Напоминание

ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-14 ЛЕТ


Авторы: Бекметова Фируза Равильевна, Долголаптев Павел Сергеевич
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-14 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-14 ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Технико-тактическая

подготовка

при

работе

с

баскетболистами занимает одно из важнейших мест, ибо она означает

обучение умению играть. Основу игры составляет способность владеть

мячом, то есть техника, а умение распорядиться им есть не что иное, как

тактика. Для этого нужно правильно выбрать способ, место и время

действия, быстро и правильно реагировать на действия противника, уметь

взаимодействовать

со

своими

партнерами.

Именно

это

и

является

содержанием тактической подготовки [7].

Учебно-тренировочный процесс в баскетболе построен на повышении

сложности и интенсивности тренировочных занятий, приобретении игроками

специальных знаний о психофизиологических свойствах личности, строении

организма и биомеханики движений человека [3].

В процессе детальной подготовки к длительному насыщенному

разнообразными соревнованиями сезону и, непосредственно, в проводимых

тренером занятиях по технике и тактике игры, спортсмены приобретают

необходимые профессиональные знания, умения и навыки для увеличения

разнообразия индивидуальных и командных технико-тактических действий

баскетболистов [5].

Это говорит о том, что залогом успешного выступления баскетбольной

команды в соревнованиях является высокая спортивная подготовка игроков

(реализующаяся в основном в спортивных тренировках), включающая все

стороны подготовки спортсменов к длительному спортивному сезону

(теоретическая,

техническая,

тактическая,

морально-волевая

и

психологическая). Таким образом, спортивная подготовка — это сложный

специализированный процесс, направленный на формирование, развитие и

совершенствование

необходимых

физических,

психофизических

и

3

психофизиологических

качеств

игроков,

оказывающий

разностороннее

воздействие на спортсменов [31].

Все

вышеизложенное

обусловило

выбор

темы

исследования,

постановку его цели и задач.

Понятие технической подготовки

Техническая подготовка - это процесс овладения специальными

двигательными навыками, развития тактического мышления, творческих

способностей.

Действительно,

единство

технической

и

тактической

подготовки достигается через совершенство технических приемов в рамках

тактических

действий.

Эффект

интеграции

этих

видов

подготовки

достигается посредством последовательного выполнения приемов игры в

рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных в

нападении и защите) [5].

На современном этапе развития игры становится очевидным, что на

смену заученным технико-тактическим действиям пришла максимальная не

шаблонность игры нападающих, позиционное нападение обретает быстроту,

завершение атак становится взрывным, непредсказуемым. Заметен переход

от классических систем в защите к более гибким, приспособленным к

конкретной игровой ситуации [11].

Соревновательные ситуации выступают как фактор, влияющий на

поведение участников игры и определяющий исход последней, так как

технико-тактические действия игрока или команды в целом могут быть

реактивными

или

заранее

подготовленными,

импульсивными

или

расчетливыми, алгоритмизированными или импровизированными. Однако,

спортсмены должны всегда стремиться сделать своё поведение в игре

рациональным,

то

есть

целенаправленным,

осмысленным

и

последовательным [10].

4

Данное положение необходимо в реализации технико-тактических

действий, так как спортсмен в ходе игры должен управлять своим

поведением, а если потребуется, то и поведением партнеров. Зачастую

рациональные технико-тактические действия игроков подготавливаются

заранее, в виде схем, шаблонов игровых комбинаций и содержат несколько

вариантов. Самое главное, в зависимости от конкретных условий, выбрать

подходящий вариант и использовать в данной атаке [16].

Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития

вида

спорта

совокупность

приемов,

способов

и

их

разновидностей,

позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи. Под термином

«техника» подразумевается система движений, сходных по структуре и

направленных на решение примерно одной и той же игровой задачи.

Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной приём,

стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения.

На разных этапах развития баскетбола изменялось и совершенствовалось

количество приёмов, способы их выполнения, критерии оценки [26].

Техника спортсмена на каждом этапе развития - это наиболее

эффективное,

апробированное

практикой

средство,

которое

даёт

возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных

ситуациях борьбы. Для того чтобы добиваться наилучших результатов в

мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен

владеть всем богатством разнообразия технических приёмов, быстро и точно

их выполнить[16].

При

нынешнем

развитии

спортивных

достижений

выдающиеся

показатели

возможны

только

в

результате

правильной

всесторонней

технической подготовленности игроков, для чего необходимо:

- в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми

способами их выполнения. Такая необходимость возникает в связи с тем, что

игра сильнейших баскетболистов характеризуется активными действиями и

умением действовать внезапно в любой момент. Она протекает в очень

5

быстром темпе, при постоянном изменении ситуации. Для решения

конкретных задач в каждый момент необходимо владеть всеми основными

приёмами игры;

- владеть игровыми действиями, состоящими из нескольких приёмов,

сочетающихся между собой в различной последовательности.

Основных приёмов техники не так много, но в баскетболе приёмы

изолированно друг от друга не применяются. Все действия, выполняемые

баскетболистом

в

игре,

состоят

из

комплекса

приёмов,

по-разному

сочетающихся между собой. Они называются игровыми действиями. Чем

богаче

и

разнообразнее

их

комплекс,

тем

быстрее

и

эффективнее

баскетболист сможет решать задачи, возникающие в игре. Владение

техникой приёмов и игровых действий, состоящих из них - основа

технического мастерства спортсменов.

- владеть комплексом приёмов, которыми в игре приходится наиболее

часто пользоваться в связи с функциями, выполняемыми в команде. Для

подлинного технического мастерства навыков владения приёмов и игровых

действий недостаточно. В острой комбинационной игре максимально

используются

индивидуальные

особенности

каждого

игрока:

рост,

подвижность, быстрота, прыгучесть и другие качества. Поэтому техническая

подготовка

каждого

игрока

включает

в

себя

обязательное

владение

специальным комплексом приёмов, которыми данному игроку приходиться

пользоваться в игре чаще, чем другими.

Совершенствовать такой комплекс приёмов можно только после того,

как спортсмен овладеет основными приёмами, тем эффективней он сможет

использовать свои индивидуальные качества при работе над специальным

комплексом

приёмов.

Узость

технической

подготовки

приводит

к

ограничению индивидуального комплекса приёмов, которыми владеет игрок,

к снижению тактических возможностей и активности в игре [20].

Правильная начальная постановка техники, как и всесторонняя

физическая подготовка - основа для достижения высоких спортивных

6

результатов.

Овладение техникой

игры

в основном заканчивается

в

юношеском возрасте. С переходом в команды взрослых спортсменов техника

совершенствуется и расширяется на базе улучшения общей технической

подготовки.

Мастерство

достигается

путём

систематического

и

планомерного изучения всего разнообразия техники.

Безусловно, играть в баскетбол неизмеримо интереснее, чем выполнять

тренировочные упражнения. И если бы можно было баскетболиста обучить

техническим приёмам в игре, тренерам и забот бы не было. Но в том-то и

дело, что одной игрой хорошего баскетболиста не вырастить. В матче

спортсмен выполняет только те приёмы, которые он хорошо освоил. Вот и

приходиться обращаться к более скучным, но необходимым тренировочным

упражнениям, в которых баскетболист сотни раз повторяет разучиваемый

технический приём, закрепляет новые навыки [18].

В тренировочной работе с детьми необходимо придерживаться

известной пословицы: «Повторение - мать учения». Все приёмы техники

нужно повторять с ребятами на каждом занятии. Дело в том, что у юных

баскетболистов навык непрочен. Стоит юному баскетболисту сделать

перерыв в занятиях на 10-15 дней, как с ним придется начинать всё с начала.

Тренеру

желательно

подбирать

упражнения

как

игровые,

так

и

на

совершенствование технического приёма с учётом системы игры команды,

делая эту систему основой для индивидуальных действий игрока.

Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не

всегда

могут

победить

противников.

Успех

в

достижении

победы

определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно

используя технику и свои физические возможности. Таким образом, основой

технико-тактических действий является поведение спортсменов в игре,

предназначенное для решения частных задач игры и способное наладить

эффективное взаимодействие игроков [28].

1.1.

Теоретические основы технической подготовки баскетболистов

7

В.М.

Дьячков

представляет

процесс

становления

технического

мастерства спортсменов на основе сознательной переработки разнообразной

информации. Под влиянием выработанной программы действия и установки

осуществляется двигательная деятельность и соответствующим образом

изменяется состояние организма. Осуществлению программы действия

способствует основная и дополнительная информация, поступающая по

внешним и внутренним каналам связи. В результате этого сложного процесса

оценивается величина отклонений двигательных параметров от заданных и

корректируется индивидуальная программа действий [16].

Процесс

технического

совершенствования

в

значительной

мере

определяется способностью спортсмена воспринимать и перерабатывать

информацию, необходимую для эффективного выполнения движений, их

коррекции и контроля качества [6].

Во

время

выполнения

двигательного

действия

поступающая

информация

разделяется

на

следующие

компоненты:

сигнально-

мотивационная, информация обратной связи, фоновая, безразличная и

сбивающая.

В процессе технического совершенствования

следует постоянно

ориентировать спортсмена на восприятие информации только определенного

рода путем активного направленного поиска информации(зрительной,

слуховой и др.), что обеспечивает решение конкретной задачи [31].

Наряду с сознательным управлением движениями, имеется кольцо

автоматизированного управления, которое работает тем эффективнее, чем

выше квалификация спортсмена.

Большое

значение

для

построения

рационального

процесса

технического

совершенствования

спортсмена

имеют

изыскания

[13],

согласно которым совершенная техника двигательного действия отличается

ритмичностью,

плавностью,

экономичностью,

отсутствием

лишних

движений [1].

8

С

учётом

результатов

теоретического

анализа,

имеющихся

к

настоящему времени научных работ, изучения на копленного практического

опыта можно говорить о координационных способностях баскетболистов 12-

14 лет как об упорядоченных, взаимосвязанных двигательных способностях,

проявляющихся в условиях временной и альтернативной неопределенности

через:

реакцию

выбора,

реакцию

на

движущийся

объект,

скорость

передвижения,

способность

к

дифференцированию

пространственных

характеристик

и

высокий

уровень

оперативного

мышления,

которые

обусловливают успешность соревновательной деятельности» и включаются в

структуру.

Совершенствуются

такие

компоненты,

как:

целевой,

предусматривающий цели и задачи на каждом этапе работы; содержательный

анализ

игры

действий

каждого

игрока,

сопоставление

игровой

деятельности команды с игровыми ситуациями лучших игроков мира, анализ

технико-тактических действий баскетболистов, моделирование игровых

ситуаций с помощью специально отобранных компьютерных программ;

операциональный

формы

проведения

индивидуального,

группового,

командного

тренинга

баскетболистов

с

учетом

уровня

развития

их

координационных способностей; результативный – оценка сформированного

уровня развития координационных способностей на основе показателей

реакции выбора, скорости передвижения спортсмена в неожиданных

ситуациях, дифференцирования пространственных [7].

Понятие тактической подготовки

Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный

на достижение эффективного применения технических приемов на фоне

изменений игровых условий с помощью тактических действий.

Под тактической подготовкой юных баскетболистов понимается

совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в

9

процессе

соревновательной

деятельности,

и

развитие

специальных,

определяющих решение этих задач [26].

Под спортивной тактикой чаще всего понимают целесообразный выбор

и применение технических приемов с учетом условий соревнований,

собственных возможностей, особенностей соперника и конкретной игровой

ситуации. Техника на каждом этапе развития баскетбола – это наиболее

эффективное,

апробированное

практикой

средство,

которое

дает

возможность игроку в рамках правил игры успешно действовать в сложных

ситуациях борьбы.

Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно

меняющихся игровых ситуациях, игрок должен видеть и уметь выбирать

разнообразные технические приемы и способы и уметь выбирать наиболее

подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно выполнять их.

Критериями технического мастерства являются:

-свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для

полноценного выполнения заданных игровых функций в сочетании с двумя-

тремя приемами нападения и защиты;

-точность и эффективность выполнения указанных приемов;

-стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих фактов

(значительном утомлении, психологическом напряжении, трудных внешних

условий и т.д.);

-умение управлять фазами технического приема в зависимости от

конкретных вариантов противодействия соперника;

-надежность выполнения приемов, которая определяется высокой

точностью

и

эффективностью

на

протяжении

соревнований

без

существенных отрицательных отклонений.

Тактика – это раздел теории и практики, изучающий закономерности

развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их

рациональное применение против соперника.

10

Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом

средств, способов и форм ведения игры. Их наилучшее использование

возможно только при правильном учете основных факторов, которые

реально влияют на данную игру. Они базируются на всесторонней оценке

возможностей своей команды и команды соперника (составы команд,

уровень тренированности игроков, их моральное состояние, техническая и

тактическая оснащенность и т.д.).

К средствам ведения борьбы относятся приемы техники. Не владея

техникой играть в баскетбол невозможно. Однако если техническая

подготовка направлена на изучение структуры движений того или иного

приема, то тактическая подготовка вооружает баскетболиста знаниями и

умениями целесообразного применения изученных приемов в условиях

борьбы двух команд [27].

Тактическая

подготовка

предполагает,

прежде

всего,

изучение

различных

комбинаций.

Под

комбинацией

подразумеваются

заранее

изученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков

команды.

Чем выше уровень достижений команд, тем более жесткие требования

должны

быть

предъявлены

игрокам

в

отношении

их

тактической

подготовленности.

Можно

выделить

два

направления,

по

которым

осуществляется тактическая подготовка в практике ряда видов спорта.

Сторонники

первого

направления

стремились

необходимый

тактический материал заключить в жесткие рамки определенных схем,

заранее изученных комбинаций, считая, что такие закрепленные приемы при

воздействии утомления и эмоционального напряжения окажутся более

устойчивыми,

чем

приемы,

мало

подвергшиеся

целенаправленной

тренировке.

Сущность второго направления заключается в том, что задачей

тактической подготовки является не столько освоение спортсменами хотя бы

и очень точных, но постоянных жестких форм, способов передвижений,

11

взаимодействий,

сколько

развитие

способностей

инициативно,

индивидуально действовать на площадке в самых различных условиях.

В каждой конкретной соревновательной ситуации игрок должен сам

найти те способы и приемы взаимодействий с партнерами, которые в данный

момент целесообразны и эффективны.

Средства тактики – тактический арсенал приемов и действий. Он

базируется на специфических знаниях, умениях, навыках.

Способы тактики – определенная фиксация действий спортсмена и

команды, выражающаяся в применении различных систем комбинаций,

приемов, контрприемов.

Формы тактики – это тактика нападения и тактика защиты.

Нападение – атаки, в которых отчетливо можно проследить фазы

начала, развития и завершения.

Контратака – разновидность стремительных наступательных действий.

В контратаке фазы начала и развития сведены к минимуму.

Тактическая подготовка включает теоретическую и практическую

подготовку. В тактической подготовке выделяют четыре этапа:

1-й этап – овладение отдельными приемами тактики и элементарными

взаимодействиями с партнерами по команде на основе базовой технической

подготовки;

2-й этап – овладение жесткими схемами соревновательных действий

(игровыми комбинациями);

3-й этап – развитие у спортсменов умения более гибко и тонко

пользоваться усвоенными тактическими системами, комбинациями с учетом

собственных возможностей и данных;

4-й этап – развитие у игроков маневренных способностей, умение

создавать в каждом игровом эпизоде конкретные планы атаки и защиты с

учетом слабых и сильных сторон противника, а также умение переключаться

от одних вариантов к другим по ходу состязания.

12

При рассмотрении технико-тактических взаимодействий в игровых

видах спорта необходимо, в первую очередь, все изучить через призму

тактики, чтобы игра, то есть игровые тактические взаимодействия, были

первичны.

Следовательно,

сначала

нужно

рассматривать

простейшие

тактические, взаимодействия (индивидуальные, игровые, командные) и

необходимые для их выполнения технические приемы.

Технику и тактику баскетбола подразделяют на два больших раздела –

нападения и защиты. В разделе технических приемов выделяют две группы –

технику нападения (технику передвижений и технику владения мячом) и

технику

защиты

(технику

передвижений

и

технику

отбора

мяча

и

противодействия). Внутри каждой из групп имеются способы и приемы их

выполнения.

Каждый

способ

выполнения

приема

имеет

несколько

разновидностей [31].

Теоретические основы тактической подготовки баскетболистов

Осознание

необходимости

управления

движениями

на

уровне

активного участия сознания и уровня мышечного чувства, мышечных

образов

существовало

задолго

до

сформирования

физиологами

представлений о системе регуляции «двигательной деятельности». «Чувство

воды, мяча, пространства, ситуации» давно вошли в спортивную практику не

только на уровне терминов и соответствующих им определений, но и на

уровне всей системы педагогической деятельности [4].

В.Н. Платонов [13] при приложении основных положений общей

теории управления движениями к нуждам практики считает необходимым

определить следующее:

- установить ведущий уровень двигательного акта, который за висит от

содержания двигательной задачи и смысловой структуры этого акта;

- выявить уровневый состав двигательного акта, место и значение

каждого уровня в целостном акте и его основных компонентов;

13

-

установить

принадлежность

отдельных

деталей,

компонентов

движения к фоновому уровню, показать, как они управляются этим уровнем.

Соответственно этим представлениям процесс построения движений

может

быть

подразделен

на

два

периода

[21].

В

первом

периоде

устанавливается ведущий уровень, определяется структура движения, его

состав, выявление коррекций для всех дета лей, постепенное переключение

коррекций на низовые уровни.

Технико-тактические действия

Овладение основами техники и тактики игры предполагает освоение

приемов нападения. Прежде всего создают фундамент техники - изучают

работу ног (стойка, бег, прыжки, стартовые ускорения, остановки, повороты

и сочетания этих приемов). Одновременно изучают основные приемы

владения мячом - ловлю мяча двумя руками, передачи двумя руками от груди

и одной рукой от плеча, передачи мяча снизу, броски в корзину с места

двумя руками от груди и сверху, одной рукой с места и в движении от плеча,

двумя руками и одной снизу, высокое ведение по прямой, с изменением

направлений, темпа и с переводами перед собой, финты без мяча и с мячом в

опорном положении, основной способ броска в прыжке, а также различные

сочетания этих приемов.

Первоначально необходимо овладеть стойкой баскетболиста. Внимание

здесь уделяют постановке стоп, распределению тяжести тела и сгибанию ног.

Основная ошибка -выпрямленные ноги, поднятый таз и одновременно

чрезмерный наклон туловища.

Одновременно со стойкой изучают технику бега. Вначале бег на

полной стопе в различном темпе по прямой, по дуге, диагоналям и т. п.

Обращают внимание на мягкую постановку стопы перекатом с пятки на

носок, рационально согнутые ноги, на положение туловища и работу рук.

Затем осваивают бег с носка при ускорениях — акцентируют постановку

14

стопы ударным движением на переднюю часть ее, больший наклон

туловища, активную работу рук. Особо важно овладение техникой бега с

использованием «двух шагов» [5].

Обучение прыжкам происходит в такой последовательности. Первыми

изучают прыжки толчком одной ногой. Главное при этом — опережение

толчковой

ногой

линии

туловища,

постановка

стопы

перекатом,

отталкивание точно вверх. Прыжки толчком двумя ногами изучают вначале с

места, затем с разбега. Основное внимание уделяют исходному положению

ног перед толчком — при постановке на площадку после разбега они должны

опережать туловище с таким расчетом, чтобы в момент отталкивания плечи

находились над опорой.

Изучению остановок следует уделять особое внимание ввиду их

чрезмерной важности для маневренности передвижений. Первой изучают

остановку шагом. Основное внимание обращают на первый, стопорящий шаг

и последующее погашение инерции продвижения вперед мягким сгибанием

опорной

ноги,

постановкой

впереди

нее

маховой

и

равномерным

распределением тяжести тела на обе ноги. При обучении остановке прыжком

главное — экономичность прыжка и вынос ног вперед, опережающий

туловище, перед касанием пола. Особенно важно овладеть остановками при

действиях с мячом. Главное здесь — остановка после ловли мяча и

сохранение равновесия при принятии стойки, обеспечивающего возможность

эффективных последующих действий[13].

Освоив остановки, занимающиеся начинают изучать вышагивания и

повороты. Основное внимание здесь уделяют удержанию тяжести тела на

передней части стопы согнутой опорной ноги при постоянном контакте ее с

площадкой и свободному маневрированию маховой ногой. Последовательно

изучают вышагивания, повороты на стоящей сзади ноге, повороты на

стоящей впереди ноге. Вначале выполняют приемы без мяча на месте и после

остановок, завершающих ходьбу и бег, затем совершенствуют их в сочетании

с ловлей, передачей и другими приемами с мячом.

15

Обучение

ловле мяча. Здесь прежде всего необходимо, чтобы

занимающиеся усвоили правильное положение кистей и пальцев для

надежного захватывания мяча, овладели движением рук в целом и

свободным маневрированием ими с мячом. Основные ошибки — широко

расставленные руки, выпрямленные вперед пальцы, касание мяча всей

ладонью. Для предупреждения их преподаватель поочередно вкладывает

занимающимся мяч в выпрямленные навстречу руки, следя за раскрытием в

сторону

мяча,

не

широко

расставленными

кистями

и

правильным

положением пальцев, за мягким сгибанием рук после касания мяча и

свободным маневрированием руками с мячом.

Сам прием начинают осваивать с ловли двумя руками на средней

высоте (на уровне груди). Выполняют ловлю мяча на месте, с шагами и

рывками вперед и в стороны. Дальше овладевают ловлей в движении мяча,

направленного вперед по диагонали или по прямой партнером, стоящим на

месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч. Затем

разучивают ловлю мяча при встречном движении. Она сочетается с

остановкой, а затем с использованием техники «двух шагов». Передачи мяча

при этом должны быть мягкими и точными.

Совершенствуют

прием,

усложняя

упражнения

сочетанием

с

жонглированием одним и двумя мячами, усложненной работой ног,

максимальной скоростью при ловле нескольких мячей, сочетанием с

максимальным

темпом

передвижения,

без

опорным

положением,

противодействием, специальным инвентарем.

Обучение передачам мяча. При освоении этих приемов занимающиеся

должны

добиться

безупречного

владения

всеми

способами

передач,

быстроты и точности их выполнения, скрытности направления и момента

выпуска мяча, высокой стабильности выполнения при утомлении и при

жестком противодействии.

Изучают

передачи

мяча

с

первых

занятой

в

следующей

последовательности: двумя руками от груди и одной рукой от плеча; двумя

16

руками сверху; двумя руками и одной снизу; одной рукой сверху; скрытые и

кистевые передачи. Усложняют обучение в следующем порядке: передача

мяча на месте, после предварительного движения, остановки, поворотов; в

процессе разнохарактерных передвижений и ведения мяча; передача в без

опорных положениях. На всех этапах предусматривается последовательное

подключение защитников и активизация их противодействия.

Занимающиеся должны научиться выполнять ловлю и передачу без

подпрыгиваний и пробежек и рассчитывать силу передачи «двумя шагами» с

мячом в руках. При освоении передач в прыжке главное - научиться

выпускать мяч в различных точках полета и использовать рациональный для

ситуации способ. Основные ошибки при изучении большинства передач -

отведение локтей в стороны и вращение кистями с мячом при замахе,

неполное разгибание рук в локтевых суставах и неактивная работа кисти при

выпуске мяча. Условия выполнения усложняют работой ног по специальным

заданиям,

различными

сочетаниями

передач

с

другими

приемами,

соревнованием на точность и быстроту, введением противодействия,

использованием подвижных игр[16].

Обучение броскам мяча в корзину. Главная цель здесь - достижение

высокой

точности

и

стабильности

попаданий

в

корзину.

Она

предусматривает: овладение всеми способами бросков; приобретение умения

варьировать

ими

применительно

к

игровым

позициям

и

характеру

сопротивления; достижение совершенства в способах, соответствующих

выполняемым

игроком

функций;

овладение

«скорострельностью»;

выработку умения сочетать игровые действия с высокой результативностью

завершающего их броска.

Броски в корзину изучают в следующей последовательности: двумя

руками от груди и сверху с места; одной рукой с места и одной рукой от

плеча в движении; двумя руками и одной снизу в движении; в прыжке.

Приступая

к

обучению

броскам,

необходимо

ознакомить

занимающихся с правильной траекторией полета мяча и с принципами

17

прицеливания при различных бросках - под углом 45°, перпендикулярно к

щиту, продольно. Вначале с помощью подводящих упражнений обучают

движениям руки, кисти и ног. Особое внимание при работе кисти обращают

на завершающий контакт большого, безымянного и указательного пальцев

при выпуске мяча. В процессе совершенствования техники приема внимание

заостряют на выборе момента для осуществления броска и развивают

точность и быстроту его реализации. Применяют уменьшенные ориентиры

для прицеливания, ограничивают время на выполнение бросков, изменяют

позиции и условия их, варьируют специальные задания, определяющие

характер противодействия.

При овладении броском двумя руками от груди и двумя руками сверху

игроки должны освоить выполнение с высоким положением мяча в моменты

замаха и выпуска. При броске одной рукой с места следует уделять внимание

постановке ног (одноименная бросающей руке нога впереди), правильному

положению плеча, предплечья и кисти по отношению к мячу и корзине

(локоть направлен, а кисть развернута в ее направлении), разгибанию руки

преимущественно вверх, завершающему движению кисти и направлению

мяча в цель через большой, безымянный и в последний момент указательный

палец [13].

При изучении броска одной рукой от плеча в движении сложно освоить

сочетание «двух шагов» с мячом в руках и последующего прыжка с

завершающим движением бросающей руки. Здесь необходимо овладеть

следующими упражнениями: ловля мяча во время первого удлиненного шага

ногой, одноименной бросающей руке; выполнение второго стопорящего шага

другой ногой; отталкивание вверх ногой, делающей второй шаг, и выносом

руки с мячом к корзине во время прыжка завершающим движением руки в

локтевом суставе и направляющим движением кисти и пальцев в высшей

точке полета; приземление на толчковую ногу без продвижения вперед.

Обучение броску в прыжке - важный этап подготовки баскетболистов.

Основное внимание следует уделять постановке ног перед отталкиванием,

18

правильному выносу мяча в исходное положение перед броском, точному

положению

бросающей

руки

перед

выпуском

мяча,

завершающему

движению

разгибанием

руки

в

локтевом

суставе

и

направляющему

движению кисти и пальцев, выпуску мяча в высшей точке полета,

управлению телом в полете и положению руки после завершения контакта с

мячом.

Очень важно освоить исходное положение бросающей руки перед

выпуском мяча (удержание мяча выше головы, локоть направлен точно к

корзине и кисть с мячом, расположенная над плечом, развернута к ней).

Главные ошибки - отведение локтя в сторону и расположение мяча на всей

ладони, а не на передней части ее и пальцах. Когда это освоено,

отрабатывают активное разгибание руки в локтевом суставе и сгибание кисти

с выпуском мяча через указательный палец. Одновременно изучают и

положение поддерживающей мяч руки. Далее все это сочетают с выносом

рук в исходное положение после ловли мяча от стены, пола, партнера -

вначале

без

прыжка,

затем

в

сочетании

с

прыжком.

Важно

совершенствование

броска

после

передвижений;

при

этом

внимание

переключают на работу ног перед отталкиванием.

Обучение ведению мяча. Игроки должны освоить управление мячом

без зрительного контроля, равноценно владеть правой и левой рукой,

приобрести навыки асинхронно действовать ведущей рукой и ногами,

овладеть разновидностями приемов ведения - высоким и низким ведением,

ведением с изменением направления и темпа, с переводами. Овладение этими

умениями необходимо сочетать с развитием способности ориентироваться

при ведении мяча, оценивать ситуации и принимать решения. Поэтому с

самого качала обучения приему и в процессе совершенствования его

необходимо исключать зрительный контроль мяча.

На начальном этапе изучают ведение на месте и при прямолинейном

движении. Основные ошибки здесь: неправильная стойка - прямые ноги,

наклоненное туловище и опущенная к мячу голова; расслабленная кисть с

19

сомкнутыми пальцами, «шлепающая» по мячу; неактивная работа руки в

локтевом

суставе.

Поэтому

все

внимание

следует

сосредоточить

на

положении пальцев и закрепленной кисти на мяче, на резком силовом

движении руки в локтевом суставе, на согнутом положении ног, прямом

туловище и на взгляде, устремленном вперед.

Вначале используют подготовительные упражнения с одноразовыми

ударами мяча в стену и в пол активным разгибанием предплечья. Затем эти

приемы сочетают с принятием стойки и с передвижением приставными

шагами вперед-назад, вправо-влево. После этого применяют многоразовые

удары в пол правой и левой рукой стоя на месте, при беге на месте, с

небольшими перемещениями в разные стороны. И наконец, выполняют

передвижение с ведением мяча по прямой на различные расстояния, с

варьированием места ударов мячом в пол при передвижении в зависимости

от характера и темпа его. Далее внимание уделяют переходу на ведение мяча

после ловли его в движении. Главное при этом - сочетание работы ног и

своевременного удара мяча в пол без пробежек и замедления скорости бега.

Одновременно изучают ведение по дугам и кругам, а также переводы мяча

перед собой. Основное внимание уделяют работе кисти, месту удара мяча в

пол и сочетают их с движением ног [31].

Совершенствуют ведение мяча, создавая условия, исключающие

возможность

зрительного

контроля

за

мячом,

выполняя

приемы

на

максимальных

скоростях,

затрудняя

передвижения

различными

препятствиями, применяя агрессивное и превосходящее по числу защитников

противодействие, специальный инвентарь, усложняющий ведение.

Обучение

финтам.

Здесь

важно

научить

игроков

выполнять

отвлекающее движение достаточно правдоподобно и соединять финт

Обучение тактическим действиям в нападении.

Изучение тактики игры начинается с:

1.

Изучение индивидуальных тактических действий, характерных

для конкретного варианта.

20

2.

Овладение групповыми взаимодействиями.

3.

Овладение командными взаимодействиями.

Усложняют условия на каждом из указанных этапов, выполняя

взаимодействия таким образом

— в замедленном темпе с пассивной защитой по заданию;

— в темпе, характерном для соревновательной игры;

— закреплением в учебных играх по заданиям (с уменьшенными

составами, на половине площадки, после определенных действий противника

ит. д.).

Индивидуальные тактические действия.

Первоочередная

задача

-

формирование

умения

анализировать

ситуации и выбирать соответствующие каждому игровому моменту действия

и способы их реализации.

Индивидуальные

тактические

действия

в

нападении

изучают

в

следующей последовательности: без мяча - выбор места и освобождение от

защитников; с мячом - рациональное использование ловли и передач мяча,

ведения, бросков мяча в корзину, финтов и сочетаний приемов.

Изучая выбор места и действия для освобождения от защитника,

игроки должны овладеть умением изменять позицию в отношении своего

защитника,

определять

наиболее

эффективные

направления,

способ,

интенсивность

и

момент

передвижения,

соотносить

передвижения

с

позициями партнеров. При овладении действиями с мячом занимающиеся

прежде всего учатся быстро выбирать рациональные приемы и своевременно

изменять их в зависимости от ситуации.

При овладении техникой игры главная задача - усвоение общей

структуры приемов в целом. Одновременно уделяют внимание точности

выполняемых

движений,

а

также

развитию

меткости,

связанной

с

попаданием в цель. Изучают ограниченное число приемов; используется

целостный метод обучения с применением большого числа подводящих

упражнений. Особенно важно развить непринужденность владения мячом.

21

Здесь помогают специальные упражнения в жонглировании мячами разного

размера и веса в сочетании с работой ног.

Изолированно изучают отдельные элементы тактики, которые затем

закрепляют в подготовительных и учебных играх, далее осваивают более

сложные взаимодействия, которые снова закрепляют в игре. При занятиях с

детьми, овладение основами тактики ведется в процессе подвижных,

подготовительных и упрощенных учебных игр. Во всех тактических

упражнениях

обязательно

наличие

защитника,

действующего

по

специальным заданиям, соответствующие каждому игровому моменту

действия и способы их реализации.

Обучение приемам техники и индивидуальным защитным действиям

начинают его после того, как игроки овладели теми приемами нападения,

против которых они направлены. Обучение начинают со знакомства со

стойкой

защитника,

способами

его

передвижения

и

тактического

использования этих приемов в разных ситуациях. Далее игроки изучают

приемы и действия при отборе мяча - при вырывании, выбивании,

перехватывании и накрывании, а также использование их в качестве финтов.

Обучение стойке и передвижениям защитника и совершенствование их.

Здесь внимание следует уделять изменению положений ног в стойке,

передвижениям приставными шагами и спиной вперед. Одновременно

игроки

изучают

положения

и

движения

рук

в

защитной

стойке

применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет. В упражнениях

при

опеке

нападающего

без

мяча

акцентируют

закрывание

руками

возможного направления выхода и ловли мяча. При опеке игрока с мячом

главное внимание обращают на одновременное закрывание мяча и стороны

наиболее вероятного прохода. Обучение приемам овладения мячом. Его

начинают с освоения вырывания мяча. Обучая вырыванию, необходимо

прежде

всего

обращать

особое

внимание

на

устойчивую

стойку

и

недопустимость ненадежного захвата мяча. Далее совершенствуют быстроту

22

захвата и резкое движение руками стоя на месте и с предварительным

сближением с нападающим.

Изучать выбивания мяча начинают с овладения выбиванием его из рук

нападающего, стоящего на месте, а затем - выполняющего с ним «два шага»

и прыжок. В обоих случаях осваивают короткое, быстрое движение руки, а

также выбор момента, способа и силы выполнения приема.

Затем

осваивают

выбивание

при

ведении

мяча.

Первоначально

овладевают сближением с нападающим подстраиванием к темпу его

действий, положением ног при касании мяча, а затем быстрым движением

руки и последующим рывком к мячу.

Перехватывание мяча изучают в следующей последовательности: при

поперечной передаче с выходом вперед и в стороны; при продольной

передаче с выходом из-за опекаемого игрока. Главное при этом - научиться

занимать эффективную позицию и определять момент для начала рывка,

быстро выполнять рывок и движение руками, выработать цепкость при

захвате мяча.

Особое значение для совершенствования индивидуальных действий в

нападении и защите имеют упражнения, в которых идет соревнование между

защитником и нападающим в применении обусловленных приемов в

специально моделируемых ситуациях, а также учебные игры «один на один»,

в одну корзину.

Обучение групповым и командным тактическим

действиям. Это

наиболее сложный и длительный этап подготовки баскетболистов.

Последовательность изучения основных групповых действий такова:

взаимодействия в условиях превосходства нападающих над защитниками -

двух нападающих против одного защитника («отдал и вышел»); быстрый

прорыв; трех нападающих против двух защитников (в треугольнике).

Обучение системе быстрого прорыва и совершенствование ее.

Главные задачи:

1 Овладение теоретическими знаниями.

23

2. Развитие быстроты ориентировки и быстроты мыслительных

операций в процессе специальных упражнений и игр.

3.

Овладение

основными

разновидностями

взаимодействий

и

вариантами системы.

4. Приобретение навыка переключаться на быстрый прорыв в любых

ситуациях и варьировать варианты взаимодействий в процессе развития

атаки.

5. Воспитание психологической настроенности на быстрый прорыв и

готовности к риску при реализации взаимодействий.

При овладении любой разновидностью быстрого прорыва первой

изучают фазу развития, затем фазу завершения и в последнюю очередь -

наиболее сложную начальную фазу. Взаимодействия игроков в начале

обучения ведутся с места в обусловленной расстановке после получения

мяча от одного из партнеров. Далее прорыв организуют после ловли мяча от

щита определенным, а затем любым игроком, после перехватов, борьбы за

мяч, отскочивший от щита и, наконец, с переключением от защитных

действий к атаке быстрым прорывом в специальных упражнениях и играх.

Особенно важно при изучении взаимодействий при быстром прорыве -

строго

последовательное

усложнение

сопротивления.

Первоначально

действия выполняют без противодействия и с неподвижными защитниками;

затем с сопротивлением защитников, действующих пассивно и активно на

ограниченном участке, а далее - действующих в той же последовательности

на всем пути передвижения. Обязательное условие при обучении -

специальное

моделирование

действий

защитников

применительно

к

конкретному варианту взаимодействий, т. е. сопротивление по специальным

заданиям

Для непосредственного подведения к коллективным действиям в

нападении и привития навыков опекать определенного противника в защите

используют такие игры, как «Борьба за мяч», «Защита крепости», «Защита

капитана», «Мяч капитану», «Зонный баскетбол», «Массовый баскетбол». В

24

этих играх реализуются присущие баскетболу правила передвижений с

мячом, условия противоборства, правила отбора мяча, территориальные

особенности действий. Главное при этом - привитие умения сочетать свои

действия с действиями партнеров.

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Абзалов, Р. А. Теория и методика физической культуры и

спорта / Р. А. Абзалов, Н. И. Абзалов: учебное пособие.- Казань: Вестфалика,

2013.- 202 с.

2.

Андрющенко, Л.Б., Анализ реализации уровня специальной

подготовленности баскетболистов в условиях игровой соревновательной

деятельности /Л.Б. Андрющенко, В.Е. Калинин, Ю.Г. Смирнов // Научно-

методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной

физической культуры: сб. докл. – Волгоград: ВГАФК, 2015. – С. 111-113.

3.

Баскетбол. Теория и методика обучения / Под общ.ред. Д. С.

Нестеровского. — М.: Академия, 2014–336с.

4.

Богдановский, А. Н. Развитие специальных физических качеств

юных баскетболистов / А. Н. Богдановский // Вестник Южно-уральского

государственного

университета.

Серия:

Образование,

здравоохранение,

физическая культура.- № 4(104).- 2012.- С. 127–128.

5.

Бондарь,

Л.И.

Теоретико-методические

основы

повышения

технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: автореф.

дис. … докт. пед. наук: 13.00.04 / Бондарь Александр Иванович. – Минск,

2013. – 74 с.

6.

Виру, А.А. О некоторых факторах, меняющих успешность

игровых действий баскетболистов / А.А. Виру // Проблемы психологии

спорта. – М., 2012. – С. 30-33.

7.

Вуден, Д. Современный баскетбол: пер. с англ. / Д. Вуден. – М.:

Физкультура и спорт, 2016. – 256 с.

8.

Гомельский,

А.Я.

Баскетбол:

секреты

мастерства:

1000

баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский. – М., 2012. – 112 с.

9.

Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе / А.Я.

Гомельский. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 215 с.

26

10.

Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского /

А.Я. Гомельский. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2012. – 325 с.

11.

Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое

пособие / С.М. Гордон. – М.: Физическая культура, 2013. – 256 с.

12.

Губа,

Д.В.

Дифференцированный

подход

при

развитии

специальных физических качеств и оздоровлении подростков 12-14 лет,

занимающихся в секциях по баскетболу: автореф. дис. докт. пед. наук:

13.00.04 / Губа Денис Владимирович. – М., 2013. – 42 с.

13.

Данилов, В.А. Повышение эффективности игровых действий в

баскетболе: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.04 / Данилов Владимир

Андреевич. – М., 2014. – 43 с.

14.

Егоров А. В. Психологическая подготовка баскетболистов //

Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 428-430.

15.

Железняк,

Ю.Д.

Совершенствование

системы

подготовки

спортивного резерва в игровых видах спорта: автореф. дис. докт. пед. наук:

13.00.04 / Железняк Юрий Дмитриевич. – М., 2011. – 48 с.

16.

Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика

обучения: учебное пособие для вузов по спец. 033100 – Физкультура / Ю.Д.

Железняк, Ю.М. Портнова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 520 c.

17.

Иванов, В.В. Комплексный контроль в спорте / В.В. Иванов. – М.:

ВНИИФК, 2011. – 200 с.

18.

Иванов, С.В. Формирование основ техники игры в баскетбол на

этапе начальной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Иванов

Сергей Валерьевич. – М., 2013. – 20 с.

19.

Канатов, А.В. Формирование спортивной мотивации у юных

баскетболистов на этапе углубленной специализации: автореф. дис. канд.

пед. наук: 13.00.04 / Канатов Андрей Викторович. – Тюмень, 2015. – 24 с.

20.

Келлер,

В.С.

Теоретико-методические

основы

подготовки

спортсменов / В.С. Келлер, В.Н. Платонов. – Львов, 2013. – 270 с.

27

21.

Масальгин, Н.А. Математико-статистические методы в спорте /

Н.А. Масальгин. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 149 с.

22.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.:

Физкультура и спорт, 2011 - 211с.

23.

Мейксон Г.Б. Физическое воспитание. - М.: Физкультура и спорт,

2015.-235с.

24.

Миронов, А.А. Усталостные эффекты и восстановительные

процессы при тренировках и соревнованиях баскетболистов различных

уровней подготовленности баскетбола /А.А. Миронов // Теория и практика

физической культуры. – 2011. – № 4. – С. 59-60.

25.

Михеева, Т.М. Развитие коммуникативных способностей юных

баскетболистов подросткового возраста: автореф. дис. канд. пед. наук:

13.00.04 / Т.М. Михеева. – Челябинск, 2014. – 22 с.

26.

Нестеровский, Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения:

учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Д.И.

Нестеровский. – М.: Академия, 2014. – 336 с.

27.

Нестеровский, Д.И. На уроках баскетбола / Д.И. Нестеровский,

Ю.Д. Железняк // Физическая культура в школе. –2011. – № 2. – С. 27-30.

28.

Ольхов,

С.

С.

Специальная

физическая

подготовка

баскетболистов высокой квалификации/ С. С. Ольхов, Т. Г. Ольхова //

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер:

Журнал в журнале.- 2012.- № 2.- С. 32–34.

29.

Портнов,

Ю.М.

Основы

подготовки

квалифицированных

баскетболистов: учебное пособие /Ю.М. Портнов, В.Г. Луничкин, А.В.

Родионов. – М.: ГЦОЛИФК, 2012. – 83 с.

30.

Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства:

Учебник для вузов / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.:

Академия, 2014. — 400с. 3.



В раздел образования