Напоминание

ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОТ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОК 14 – 15 ЛЕТ


Авторы: Бекметова Фируза Равильевна, Долголаптев Павел Сергеевич
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОТ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОК 14 – 15 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОТ

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

БАСКЕТБОЛИСТОК 14 – 15 ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Современная подготовка баскетболистов — сложный

педагогический процесс, которым должен управлять тренер. Для управления

системой подготовки баскетболиста и команды в целом тренеру необходимо

знать, и умело применять в своей деятельности и основные функции

управления. Баскетбол – спортивная командная игра. В связи с этим

планирование спортивной тренировки осуществляется как для команды, так и

для каждого игрока в отдельности.

Совершенствование управления тренировочным процессом невозможно

без

знания

механизмов

формирования,

поддержания

и

повышения

функциональных

возможностей

спортсменов

в

процессе

развития

тренированности. Тренированность – состояние, характеризующее готовность

спортсмена к достижению высоких результатов. Ее уровень у баскетболистов

зависит

как от

эффективности структурно-функциональной перестройки

организма, так и от технической, физической, психологической, игровой

деятельности

.

Широко используемая в баскетболе система контрольных заданий и

упражнений дает возможность объективно планировать и оценивать уровень

различных разделов подготовки, как отдельных игроков, так и команды в

целом.

Известно, что успешное осуществление спортивной тренировки во многом

зависит

от

правильного

и

своевременного

контроля

за

состоянием

тренированности обучающихся. В связи с имеющейся в настоящее время,

тенденцией роста тренировочных нагрузок особо важное место должно

отводиться

педагогическому

контролю

за

функциональным

состоянием

спортсмена в тренировочном процессе

[

3

]

.

Научное обоснование основных противоречий теории и методики

1

тренировки

В проблеме физической активности центральное место занимает вопрос о

физической тренировке как самой важной и наиболее эффективной форме

организации воздействий на организм человека, направленных на позитивное

изменение его кинезиологического потенциала и достижение других социально

важных целей физического воспитания и самовоспитания человека [5].

Исторически

сложилось

так,

что

научная

и

особенно

научно-

педагогическая разработка проблемы тренировки в большей мере касалась

только одной ее разновидности — спортивной тренировки, которая по своим

целям существенно, если не принципиально, отличается от физической

тренировки, реализуемой в системе физической активности человека.

Л.П. Матвеев дает следующее определение этих понятий: «…спортивная

тренировка – основная форма (способ осуществления) подготовки спортсмена;

это есть подготовка, системно построенная с помощью методов упражнения и

представляющая собой, по сути, педагогический процесс управления развитием

спортсмена (его спортивным совершенствованием)»[19, 20].

Д. Харре определяет спортивную тренировку как «...управляемый по

научным, и в особенности педагогическим принципам процесс спортивного

совершенствования, цель которого (процесса) — через планомерное и сис-

тематическое воздействие на возможности и подготовленность спортсмена

привести его к высоким и рекордным результатам в каком-либо виде спорта

или его разновидности» [33].

В. В. Петровский дает следующее определение: «Спортивная тренировка

— это управляемый процесс, цель которого состоит в том, чтобы посредством

планомерного и систематического воздействия на организм занимающегося

подвести его в нужное время к состоянию наилучшей готовности (спортивной

формы)» [24].

В

приведенных

определениях

можно

усмотреть

целый

комплекс

противоречий. Понятие «тренировка» выступает здесь в роли способа, и в роли

процесса, а то и в роли средства, с помощью которого можно достичь оп-

ределенной цели. Целью тренировки может быть и спортивный результат, и

2

своевременность подведения спортсмена к этому результату. Наконец, сама

«цель

тренировки»

трактуется

как

нечто

логически

предшествующее

осуществляемому во имя ее достижения процессу (то есть сначала формируется

цель, а потом происходит процесс ее достижения) и как нечто свойственное

самому процессу (цель процесса). Причина такой противоречивости не лежит

на поверхности рассматриваемого явления, а во многом объясняется его

собственной внутренней многомерной и многоплановой противоречивостью

[6].

Действительно,

процесс

тренировки является

объектом

управления,

которое осуществляется тренером или самим тренирующимся (заметим, кстати,

что в последнем случае педагогичность процесса оказывается сомнительной). В

то же время сам процесс управляет состоянием, ходом развития физических

возможностей занимающегося и выступает в данном контексте уже в роли

субъекта управления, объектами которого являются состояние физического

потенциала человека и ход его развития или последовательность подведения к

соревнованиям и т. п. Не случайно поэтому многие из перечисленных здесь

функций спортивной тренировки в последнее время все чаще объединяют

понятием «спортивная подготовка», а понятие «тренировка» существенно до-

полняется понятием «упражнение». В этой связи уместно напомнить, что Д.

Харре прямо характеризует спортивную тренировку как «в высшей степени

индивидуализированный процесс подготовки», а Л.П. Матвеев считает, что

«хотя понятия «спортивная тренировка» и «подготовка спортсмена» во многом

совпадают, их нельзя считать тождественными. «Второе понятие, — пишет

Л.П. Матвеев, — шире как по объему, так и по содержанию и потому может

служить одним из отправных пунктов при определении понятия «спортивная

тренировка»[19,20,33].

Еще одно существенное противоречие касается самой сущности процесса

спортивной тренировки. Известно, что эффективность тренировки во многом

определяется уровнем и характером физических нагрузок, осваиваемых

спортсменом

в

диапазоне

индивидуальных

адаптации.

Главными

характеристиками нагрузок, по-видимому, являются их объем и интенсивность,

3

ритм и частота их чередования с отдыхом, степень специализированное и сте-

пень адекватности состоянию организма спортсмена и в особенности его

двигательной функции. В результате анализа практики подготовки спортсменов

высокого класса в особо развитых в спортивном отношении странах, а также на

основании материалов отечественных и зарубежных исследований В.Н.

Платонов

выделяет

четыре

направления

развития

теории

и

методики

спортивной тренировки за последнее десятилетие [25].

Первое и наиболее важное: «...резкий прирост суммарных объемов

тренировочной работы». Автор указывает, что эти объемы во многих видах

спорта за отмеченный период удвоились. Например, бегуны на средние дис-

танции увеличили беговые нагрузки с 3000 -5000 км бега в год до 6500 - 7500

км, отдельные пловцы проплывают на тренировках до 3800 км, гребцы

преодолевают до 12 000 км, а велосипедисты — до 40 000 км в год.

Второе

направление

характеризуется

резким

увеличением

доли

специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы.

Третье

направление

было

обеспечено

расширением

использования

приборов, оборудования и тренажеров для выведения спортсменов на

недоступный ранее уровень раскрытия функциональных резервов, проявления

физических качеств и моторных способностей.

Четвертое направление касается упорядочения процесса управления

тренировкой на основе объективизации знаний о структуре подготовленности и

соревновательной деятельности и разработки их модельных характеристик [7].

Таким

образом,

многомерная

сущность

тренировочного

процесса

отражалась в системе управления им односторонне, что в конечном счете

привело к известному кризису, тупику в развитии технологии спортивной

подготовки. Выход из этого кризиса В.Н. Платонов видит в оптимизации

«различных компонентов тренировочного процесса с позиций создания

необходимых условий для полноценного управления состоянием спортсмена в

различных структурных образованиях тренировочного процесса и протекания

адаптационных

процессов

в

направлении

обеспечения

уровня

подго-

товленности,

определенного в соответствии с

планируемой структурой

4

соревновательной деятельности и заданным уровнем спортивного результата»

[26].

Основным вопросом физической тренировки, так же как, по-видимому, и

основным вопросом спортивной тренировки является эффект тренировочной

нагрузки, который зависит от ее величины, характера, последовательности

предложения

занимающемуся,

ритма

ее

сочетаний

с

отдыхом

и

восстановлением работоспособности и, наконец от содержания отдыха и его

продолжительности.

В.В. Петровский в след за Д. Харре эта проблема сформулирована как

первоочередная задача спортивной науки, нацеливающая ее на то, «...чтобы

познать закономерные взаимосвязи между структурой внешней нагрузки и

характером внутренней нагрузки (реакции организма), а также направлением и

темпом адаптации».

В.В.

Петровский

выделяет

следующие

организационно-структурные

слагаемые системы воздействия в тренировке: физические упражнения и

тренировочные уроки; циклы тренировки — от малых периодов до годичных

циклов включительно; процесс многолетней подготовки спортсмена. Таким

образом, в основу классификации была положена степень интегративности —

от самой малой (одно упражнение) до самой большой (весь процесс тренировки

в многолетнем плане) [24, 33].

Другие классификации нагрузок построены на основе учета особенностей

реакции организма на внешнюю нагрузку, например по зонам интенсивности,

измеряемым по величине ЧСС после нагрузки.

По-видимому, при осуществлении тренировки в рамках реализации

физической активности человека возможно использование методологического

аппарата и первого и второго подходов к классификации нагрузок. Однако в

любом случае процесс управления физической тренировкой должен строиться

на основе учета основных закономерностей взаимоотношений внешней и

внутренней нагрузки основных параметров восстановления после нее и

параметров тренировочного эффекта [9].

Адаптация организма человека к физическим нагрузкам в процессе

5

тренировки является биологической основой тренировочного эффекта, тем

главным механизмом, на основе которого он достигается. Учитывая важность

механизма

адаптации

как

биологической

основы

тренируемости,

как

естественного инструмента управления развитием двигательной функции,

остановимся подробнее на этом явлении.

Известно, что живые организмы могут существовать только при условии

сохранения показателей их внутренней среды в определенных допустимых

пределах. К. числу этих показателей можно отнести температуру тела,

осмотическое давление крови, содержание в тканях различных химических

элементов и т. п. Для сохранения этого постоянства или, как еще говорят,

гомеостазиса, организм реагирует на изменение внешних условий, изменением

деятельности различных своих систем, приспосабливая их к новым условиям.

Замечательное свойство адаптации — тонко соразмерять изменение деятель-

ности организма с силой и характером воздействия на него извне [4, 31].

Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные.

Срочная

адаптация

характеризуется

непрерывно

протекающими

приспособительными изменениями, возникающими как ответные реакции

организма на непрерывно меняющиеся условия внешней среды. В качестве

примера срочной адаптации может служить изменение теплопродукции,

потоотделения и распределения крови в сосудах в ответ на повышение или

понижение температуры окружающего воздуха.

Выделяются следующие характерные свойства адаптации (по В. В.

Петровскому).

1. Срочные приспособительные изменения не закрепляются в организме.

Они

возникают

только

при

непосредственном

внешнем

воздействии

определенного характера и тотчас исчезают, как только устраняется вызвавшее

их внешнее обстоятельство.

2.

Характер

и

интенсивность

срочной

адаптивной

реакции

точно

соответствуют характеру и силе внешнего воздействия.

3. Срочными изменениями организм способен отвечать только на те

внешние воздействия, которые по своему характеру, силе и времени действия

6

не превышают физиологических возможностей организма. Например, при дли-

тельном действии очень высокой температуры может произойти перегревание

организма, а в результате — тепловой удар. В этом случае сила и

продолжительность действия неблагоприятного внешнего фактора окажутся

выше пределов адаптивных возможностей человеческого организма. Подобный

эффект можно представить себе и в связи с неадекватными адаптивным

способностям

физическими

нагрузками,

которые

могут

привести

к

заболеваниям сердца и травмам мышц и суставов [24].

Кумулятивная адаптация характеризуется такими приспособительными

изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся

внешних воздействий. Примерами кумулятивной адаптации могут служить

приспособление к высокогорью у альпинистов, закаливание, повышение

работоспособности под воздействием тренировки и т. п [18].

Приобретенные в результате кумулятивной адаптации свойства носят

устойчивый характер и сохраняются некоторое время после прекращения серии

внешних воздействий. Это сопровождается значительными морфологическими

и функциональными преобразованиями на клеточном уровне и в деятельности

различных систем организма [1].

Если процесс кумулятивной адаптации не подкрепляется новой серией

аналогичных

раздражителей

длительное

время,

то

организм

теряет

приобретенные свойства и приспосабливается к новым условиям «спокойной

жизни». Из этого следует важный для понимания сущности тренировки вывод:

тренировочный процесс не должен прерываться на длительное время,

интервалы отдыха между сериями нагрузок должны быть оптимальными.

В процессе кумулятивной адаптации организм не только приобретает

способность

отвечать

более

быстрыми,

точными

и

всеобъемлющими

ответными реакциями на уровне имеющихся функциональных возможностей,

но существенно повышает уровень этих возможностей и оказывается в

состоянии выполнить большой объем более интенсивной и сложной работы.

Другими словами, происходит переход адаптированных систем организма в

качественно новое состояние, то есть прогрессивное повышение возможностей

7

организма, его развитие [4, 35].

Вот почему после серии последовательных силовых нагрузок человек

становится сильнее, а после длительных нагрузок умеренной интенсивности —

выносливее.

Замечательным свойством процесса адаптации, как кумулятивной, так и

срочной, является то, что в обоих случаях организм оказывается способным

обеспечить максимальное соответствие приспособительных изменений спе-

цифике

внешних

воздействий.

Это

соответствие

обеспечивается

на

многочисленных уровнях функционирования организма, деятельности его

органов и систем. Например, изменения силовых показателей характеризуются

адаптивными изменениями в мышцах, увеличением в них количества белков:

совершенно определенные изменения в химизме мышц сопровождают процесс

тренировки быстроты и выносливости. В этой связи был даже сформулирован

принцип специфичности биохимической адаптации организма к мышечной

деятельности.

Есть еще одна чрезвычайно важная для понимания тонкостей физической

тренировки особенность процесса адаптации.

При регулярном повторении одних и тех же внешних воздействий процесс

активного

приспособления

к

ним,

сопровождающийся

изменением

функциональных возможностей организма и, следовательно, дающий трениро-

вочный эффект, продолжается только определенное время. После этого

внешние

воздействия

перестают

быть

активными

раздражителями,

предъявляющими к организму новые требования. Организм отвечает на них

строго определенной привычной реакцией, их тренирующее значение исчезает,

дальнейшего интенсивного развития физических возможностей организма не

происходит [12].

Отсюда

вытекает

необходимость

постоянно

повышать

физические

нагрузки в процессе тренировки, постоянно предъявлять организму все новые и

новые требования. Здесь имеется два пути: 1) повышать нагрузки от

тренировки к тренировке; 2) изменять характер нагрузок. В конкретных

условиях выбор пути изменения величины характера воздействий на организм

8

зависит от многих факторов, и решение о том, какому из них отдать

предпочтение, должно в максимальной степени учитывать все эти факторы. Во

всяком случае, не подлежит сомнению тот факт, что однообразная, монотонная

тренировочная нагрузка, особенно при частом ее применении, очень быстро

теряет

свое

тренирующее

значение.

Вот

почему

так

важно

заранее

спланировать

все

изменения

величины,

характера

и

направленности

тренировочных нагрузок, средств и методов тренировки как в одном занятии

или в серии занятий, так и на достаточно протяженном отрезке времени,

который может составлять ряд лет [10,22].

Опираясь на свойства процесса адаптации, можно, как мы теперь видим,

целенаправленно подбирать те или иные воздействия (последовательные

физические нагрузки, специальные координационные, повторяющиеся эле-

менты целостного движения и т. п.) и, регулируя их частоту, интенсивность,

длительность и количество повторений, сознательно формировать новые

качественные признаки двигательной функции человека, то есть программиро-

вать и осуществлять ее развитие в заданном направлении и с намеченными

промежуточными и конечными ориентирами.

Поэтому очень важно достаточно точно знать зависимость характера

приспособительных

изменений

организма

от

конкретных

факторов

воздействия.

Приспособительные

изменения,

происходящие

у

занимающихся,

в

процессе тренировки проходят две стадии: переходную и стационарную. В

первой

стадии

осуществляется

процесс

приспособления

к

физическим

нагрузкам конкретной направленности, интенсивности и объема, происходит

«освоение» организмом новых условий, выработка различными его системами

адекватных реакций на раздражители определенного рода. Во второй стадии

адаптации наступает устойчивое состояние всех систем, их стабильная

деятельность в освоенном режиме. Если не будет организовано новых воз-

действий или, наоборот, величина нагрузок уменьшится, то начнется процесс

реадаптации, постепенного возврата всех систем организма к прежнему режиму

функционирования.

9

Совокупности стадий адаптации (переходная, стационарная) формируют

цикличность тренировочного процесса, являются биологической основой

необходимого изменения параметров физических нагрузок от цикла к циклу.

Однако этот эффект адаптации не будет постоянным. С течением времени

возникает такая ситуация, когда вызвать прогрессивные адаптивные изменения

будет очень трудно. Это будет означать, что организм человека в процессе

своего развития уже вышел из зоны, благоприятной для воздействий

физическими

нагрузками

данного

характера,

или

что

его

конкретные

физиологические

адаптивные

возможности

в

данный

период

времени

исчерпаны [28,29].

Характерным в этом отношении является опыт тренировки спортсменов

высокого класса. Как отмечает В. Н. Платонов, спортсмены высокой

квалификации

на

этапе

максимальной

реализации

индивидуальных

возможностей и сохранения высших достижений отличаются чрезвычайно

высокой степенью адаптации к различного рода воздействиям. «Многие спорт-

смены

высокой

квалификации

выполняют

на

этих

этапах

подготовки

исключительно большие объемы интенсивной, рационально спланированной

работы. Однако она не приводит ни к улучшению спортивных результатов, ни к

приросту возможностей основных систем организма. Происходит это по двум

причинам.

Во-первых,

из-за

значительного

исчерпания

адаптационных

ресурсов организма, в значительной мере обусловленных генетически. Во-

вторых, из-за высокой степени приспособления к факторам педагогического

воздействия, реализованным на предшествующих этапах [25].

Тренировка есть изменение состояния организма человека. Эта простая

формула отражает фундаментальное свойство человека и вообще всего живого

— его способность к изменчивости, к развитию. Оно изначально дано человеку

и обусловлено той наследственной информацией, с которой человек рождается

и которая сопровождает его в течение всей жизни. Целенаправленная

тренировка существенно влияет на этот процесс, но она не может изменить его

главных закономерностей, сформировавшихся в течение миллионов лет

эволюции живого на Земле и эволюции человека как биологического вида. Эти

10

главные закономерности сводятся к неравномерному, гетерохронному, но

поступательному развитию всех звеньев аппарата движений человека, их

функций и других органов и систем организма, обеспечивающих его

жизнедеятельность. Такое общее свойство развития двигательной функции

человека позволяет сформулировать основное правило физической тренировки:

параметры

тренировочных

нагрузок

должны

соответствовать

текущему

состоянию занимающегося и соразмеряться с естественным ходом развития его

двигательной функции [8].

Руководствуясь

этим

правилом,

мы

должны

обеспечить

выбор

тренировочных нагрузок такого содержания, характера, величины и на-

правленности, которые бы соответствовали целям тренировки и в то же время

были адекватны сегодняшнему состоянию организма занимающегося. Режим

тренировочных нагрузок должен также согласовываться с перспективной

программой физического совершенствования человека и особенностями его

естественного развития в текущем возрастном интервале, то есть должны

учитываться готовность и естественная предрасположенность занимающегося к

предлагаемым формам, направлениям и интенсивности нагрузки.

Следовать основному правилу тренировки — значит, на практике

учитывать

реальное

единство

генетических

предпосылок

развития

двигательной активности человека и фундаментальных свойств его организма:

изменчивости, пластичности, способности к обучению и прогрессивному

совершенствованию.

Таким образом, физическую тренировку человека можно определить как спе-

циально организованный процесс целенаправленной стимуляции развития и

совершенствования

его

двигательной

функции.

В

результате

тренировки

происходит переход организма человека из одного состояния в другое, новое,

состояние и, что самое главное, происходит освоение им этого нового состояния.

Повышаются физические возможности, формируется новый, более высокий,

уровень таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, гибкость,

ловкость. Человек овладевает новыми видами движений, обогащает арсенал своей

физической активности новыми формами и новым качеством движений.

11

Цель тренировки вытекает из общих социальных и личностных установок

на воспитание и самовоспитание человека и фокусируется вокруг проблемы

достижения им физического совершенства как составной части гармонического

развития личности [9,34].

Вместе с тем в каждом возрасте цели тренировки специфичны. Например,

специфика цели физической тренировки ребенка определяется необходимостью

создания

фундамента

его

физического

здоровья,

основы

его

кинезиологического

потенциала.

Специфика

ее

содержания

связана

с

возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим

известными ограничениями видов физических нагрузок, их интенсивности и

форм их реализации в тренировке.

Тренировка подростка направлена на интенсивное развитие сначала

скоростных, затем скоростно-силовых качеств и общей, а затем специальной

выносливости; юноши и девушки, развивая все физические качества, должны

особое внимание уделять разнообразным видам двигательных координации,

осваивать и совершенствовать технику спортивных действий. Тренировка

пожилого человека направлена на стабилизацию физического состояния,

поддержание достаточного уровня здоровья [4].

Чтобы правильно и умело построить тренировку, нужно освоить основные

положения ее теории, ознакомиться с богатейшим арсеналом средств, с

помощью которых можно целенаправленно развить различные стороны дви-

гательной функции, изучить методические приемы использования различных

средств в процессе тренировки, знать правила организации тренировочного

процесса, независимо от того, в какой форме — индивидуальной или коллек-

тивной — осуществляется этот процесс. Только овладев необходимой суммой

специальных знаний, можно рассчитывать на минимум ошибок в этом

серьезном

и

ответственном

деле

[2,32].

Поэтому

процесс

реализации

физической активности человека на всех этапах его жизненного цикла должен

сопровождаться

постоянным

пополнением

интеллектуальной

основы

физического совершенствования, созданием, расширением, закреплением и

углублением знаний о тренировке.

12

Физиологические предпосылки повышения эффективности

тренировочных нагрузок

Основные тенденции развития системы спортивной тренировки.

Основные тенденции развития современной системы спортивной тренировки

определяются прежде всего важнейшим социальным фактором — растущим

уровнем мировых достижений в спорте. Однако в ряду причин повышения

тренировочных нагрузок следует рассматривать и углубляющиеся научные

представления

о

физиологических

механизмах

совершенствования

функциональных резервов человеческого организма в процессе адаптации к

нагрузкам. Важнейшую роль в определении перспективных направлений

тренировки играет обобщенный опыт практической работы по подготовке

спортсменов высокого класса как у нас в стране, так и за рубежом.

Теоретические

предпосылки

раскрытия

потенциальных

резервов

тренированности

детей

и

подростков

имеются

в

трудах

советских

и

зарубежных ученых, рассматривающих организм человека как сложную

функциональную систему. В этой системе на разных уровнях ее организации

(от клеточного до органного и системного) реализуется влияние тренировочной

нагрузки и отдыха, формируются и закрепляются структурные изменения,

составляющие основу

долговременной адаптации.

Каждое последующее

занятие проходит на качественно новом функциональном фоне, а после созда-

ния структурной основы долговременной адаптации—и на более совершенном

морфологическом уровне [30,35].

Эффективность

тренировки

на

новой

структурной

основе

должна

повышаться.

Так

и

происходит

в

действительности.

Убедительные

доказательства

этому

дает спортивная практика.

Тенденция

к

росту

тренировочных нагрузок, применение сменных, высокоэффективных средств

восстановления работоспособности в период отдыха привели в конечном итоге

к повышению адаптационных возможностей спортсменов. То, что было

непосильным для юных спортсменов 10-15 г.г. назад, стало нормой в настоящее

время. Рациональное сочетание нагрузки и отдыха, а также чередование

13

нагрузок различной направленности в микроциклах тренировки обусловливает

ускорение восстановления. В современном спорте стали возможными двух- и

трехразовые занятия в день, а восстановление функциональных резервов с

превышением исходного уровня происходит через 24-36 часов [27,31].

Интенсификация тренировочных нагрузок. При определении объема и

интенсивности нагрузок, обеспечивающих оптимальный тренировочный эффект,

возможны два пути: первый — экстенсивный, заключающийся в дальнейшем уве-

личении суммарных объемов нагрузок; второй — поиск рациональных сочетаний

интенсивных (развивающих) нагрузок с малоинтенсивными, преимущественно

без дальнейшего наращивания суммарных объемов. Второй путь представляет

собой реальный и еще далеко не исчерпанный резерв роста спортивных

достижений практически во всех видах спорта.

Не следует, однако, забывать, что высокая интенсивность физических

нагрузок не решает всех задач спортивного совершенствования. На отдельных

этапах спортивной подготовки увеличение объемов тренировочных нагрузок,

выполняемых на уровне анаэробного порога (при содержании в крови 3-4 ммоль/л

молочной кислоты) является наиболее физиологически оправданным средством.

Высокоинтенсивные нагрузки сопровождаются предельной мобилизацией

гликолиза — бескислородного распада глюкозы с получением сравнительно

небольшого валового количества энергии (1 ммоль глюкозы в этих условиях

освобождает энергию, достаточную для ресинтеза лишь 2-3 ммолей АТФ).

Накапливающаяся при этом в избытке молочная кислота угнетает или делает

практически невозможным аэробный обмен липидов, который является

наиболее энергетически выгодным для организма спортсмена (окисление 1

г/моля липидов достаточно для ресинтеза 138 г/молей АТФ!) [23,31].

Оптимальные условия для получения максимального количества энергии

липидного обмена создаются при относительно мягких режимах тренировки (на

уровне ниже 3-5 ммоль/л молочной кислоты в крови). Пульсовые режимы,

обеспечивающие

поддержание

такого

энергетического

режима,

с

ростом

тренированности повышаются от 150 до 170-180 уд/мин. Высокие величины ЧСС

при сохранении возможности мобилизации жирового обмена являются резервом

14

для увеличения скорости передвижения в легкой атлетике, лыжных гонках,

плавании и других видах спорта, связанных с проявлением выносливости.

Повышение объема интенсивных нагрузок не исключает, а предполагает

строгий учет темпов восстановительных процессов в микроциклах после

тренировочных нагрузок разной энергетической направленности (аэробной,

анаэробной, смешанной). После работы аэробного характера, направленной на

развитие выносливости, восстановительные процессы завершаются через 2-3

суток. Однако уже через 6 часов восстановительного периода оказывается

эффективной анаэробная работа скоростного характера, а через 24 часа — работа

анаэробного характера, направленная на развитие специальной выносливости [23].

После предельной физической нагрузки на развитие выносливости к

работе анаэробного характера восстановление затягивается до трех дней. Но на

фоне утомления после анаэробной работы эффективна аэробная нагрузка через

6 часов восстановительного периода, а скоростная анаэробная нагрузка — через

день.

Для полного восстановления после предельной анаэробной нагрузки

скоростного характера необходимо не менее двух суток. Через 6 часов отдыха

хороший эффект дает физическая нагрузка аэробного характера, а через 24 часа

— и анаэробная нагрузка, направленная на развитие специальной выносливости

[29,33].

Эти особенности развития утомления и восстановления при различных

видах мышечной работы являются надежной физиологической основой для

повышения

эффективности

тренировки.

При

экономном

расходовании

энергетических ресурсов организма, уплотнении тренировочного режима

дается увеличить и резервы свободного времени, столь необходимого юным

спортсменам.

Использование достижений физиологии в подготовке спортсменов.

Обобщение

опыта

подготовки

высококвалифицированных

спортсменов

позволяет выделить наиболее рациональные пути использования в ней

достижений физиологии и медицины, прикладных педагогических знаний в

области спорта. При определении объемов тренировочной нагрузки, ее

15

структуры

и

качественного

содержания

следует

руководствоваться

физиологическими законами долговременной адаптации, учитывать интимные

механизмы взаимодействия общей и специальной физической подготовки, а

также факторы, лимитирующие рост спортивной работоспособности [8].

У юных спортсменов потенциальные резервы адаптации вызываются к

жизни

сравнительно

простыми,

традиционными

методами

чередования

нагрузки

и

отдыха,

в

рамках

педагогических

принципов

спортивной

тренировки, у высококвалифицированных спортсменов, достижения которых

приближаются

к

пределам,

доступным

человеку,

длительным

использованием

специальной

нагрузки

высокой

интенсивности

и

реабилитационными мерами [21,22].

При современном уровне тренировочных и соревновательных нагрузок

важную роль в реабилитации спортсмена играют биологически активные

вещества, фармакологические средства, сбалансированный с энергетическими

затратами пищевой рацион. Наряду с хорошо известными биологически

активными веществами (витаминами, растительными экстрактами, продуктами

межуточного обмена) отчетливым восстанавливающим эффектом отличаются

метаболиты карнитинового ряда (карнитин и его синтетические аналоги).

Из прикладных педагогических знаний применительно к определенному

виду спортивной специализации следует использовать частные рекомендации

по эффективности специальных средств спортивной подготовки, научные и

методические разработки о соотношении общей и специальной физической

подготовке, о путях предупреждения и снятия психологических барьеров,

возникающих в соревнованиях. Прирост спортивных результатов должен

планироваться, исходя из общих тенденций спортивного роста в избранном

виде специализации. Однако решающее значение в этом планировании играют

индивидуальные особенности адаптации к физическим нагрузкам, возможности

каждого спортсмена реализовать достигнутые результаты в соревновательных

условиях, генетические задатки. Это особенно относится к проявлению

скоростных и скоростно-силовых качеств [11].

Условия прогрессивного спортивного роста.

Среди принципиальных

16

вопросов обеспечения прогрессивного спортивного роста особое место занимает

реализация

принципа

соразмерности

общей

и

специальной

физической

подготовки.

Этот

принцип

предполагает

такое

соотношение

общей

и

специальной физической подготовки, которое приводит к успеху в избранном

виде спортивной специализации. Иначе говоря, имеется в виду разносторонняя

подготовка спортсмена, в которой развитие ведущих специальных качеств

получает оптимальную биологическую и педагогическую основу.

Соотношение общей и специальной физической подготовки зависит от

спортивной специализации. Так, в видах спорта циклического характера общая

выносливость не только предваряет развитие специальной, но и является ее

необходимым фундаментом. В сложнотехнических видах спорта удельный вес

тренировок, развивающих общую выносливость, менее значителен.

Увеличение объема специальных упражнений, выполняемых с высокой

интенсивностью, создает предпосылки для сравнительно быстрого достижения

спортивной формы. Но длительное их использование в больших объемах при

уменьшении средств аэробной подготовки ведет к падению специфических

резервов адаптации. Увеличение объема специальных упражнений в занятиях с

подростками и обусловленное этим раннее исчерпание специфических резервов

адаптации снижает вероятность спортивного прогресса в дальнейшем [20].

Педагогический опыт и обобщение данных спортивной физиологии

показывают, что рациональное соотношение нагрузок, лежащих в различных

зонах

относительной

мощности,

позволяет с большой эффективностью

использовать достигнутые тренировкой морфофункциональные предпосылки

спортивного успеха.

Целевая

программа

достижения

высот

спортивного

мастерства

предусматривает последовательное повышение физической нагрузки на всех

этапах многолетней тренировки. Но только на фоне спортивного мастерства,

соизмеримого с достижениями взрослых спортсменов, должны получить

полное развитие возможности предельной мобилизации накопленных ресурсов

в соревнованиях.

В ряду факторов эффективного спортивного роста следует выделить

17

опережающие темпы повышения технического мастерства. Это означает, что

как на начальных, так и на последующих этапах специализации следует

избегать компенсации недостаточного технического мастерства форсированной

физической подготовкой [29,32].

Оптимальное соотношение средств и методов технической и физической

подготовки

в

ходе

индивидуальной

тренировки

приобретает

новые

качественные оттенки, но в целом гарантирует успешность реализации

потенциальных резервов адаптации к спортивным напряжениям.

Построение спортивной тренировки в годичных циклах

В

подготовке

высококвалифицированных

спортсменов

встречается

построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое),

на

основе

двух

макроциклов

(двухцикловое)

и

трех

макроциклов

(трехцикловое).

В

каждом

макроцикле

выделяются

три

периода

подготовительный,

соревновательный

и

переходный.

При

двух-

и

трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются

варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих

случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами

часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла

плавно переходит в подготовительный период последующего [19].

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы

— создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к

основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных

сторон

подготовленности.

В

соревновательном

периоде

стабилизация

спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование

различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка,

проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами

соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной

формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала

после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к

очередному макроциклу [19].

Подготовительный

период

(период

фундаментальной

подготовки)

18

подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый)

этап; 2) специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап.

Основные задачи этапа — повышение

уровня

физической

подготовленности

спортсменов,

совершенствование

физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в

конкретном

виде

спорта,

изучение

новых

сложных

соревновательных

программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных

периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных

видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый

мезоцикл (длительность 2-3 микроцикла) — втягивающий — тесно связан с

предыдущим

переходным

периодом

и

является

подготовительным

к

выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл

(длительность 3-6 недельных микроциклов) — базовый

— направлен на

решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение

общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов

интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих

овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются

объем тренировочной нагрузки, объемы, направленный на совершенствование

физической

подготовленности,

и

повышается

интенсивность

за

счет

увеличения технико-тактических среде тренировки. Длительность этапа 2-3

мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными

задачами

этого

периода

являются

повышение

достигнутого

уровня

специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов

в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и

близких к ним специально подготовительных упражнений [25].

Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном

периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний,

которых у квалифицированных спортсменов большинстве видов спорта обычно

19

бывает не более 2-3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так

и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило,

проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным

соревнованиям.

Соревновательный период; чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних

стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной

подготовки к главному старту [34].

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом

этапе длительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи повышения уровня

подготовленности, выхода в состояние спор ной формы и совершенствования

новых

технико-тактических

навыков

в

процессе

использования

соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится

главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе

решаются следующие задачи:

— восстановление

работоспособности

после

главных

отборочных

соревнований и чемпионатов страны;

— дальнейшее

совершенствование

физической

подготовленности

и

технико-тактических навыков;

— создание и поддержание высокой психической готовности спортсменов

за счет регуляции и саморегуляции состояний.

— моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к

старту и контроля за уровнем подготовленности.

— обеспечение оптимальных условий для максимального использования

всех сторон подготовленности (физической, тактической и психической) с

целью трансформации в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6-8 недель.. Он

обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной

нагрузкой) направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих

высокий уровень спортивных достижений, другой — на подведение спортсмена

к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной

20

дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих

факторов [34].

Переходный период. Основными задачами этого периода являются

обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных

нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на

определенном

уровне

тренированности

для

обеспечения

оптимальной

готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание

должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое

восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного

периода состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.д.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5

недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится

спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности

соревновательного

периода,

сложности

и

ответственности

основных

соревнований, индивидуальных способностей спортсмена [25].

Тренировка

в

переходном

периоде

характеризуется

снижением

суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению,

например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно

в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как

правило, 3-5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное

содержание

переходного

периода

составляют

разнообразные

средства

активного отдыха и общеподготовительные упражнения [24, 34].

В

конце

переходного

периода

нагрузка

постепенно

повышается,

уменьшается

объем

средств

активного

отдыха,

увеличивается

число

общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким

переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только

полностью

восстанавливает

силы

после

прошедшего

макроцикла,

настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит

на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным

периодом предшествующего года.

21

Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов

подготовки

в

пределах

отдельного

макроцикла

определяются

многими

факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта — структурой

эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности

спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований;

другие - с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления

различных качеств и способностей и т.п., третьи — с организацией подготовки

(в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими

условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем

(тренажеры,

оборудование

и

инвентарь,

восстановительные

средства,

специальное питание и т.п.).

Особенности построения годичного цикла тренировки в баскетболе

Борьба

за

мировое

первенство

в

баскетболе

тесно

связана

с

совершенствованием системы спортивной тренировки, в частности, с более

рациональным ее планированием.

Достижение высокого уровня развития функциональных возможностей

организма, овладение совершенной техникой и тактикой, воспитание воли,

характеризующее высокое спортивное мастерство, требуют многих лет

непрерывной тренировки.

В процессе систематической и правильно организованной Тренировки

организм баскетболиста постепенно приспосабливается к новым условиям и

повышенным требованиям. При этом растет работоспособность, укрепляются

процессы обмена веществ, восстановления, становится возможным выполнение

интенсивных нагрузок. Все это наряду с совершенствованием техники, тактики

и

волевых

качеств

обусловливает

достижение

стабильных

спортивных

результатов и их повышение [13].

Следует стремиться к тому, чтобы уровень развития функциональных

возможностей игроков, достигнутый в одном спортивном сезоне, закреплялся и

развивался

в

другом.

Попытки

заменить

многолетнюю

планомерную

тренировку кратковременной форсированной подготовкой никогда не давали

22

хороших результатов и часто наносили вред здоровью спортсменов.

Планирование спортивной тренировки – один из наиболее острых и

актуальных методических вопросов в советском баскетболе, от которого во

многом

зависят

темпы

роста

мастерства

баскетболистов.

Спортивная

тренировка

должна

быть

четко

организованным,

плановым,

глубоко

продуманным творческим процессом. «Успешно планировать тренировку – что

в первую очередь правильно намечать цель подготовки и систему так

называемых подводящих к этой цели задач, правильно определить пути и

средства к их достижению» [16,17].

Каждый тренер при составлении документов планирования должен

исходить из необходимости обеспечить гармоническое совершенствование

человека, развитие его физических и духовных способностей. Нужно также

принимать во внимание возраст, пол, профессиональную деятельность, степень

физического развития, подготовленность занимающихся, время, масштабы

предстоящих соревнований, материальную базу и другие условия организации

спортивной тренировки.

Надо определить содержание и объем намеченной работы, рассчитать

время и сроки, а, также наметить конечный результат. В планы можно вносить

изменения, уточнения, определяемые условиями работы.

При составлении планов анализируются предыдущий план, его задачи,

содержание, степень выполнения, допущенные ошибки. Надо учитывать

возможность

создания

предпосылок

для

успешного

решения

задач

в

последующие, периоды работы. В каждом последующем плане требования к

занимающимся повышаются [36].

При составлении планов спортивной тренировки надо соблюдать ряд

требований, а именно: учет задач и условий работы; конкретность и возможную

вариативность; преемственность и перспективность.

Основные задачи по отдельным разделам подготовки и тренировочно-

соревновательный режим в баскетболе

Осенне-зимний полуцикл.

23

1. Подготовительный период. А. Основными задачами тренировочной

работы на этапе функциональной подготовки является следующее:

— развитие силы, быстроты, прыгучести, ловкости;

развитие

выносливости

и

поднятие

уровня

функциональных

возможностей игроков;

— восстановление основных игровых двигательных навыков;

— овладение новыми приемами техники.

Тренировочный режим состоит из основного тренировочного микроцикла

— «4-1»; общее количество тренировочных занятий в микроцикле — 7-8, в том

числе: средней интенсивности — 3(4), высокой — 3, максимальной —1; общий

объем тренировочной нагрузки в микроцикле — 14-19 час.

Распределение тренировочного времени по разделам составляет: на

физическую подготовку — 60%, на техническую подготовку — 40% [17].

Этап характеризуется постепенным нарастанием объема тренировочных

нагрузок.

Б. Основные задачи работы этапа специальной подготовки заключаются в

следующем:

— в совершенствовании технических приемов нападения и защиты;

— в совершенствовании индивидуальных тактических действий и парных

взаимодействий;

— в овладении новыми вариантами тактических систем нападения и

защиты;

— в развитии у игроков скоростно-силовых качеств и специальной

работоспособности во взаимосвязи с основными игровыми двигательными

навыками [15].

Тренировочный режим состоит из основного тренировочного микроцикла

— «4-1»; общее количество тренировочных занятий в микроцикле — 10-12, в

том числе: средней интенсивности — 4(5), высокой — 4(3), максимальной —

2(4), общий объем тренировочной нагрузки в микроцикле — 18-20 час.

Распределение

тренировочного

времени

по

разделам

на:

физическую

подготовку — 25 %, техническую — 32 %, тактическую — 33 %, игровую —

24

15%.

Ведущую роль на этом этапе играет повышение интенсивности нагрузок

как

фактора,

обеспечивающего

непосредственный

подъем

специальной

подготовленности.

В. Основными задачами работы этапа предсоревновательной подготовки

является:

— повышение уровня игровой подготовленности команды, сыгрывание

основного состава и отдельных игровых звеньев;

совершенствование

скоростной

техники

в

аспекте

повышения

устойчивости

и

надежности

индивидуально-групповых

действий

в

экстремальных условиях;

— дальнейшее повышение уровня развития специальной выносливости.

Тренировочный режим содержит: основной тренировочный микроцикл —

«3-1»; общее количество тренировочных занятий в микроцикле — 8-9, в том

числе: средней интенсивности — 4(3), высокой — 3, максимальной — 2, общий

объем нагрузки в микроцикле — 12—14 час. Распределение тренировочного

времени по разделам на: физическую подготовку — 15%, техническую — 20%,

тактическую — 30%, игровую — 35% [16,36].

Необходимы 2-3 контрольных матча и участие в турнире с достаточно

сильными командами.

2. Соревновательный период. Основные задачи работы этого периода:

— достижение и поддержание оптимального уровня спортивной формы

для

обеспечения

успешного

выступления команды в решающих

состязаниях;

поддержание

оптимального

уровня

развития

специальной

выносливости;

поддержание

достигнутого

уровня

развития

скоростно-силовых

качеств;

— дальнейшее повышение эффективности технико-тактических действий;

— достижение полной согласованности в защите и нападении.

Тренировочный

режим:

а)

время

подготовки

между

турами:

25

тренировочный микроцикл — «3-1»; общее количество тренировочных занятий

в микроцикле — 8, в том числе: средней интенсивности — 4(3), высокой —

3(4), максимальной — 1, общий объем нагрузки в микроцикле —10-11 час.

Распределение

тренировочного

времени

по

разделам

на:

физическую

подготовку — 15%, техническую — 25%, тактическую — 25%, игровую — 35%

[13,16].

б) во время проведения тура: в день приезда тренировка продолжается, 1

час, интенсивность — средняя, в дни игр утренняя тренировка — 45 мин,

интенсивность — средняя, направленность — броски, шлифовка тактических

построений при пассивном сопротивлении; в день отдыха баскетболисты,

несущие основную игровую нагрузку, свободны, запасные проводят часовую

тренировку высокой интенсивности, общий объем нагрузки зависит от

конкретного количества игр в туре.

в) во время разъездного календаря тренировочная работа основывается на

микроцикле

«2-1»

с

двухразовыми

тренировками

дома

и

одноразовой

тренировкой на выезде (в дни, свободные от игр), продолжительность

тренировки —1,5 часа, интенсивность в микроцикле —2 средних, 2 высоких. В

дни игр бросковая 30-минутная тренировка малой интенсивности.

3.

Период снижения спортивной формы. Основные задачи этого

периода:

— последовательное снижение объема интенсивности тренировочной

нагрузки;

— переключение на другие виды спорта для уменьшения нервного

напряжения от соревновательных нагрузок;

интенсивное

проведение

реабилитационно-восстановительных

мероприятий.

Тренировочный режим: основной цикл — «2-1»; общее количество

тренировочных занятий в цикле — 3 (одно индивидуальное); общий объем

тренировочной нагрузки в цикле — 3,5-4 час [13,36].

Весенне-летний

полуцикл.

В

этом

полуцикле

наряду

с

решением

тренировочных и соревновательных задач, аналогичных осенне-зимнему

26

полуциклу, на всех этапах следует уделять большое внимание следующему:

повышению

уровня

функциональной

готовности,

специальной

работоспособности;

— дальнейшему развитию скоростно-силовых качеств;

— расширению возможностей управления игровыми навыками;

— обогащению тактического арсенала игроков и команды

— систематическому использованию всего резерва команды

Направленность работы по основным разделам подготовки.

Физическая подготовка. Увеличивается объем и несколько повышается

интенсивность

циклических

упражнений

для

всемерного

поднятия

функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем

организма игроков. Повышается атлетизм игроков с акцентом на устойчивое

проявление их скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в

различных игровых режимах. Для улучшения устойчивости скоростно-силовых

качеств в связи с их реализацией в конкретных игровых навыках широко

используется

метод

«сопряженных

воздействий»,

основанный

на

целенаправленном развитии физических качеств непосредственно в структуре

игровых двигательных навыков [21,36].

В качестве основных методов развития специальной выносливости

используются различные модификации интервального и кругового методов в

связи с оптимальными игровыми режимами.

Для развития силы и скоростно-силовых качеств игроков целесообразно

применять изотопические и изометрические упражнения, а также упражнения,

построенные на сочетании уступающих и преодолевающих режимов работы

мышц. Для создания хорошего координационного фона, достижения свободы,

легкости

и

расслабленности

при

выполнении

приемов

техники

в

соревновательных условиях необходимо регулярное проведение упражнений

для

развития

ловкости.

Рекомендуется

в

соревновательном

периоде

использовать физическую подготовку для поддержания достигнутого уровня

развития физических качеств и для стимуляции восстановительных процессов в

организме игроков [14].

27

Техническая подготовка. Совершенствуется техника в экстремальных

условиях, обращается особое внимание на улучшение процессов управления

атакующими действиями (особенно в условиях численного превосходства

защиты, на максимальной скорости, с максимальной быстротой, в состоявши

значительного утомления и эмоциональной напряженности). Формируется

умение повышать концентрацию внимания у игроков при выполнении

штрафных бросков. Следует улучшать управление движениями при броске в

прыжке в условиях активного противодействия соперников, различных по

ростовым и физическим данным [36].

Необходимо

творчески

обогащать

технику

нападения,

добиваясь

виртуозного

выполнения

«скоростных»

острых

передач

мяча,

обводки

соперника на скорости.

Совершенствуются отдельные детали активной защиты: атаки вдвоем на

нападающего,

владеющего

мячом;

действия

на

близкой

дистанции

от

нападающего; плотная опека нападающего, окончившего ведение мяча;

способы борьбы за место с целью не дать получить мяч нападающему.

Совершенствуются

сочетания

защитных

приемов

единоборства

и

подстраховки,

выполняемых

в

процессе

активной

защиты

(детально

вырабатывать технико-тактические действия при борьбе за подбор мяча как на

своем щите, так и на щите противника).

Тактическая

подготовка.

Улучшается

подвижность,

маневренность

игроков в позиционном нападении на основе типовых парных взаимодействий

и малоходовых тактических комбинаций, сводя к минимуму статические

моменты в позиционном нападении [13]. Увеличивается объем упражнений в

быстрых

прорывах,

совершенствуя

приемы

первой

передачи,

быстрого

перехода в зону противника и завершения контратаки в ситуациях с численным

преимуществом нападающих над защитниками и с численным их равенством;

обеспечение участия в прорывах высокорослых игроков. Овладевается и гибко

используется личный и зонный прессинг, а также переключения от одних

систем нападения к другим в зависимости от состава команды и определенных

игровых ситуаций. Совершенствуется организация групповой борьбы за отскок

28

в условиях активной защиты, а в концентрированной защите – взаимодействия

с центровым игроком, гибко используя принципы личной и зонной, опеки.

Основное направление совершенствования в тактике – всемерное приближение

обстановки выполнения упражнений к условиям реальной игры.

Игровая

подготовка.

Систематически

используются

оптимальные

соревновательные режимы, всесторонне готовя игроков к умению быстро

включаться в игру при заменах. Необходимо настраивать игроков на

интенсивную смелую борьбу за отскок у обоих щитов, поощряя в этом случае

результативность действий каждого баскетболиста [13,36].

Проведение

игровой

подготовки

во

время

достижения

«пиков»

напряженности тренировочных нагрузок с целью формирования у игроков

умения мобилизовать все свои силы и возможности.

Таким образом, в современном баскетболе учебно-тренировочный процесс

требует у юных спортсменов больших затрат времени, а также физических и

психических

напряжений.

Значительное

влияние

на

эффективность

планирования учебно-тренировочного процесса оказывает своевременный и

точный учет всего данного процесса и комплексный контроль за состоянием

спортсмена.

29

ЛИТЕРАТУРА

1.

Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М.: Медицина,

1967.с-154.

2.

Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. – М.: Физкультура

и Спорт, 1977.с.-247.

3.

Ашмарин 0Б.А. Теория и методика педагогических исследований в

физическом воспитании. – М.: Физкультура и Спорт, 1978.с - 216 Абзалов

Р.А. Движение и развивающееся сердце. – М.: МГПИ, 1987. – С. 12-14.

4.

Артюшенко А.Ф., Солоха Л.К. Некоторые предпосылки к обоснованию

типологии процесса физического воспитания и спортивной подготовки

//ТиПФК. – 1990. - №9. – С. 20-23.

5.

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: М.: ТиПФК, 2000. с - 264

6.

Баскетбол.

Примерная

программа

спортивной

подготовки

детско-

юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских

спортивных школ Олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.

7.

Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых (дипломных)

работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-

спортивной деятельности» – Омск, СибГАФК, 1995.

8.

Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по

педагогике. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

9.

Бирючков Б.И. Методика подготовки дипломной работы. – М., 1983. – С.

24-29.

10. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980. – С. 42-44.

11. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: ФиС, 1971. – С. 35-43.

12. Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки. – СПб, 1992. – С. 12-23.

13. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоровья,

1984. - С. 11-16.

14. Волков Л.В. Физические особенности детей и подростков. - Киев: Здоровья,

1981. – С. 1-5.

15. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте. – М.:

Физкультура и Спорт, 1970.с- 215.

30

16. Верхошанский

Ю.В.

Основы

специальной

физической

подготовки

спортсменов. – М.: Физкультура и Спорт, 1988.с – 315.

17. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного

процесса. – М.: Физкультура и Спорт, 1985.с – 345.

18. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоровья,

1984.с – 184.

19. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Минск:

Нар. Асвета. – 1978. – С. 8-15.

20. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические

периоды развития //ТиПФК. – 1977. - №7. – С. 12-14.

21. Диагностика

функциональной

подготовленности

и

критерии

оценки

показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом

биологического созревания и уровня подготовленности: Методическое

пособие /Под ред. Ф.А. Иорданской. – М., 1993.

22. Игнатьева В.Я. Юный баскетболист. – М.: С. Принт, 1997. – С. 6-7.

23. Карпман В.Л. Динамика кровообращения у спортсменов. – М.: ФиС, 1984. –

С. 4-9.

24. Лях В.И. Тесты в физической воспитании школьников. – М.: Изд-во АСТ,

1998. – С. 20-23.

25. Кожевникова З. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста. – М.:

Физкультура и Спорт, 1974.с-56.

26. Кожевникова З. Тренировка физических качеств баскетболиста. – М.:

Физкультура и Спорт, 1971. с-142.

27. Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. – Минск: Полымя, 1989.

28. Костикова Л.В. и др. Особенности обучения и тренировки баскетболистов

10-13 лет: Методические рекомендации для слушателей ФПК. – М.:

Физкультура и Спорт, 1993.с-56.

29. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Изд-во АСТ,

1998.с-254.

30.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и система подготовки

спортменов. – Киев: Олимпийская литература, 1999.

31

31. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и Спорт,

1977.с-458.

32.Морозова

Н.И.

Организация

процесса

диагностики

способностей

к

проявлению

выносливости

12-13-летними

спортсменами

на

этапе

начальной подготовки // ТиПФК. – 1990. - №9. – С. 26-27.

33. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические

подготовки спортивного резерва: Монография. – И.: Советский спорт, 2005.

34. Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под ред. М.Я.

Набатниковой. – М.: Физкультура и Спорт, 1982.с-275.

35. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. – Киев: Здоровя,

1978.

36. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. – М.: Физкультура и

Спорт, 1980.

37. Платонов

В.Н.

Управление

тренировочным

процессом

высококвалифицированных

спортсменов

//Основы

управления

тренировочным процессом спортсменов. – Киев: КГАФК, 1982.с-754.

38. Портнов

Ю.М.

Основы

управления

тренировочно-соревновательным

процессом в спортивных играх. – М.: VIR Print, 1996. – С. 19-21.

39. Портных

Ю.И.,

Сысоев

В.И.

Диагностика

морфофизиологических

показателей

квалифицированных

баскетболисток

в

годичном

цикле

//ТиПФК. – 1993. - №5-6. – с. 24-26.

40. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. –М.:

Педагогика, 1989. – С. 25-28.

41. Федотова Е.Ф. Основы управления многолетней подготовкой юных

спортсменов в командных игровых видах спорта. – М.: Компания Спутник,

2001.

42. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и

Спорт, 1980.

43. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Физкультура и Спорт, 1982.

44. Фомин Н.А.,

Вавилов

Ю.Н.

Физиологические

основы

двигательной

активности. – М.: Физкультура и Спорт, 1991.

32

45. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. –

М.: Физкультура и Спорт, 1972.

46. Харре Д. Учение о тренировке //Пер. с. нем. – М. Хедман Р. Спортивная

физиология. – М.: ФиС, 1980. – С. 25-26.

47. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и

спорта. – М.: Академия, 2000.

48. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной

ориентации и отбора. – М.: ФиС, 1984. – С. 10.

49. Шварц В.Б. Генетика и спортивная деятельность детей и подростков. –

Смоленск, 1984.

50. Чоговадзе А.В., Круглый

М.М. Врачебный контроль в физическом

воспитании и спорте. – М.: Медицина, 1977. – С. 8-9.

51. Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е.Р. Яхонтова. – М.:

ФиС, 1987. – С. 21-22.

33



В раздел образования