Автор: Перепелкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №1 д \с "Солнышко"
Населённый пункт: р.п. Бисерть
Наименование материала: проект
Тема: "Овощи и фрукты — полезные продукты" в средней группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №1
Детский сад комбинированного вида «Солнышко» р.п Бисерть
Проект «Овощи и фрукты — полезные продукты»
в средней группе
Составила: Перепелкина Е.В
воспитатель 1 квалификационная категория
БИСЕРТЬ
2017
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Сроки реализации: краткосрочный (02.10 -06.10.17гг)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и родители.
Актуальность:
Залог здоровья дошкольников- правильное питание.
Правильное питание очень важно для гармоничного развития ребенка
дошкольника и укрепления его физического здоровья. У детей дошкольного
возраста происходит интенсивный рост и развитие, совершенствуются
функции нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ,
формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые
физические качества, вырабатываются черты характера. Одним словом,
правильное питание содействует формированию Здорового Образа Жизни
дошкольников и является одним из факторов, обеспечивающих высокий
уровень сопротивляемости детского организма к заболеваниям. Дети, питаясь
дома вкусными булочками, сухариками, чипсами, отказываются пить молоко,
есть полезные для здоровья каши и овощи, приготовленные поваром в
детском саду. Они ждут, что мама вечером снова им купит шоколадку, пиццу,
колу. А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить
пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу,
богатую витаминами- это овощи и фрукты. Важно донести до сознания детей
пользу употребления в пищу овощей и фруктов для здоровья человека, т. е.
привить детям основы здорового питания.
Цель проекта: Формирование представлений о правильном здоровом
питании среди детей и родителей для нормальной жизнедеятельности
организма в течении всей жизни, о культуре питания, о здоровом образе
жизни.
Задачи:
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
Расширить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме,
цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости)
Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья
человека.
Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни
каждого человека
Расширить знания о процессе приготовления супов, салатов из овощей и
фруктов научить детей готовить простейшие салаты, сервировать стол.
Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного
питания.
Формировать КГН и культуру питания детей, желание бережно относиться к
своему здоровью.
Приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности
Развивать умения правильно выбирать продукты для здорового питания.
Активизировать словарный запас, умение аргументировать свою точку
зрения, развивать внимание, память и логическое мышление детей; учить
сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-
следственные связи, делать обобщения
Проблема: Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья
человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и
недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые
необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, двигательная, продуктивная, музыкальная
Организация игровой проектной деятельности
1 – этап: организационно – подготовительный
Задачи:
• определение проблемы через выявление уровня развития детей и
образовательные возможности семьи;
• изучение нормативно – правовых документов, общеобразовательной
программы ДОУ, методической литературы, материалов сети Интернет по
вопросам выявленной проблемы;
• введение воспитанников в тематику с использованием модели «Трех
вопросов», обсуждение плана с семьями воспитанников;
• сбор информации, материалов и средств, для реализации проекта;
• создание необходимых условий для реализации проекта.
2 – этап: основной (цикл практических дел)
Задачи: организация всех видов деятельности детей вокруг проекта «Овощи и
фрукты — полезные продукты» в ДОУ, совместной деятельности воспитателя
с детьми, самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности
детей с родителями.
3 – этап: заключительный
Задачи: организация деятельности по изготовлению продуктов проекта.
Реализация проекта «Овощи и фрукты — полезные продукты».
Методические рекомендации к работе над проектом
Решая поставленные задачи организационно – подготовительного этапа,
изучалась и анализировалась нормативно – правовая база, методическая
литература по организации проектной деятельности с детьми младшего
дошкольного возраста и вовлечению в данную деятельность родителей
(законных представителей) воспитанников.
После ознакомления с нормативными документами и методическими
рекомендациями осуществлялась деятельность по подбору материала, форм и
методов обучения и воспитания, адекватных возрасту детей и положениям
ФГОС ДО, создавались условия для реализации проекта согласно
требованиям стандарта.
Введение воспитанников в тематику проекта осуществлялось с
использованием модели «Трех вопросов».
Что мы знаем о овощах и фруктах?
• урожай убирают осенью.
• где растут овощи и фрукты.
• что готовят из овощей и фруктов.
Что мы хотим узнать о овощах и фруктах?
• какие витамины есть в овощах и фруктах?
• какие овощи нужны для приготовления винегрета?
• Какая польза во фруктах и овощах??
Что мы должны сделать, чтобы узнать еще больше о овощах и фруктах?
• Спросить у родителей.
• Посмотреть в книгах.
• Поискать в интернете.
Поиграть в новые игры.
Посмотреть обучающие мультфильмы.
На основе детских высказываний определили содержательные направления
проекта, совместно с детьми обсудили эту тему.
Формы работы с детьми по подготовке к реализации проекта:
проведение бесед, игровых ситуаций;
чтение стихотворений, сказок, рассказов о овощах и фруктах; рассматривание
книг, просмотр презентаций;
показ иллюстраций, картин как убирают овощи;
познавательно – исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями по подготовке к реализации проекта:
консультация «Здоровое питание для детей» см. приложение №3
детско – родительские проекты «как мы убирали урожай».
2 этап: Основной
1 этап: Подготовительный
- Создание предметно-развивающей среды
- Накопление «информационного багажа» по теме проекта
- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.
- Подбор дидактических и настольно-печатных игр
- Создание альбома «загадки об овощах и фруктах»
- Проведение интервью с детьми «Как надо правильно питаться, чтоб быть
здоровыми»
- Подготовка презентации «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Питание
и здоровье»
- Подготовка консультации для родителей на тему «Здоровое питание-
здоровый ребенок» (о ценности продуктов питания: овощей и фруктов).
2 этап: Основной
Беседа «Фрукты и овощи»; «Польза овощей и фруктов» см. приложение №1
НОД «Во саду ли, в огороде»
«Овощи и фрукты- полезные продукты» (с показом презентации)
«Витамины и полезные продукты для здоровья человека»
«Овощи»
см. приложение №4
Беседа «Почему нужно мыть овощи?»
«Составление рассказа об овощах, фруктах» используя схему
Игровая ситуация: «Что для чего?» (помогаем маме готовить)
Приготовление винегрета. см. приложение №5
«Наши загадки» составление описательных загадок об овощах и фруктах
Общение: «Правила питания и культура поведения за столом»
Дидактические игры:
«Вершки и корешки», «Загадки с грядки» (силуэтное изображение овощей и
фруктов, «Что, где растет?», «Четвертый лишний», «Полезные продукты»,
«Веселые поварята» (варим борщ и компот, лото «Парочки» (Овощи и
фрукты, «Что изменилось?», «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и
фруктов на ощупь, «Узнай по вкусу», «Найди по описанию», «Доскажи
словечко», «Назови ласково», «Собери картинку», «Один-много», «Узнай
блюдо», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Посчитай», «Отгадай по
описанию», «Поваренок», пазлы «Овощи и фрукты», «Что сначала, что
потом?» от семян к урожаю, «Подбери по цвету», «Найди пару»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья», «День рождения»
Чтение стихотворений: Ю. Тувим «Овощи», У. Рашид «Наш сад», И.
Винокуров «Осень», Г. Давыдова «Фрукты»
Полезные стишки про овощи, фрукты и витамины см. приложение №8
Загадки про полезные продукты. см. приложение №2
Чтение:
Рассказ Даниил Хармс «Очень вкусный пирог», р. н. сказки «Мужик и
медведь», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», Л. Толстой
«Старик и яблони», «Косточка», белорусская народная сказка «Пых», С.
Михалков «Спор овощей», «Волшебный огород», «Про девочку Юлю,
которая плохо кушала», В Сутеев «Мешок яблок», рассказ «Фрукты- овощи»
(«Учимся правильно питаться» Ю. П. Климович, Г Сапгир «Загадки с
грядки», Я. Аким «Яблонька», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»; Т.
Бокова «Праздник урожая», И. Финк «Овощи и фрукты», Ю. Коринец
«Последнее яблоко», Е. Трутнева «Урожай»,
Театрализованная деятельность
Инсценировка сказки: «Репка» (показ младшим детям)
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «яблоко, груша..» см.приложение №6
Аппликация «Изготовление книги –загадок овощи, фрукты» см.приложение
№7
Пластилинография «Фрукты»
Конструирование «Разные машины везут овощи и фрукты в магазин»;
«Овощехранилище»
Создание альбома «Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах»
Раскраски «Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей
Работа с трафаретами: «Мои любимые овощи и фрукты»
Музыкальная деятельность:
Хоровод «огородная-хороводная»
игра: «Съедобное-несъедобное»
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот».
Физкультминутка:
«Компот», «Огород», Яблоко»
3 этап: Заключительный
Презентация детьми книжек-малышек по теме: «Овощи и фрукты - полезные
продукты»
Итоговое мероприятие: составление книги «загадки про овощи и фрукты»
Фотоотчет по окончании проекта.
Конкурс творческих работ детей и родителей из природного материала
«Дары природы»- (необычные фрукты и овощи)
Работа с родителями
Проведение консультации для родителей на тему «Здоровое питание для
детей»
Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме: «Овощи и
фрукты»
Родители привлекают своих детей дома к совместному приготовлению блюд
из фруктов и овощей.
Результаты проекта:
- Дети осознают необходимость употребления в пищу овощей, фруктов для
укрепления своего здоровья
- Знают о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах, их полезных
свойствах.
- Умеют сравнивать, классифицировать овощи и фрукты и выбирать полезные
продукты для здорового питания
- У детей сформированы начальные представления о здоровом образе жизни
- Дети имеют практические навыки по приготовлению салата
-Дети умеют красиво сервировать стол и у них сформированы основы
культуры поведения за столом
- Повысилась познавательная активность детей, их любознательность
- Расширился словарный запас и повысилась речевая активность детей
- Дети научились делать выводы, аргументировать свою точку зрения,
устанавливать причинно-следственные связи
Вывод:
Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и
родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив.
В результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему
здоровью посредством организации здорового питания. Установилась
взаимосвязь по созданию совместных с родителями проектов, что повышает
качество реализации образовательного процесса ДОУ.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»-
М: «Просвещение», 1999 г.
2. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ- Волгоград:
«Учитель», 2008 г.
3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Средняя
группа- М: «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
5. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду»-
Ярославль, «Академия развития», 2000 г.
6. Г. Н. Давыдова «Пластилинография»- М: издательство «Скрипторий 2003»,
2008 г.
7. В. И Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников» Москва. Вако.
2011г.
8. О. С Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет Творческий
центр Москва 2010.
Фотоприложение
Выставка
Приложение №1
Беседа о пользе овощей и фруктов.
Воспитатель:
- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает
витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень
любят. Витамины вкусные, красивые.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины бывают не только в таблетках.
- А в каких продуктах есть витамины?
- Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).
Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них
изображено, и мы с вами узнаем в чем же содержится большое количество витаминов!
(Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само
название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус,
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.
И так далее.
Физминутка «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в неё
Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.
Починили мы забор, «Ударяют» молотком.
Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.
– Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
- Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок, вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
Воспитатель: Ой,. К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к
ребятам пришла кукла Аленка).
Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А
знаете почему? Вот послушайте!
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Игра: «Правильно-неправильно!»
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы
все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
— Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные
продукты.
Приложение №2
Загадки про полезные продукты.
Витаминка: «Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Я принесла вам волшебную
корзинку с загадками. Итак, слушайте внимательно, чтобы дать правильный ответ:
а) Сидит дед, в шубы одет
кто его раздевает,
тот слезы проливает! (лук)
б) Летом в огороде свежие зеленые,
а зимою в бочке жёлтые, солёные
отгадайте молодцы, как зовут нас (огурцы)
в) А на этой грядке длинные загадки.
В этой грядке Дед Мороз
прячет летом красный нос (морковь)
г) Круглое, румяное, сочное и сладкое.
Сочное и сладкое очень ароматное.
Наливное, гладкое,
тяжёлое, большое, что это такое? (яблоко)
д) Ярко-жёлтый, ароматный,
кислый, но на вкус приятный.
Хорош очень с чаем он
Называется (лимон)
е) Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка (капуста)
ж) И зелен и густ, на грядке вырос куст
начали щипать, стали плакать и рыдать (зелёный лук)
з) Привязан кустик к колышку
на кустике – шары
Бока подставив солнышку
Краснеют от жары (помидор)»
Рассказ детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
Витаминка:
«Ребята, а вы знаете, что такое витамины и где их можно найти? Витамины – это такие
полезные вещества, которые есть во всех овощах и фруктах. Чтобы хорошо себя
чувствовать, быть здоровым и бодрым, человеку каждый день необходимо кушать и
овощи, и фрукты. Учёные каждому витамину дали своё название. Например, есть
витамины: А, В, С, Д. Каждый витамин полезен нашему организму по-своему:
-витамин А – очень важен для зрения и кожи,
-витамин В – способствует хорошей работе сердца,
-витамин С – укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,
-витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими.
Дети вместе с Витаминкой рассматривают плакаты с изображением овощей и фруктов,
принадлежащих к определённой группе витаминов.
Витаминка:
«Ребята, как вы думаете, в каких продуктах содержится много витаминов?» (сырые овощи,
свежие фрукты).
Стихи о продуктах содержащих витамины.
Витаминка:
« Ребята, а ещё в моей волшебной корзиночке есть хорошие стихи. Хотите послушать?:
*Помни истину простую, лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
*От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и кислый очень он.
* Ты попробуй-ка решить
Нехитрую задачку:
Что полезнее жевать
Грушу или жвачку?».
Приложение № 3
Консультация для родителей "Здоровое питание для детей"
Детское питание.
Правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало
кто может утвердительно ответить на вопросы: «Правильно ли вы питаетесь? »,
«Правильно ли вы кормите своего ребёнка? » Какой малыш добровольно откажется от
шоколадки и чипсов в пользу овсяной каши? Как заинтересовать детей вопросами
правильного питания? Как научить любить тушёные овощи, молочные блюда и кисель?
Как приготовить различные полезные блюда и напитки?
Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов, - это несоблюдение
режима питания детей дома. Зачастую дети на завтрак приходят с опозданием, перекусив
чем-нибудь дома, либо приходят в группу с конфеткой или пряником в руках. Вечером,
забирая детей из детского сада, родители балуют их сладостями, забывая о том, что дома
ждёт ужин. На основании этого можно сделать вывод, что работу по воспитанию культуры
питания детей надо начинать со взрослых.
Это следует знать!
Формирование привычки здорового питания начинается с раннего детства.
Процесс употребления в пищу детьми полезных продуктов строится на основе
осмысленности, положительных эмоций, произвольности действий.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста доступны следующие
представления: для того чтобы не болеть, нужно кушать полезные продукты;
полезные продукты – это овощи, фрукты, молоко, соки, хлеб, рыба, мясо.
Развитие интереса у детей способствует более быстрому привыканию к
употреблению полезных продуктов.
Процесс организации правильного питания детей строится на основе
использования игрового метода.
Важны осознание родителями проблемы и желание её решать.
Важны желание родителей вести здоровый образ жизни (собственное питание,
положительный пример взрослого.
Необходимо объединение усилий педагогов и родителей в достижении
поставленных задач (согласованность в действиях, единство в подходах и
требованиях) .
Пять правил детского питания.
1.
Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
2.
Настроение во время еды должно быть хорошим.
3.
Ребёнок имеет право на свои собственные привычки, вкусы, притязания.
4.
Ребёнок имеет право знать всё о своём здоровье.
5.
Нет плохих продуктов – есть плохие повара.
Надо приучать детей:
Участвовать в сервировке стола;
Перед едой тщательно мыть руки;
Жевать пищу с закрытым ртом;
Есть самостоятельно;
Есть только за столом;
Правильно пользоваться ложкой, вилкой.
Вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при
необходимости самостоятельно убрать его;
Закончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.
Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослые должны набраться терпения,
так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго, особенно если
в семье и детском саду не единых взглядов на этот счёт.
Приложение №4
НОД по развитию речи
задачи:
Закрепить знания детей о: важности труда овощеводов; и условиях необходимых для роста
овощей.
Совершенствовать диалогическую речь.
Воспитывать уважение к труду.
Материал:
1.
«Чудесный мешочек» с (4 – 5 овощами: помидор, морковь, свёкла, лук, огурец);
2.
картинки:
а)
для Д/И «Что любят (не любят) овощи» (схематично 2 лица (улыбающееся,
грустное), земля, вода, свет, тепло, удобрения, много воды -дождь, засуха – жара,
холод, вредные насекомые);
б) инструменты: лопата, грабли, тяпка, лейка, человек;
в) машины: трактор, грузовая и картофелеуборочная.
3. Системный оператор
6
огород с грядками
2
растения
9
витамины
4
семена
1
овощи
7
магазин
5
чешуя,
сердцевина (зародыш)
3
кожура, мякоть, семечки
(овощ в разрезе)
8
заготовки
Ход занятия
1.
Организационный момент
Приходит кот Матроскин с сумкой в руках.
К – Здравствуйте дети! Вы меня узнали? Я кот Матроскин. Пришёл к вам радостью
поделиться. Мы с Дядей Фёдором дом купили в деревне Простоквашино. Около дома
земли много. Вот мы и решили посадить что-нибудь полезное. Хотите узнать, что мы
будем выращивать?
2.
Д/И «Чудесный мешочек»
К – (подходит к ребёнку) У меня с собой «Чудесный мешочек». Опустите в него руку.
Назовите, что в нём лежит и какой он на ощупь?
Д – Это морковь (свёкла, огурец, помидор, лук).
Д – Она длинная, твёрдая, упругая, шероховатая, большая…
(и так далее описываются все овощи и выкладываются на поднос)
К – Скажите что это? (обобщающий жест)
Д – Это овощи.
К – Назовите, какие ещё вы знаете овощи.
Д – перечисляют.
К – Как их много! Я ничего не знаю об овощах. Расскажите мне о них.
3.
Системный оператор
К – Вижу у вас есть «Волшебный экран»! (обращает внимание на системный оператор)
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то часть чего-то,
Это что-то для чего-то,
Это что-то из чего-то,
Чем-то было это что-то,
Это что-то мы возьмём
Чем-то будет это что-то,
И экран наш развернём.
- Рассматривать мы будем овощи. (открываем 1 окно)
- Объясните мне, частью чего являются овощи, растений или животных?
Д – Овощи являются частью растений.
(открывает 2 окно)
К - Что есть у овощей?
Д – У овощей есть кожура, мякоть, некоторых семена, корни, ботва.
(открывается 3 окно)
К – Вы наверное знаете, для чего нужны семена?
Д – Семена нужны для того, чтобы овощи размножались. (открывается 4 ок.)
К – Как размножаются картофель, лук, чеснок?
Д – Картофель размножается клубнями, лук – луковицами, чеснок – зубчиками.
К – Я хочу знать, из чего состоит семя?
Д – Семя состоит из кожуры и зародыша.
(открываем 5 окно)
К – Что такое зародыш?
Д - Зародыш – это маленькое будущее растение.
К – Для чего семени кожура?
Д – Кожура защищает семечко от повреждений,
К – Надо же, как в природе всё продумано!
К – Я забыл, где растут овощи?
Д – Овощи растут в огороде на грядках, в теплицах, на колхозных полях. (открывается 6
окно)
К – Напомните мне, в какое время года сажают овощи?
Д – Овощи сажают весной.
4.
Д/И «Что любят (не любят) овощи»
(На доске стоят 2 карточки: грустное и весёлое лица. Рядом, на столе лежат картинки:
солнце, земля, вода, лампочка, удобрения, сорняки, вредные насекомые, засуха, дождь,
холод).
К – Я хочу с вами поиграть. Игра называется «Что любят и не любят овощи». Здесь у меня
«Весёлый человечек». Он хочет знать, что любят овощи. Здесь «Грустный». Он собирается
узнать, что овощи не любят. Подойдите ко мне (вызывает 2 детей)! На столе картинки.
Выберите нужные; вы для «Весёлого человечка», вы для «Грустного».
К – Расскажите, что любят овощи?
Д – Овощи любят: землю, воду, тепло, свет, удобрения.
К – Что такое удобрения?
Д – Удобрения – это такие вещества, которые люди используют для повышения урожая.
К –Что не любят овощи?
Д – Овощи не любят: засуху, дождливое лето, сорняки, вредных насекомых.
5.
Физкультурная минутка
Приходите в огород посмотреть, как всё растёт,
Как играют в прятки огурцы на грядке,
Как подсолнухи в картошке тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы у бобов блестят усы,
Как краснеют у забора великаны помидоры.
Всё растёт, всё цветёт – никому не тесно.
Приходите в огород – очень интересно.
6.
К – Чтобы овощи росли, за ними надо ухаживать. Назовите профессии людей, кто
выращивает овощи?
(выставляется картинка человека)
Д – Овощи выращивают овощеводы, огородники, колхозники, агрономы.
К – Интересно, какие инструменты используют овощеводы в работе и расскажите, для
чего они нужны?
Д – Овощеводу в работе нужны:
лопата - для того, чтобы перекапывать землю;
грабли - для того, чтобы рыхлить почву, собирать сорняки;
тяпка (мотыга) - для того, чтобы окучивать овощи;
лейка - для того, чтобы поливать овощи.
(выставляются картинки)
К –Для чего пропалывают грядки, окучивают овощи?
Д – Пропалывать грядки нужно для того, чтобы убрать сорные травы. Они мешают
овощам расти. Окучивать надо для того, чтобы овощи лучше росли, и был хороший
урожай.
К – Какие машины помогают колхозникам в работе?
Д – Колхозникам в работе помогают трактора. Они рыхлят землю для посевов и после
сбора урожая.
Картофелеуборочные машины собирают картофель.
Грузовые машины увозят овощи с полей.
(выставляются картинки)
К – Куда увозят овощи с полей?
Д – Овощи с полей увозят в овощехранилище, в магазины, на заводы. (открыть 7 окно)
К – Зачем овощи привозят на заводы?
Д – На заводах из овощей делают соки, консервы, чипсы,…..
К – Что такое овощехранилище?
Д – Овощехранилище – это такое большое здание, где хранятся овощи всю зиму. Для того,
чтобы люди могли покупать овощи в магазинах круглый год.
К – Да! Труд овощеводов, колхозников очень труден и важен.
7.
К – Напомните мне, в какое время года собирают урожай овощей?
Д – Урожай овощей собирают осенью.
К – Овощи собирают разными способами. Покажите и скажите, как собирают картошку
(редиску, кабачок, перец)?
Д – Картошку выкапывают ( выдёргивают, срезают, срывают).
К – Вот и я выдернул из земли морковку и съел. Правильно я сделал?
Д – Нет.
К – Ну расскажите мне, что делают с овощами перед тем как их съесть ?
Д – Перед тем как съесть овощи моют, чистят, режут, жарят, варят, тушат, запекают.
К – Какие блюда можно приготовить из овощей?
Д – Из овощей можно приготовить: суп, салат, икру, сок, рагу, пюре, начинку для пирога,
консервы.
(открывается 8 окно)
8.
Д/И «Хорошо – плохо» (с мячом)
К – Я понял, когда овощи есть это хорошо. Почему?
Д – Овощи хорошо потому, что они вкусные, полезные, из них можно приготовить разные
блюда, заготовлять в прок: заморозить, засолить, законсервировать, в них есть витамины,
…
(открывается 9 окно)
К –Для чего нужны витамины?
Д –Витамины необходимые для роста и развития организма.
К – Овощи плохо - почему?
Д – Плохо потому, что надо много трудиться, долго выращивать,……
9.
Антонимы
К – Если я вас правильно понял, то
Весной овощи сажают, а осенью, что делают? (собирают)
огород широкий, а грядка, какая? (узкая)
лук растёт в земле, а капуста где? (на земле)
помидор мягкий, а кабачок, какой? (твёрдый)
тыква тяжёлая, а редиска, какая? (лёгкая)
баклажан гладкий, а чеснок какой? (шершавый)
репа сладкая, а лук, какой? (горький)
на грядке овощи грязные, а на столе какие? (чистые)
сорняки вредные, а овощи, какие? (полезные)
10.Итог
К – Спасибо вам. Я расскажу Дяде Фёдору, какие овощи надо посадить, как за ними
ухаживать, чтобы собрать хороший урожай. До свидания.
Приложение № 5
Приготовление винегрета
Задачи: Воспитывать у детей потребность быть здоровым. Воспитывать потребность в
речевом общении со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать аккуратность, чистоплотность. Развивать логику, мышление, внимание,
память.
Развивать любознательность, наблюдательность. Развивать потребность высказывать своё
мнение.
Развивать способность рассуждать и объяснять причинно-следственные связи. Развивать
умение поддерживать диалог. Развивать умение работать в коллективе. Познакомить детей
с понятием «витамины». Познакомить с условными обозначениями витаминов (А, В, С,Д )
Продолжать формировать представления о пользе витаминов для организма человека.
Формировать у детей понимание того, что здоровье зависит от правильного питания –
пища должна быть не только вкусной, но и полезной; Закрепить знания детей о
правильном и рациональном питании.
Методы и приемы.
Словесные:
рассказ воспитателя о витаминах и их обозначении,
беседа «Чем полезны овощи и фрукты»,
беседа «Для чего мы едим»,
художественное слово – стихотворение,
беседа о гигиене , правилах безопасности во время работы.
Наглядные:
рассматривание картинок с изображением фруктов и овощей,
рассматривание фруктов,
показ способов действия,
показ схемы и буквенного обозначения витаминов,
Практические:
приготовление салата,
Материалы и оборудование:
Мольберт , магнитная доска;
картинки с изображением продуктов;
вырезанные из цветной бумаги буквы А,В,С,Д ;
схема с изображениями продуктов питания и названиями витаминов, которые в них
содержатся;
маленькие ножи , салфетки, полотенце, фартуки и колпаки продукты для винегрета.
НОД.
Дети, мне сегодня пришло письмо от нашего давнего друга Карлсона .
Он пишет, что не сможет прилететь к нам на праздник, так как плохо себя чувствует.
Недавно Карлсон был в гостях и съел много вкусных конфет. Теперь у него болит живот , у
него совсем нет сил. А еще он просит у нас совета , как же правильно питаться ,чтобы
быть здоровым. Но прежде чем мы ему ответим на письмо, давайте разберемся, что такое
правильное питание.
-Что вы любите есть больше всего?
(сладости, фрукты, соки, чипсы, морковку, т.д.)
-Для чего мы едим?
(Человек питается, чтобы жить, расти, быть сильным .)
Да, с пищей мы получаем все необходимые вещества для роста, энергию для движения .
Но сначала нам надо разобраться, что такое полезная здоровая пища.
-Мы уже с вами много говорили о здоровье, давайте вместе вспомним, что нужно делать,
чтобы всегда чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым (Заниматься физкультурой,
гулять, чистить зубы и т.д.).
-Молодцы, вы все назвали правильно, но оказывается, чтобы быть здоровым нужно еще и
правильно питаться. Ребята, любая пища готовится из продуктов, а продукты могут быть
полезными и не очень полезными.
-Скажите, пожалуйста, какие полезные продукты вы знаете?
( фрукты, овощи, каша, хлеб и др.)
-А знаете ли вы, что в продуктах есть очень важные для здоровья вещества – витамины.
Мы с вами знаем стихотворение, давайте его расскажем.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
- Кто знает, для чего нужны витамины? (ответы детей)
Витамин А – он очень важен для зрения и роста. Его много в моркови, сливочном масле,
яйцах, помидорах, петрушке.
Витамин В - помогает работать нашему сердцу, помогает организму бороться с разными
болезням. Его много в семенах подсолнуха, в печёнке, в мясе, в свежих помидорах, в
фасоли, в яйцах, хлебе, в молоке.
Витамин С – укрепляет весь наш организм, защищает от простуды и других болезней.
Когда его мало в пище, человек слабеет. Этот витамин есть в свежих фруктах - в
апельсинах, грейпфруте , лимонах, хурме и бананах, а также в сырых овощах - помидорах,
жёлтой репе, моркови, капусте, луке, чесноке.
Витамин Д - делает наши ноги и руки крепкими, этот витамин предохраняет от
размягчения костей. Он содержится в свежих яйцах, рыбьем жире и сырой капусте. Много
его в молоке.
Витаминов много и каждый из этих витаминов очень важен для нас.
У каждого из нас есть любимые блюда. Но не забывайте: чтобы быть сильным и
здоровым, красивыми и умными, надо питаться разнообразной пищей, а не только тем, что
нравится.
-А сейчас я предлагаю вам приготовить овощи которые пригодятся для приготовления
винегрета.
А сейчас мы с вами повторим правила питания.
1. Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.
2.Надо питаться продуктами, которые полезны для здоровья (обязательно есть овощи и
фрукты)
3. Есть надо не много. Переедание вредно для организма.
4. Во время приема пиши не разговаривать
5.Пищу нужно хорошо прожевывать.
6. Полоскать рот после еды
7. Нужно завтракать , обедать и ужинать в одно и те же время.)
Мы с вами говорили о правилах питания.
И для чего же они нужны? (Быть здоровыми ,чтобы еда приносила пользу, т.д.)
Да, чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу, нужно обязательно соблюдать
правила питания.
- А сейчас я хочу научить вас делать полезный для здоровья салат. Для того, чтобы у нас
получился салат, нужно все овощи порезать. Мне нужны помощники. - Прежде чем мы
начнем готовить салат, нужно…(помыть руки, надеть фартук и колпак.) – овощи мы
можем сразу порезать? ( Нет. Надо их почистить.)
-Как нужно пользоваться ножом? (Осторожно.)
-Почему? (Чтобы не порезаться самому и не поранить других.) (Дети чистят овощи и
помогают воспитателю делать салат)
-Заправим его маслом.
- Вот и готов наш салат.
Итог.
-У нас получился прекрасный салат. Все потрудились на славу. Мы вместе его попробуем.
-Что нового вы узнали сегодня о еде? (Еда может приносить пользу или вред. Нужно есть
полезную еду.)
-Что делает еду нашу полезной? (Витамины.)
- О каких витаминах вы узнали? ( А, В, С, Д.)
-Чтобы полезные вещества усвоились, какие правила нужно соблюдать? (Называют
правила.)
-Чему вы научились? ( Делать винегрет.)
-Что вам понравилось? (Высказывают свое мнение.)
Приложение №6
Конспект НОД по рисованию «Фрукты на столе»
Тема: фрукты и овощи.
задачи:
- учиться сначала закрашивать фон;
- учиться передавать характерную для фруктов и овощей форму и цвет;
- учиться смешивать цвета для получения нужного оттенка;
- учиться красиво располагать композицию рисунка;
- закрепление навыков работы с гуашью, кисточкой.
Материалы:
- иллюстрации с натюрмортами из фруктов;
- плотная бумага;
- кисти №6 для рисования фона и №3 для рисования фруктов;
- салфетки для промакивания кисточки;
- банки с водой;
- муляжи фруктов;
- кукла.
Ход занятия:
К нам в группу приходит кукла Катя и просит помочь ей подготовиться к приходу гостей.
Нужно помочь ей определиться, какие плоды относятся к овощам, а какие к фруктам.
После того, как дети перечислят фрукты, какие они знают, Кукла Катя просит постелить на
стол красивую скатерть и положить фрукты, ведь скоро к ней придут гости!
Посмотрите, ребята, что здесь изображено? - Яблоко и груша. А как по-другому одним
словом мы их можем назвать? - Это фрукты. Такие картины, на которых изображены
фрукты, овощи, посуда, книги и другие неживые предметы, называются натюрморт.
Повторите: - Натюрморт. Можем нашу картину назвать натюрмортом? - Можем, потому
что там изображены фрукты.
Что делаем сначала? - Сначала мы рисуем фон. Рисуем сначала широкой кисточкой. Затем
идем полоскать широкую кисть, а наша работа тем временем подсохнет.
Физминутка:
Я нарисовала яблоко и грушу. Какого они цвета? - Зеленый с желтым и красный с
желтым. Правильно! А какие фрукты вы хотите нарисовать? Посмотрите на наши фрукты
«муляжи». Они одного цвета? – Нет. Какой формы?
Самостоятельная работа детей.
Вот какие замечательные у нас получились рисунки! Как мы по-другому можем их
назвать? - Натюрморт!
Сегодня вы все большие молодцы! Помогли кукле Кате подготовиться к приходу гостей.
Приложение №7
Конспект НОД по аппликации «Ширма с овощами и фруктами»
Программное содержание: закрепить знания детей об овощах и фруктах; продолжать
учить детей различать по внешнему виду овощи и фрукты; развивать умение обследовать
предмет, выделять его цвет, форму, качество; воспитывать интерес к окружающим
предметам природы; закреплять приёмы нанесения кистью клея на обратную сторону
фигуры; продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу
бумаги плотно прижимать её салфеткой.
Демонстрационный материал: муляжи овощей и фруктов, картинки с овощами и
фруктами.
Раздаточный материал: квадраты и прямоугольники из цветной бумаги, альбомные
листы на каждого ребёнка, клестер, кисти, салфетки, клеёнки на каждого.
Ход занятия
Организационный момент.
В: Ребята! Сегодня утром я шла к вам в сад и нашла корзинку. А корзинка эта не
простая. (Вынос корзинки прикрытой сверху салфеткой). Хотите узнать, что там внутри?
Тогда сначала отгадайте мои загадки.
Загадки:
(После того, как дети отгадают загадку, воспитатель достаёт из корзинки угаданный овощ
или фрукт показывает детям).
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(
помидоры)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (апельсин)
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый…(лук)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его (лимон)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
Над землёй — трава,
Под землёй — алая голова. (свёкла)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. (капуста)
В: Молодцы, ребятки! Так что же у меня в корзинке?
Д: Овощи и фрукты!
Практическая часть
В: Ребята, у вас на столах лежат из цветной бумаги квадраты и прямоугольники, как из них
сделать овощи и фрукты. Высказывания детей. Дети решили какой овощ или фрукт они
будут выстригать, выбирают какой нужен цвет для этого овоща или фрукта, состригают
уголки и приклеивают. Аккуратно одну сторону намазывают клеем, затем разгладить
слегка.
(Объяснение сопровождается показом).
Нанести клей кисточкой тонким слоем. Затем прикладываем деталь к листу бумаги, после
чего прижать её салфеткой. У нас с Вами получится общая книга загадок.
Помощь и объяснение по необходимости.
Подведение итогов. Посмотрите, ребята, какая книга у нас получилась! Назовите
все овощи и фрукты, какие вы здесь видите.
Приложение №8
Полезные стишки про овощи, фрукты и витамины
Иногда ребенок отказывается кушать то или иное блюдо, и тога мама назидательным
тоном увещевает – «Ешь, там много витаминов!». А что это за существа такие невидиме,
эти витаминки?.. И почему они в еде живут?.. Детям дошкольного и младшего школьного
возраста трудно обьяснить всю сложность устройства человеческого организма и
процессов получения полезных веществ из пищи. Легче это сделать в игровой форме,
используя стихи про овощи и фрукты, про пользу витаминов.
Овощи:
Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
(Огурец)
А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!
В черной шляпе - топ да топ -
По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох.
Говорит ему фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,
Те растут богатырями.
Фрукты и ягоды
Я - не птичка-невеличка.
Я – полезная клубничка.
Кто подружится со мной –
Не простудится зимой!
Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
И ещё про яблоко:
Яблоко - чудесный фрукт
Я расту и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное
Сок мой тоже всем полезен,
помогает от болезней.
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
А я дыня – желтый бок.
Кто тут, дети, занемог?
Вкусная, медовая, Прогоню хворобу я.
Круглый я и гладкий,
Большой, тяжелый, сладкий.
Мякоть моя красная –
Снадобье прекрасное.
(Арбуз)
Я - заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа.
А для волка кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
У меня колючий бок,
На макушке – хохолок.
Замечательный на вкус,
Ананасом я зовусь.
P.S. Рассказывать желательно тогда, когда ребенок видит морковку, помидор, банан своими
глазами. Можно разучивать с мамой на кухне или даче, рассматривая овощи и фрукты,
описывая их форму, цвет и вкус. Стишки будут быстрее запоминаться, если у ребенка
будет «живой пример».
Ещё один великолепный стих Ирмы Финк:
Овощи и фрукты
Всех размеров и цветов
Овощи и фрукты.
Хватит их на десять ртов,
Запасай продукты.
Фрукт чудесный – ананас,
И большой, к тому же.
Если скушать его враз,
То не нужен ужин.
Это зрения обман?
Синенький, пресиний -
Зреет толстый баклажан,
Он по форме длинный.
Гроздьями гордится сад,
Изогнулись ветки.
Как созреет виноград,
Приходите, детки!
И варенье, и компот
Из созревшей вишни,
Красный сок измазал рот -
Все вопросы лишни.
Ароматна и сладка
Желтенькая груша.
Съела три, теперь сыта
Маленькая Ксюша.
Зреет желудь на дубах -
Это корм для свинки.
Хруснет сочно на зубах
У свинюшки Динки.
Нос щекочет аромат
Ягоды клубники.
Согревают вешний сад
Солнечные блики.
Желтый, солнечный лимон,
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он -
Мы про это знаем.
Дремлет под землёй морковь.
Что же ей там снится?
Пригрoзим, нахмурив бровь
- Покажись, девица!
Соком спелым налилась
Ягода малина,
К ней с лукошком пробралась
Славная девчина.
Огуречик, ,огурец,
Он лежит на грядке
Подмигнул мне удалец -
Будет все в порядке.
Не румяный колобок
Розовые щечки,
Это персик бочок -
Фрукт любимый дочки.
Что за дерево в цвету?
Фрукт, не фрукт, а диво!
Вам, детишки, подскажу -
Созревает слива.
Иностраночка хурма
К нам на блюдце ляжет,
До чего же хороша,
Но немножко вяжет.
Мы спечем большой пирог
с яблочной начинкой,
Яблочный в стакане сок
Сыты мы с Иринкой.
Стихи про витаминки
Небольшая сценка в стихах про витамины:
Витамин А
Помни истину простую -
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней - лучше жить!
Ребенок:Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины. А В С
(Автор стихов Л.Зильберг).
Стихи про то, в каких продуктах какие витамины
Витамин «А»
Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.
Витамин «В»
Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор..
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» - в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.
Витамин «С»
А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле -
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!
«С» – витамин в цветной капусте,
В укропе, свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд.Думаю, от таких стишков-приговоров у ваших малышей
быстренько появится аппетит. Растите здоровы!