Напоминание

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ


Авторы: Даутов Айдар Ильдарович, Кузьмин Николай Александрович
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ

КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ

КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ

ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ

Аннотация.

В данной статье рассмотрены теоретические основы

координационных

способностей

спортсменов,

основные

методы

совершенствования координационных способностей, изучены особенности

организма

юных

спортсменов.

Результативность

соревновательной

деятельности баскетболисток в значительной мере связана с уровнем развития

ведущих двигательно-координационных качеств, в связи с этим, выявлена и

обоснована

значимость

методов

в

совершенствовании

технической

подготовленности

юных

баскетболисток.

Предлагаются

результаты

исследования и их обсуждение, как изменяются исследуемые показатели юных

баскетболисток

контрольной

и

экспериментальной

групп

за

период

эксперимента. Полученные результаты исследования дополняют представления

о динамике физической и технико-тактической подготовленности юных

баскетболисток под воздействием применяемых комплексов координационных

упражнений в тренировочном процессе.

Использование

разработанной

методики

специальной

физической

подготовки юных баскетболисток с направленностью на развитие координации

движений

повышает

их

координационные

способности

и

техническое

мастерство.

Актуальность.

Современный

баскетбол

связан

с

высокой

интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением

внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-

моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных

ощущений,

пространства

и

времени

восприятия

различных

движений.

Эффективное

выполнение

игровых

действий,

технических

приемов

и

тактических комбинаций на протяжении одной игры основано на высоком

уровне развития общих и специальных физических качеств, что связано с

предъявлением высоких требований к координационным способностям и

вестибулярной устойчивости баскетболисток [2, 3].

Результативность

соревновательной

деятельности

баскетболисток

в

значительной мере

связана

с уровнем развития

ведущих

двигательно-

координационных качеств, совершенствование которых осуществляется через

тренировку вестибулярного аппарата. Одним из эффективных способов

повышения вестибулярной устойчивости является специальная физическая

тренировка [1, 2].

В связи с этим, проблема разработки эффективных методик специальной

физической

тренировки

баскетболисток

с

целью

повышения

их

координационных способностей весьма актуальна

Целью

исследования

является

разработать

методику

специальной

физической подготовки для повышения координационных способностей юных

баскетболисток.

Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие

задачи:

1.Выявлен

исходный

уровень

физической

и

технико-тактической

подготовленности баскетболисток 14-15 лет.

2.Разработана и экспериментально проверена эффективность методики

специальной

физической

подготовки

для

повышения

координационных

способностей юных баскетболисток.

3.Определены изменения двигательных качеств и технико-тактического

уровня баскетболисток контрольной и экспериментальной групп за период

педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие

методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, педаго-

гический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось в группе Т(СС)-5 обучения в МБУ «СШ

УНИКС-ЮНИОР» г.Казань (тренер Князев В.А.).

К исследованию были привлечены 20 девушек 14-15 лет – по 10 человек в

экспериментальной и контрольной группах.

В экспериментальной группе на тренировочных занятиях применялась

специальная программа упражнений с различным уровнем координационной

сложности. Контрольная группа занималась по программе СШ.

В качестве контрольных испытаний мы использовали следующие тесты.

1.

Определение вестибулярной устойчивости (проба Ромберга).

2.

Тесты по

физической

подготовленности: челночный бег

6х5м,

челночный бег «9-3-6-3-9 м».

3. Тесты технической подготовленности:

1)

Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку

в прямоугольник 2х3м, размещенный у боковой линии, с предварительной

передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

2)

Подача в прыжке на точность. Дается 10 попыток.

3)

Н/удар в зависимости от открытой зоны. Блок появляется в момент

отталкивания

нападающего

игрока.

Дается

10

попыток.

Учитывается

количество правильного выполненных заданий и точность полета мяча.

4)

Бег по периметру одной стороны площадки против часовой

стрелки. Набивные мячи № 1, 2, 3 лежат на линии нападения: №1 и 3 – на

расстоянии 1м от боковой линии, №2 – в середине. Две скамейки стоят

перпендикулярно сетки. Старт – из зоны 1 из положения упор присев, кувырок

вперед, рывок до набивного мяча №1; взять мяч, разбег для нападающего удара

и бросок двумя руками через сетку в зону нападения; перепрыгнуть через

скамейку, рывок к мячу №2 и далее те же действия, что и в начале теста. После

броска №3 через сетку – падение (перекат на грудь-живот, бедро, спину) и

финиширование бегом спиной вперед вдоль боковой линии до лицевой.

Оценивается время перемещения в секундах.

В начале исследования юные баскетболистки экспериментальной и

контрольной групп имели относительно равные средние результаты по всем по-

казателям тестирования.

В течение 8 месяцев на тренировочных занятиях в экспериментальной

группе

мы

применяли

комплексы

упражнений

с

различным

уровнем

координационной сложности. При разработке методики занятий с применением

комплексов упражнений с различным уровнем координационной сложности

учитывалось наиболее оптимальное сочетание координационных упражнений с

упражнениями, связанными с освоением технических приемов. Была сделана

попытка смоделировать условия, в которых они применяются.

Отличительной особенностью предлагаемой методики занятий явились

комплексы упражнений, построенные с учетом основных технико-тактических

действий баскетболисток.

Комплексы

упражнений

с

различным

уровнем

координационной

сложности менялись через две недели. Комплексные упражнения, включающие

бег, перекаты, упражнения на равновесие и координацию движений были

направлены на совершенствование основных технико-тактических действий.

В заключительной части каждой тренировки проводились подвижные

игры

и

эстафеты,

способствующие

развитию

чувства

пространства

и

координации движении; способствующие развитию точности движений

В конце педагогического эксперимента мы провели повторное исследова-

ние показателей вестибулярной устойчивости, двигательных качеств и технико-

тактической подготовленности баскетболисток 14-15 лет с последующей мате-

матической обработкой.

В экспериментальной группе отмечено улучшение показателей, определя-

ющих устойчивость спортсменов при сохранении равновесия (проба Ромберга,

Р<0,05), результаты увеличились с 14,25+0,8 до 19,75+1,05 с. В контрольной

группе эти изменения не существенны (рис. 1).

проба Ромберга

0

5

10

15

20

25

30

35

40

38,6

19,6

экспериментальная

группа

контрольная группа

Рис. 1. Прирост показателей вестибулярной устойчивости (проба Ромбер-

га) юных баскетболисток экспериментальной и контрольной групп за период

исследования (%)

В «беге 6х5 м» в экспериментальной группе результат уменьшился на

0,15с., что составило 1,34% (рис.2). В контрольной группе результат

положительно изменился на 0,05 с., т.е. прирост составил 0,45%, что почти в 3

раза меньше, чем в первой группе. Разница в показателях между группами

является достоверной (P>0,05).

Средний результат в «челночном беге 9-3-6-3-9» у экспериментальной

группы уменьшился на 0,19 с., что соответствует 1,98%, а в контрольной группе

0,11 с. (1,14%).

челночный бег 6х5 м

челночный бег 9-3-6-3-9 м

0

1

2

3

4

1,34

1,98

0,45

1,14

экспериментальная

контрольная группа

Рис.2. Прирост показателей двигательных качеств баскетболисток экспе-

риментальной и контрольной групп за исследуемый период (%)

Специальные

комплексы

упражнений

с

различным

уровнем

координационной сложности способствуют повышению уровня технико-

тактических действий баскетболисток. В экспериментальной группе отмечено

повышение следующих статистически значимых показателей:

- передача мяча двумя руками сверху в прыжке на точность повысилась с

2,1±0,26 до 4,7±0,32 (кол-во раз);

-

бег по периметру одной стороны площадки против часовой стрелки

улучшился с 23,95 ±0,3 до 22,85 ±0,25 (секунды);

-

н/удар в зависимости от открытой зоны возрос с 2,2±0,2 до

5,1±0,22;

-

подача в прыжке на точность выросла с 1,6±0,25 до 3,4±0,32 (кол-

во раз).

Различия между показателями статистически достоверны при уровне зна-

чимости (Р<0,05).

В результате сравнительного анализа полученных результатов можно сде-

лать вывод, что к окончанию эксперимента, юные баскетболистки эксперимен-

тальной группы имели более высокий уровень развития координационной под-

готовленности, чем их сверстницы.

Повышение уровня физической подготов-

ленности у баскетболисток в значительной мере способствует быстрому и

успешному процессу обучения техническим приемам баскетбола.

тест 1

тест 2

тест 3

тест 4

0

10

20

30

40

50

60

70

80

76

87,5

68,2

4,8

22

26,6

48

1,6

экспериментальная

контрольная группа

Рис.3. Изменение результатов технической подготовленности баскетболи-

сток контрольной и экспериментальной групп за исследуемый период (%)

Использование

акробатической

подготовки

способствует

развитию

координационных способностей баскетболисток, особенно ориентации в

пространстве и выполнению сложных двигательных действий.

Все это указывает на эффективность предлагаемой нами методики заня-

тий.

Таким

образом,

результаты,

полученные

в

ходе

педагогического

эксперимента, подтвердили эффективность разработанной нами методики

занятий

с применением комплекса упражнений с различным уровнем

координационной сложности у юных баскетболисток. Было установлено, что

повышение вестибулярной устойчивости, развитие и совершенствование

физических качеств (скоростные способности) с применением данной методики

дают существенный положительный результат. Обучение технико-тактическим

действиям

с

одновременным

развитием

координационных

способностей

заметно повышает у баскетболисток уровень психофизиологических функции:

точность воспроизведения пространственных и силовых параметров, быстроту

и точность двигательных реакций.

Список литературы

1.

Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М:

Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.

2.

Лях,

В.

И.

Сенситивные

периоды

развития

координационных

способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры,

1987. - № 2. - С. 56-58.

3.

Староста,

В.

Сенситивные

периоды

в

развитии

двигательных

координационных способностей у юных спортсменов / В. Староста, П.

Хиртц,

Т.

Павлова-Староста

//

Физическая

культура:

воспитание,

образование, тренировка: науч.-метод, журнал. - 2000. -№ 2. С. 28-29.



В раздел образования