Авторы: Даутов Айдар Ильдарович, Кузьмин Николай Александрович
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ
КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ
КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ
ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ
Аннотация.
В данной статье рассмотрены теоретические основы
координационных
способностей
спортсменов,
основные
методы
совершенствования координационных способностей, изучены особенности
организма
юных
спортсменов.
Результативность
соревновательной
деятельности баскетболисток в значительной мере связана с уровнем развития
ведущих двигательно-координационных качеств, в связи с этим, выявлена и
обоснована
значимость
методов
в
совершенствовании
технической
подготовленности
юных
баскетболисток.
Предлагаются
результаты
исследования и их обсуждение, как изменяются исследуемые показатели юных
баскетболисток
контрольной
и
экспериментальной
групп
за
период
эксперимента. Полученные результаты исследования дополняют представления
о динамике физической и технико-тактической подготовленности юных
баскетболисток под воздействием применяемых комплексов координационных
упражнений в тренировочном процессе.
Использование
разработанной
методики
специальной
физической
подготовки юных баскетболисток с направленностью на развитие координации
движений
повышает
их
координационные
способности
и
техническое
мастерство.
Актуальность.
Современный
баскетбол
связан
с
высокой
интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением
внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-
моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных
ощущений,
пространства
и
времени
восприятия
различных
движений.
Эффективное
выполнение
игровых
действий,
технических
приемов
и
тактических комбинаций на протяжении одной игры основано на высоком
уровне развития общих и специальных физических качеств, что связано с
предъявлением высоких требований к координационным способностям и
вестибулярной устойчивости баскетболисток [2, 3].
Результативность
соревновательной
деятельности
баскетболисток
в
значительной мере
связана
с уровнем развития
ведущих
двигательно-
координационных качеств, совершенствование которых осуществляется через
тренировку вестибулярного аппарата. Одним из эффективных способов
повышения вестибулярной устойчивости является специальная физическая
тренировка [1, 2].
В связи с этим, проблема разработки эффективных методик специальной
физической
тренировки
баскетболисток
с
целью
повышения
их
координационных способностей весьма актуальна
Целью
исследования
является
разработать
методику
специальной
физической подготовки для повышения координационных способностей юных
баскетболисток.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие
задачи:
1.Выявлен
исходный
уровень
физической
и
технико-тактической
подготовленности баскетболисток 14-15 лет.
2.Разработана и экспериментально проверена эффективность методики
специальной
физической
подготовки
для
повышения
координационных
способностей юных баскетболисток.
3.Определены изменения двигательных качеств и технико-тактического
уровня баскетболисток контрольной и экспериментальной групп за период
педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие
методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, педаго-
гический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось в группе Т(СС)-5 обучения в МБУ «СШ
УНИКС-ЮНИОР» г.Казань (тренер Князев В.А.).
К исследованию были привлечены 20 девушек 14-15 лет – по 10 человек в
экспериментальной и контрольной группах.
В экспериментальной группе на тренировочных занятиях применялась
специальная программа упражнений с различным уровнем координационной
сложности. Контрольная группа занималась по программе СШ.
В качестве контрольных испытаний мы использовали следующие тесты.
1.
Определение вестибулярной устойчивости (проба Ромберга).
2.
Тесты по
физической
подготовленности: челночный бег
6х5м,
челночный бег «9-3-6-3-9 м».
3. Тесты технической подготовленности:
1)
Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку
в прямоугольник 2х3м, размещенный у боковой линии, с предварительной
передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)
2)
Подача в прыжке на точность. Дается 10 попыток.
3)
Н/удар в зависимости от открытой зоны. Блок появляется в момент
отталкивания
нападающего
игрока.
Дается
10
попыток.
Учитывается
количество правильного выполненных заданий и точность полета мяча.
4)
Бег по периметру одной стороны площадки против часовой
стрелки. Набивные мячи № 1, 2, 3 лежат на линии нападения: №1 и 3 – на
расстоянии 1м от боковой линии, №2 – в середине. Две скамейки стоят
перпендикулярно сетки. Старт – из зоны 1 из положения упор присев, кувырок
вперед, рывок до набивного мяча №1; взять мяч, разбег для нападающего удара
и бросок двумя руками через сетку в зону нападения; перепрыгнуть через
скамейку, рывок к мячу №2 и далее те же действия, что и в начале теста. После
броска №3 через сетку – падение (перекат на грудь-живот, бедро, спину) и
финиширование бегом спиной вперед вдоль боковой линии до лицевой.
Оценивается время перемещения в секундах.
В начале исследования юные баскетболистки экспериментальной и
контрольной групп имели относительно равные средние результаты по всем по-
казателям тестирования.
В течение 8 месяцев на тренировочных занятиях в экспериментальной
группе
мы
применяли
комплексы
упражнений
с
различным
уровнем
координационной сложности. При разработке методики занятий с применением
комплексов упражнений с различным уровнем координационной сложности
учитывалось наиболее оптимальное сочетание координационных упражнений с
упражнениями, связанными с освоением технических приемов. Была сделана
попытка смоделировать условия, в которых они применяются.
Отличительной особенностью предлагаемой методики занятий явились
комплексы упражнений, построенные с учетом основных технико-тактических
действий баскетболисток.
Комплексы
упражнений
с
различным
уровнем
координационной
сложности менялись через две недели. Комплексные упражнения, включающие
бег, перекаты, упражнения на равновесие и координацию движений были
направлены на совершенствование основных технико-тактических действий.
В заключительной части каждой тренировки проводились подвижные
игры
и
эстафеты,
способствующие
развитию
чувства
пространства
и
координации движении; способствующие развитию точности движений
В конце педагогического эксперимента мы провели повторное исследова-
ние показателей вестибулярной устойчивости, двигательных качеств и технико-
тактической подготовленности баскетболисток 14-15 лет с последующей мате-
матической обработкой.
В экспериментальной группе отмечено улучшение показателей, определя-
ющих устойчивость спортсменов при сохранении равновесия (проба Ромберга,
Р<0,05), результаты увеличились с 14,25+0,8 до 19,75+1,05 с. В контрольной
группе эти изменения не существенны (рис. 1).
проба Ромберга
0
5
10
15
20
25
30
35
40
38,6
19,6
экспериментальная
группа
контрольная группа
Рис. 1. Прирост показателей вестибулярной устойчивости (проба Ромбер-
га) юных баскетболисток экспериментальной и контрольной групп за период
исследования (%)
В «беге 6х5 м» в экспериментальной группе результат уменьшился на
0,15с., что составило 1,34% (рис.2). В контрольной группе результат
положительно изменился на 0,05 с., т.е. прирост составил 0,45%, что почти в 3
раза меньше, чем в первой группе. Разница в показателях между группами
является достоверной (P>0,05).
Средний результат в «челночном беге 9-3-6-3-9» у экспериментальной
группы уменьшился на 0,19 с., что соответствует 1,98%, а в контрольной группе
0,11 с. (1,14%).
челночный бег 6х5 м
челночный бег 9-3-6-3-9 м
0
1
2
3
4
1,34
1,98
0,45
1,14
экспериментальная
контрольная группа
Рис.2. Прирост показателей двигательных качеств баскетболисток экспе-
риментальной и контрольной групп за исследуемый период (%)
Специальные
комплексы
упражнений
с
различным
уровнем
координационной сложности способствуют повышению уровня технико-
тактических действий баскетболисток. В экспериментальной группе отмечено
повышение следующих статистически значимых показателей:
- передача мяча двумя руками сверху в прыжке на точность повысилась с
2,1±0,26 до 4,7±0,32 (кол-во раз);
-
бег по периметру одной стороны площадки против часовой стрелки
улучшился с 23,95 ±0,3 до 22,85 ±0,25 (секунды);
-
н/удар в зависимости от открытой зоны возрос с 2,2±0,2 до
5,1±0,22;
-
подача в прыжке на точность выросла с 1,6±0,25 до 3,4±0,32 (кол-
во раз).
Различия между показателями статистически достоверны при уровне зна-
чимости (Р<0,05).
В результате сравнительного анализа полученных результатов можно сде-
лать вывод, что к окончанию эксперимента, юные баскетболистки эксперимен-
тальной группы имели более высокий уровень развития координационной под-
готовленности, чем их сверстницы.
Повышение уровня физической подготов-
ленности у баскетболисток в значительной мере способствует быстрому и
успешному процессу обучения техническим приемам баскетбола.
тест 1
тест 2
тест 3
тест 4
0
10
20
30
40
50
60
70
80
76
87,5
68,2
4,8
22
26,6
48
1,6
экспериментальная
контрольная группа
Рис.3. Изменение результатов технической подготовленности баскетболи-
сток контрольной и экспериментальной групп за исследуемый период (%)
Использование
акробатической
подготовки
способствует
развитию
координационных способностей баскетболисток, особенно ориентации в
пространстве и выполнению сложных двигательных действий.
Все это указывает на эффективность предлагаемой нами методики заня-
тий.
Таким
образом,
результаты,
полученные
в
ходе
педагогического
эксперимента, подтвердили эффективность разработанной нами методики
занятий
с применением комплекса упражнений с различным уровнем
координационной сложности у юных баскетболисток. Было установлено, что
повышение вестибулярной устойчивости, развитие и совершенствование
физических качеств (скоростные способности) с применением данной методики
дают существенный положительный результат. Обучение технико-тактическим
действиям
с
одновременным
развитием
координационных
способностей
заметно повышает у баскетболисток уровень психофизиологических функции:
точность воспроизведения пространственных и силовых параметров, быстроту
и точность двигательных реакций.
Список литературы
1.
Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М:
Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.
2.
Лях,
В.
И.
Сенситивные
периоды
развития
координационных
способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры,
1987. - № 2. - С. 56-58.
3.
Староста,
В.
Сенситивные
периоды
в
развитии
двигательных
координационных способностей у юных спортсменов / В. Староста, П.
Хиртц,
Т.
Павлова-Староста
//
Физическая
культура:
воспитание,
образование, тренировка: науч.-метод, журнал. - 2000. -№ 2. С. 28-29.