Автор: Дунаева Ольга Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "ЦРР - ПРИГОРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ САД"
Населённый пункт: Воронежская обл., Калачеевский район, п. Пригородный
Наименование материала: Консульиация
Тема: Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ здорового образа жизни у
детей дошкольного возраста
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный
возраст
является
решающим
в
формировании
фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек
проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении
последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, отношение к себе и
окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний
и практических навыков здорового образа жизни, осознанную
потребность в систематических занятий физической культурой и
спортом
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную
деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение
здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться
уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном
учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление
здоровья.
Основой
являются
еженедельные
познавательные,
физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная
деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении
является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении
своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание
воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям
развития
ребенка,
отобрать
современные
программы,
обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к
ценностям здорового образа жизни. Я хочу выделить основные
компоненты здорового образа жизни:
1.Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно
обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное
распределение
времени
и
последовательность
различных
видов
деятельности и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней
жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического
портрета»
ребенка,
тем
в
лучших
условиях
окажутся
его
физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и
настроении.
2.Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль
питания,
когда
формируется
пищевой
стереотип,
закладываются
типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от
правильно организованного питания в детском возрасте во многом
зависит состояние здоровья.Оно оказывает самое непосредственное
влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка,
повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В
связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в
выходные
и
праздничные
дни
родителям
над
рекомендовать
придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном
учреждении.
3.Рациональная двигательная активность. Культура здоровья и
культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка.
Активная
двигательная
деятельность,
помимо
положительного
воздействия
на
здоровье
и
физическое
развитие,
обеспечивает
психоэмоциональный
комфорт
ребенка. Двигательная
культура
дошкольников начинается с формирования структуры естественных
движений и развития двигательных способностей, создания условий для
творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях,
формирования двигательного воображения, способности эмоционально
переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры
являются:
Воспитание
у
детей
осознанного
отношения
к
выполнению
двигательных действий.
Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе
освоения двигательного опыта.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает
знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности,
овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также
происходит
развитие
творческой
деятельности
ребенка,
его
познавательных
способностей,
волевых
качеств,
эмоциональной
сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в
частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка,
занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе
являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении.
Не должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная
физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и
управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен
веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает
ребенку массу позитивных эмоций.
4.Закаливание организма
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных
задач. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно
положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его
систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным
заболеваниям,
и,
в
первую
очередь,
простудного
характера,
вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие
колебания
различных
факторов
внешней
среды,
повышается
выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. .
Психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во
многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Поэтому
необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье
дошкольника,
обеспечивающее
гуманное
отношение
к
детям
и
индивидуальный
подход
с
учетом
их
личных
особенностей,
психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в
детском саду.
Касательно
психологической
обстановки
в
дошкольном
возрасте
значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в
дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой
психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько
ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен,
насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок
знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить
все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и
тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
6. Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными
и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и
возможно более ранним их введением. Важно, чтобы малыш усвоил, что
в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех
частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь
содержать в чистоте. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому
индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой
платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Нужно подводить детей к
пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для
охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу
жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим
необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную
на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-
образовательных,
оздоровительных
и
лечебно-профилактических
мероприятий по разным возрастным ступеням.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к
здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша
работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их
участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они
являются самым ярким примером для своих детей.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном
и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у
малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к
здоровью окружающих.