Автор: Чернышова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 61
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями на примере средней группы"
Раздел: дошкольное образование
Уважаемые коллеги! Я воспитатель средней группы! Хочу поделиться с
вами опытом своей работы в детском саду, какие современные подходы
используем для организации взаимодействия детского сада и семьи.
Хотелось бы начать выступление с таких слов:
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов
детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип
взаимопроникновения двух социальных институтов…
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений
ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого
такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего
закономерности формирования будущего человека.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Проблема взаимодействия с родителями является наиболее актуальной на
сегодняшний день. Все родители разные и к ним, как и к детям нужен особый
подход.
Растут дети, и вместе с ними растут родители: соответственно,
целесообразно поменять стиль общения, скорректировать требования,
учитывать индивидуальные особенности родителей. И вот в процессе работы
у нас возник вопрос «Как научить этому отцов и матерей?». Для решения
этой задачи я используем разнообразные формы
работы с родителями такие как:
родительские собрания, консультации, беседы,
оформление стендов и папок-передвижек,
индивидуальные формы работы.
Например, родительское собрание я провожу для повышения педагогической
культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют
не только родители, но и специалисты детского сада (администрация,
педагог-психолог, учитель-логопед). Кроме того, эта форма позволяет
установить доверительные отношения между педагогами и родителями.
Я например на первом собрание люблю проводить тренинговые упражнения
это позволяет снять напряжение и узнать друг друга лучше
Например «Клубочек».
Воспитатель держит в руках клубочек и предлагает родителям немного
рассказать о себе, о том, что они ждут от детского сада, какие пожелания
воспитателям они хотели бы озвучить. Сначала воспитатель говорит о себе,
наматывают на палец нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок
возвращается обратно к вам, получается замкнутый круг.
И вот каждый из нас соединён ниточкой и не просто ниточкой, а нитью,
которая нас будет связывать на протяжении 5 лет. Наша нить должна быть
настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших
детей! Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо
забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в
помощь родителям. Вот мы познакомились! После уже можно переходить др
вопросам!
Индивидуальные беседы я провожу для оказания родителям своевременной
помощи по тому или иному вопросу воспитания. Для нас это одна из
наиболее доступных форм установления связи с семьей на данный момент.
Беседу я применяю, как самостоятельную форму, так и в сочетании с
другими методами, например, часть вечера вопросов и ответов.
Анкетирование, как один из распространенных методов диагностики, мы
используем с целью изучения семьи, выяснения образовательных
потребностей родителей, установления контакта с её членами, для
согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Помимо вербальных форм работы с родителями, в своей работе я использую
наглядно-информационные формы взаимодействия с семьей.
Именно информационные стенды являются частью ознакомления родителей
с различными аспектами воспитательно-образовательного процесса. При
подборе информационных материалов мы используем интересные статьи,
красочные иллюстрации. Материал на данных стендах я обновляю 2 раза в
месяц с целью привлечения родителей к взаимодействию.
Также в нашей раздевалке действует выставочный стенд, где размещаются
творческие работы детей, красочные панно, коллективные работы,
достижения воспитанников. Наши родители принимают активное участие в
тематических выставках, организованных в группе.
Папки-передвижки еще одна из форм взаимодействия с родителями, которую
мы активно используем в своей работе. Размер папки-передвижки я делаю
компактными, обязательно присутствует титульный лист с названием папки.
Количество листов в ограничено, но я стараюсь делать не более 6, для более
эффективного ознакомления родителей с информацией. Папку-передвижку
мы делаем по конкретному запросу, например, безопастность на дороге, тем
самым создаём мотивацию у родителей к изучению данной темы.
Также в своей работе я используем чаттер, как средство обмена
сообщениями в сети Интернет в режиме реального времени. Предлагаем
родителям консультации и рекомендации для изучения онлайн. Еще мне
очень помогло привлечь внимание родителей к совместной работе создание
видео родиков, раз в неделю я скидываю в чат видео о проделанной работе с
детьми за неделю!
Так же мне очень помогло награждение детей! Например каждую осень
весну и зиму в дет саду проходят выставочные конкурсы! И мы просим
принести поделки и за частую это просто игнорируется …. И я решила
награждать детей то есть все кто принесли поделки отмечаются после
провидится голосование тут уже на ваше усмотрение можно его провести в
чате можно просто приклеить номерки и в раздевалке поставить урну для
сбора голосов! Могу сказать что после первого награждение отметила что к
следующему конкурсу участвовало в 2 раза больше родителей и детей!
В процессе профессиональной деятельности я могу уже сказать об
эффективности проводимой в нашей группе работы с родителями, о чем
свидетельствует:
Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного
процесса с детьми;
Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности
ребенка, его внутреннего мира;
Стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;
Размышление родителей о правильности использования тех или иных
методов воспитания;
Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций,
решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Надеюсь, что предложенные формы взаимодействия с семьей станут вашими
верными помощниками, которые помогут установить доверительные связи с
родителями воспитанников и сделать их активными участниками
образовательного процесса.
Спасибо за внимание!