областном колледже культуры, я

открыла для себя личностно-ориентированный подход в обучении, что в

дальнейшем помогло мне в работе с детьми и подтолкнуло на применение

технологии наставничества уже в собственном коллективе.

Как известно в дополнительном образовании посещение объединений

осуществляется по желанию. Дети и родители самостоятельно выбирают

себе педагога, который будет им наставником.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,

формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное

взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставничество можно рассматривать, как способ вдохновить на новое

дело, на участие

в

его

реализации

от

планирования

до

замещения

дефицитных компетенций в команде инициаторов.

Но наставничество нельзя рассматривать, как разовое мероприятие –

такое, как рассказ о своем опыте, проведение мастер-класса или лекции для

группы учеников, пусть даже небольшой. И если мы хотим получить

результат, то важно помнить, что он зависит от взаимных усилий наставника

и

сопровождаемого,

от

того,

насколько

последний

развивается

в

профессиональной или личностной сфере.

Применение

технологии

наставничества

«педагог-ребенок»

в

творческих объединениях применяется всегда, как на занятиях, так и на

массовых

мероприятиях

выступлениях,

конкурсах,

фестивалях.

Практический показ элементов, комбинаций и постановок педагогом

самостоятельно вызывает у детей мотивацию к самосовершенствованию,

чувство

гордости,

показывает

открытый

пример

исполнительской

и

актерской работы. Совместные номера педагога и детей, показ их перед

зрителями, открывает равенство между педагогом и обучающимися как

среди исполнителей. Ведь они несут одинаковую ответственность за

исполнение постановки.

Для успешной реализации модели наставничества предусматривается 4

формы наставничества: «Педагог - ребенок», «Ребенок - ребенок», «Педагог -

педагог», «Работодатель – педагог».

В своем выступлении хотела бы поделиться своим небольшим, но

успешным опытом внедрения технологии наставничества «ребенок-ребенок».

Наставничество «ребенок-ребенок» заключается во взаимодействии

обучающихся, при котором один из них находится на более высокой ступени

образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами,

позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Такая модель

наставничества лишена строгой субординации, дети общаются в свободной

форме.

В 2021 году я открыла собственное объединение – студию современной

хореографии «Релиз». В октябре мною было принято решение провести

пробные занятия ко дню учителя, с помощью инструмента наставничества

«дети учат детей», в которых обучающиеся старшей группы проводили

занятия у обучающихся младших групп. После проведения данных занятий

заметно

увеличилась

мотивация

обучающихся

младших

групп

к

образовательной деятельности, видя результат работы старшей группы всего

за пару месяцев. Дети начали стремиться и ровняться на старших. Старшая

группа, в свою очередь, обрела опыт методического объяснения элементов,

что помогло им в дальнейшем в образовательном процессе внутри группы.

Так же дети обрели уже новые лидерские качества.

Эта работа подтолкнула меня на внедрение в программу применения

данной технологии наставничества.

Мною были поставлены цели наставничества среди обучающихся:

выявление и воспитание "компетентных лидеров" среди обучающихся;

воспитание профессионалов в области хореографического искусства;

использование инструмента для реализации трека наставничества

«дети учат детей», где результатом являлись выступления на массовых

(концертных и воспитательных) мероприятиях.

Первое полугодие в новом объединении я посвятила организационному

этапу

выявление

наставников

и

наставляемых

через

личностно-

ориентированный подход и мониторинг. Проведя входной и промежуточный

контроль, выявила обучающихся с высокой успеваемостью и лидерскими

качествами. И уже во втором полугодии приступила к реализации

применения технологии.

Для того чтобы поставить задачу наставнику, мне необходимо выявить

сначала проблемы у тех, кто будет сопровождаться наставником, в этом

помогает применение личностно-ориентированного подхода и проведение

мониторинга. Наставляемым может быть пассивный, стеснительный ребенок,

у которого низкая мотивация к обучению, слабая социализация, ребенок,

демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или

проблемы с поведением, вяло принимающий участие в жизни детского

объединения. При этом наставник, как правило, это активный обучающийся

старшей ступени или группы, обладающий лидерскими и организаторскими

качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, лидер

группы.

Для каждого обучающегося на подобное развитие может уйти разное

время.

В моем объединение технология наставничества «ребенок-ребенок»

чаще практикуется на занятиях средней и старшей групп. В ходе занятий

перед детьми ставится задача отработать комбинации постановок или

комбинации классического танца у станка. Таким образом, дети развивают не

только лидерские качества, но и словарный запас, а также быстрее усваивают

и запоминают материал.

Применение данной технологии, где наставниками у обучающихся

средней группы выступают обучающиеся старшей группы, показало рост

мотивации к исполнительской и учебной деятельности. Дети средней группы

становятся раскрепощеннее среди старших, таким образом происходит

сплочение коллектива.

Хочется также отметить, что наблюдения и мониторинг показывают,

что посещаемость обучающихся средней группы в те дни, когда занятия им

проводят старшая группа – возрастает и дети приходят на занятие уже с

поднятым настроением и более замотивированные.

В будущем планируется внедрение данной технологии, где уже

обучающиеся средней группы будут проводить занятия у младших групп.

Актуальным направлением модернизации системы дополнительного

образования является духовно-нравственное воспитание, как одно из

основных средств культурного развития личности.

Задачи программы наставничества:

разработка и реализация мероприятий «дорожной карты», внедрения

целевой модели;

разработка и реализация индивидуальных программ наставничества;

Сегодня на детей обрушивается большое количество информации, им

сложно самостоятельно определиться с выбором будущей образовательной и

профессиональной траектории. Это порождает необходимость внешнего

сопровождения. Благодаря технологии наставничества «ребенок-ребенок»,

дети уже смогут определиться с тем, стоит ли им поступать на педагога-

хореографа. Ведь именно в эти моменты раскрывается их способность ладить

с детьми и умение объяснять тот или иной материал. Так, одна из

обучающихся моей студии приняла решение поступать на хореографа, а

данная технология помогает ей достичь результата. Также и я, в свою

очередь, выполняю свою роль наставника.

Проведя мониторинги за первый год обучения и первое полугодие

второго года, можно отметить, что у обучающихся выросла успеваемость.

Дети

в

первом

году

обучения

достигали

желаемых

результатов

в

большинстве только к концу года, в то время как уже к концу первого

полугодия

второго

года,

мы

можем

наблюдать

значительный

рост

показателей обучающихся. Это дает сделать вывод о том, что благодаря

применению технологии, быстрее, а главное качественнее выполняется план

программы.

Так же проводя наблюдение и анализ взаимоотношений внутри

коллектива,

хочется

отметить,

что

старшие

группы

стала

более

ответственные в отношении младших. Так, во время концертов, где

задействованы несколько групп объединения, я уже могу положиться на

старшие группы в помощи наблюдения и организации младших.

Благодаря

мониторингу

также

хочется

отметить

сохранность

контингента объединения. В прошлом учебном году на конец года

сохранность контингента составила 61%, где основная часть обучающихся

покинула объединение после первого полугодия. На данный момент

сохранность контингента составляет 88%. Поэтому, можно сделать вывод о

том, что благодаря применению технологии, повышается заинтересованность

детей в обучении, отсюда и сохранность контингента.

В начале первого года обучения у меня было 3 группы и 67 детей на

начало года, а уже во втором году обучения 4 группы и 93 ребенка на начало

года.

Применение

технологии

наставничества

в

хореографическом

коллективе на собственном опыте показывает так же высокий уровень

исполнительства обучающихся. Так, на второе полугодие первого года

обучения в копилке студии были дипломы Лауретов 1,2 и 3 степени, но не

обошлось и без званий Дипломантов от участия в дистанционных конкурсах

и фестивалях различных уровней. К концу года, объединение уже получило

номинацию «Творческий коллектив года». Уже в начале второго года

обучения, студия стала Лауреатами на различных конкурсах и фестивалях, а

во втором полугодии, мы приняли участие в очном Республиканском

фестивале, где все группы получили Лауреатов 1 степени и высшую награду

фестиваля – Гран-при в хореографии. Все это несомненно повышает спрос

среди родителей и детей на объединение.

Исходя из всего вышесказанного могу смело сказать, что применение

данной

технологии

влияет

только

положительно

на

развитие

хореографического коллектива.



В раздел образования