Автор: Баринова Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 25 " Ягодка"
Населённый пункт: г. Бор Нижегородская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Использование песочной терапии на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми
Раздел: дошкольное образование
Мастер -класс
Использование песочной терапии на подгрупповых и
индивидуальных занятиях с детьми.
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной
терапии в коррекционно-развивающей работе.
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.
Задачи: Способствовать развитию интереса к данной методике и
введению её в практическую деятельность.
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хотела бы
начать отрывком из стихотворения Т. Грабенко :
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
1. Что же такое песочная терапия — это способ общения с миром и
с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения.
Песок - это натуральный материал, он не только наполняет
природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную
энергию. Песок благотворно влияет на интеллектуальное и
эмоциональное развитие не только ребенка, но и взрослого.
Песочная терапия – один из удивительных методов терапии,
которая представляет собой невербальную форму психотерапии.
Это уникальный способ снятия внутреннего напряжения, что
позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути
развития.
2. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом
Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Быть может, естественная потребность человека «возиться» с
песком, и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.
В настоящее время песочная терапия получила широкую
известность, и её применение остаётся привлекательным для
многих специалистов.
Работая с песком показывает, что использование песочной
терапии даёт положительные результаты.
гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет,
тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время
игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться
вновь.
Все игры с песком условно можно разделить по трем
направлениям:
• Обучающие (облегчают процесс обучения);
• Познавательные (с их помощью познается многогранность
нашего мира);
• Проективные (через них осуществляется психологическая
диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Что нужно для песочной терапии?
Песочный стол , песок, фигурки людей, животных, ракушки ,
кристалы, трубочки.
3.А теперь я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и
опустить руки. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Многие
из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек,
лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и
отдохнуть. Оказавшись там вы с удовольствием водите ладонью по
песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли
появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы
с вами посмотрим на возможности песочницы, и познакомимся с
приёмами данной технологии. Попробуем использовать некоторые
игры с песком.
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Уважаемые коллеги, педагоги приглашаю вас принять участие.
Правила игры:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
1)Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите
ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем
тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения,
ассоциации у вас вызывает песок?
2)Погладьте песок между ладоней.
3)Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это
способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно,
активизирует умственную деятельность.
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а
нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на
песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло
дарит. (Солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у
небесной речки. (облака)
Как над речкой над рекой появился вдруг цветной чудо мостик
подвесной, (радуга).
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (речка).
На лугу растёт она высока и зелена ( трава)
На заключительном этапе своей работы я использую игры и
упражнения более сложной направленности такие
как «Путешествия в сказочный город», «Угадай что спрятано в
песке», «Город в котором мы живём».
И следующее упражнение называется:
«Построение мира на песке».
Сейчас я вас хочу попросить выбрать понравившиеся игрушки,
камешки ракушки и т. д. Построить свой мир на песке, дать
название, рассказать о жителях вашего мира, что они любят и чем
они занимаются.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы
пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний,
опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе
нового.А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и
скажем, СПАСИБО!