Напоминание

"Овощи и фрукты — полезные продукты" в средней группе


Автор: Перепелкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №1 д \с "Солнышко"
Населённый пункт: р.п. Бисерть
Наименование материала: проект
Тема: "Овощи и фрукты — полезные продукты" в средней группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №1

Детский сад комбинированного вида «Солнышко» р.п Бисерть

Проект «Овощи и фрукты — полезные продукты»

в средней группе

Составила: Перепелкина Е.В

воспитатель 1 квалификационная категория

БИСЕРТЬ

2017

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Сроки реализации: краткосрочный (02.10 -06.10.17гг)

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и родители.

Актуальность:

Залог здоровья дошкольников- правильное питание.

Правильное питание очень важно для гармоничного развития ребенка

дошкольника и укрепления его физического здоровья. У детей дошкольного

возраста происходит интенсивный рост и развитие, совершенствуются

функции нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ,

формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые

физические качества, вырабатываются черты характера. Одним словом,

правильное питание содействует формированию Здорового Образа Жизни

дошкольников и является одним из факторов, обеспечивающих высокий

уровень сопротивляемости детского организма к заболеваниям. Дети, питаясь

дома вкусными булочками, сухариками, чипсами, отказываются пить молоко,

есть полезные для здоровья каши и овощи, приготовленные поваром в

детском саду. Они ждут, что мама вечером снова им купит шоколадку, пиццу,

колу. А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить

пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу,

богатую витаминами- это овощи и фрукты. Важно донести до сознания детей

пользу употребления в пищу овощей и фруктов для здоровья человека, т. е.

привить детям основы здорового питания.

Цель проекта: Формирование представлений о правильном здоровом

питании среди детей и родителей для нормальной жизнедеятельности

организма в течении всей жизни, о культуре питания, о здоровом образе

жизни.

Задачи:

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Расширить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме,

цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости)

Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья

человека.

Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни

каждого человека

Расширить знания о процессе приготовления супов, салатов из овощей и

фруктов научить детей готовить простейшие салаты, сервировать стол.

Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного

питания.

Формировать КГН и культуру питания детей, желание бережно относиться к

своему здоровью.

Приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности

Развивать умения правильно выбирать продукты для здорового питания.

Активизировать словарный запас, умение аргументировать свою точку

зрения, развивать внимание, память и логическое мышление детей; учить

сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-

следственные связи, делать обобщения

Проблема: Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья

человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и

недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые

необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,

коммуникативная, двигательная, продуктивная, музыкальная

Организация игровой проектной деятельности

1 – этап: организационно – подготовительный

Задачи:

• определение проблемы через выявление уровня развития детей и

образовательные возможности семьи;

• изучение нормативно – правовых документов, общеобразовательной

программы ДОУ, методической литературы, материалов сети Интернет по

вопросам выявленной проблемы;

• введение воспитанников в тематику с использованием модели «Трех

вопросов», обсуждение плана с семьями воспитанников;

• сбор информации, материалов и средств, для реализации проекта;

• создание необходимых условий для реализации проекта.

2 – этап: основной (цикл практических дел)

Задачи: организация всех видов деятельности детей вокруг проекта «Овощи и

фрукты — полезные продукты» в ДОУ, совместной деятельности воспитателя

с детьми, самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности

детей с родителями.

3 – этап: заключительный

Задачи: организация деятельности по изготовлению продуктов проекта.

Реализация проекта «Овощи и фрукты — полезные продукты».

Методические рекомендации к работе над проектом

Решая поставленные задачи организационно – подготовительного этапа,

изучалась и анализировалась нормативно – правовая база, методическая

литература по организации проектной деятельности с детьми младшего

дошкольного возраста и вовлечению в данную деятельность родителей

(законных представителей) воспитанников.

После ознакомления с нормативными документами и методическими

рекомендациями осуществлялась деятельность по подбору материала, форм и

методов обучения и воспитания, адекватных возрасту детей и положениям

ФГОС ДО, создавались условия для реализации проекта согласно

требованиям стандарта.

Введение воспитанников в тематику проекта осуществлялось с

использованием модели «Трех вопросов».

Что мы знаем о овощах и фруктах?

• урожай убирают осенью.

• где растут овощи и фрукты.

• что готовят из овощей и фруктов.

Что мы хотим узнать о овощах и фруктах?

• какие витамины есть в овощах и фруктах?

• какие овощи нужны для приготовления винегрета?

• Какая польза во фруктах и овощах??

Что мы должны сделать, чтобы узнать еще больше о овощах и фруктах?

• Спросить у родителей.

• Посмотреть в книгах.

• Поискать в интернете.

Поиграть в новые игры.

Посмотреть обучающие мультфильмы.

На основе детских высказываний определили содержательные направления

проекта, совместно с детьми обсудили эту тему.

Формы работы с детьми по подготовке к реализации проекта:

проведение бесед, игровых ситуаций;

чтение стихотворений, сказок, рассказов о овощах и фруктах; рассматривание

книг, просмотр презентаций;

показ иллюстраций, картин как убирают овощи;

познавательно – исследовательская деятельность.

Формы работы с родителями по подготовке к реализации проекта:

консультация «Здоровое питание для детей» см. приложение №3

детско – родительские проекты «как мы убирали урожай».

2 этап: Основной

1 этап: Подготовительный

- Создание предметно-развивающей среды

- Накопление «информационного багажа» по теме проекта

- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.

- Подбор дидактических и настольно-печатных игр

- Создание альбома «загадки об овощах и фруктах»

- Проведение интервью с детьми «Как надо правильно питаться, чтоб быть

здоровыми»

- Подготовка презентации «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Питание

и здоровье»

- Подготовка консультации для родителей на тему «Здоровое питание-

здоровый ребенок» (о ценности продуктов питания: овощей и фруктов).

2 этап: Основной

Беседа «Фрукты и овощи»; «Польза овощей и фруктов» см. приложение №1

НОД «Во саду ли, в огороде»

«Овощи и фрукты- полезные продукты» (с показом презентации)

«Витамины и полезные продукты для здоровья человека»

«Овощи»

см. приложение №4

Беседа «Почему нужно мыть овощи?»

«Составление рассказа об овощах, фруктах» используя схему

Игровая ситуация: «Что для чего?» (помогаем маме готовить)

Приготовление винегрета. см. приложение №5

«Наши загадки» составление описательных загадок об овощах и фруктах

Общение: «Правила питания и культура поведения за столом»

Дидактические игры:

«Вершки и корешки», «Загадки с грядки» (силуэтное изображение овощей и

фруктов, «Что, где растет?», «Четвертый лишний», «Полезные продукты»,

«Веселые поварята» (варим борщ и компот, лото «Парочки» (Овощи и

фрукты, «Что изменилось?», «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и

фруктов на ощупь, «Узнай по вкусу», «Найди по описанию», «Доскажи

словечко», «Назови ласково», «Собери картинку», «Один-много», «Узнай

блюдо», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Посчитай», «Отгадай по

описанию», «Поваренок», пазлы «Овощи и фрукты», «Что сначала, что

потом?» от семян к урожаю, «Подбери по цвету», «Найди пару»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Семья», «День рождения»

Чтение стихотворений: Ю. Тувим «Овощи», У. Рашид «Наш сад», И.

Винокуров «Осень», Г. Давыдова «Фрукты»

Полезные стишки про овощи, фрукты и витамины см. приложение №8

Загадки про полезные продукты. см. приложение №2

Чтение:

Рассказ Даниил Хармс «Очень вкусный пирог», р. н. сказки «Мужик и

медведь», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», Л. Толстой

«Старик и яблони», «Косточка», белорусская народная сказка «Пых», С.

Михалков «Спор овощей», «Волшебный огород», «Про девочку Юлю,

которая плохо кушала», В Сутеев «Мешок яблок», рассказ «Фрукты- овощи»

(«Учимся правильно питаться» Ю. П. Климович, Г Сапгир «Загадки с

грядки», Я. Аким «Яблонька», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»; Т.

Бокова «Праздник урожая», И. Финк «Овощи и фрукты», Ю. Коринец

«Последнее яблоко», Е. Трутнева «Урожай»,

Театрализованная деятельность

Инсценировка сказки: «Репка» (показ младшим детям)

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «яблоко, груша..» см.приложение №6

Аппликация «Изготовление книги –загадок овощи, фрукты» см.приложение

№7

Пластилинография «Фрукты»

Конструирование «Разные машины везут овощи и фрукты в магазин»;

«Овощехранилище»

Создание альбома «Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах»

Раскраски «Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей

Работа с трафаретами: «Мои любимые овощи и фрукты»

Музыкальная деятельность:

Хоровод «огородная-хороводная»

игра: «Съедобное-несъедобное»

Пальчиковая гимнастика:

«Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот».

Физкультминутка:

«Компот», «Огород», Яблоко»

3 этап: Заключительный

Презентация детьми книжек-малышек по теме: «Овощи и фрукты - полезные

продукты»

Итоговое мероприятие: составление книги «загадки про овощи и фрукты»

Фотоотчет по окончании проекта.

Конкурс творческих работ детей и родителей из природного материала

«Дары природы»- (необычные фрукты и овощи)

Работа с родителями

Проведение консультации для родителей на тему «Здоровое питание для

детей»

Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме: «Овощи и

фрукты»

Родители привлекают своих детей дома к совместному приготовлению блюд

из фруктов и овощей.

Результаты проекта:

- Дети осознают необходимость употребления в пищу овощей, фруктов для

укрепления своего здоровья

- Знают о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах, их полезных

свойствах.

- Умеют сравнивать, классифицировать овощи и фрукты и выбирать полезные

продукты для здорового питания

- У детей сформированы начальные представления о здоровом образе жизни

- Дети имеют практические навыки по приготовлению салата

-Дети умеют красиво сервировать стол и у них сформированы основы

культуры поведения за столом

- Повысилась познавательная активность детей, их любознательность

- Расширился словарный запас и повысилась речевая активность детей

- Дети научились делать выводы, аргументировать свою точку зрения,

устанавливать причинно-следственные связи

Вывод:

Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и

родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив.

В результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему

здоровью посредством организации здорового питания. Установилась

взаимосвязь по созданию совместных с родителями проектов, что повышает

качество реализации образовательного процесса ДОУ.

Литература:

1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»-

М: «Просвещение», 1999 г.

2. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ- Волгоград:

«Учитель», 2008 г.

3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»

4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Средняя

группа- М: «Карапуз-Дидактика», 2007 г.

5. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду»-

Ярославль, «Академия развития», 2000 г.

6. Г. Н. Давыдова «Пластилинография»- М: издательство «Скрипторий 2003»,

2008 г.

7. В. И Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников» Москва. Вако.

2011г.

8. О. С Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет Творческий

центр Москва 2010.

Фотоприложение

Выставка

Приложение №1

Беседа о пользе овощей и фруктов.

Воспитатель:

- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает

витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень

любят. Витамины вкусные, красивые.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины?

- Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них

изображено, и мы с вами узнаем в чем же содержится большое количество витаминов!

(Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само

название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус,

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

И так далее.

Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в неё

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

Воспитатель: Ой,. К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к

ребятам пришла кукла Аленка).

Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А

знаете почему? Вот послушайте!

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Игра: «Правильно-неправильно!»

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы

все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

— Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные

продукты.

Приложение №2

Загадки про полезные продукты.

Витаминка: «Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Я принесла вам волшебную

корзинку с загадками. Итак, слушайте внимательно, чтобы дать правильный ответ:

а) Сидит дед, в шубы одет

кто его раздевает,

тот слезы проливает! (лук)

б) Летом в огороде свежие зеленые,

а зимою в бочке жёлтые, солёные

отгадайте молодцы, как зовут нас (огурцы)

в) А на этой грядке длинные загадки.

В этой грядке Дед Мороз

прячет летом красный нос (морковь)

г) Круглое, румяное, сочное и сладкое.

Сочное и сладкое очень ароматное.

Наливное, гладкое,

тяжёлое, большое, что это такое? (яблоко)

д) Ярко-жёлтый, ароматный,

кислый, но на вкус приятный.

Хорош очень с чаем он

Называется (лимон)

е) Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка (капуста)

ж) И зелен и густ, на грядке вырос куст

начали щипать, стали плакать и рыдать (зелёный лук)

з) Привязан кустик к колышку

на кустике – шары

Бока подставив солнышку

Краснеют от жары (помидор)»

Рассказ детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

Витаминка:

«Ребята, а вы знаете, что такое витамины и где их можно найти? Витамины – это такие

полезные вещества, которые есть во всех овощах и фруктах. Чтобы хорошо себя

чувствовать, быть здоровым и бодрым, человеку каждый день необходимо кушать и

овощи, и фрукты. Учёные каждому витамину дали своё название. Например, есть

витамины: А, В, С, Д. Каждый витамин полезен нашему организму по-своему:

-витамин А – очень важен для зрения и кожи,

-витамин В – способствует хорошей работе сердца,

-витамин С – укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,

-витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими.

Дети вместе с Витаминкой рассматривают плакаты с изображением овощей и фруктов,

принадлежащих к определённой группе витаминов.

Витаминка:

«Ребята, как вы думаете, в каких продуктах содержится много витаминов?» (сырые овощи,

свежие фрукты).

Стихи о продуктах содержащих витамины.

Витаминка:

« Ребята, а ещё в моей волшебной корзиночке есть хорошие стихи. Хотите послушать?:

*Помни истину простую, лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

*От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и кислый очень он.

* Ты попробуй-ка решить

Нехитрую задачку:

Что полезнее жевать

Грушу или жвачку?».

Приложение № 3

Консультация для родителей "Здоровое питание для детей"

Детское питание.

Правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало

кто может утвердительно ответить на вопросы: «Правильно ли вы питаетесь? »,

«Правильно ли вы кормите своего ребёнка? » Какой малыш добровольно откажется от

шоколадки и чипсов в пользу овсяной каши? Как заинтересовать детей вопросами

правильного питания? Как научить любить тушёные овощи, молочные блюда и кисель?

Как приготовить различные полезные блюда и напитки?

Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов, - это несоблюдение

режима питания детей дома. Зачастую дети на завтрак приходят с опозданием, перекусив

чем-нибудь дома, либо приходят в группу с конфеткой или пряником в руках. Вечером,

забирая детей из детского сада, родители балуют их сладостями, забывая о том, что дома

ждёт ужин. На основании этого можно сделать вывод, что работу по воспитанию культуры

питания детей надо начинать со взрослых.

Это следует знать!

Формирование привычки здорового питания начинается с раннего детства.

Процесс употребления в пищу детьми полезных продуктов строится на основе

осмысленности, положительных эмоций, произвольности действий.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста доступны следующие

представления: для того чтобы не болеть, нужно кушать полезные продукты;

полезные продукты – это овощи, фрукты, молоко, соки, хлеб, рыба, мясо.

Развитие интереса у детей способствует более быстрому привыканию к

употреблению полезных продуктов.

Процесс организации правильного питания детей строится на основе

использования игрового метода.

Важны осознание родителями проблемы и желание её решать.

Важны желание родителей вести здоровый образ жизни (собственное питание,

положительный пример взрослого.

Необходимо объединение усилий педагогов и родителей в достижении

поставленных задач (согласованность в действиях, единство в подходах и

требованиях) .

Пять правил детского питания.

1.

Еда должна быть простой, вкусной и полезной.

2.

Настроение во время еды должно быть хорошим.

3.

Ребёнок имеет право на свои собственные привычки, вкусы, притязания.

4.

Ребёнок имеет право знать всё о своём здоровье.

5.

Нет плохих продуктов – есть плохие повара.

Надо приучать детей:

Участвовать в сервировке стола;

Перед едой тщательно мыть руки;

Жевать пищу с закрытым ртом;

Есть самостоятельно;

Есть только за столом;

Правильно пользоваться ложкой, вилкой.

Вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при

необходимости самостоятельно убрать его;

Закончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.

Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослые должны набраться терпения,

так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго, особенно если

в семье и детском саду не единых взглядов на этот счёт.

Приложение №4

НОД по развитию речи

задачи:

Закрепить знания детей о: важности труда овощеводов; и условиях необходимых для роста

овощей.

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитывать уважение к труду.

Материал:

1.

«Чудесный мешочек» с (4 – 5 овощами: помидор, морковь, свёкла, лук, огурец);

2.

картинки:

а)

для Д/И «Что любят (не любят) овощи» (схематично 2 лица (улыбающееся,

грустное), земля, вода, свет, тепло, удобрения, много воды -дождь, засуха – жара,

холод, вредные насекомые);

б) инструменты: лопата, грабли, тяпка, лейка, человек;

в) машины: трактор, грузовая и картофелеуборочная.

3. Системный оператор

6

огород с грядками

2

растения

9

витамины

4

семена

1

овощи

7

магазин

5

чешуя,

сердцевина (зародыш)

3

кожура, мякоть, семечки

(овощ в разрезе)

8

заготовки

Ход занятия

1.

Организационный момент

Приходит кот Матроскин с сумкой в руках.

К – Здравствуйте дети! Вы меня узнали? Я кот Матроскин. Пришёл к вам радостью

поделиться. Мы с Дядей Фёдором дом купили в деревне Простоквашино. Около дома

земли много. Вот мы и решили посадить что-нибудь полезное. Хотите узнать, что мы

будем выращивать?

2.

Д/И «Чудесный мешочек»

К – (подходит к ребёнку) У меня с собой «Чудесный мешочек». Опустите в него руку.

Назовите, что в нём лежит и какой он на ощупь?

Д – Это морковь (свёкла, огурец, помидор, лук).

Д – Она длинная, твёрдая, упругая, шероховатая, большая…

(и так далее описываются все овощи и выкладываются на поднос)

К – Скажите что это? (обобщающий жест)

Д – Это овощи.

К – Назовите, какие ещё вы знаете овощи.

Д – перечисляют.

К – Как их много! Я ничего не знаю об овощах. Расскажите мне о них.

3.

Системный оператор

К – Вижу у вас есть «Волшебный экран»! (обращает внимание на системный оператор)

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то часть чего-то,

Это что-то для чего-то,

Это что-то из чего-то,

Чем-то было это что-то,

Это что-то мы возьмём

Чем-то будет это что-то,

И экран наш развернём.

- Рассматривать мы будем овощи. (открываем 1 окно)

- Объясните мне, частью чего являются овощи, растений или животных?

Д – Овощи являются частью растений.

(открывает 2 окно)

К - Что есть у овощей?

Д – У овощей есть кожура, мякоть, некоторых семена, корни, ботва.

(открывается 3 окно)

К – Вы наверное знаете, для чего нужны семена?

Д – Семена нужны для того, чтобы овощи размножались. (открывается 4 ок.)

К – Как размножаются картофель, лук, чеснок?

Д – Картофель размножается клубнями, лук – луковицами, чеснок – зубчиками.

К – Я хочу знать, из чего состоит семя?

Д – Семя состоит из кожуры и зародыша.

(открываем 5 окно)

К – Что такое зародыш?

Д - Зародыш – это маленькое будущее растение.

К – Для чего семени кожура?

Д – Кожура защищает семечко от повреждений,

К – Надо же, как в природе всё продумано!

К – Я забыл, где растут овощи?

Д – Овощи растут в огороде на грядках, в теплицах, на колхозных полях. (открывается 6

окно)

К – Напомните мне, в какое время года сажают овощи?

Д – Овощи сажают весной.

4.

Д/И «Что любят (не любят) овощи»

(На доске стоят 2 карточки: грустное и весёлое лица. Рядом, на столе лежат картинки:

солнце, земля, вода, лампочка, удобрения, сорняки, вредные насекомые, засуха, дождь,

холод).

К – Я хочу с вами поиграть. Игра называется «Что любят и не любят овощи». Здесь у меня

«Весёлый человечек». Он хочет знать, что любят овощи. Здесь «Грустный». Он собирается

узнать, что овощи не любят. Подойдите ко мне (вызывает 2 детей)! На столе картинки.

Выберите нужные; вы для «Весёлого человечка», вы для «Грустного».

К – Расскажите, что любят овощи?

Д – Овощи любят: землю, воду, тепло, свет, удобрения.

К – Что такое удобрения?

Д – Удобрения – это такие вещества, которые люди используют для повышения урожая.

К –Что не любят овощи?

Д – Овощи не любят: засуху, дождливое лето, сорняки, вредных насекомых.

5.

Физкультурная минутка

Приходите в огород посмотреть, как всё растёт,

Как играют в прятки огурцы на грядке,

Как подсолнухи в картошке тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы у бобов блестят усы,

Как краснеют у забора великаны помидоры.

Всё растёт, всё цветёт – никому не тесно.

Приходите в огород – очень интересно.

6.

К – Чтобы овощи росли, за ними надо ухаживать. Назовите профессии людей, кто

выращивает овощи?

(выставляется картинка человека)

Д – Овощи выращивают овощеводы, огородники, колхозники, агрономы.

К – Интересно, какие инструменты используют овощеводы в работе и расскажите, для

чего они нужны?

Д – Овощеводу в работе нужны:

лопата - для того, чтобы перекапывать землю;

грабли - для того, чтобы рыхлить почву, собирать сорняки;

тяпка (мотыга) - для того, чтобы окучивать овощи;

лейка - для того, чтобы поливать овощи.

(выставляются картинки)

К –Для чего пропалывают грядки, окучивают овощи?

Д – Пропалывать грядки нужно для того, чтобы убрать сорные травы. Они мешают

овощам расти. Окучивать надо для того, чтобы овощи лучше росли, и был хороший

урожай.

К – Какие машины помогают колхозникам в работе?

Д – Колхозникам в работе помогают трактора. Они рыхлят землю для посевов и после

сбора урожая.

Картофелеуборочные машины собирают картофель.

Грузовые машины увозят овощи с полей.

(выставляются картинки)

К – Куда увозят овощи с полей?

Д – Овощи с полей увозят в овощехранилище, в магазины, на заводы. (открыть 7 окно)

К – Зачем овощи привозят на заводы?

Д – На заводах из овощей делают соки, консервы, чипсы,…..

К – Что такое овощехранилище?

Д – Овощехранилище – это такое большое здание, где хранятся овощи всю зиму. Для того,

чтобы люди могли покупать овощи в магазинах круглый год.

К – Да! Труд овощеводов, колхозников очень труден и важен.

7.

К – Напомните мне, в какое время года собирают урожай овощей?

Д – Урожай овощей собирают осенью.

К – Овощи собирают разными способами. Покажите и скажите, как собирают картошку

(редиску, кабачок, перец)?

Д – Картошку выкапывают ( выдёргивают, срезают, срывают).

К – Вот и я выдернул из земли морковку и съел. Правильно я сделал?

Д – Нет.

К – Ну расскажите мне, что делают с овощами перед тем как их съесть ?

Д – Перед тем как съесть овощи моют, чистят, режут, жарят, варят, тушат, запекают.

К – Какие блюда можно приготовить из овощей?

Д – Из овощей можно приготовить: суп, салат, икру, сок, рагу, пюре, начинку для пирога,

консервы.

(открывается 8 окно)

8.

Д/И «Хорошо – плохо» (с мячом)

К – Я понял, когда овощи есть это хорошо. Почему?

Д – Овощи хорошо потому, что они вкусные, полезные, из них можно приготовить разные

блюда, заготовлять в прок: заморозить, засолить, законсервировать, в них есть витамины,

(открывается 9 окно)

К –Для чего нужны витамины?

Д –Витамины необходимые для роста и развития организма.

К – Овощи плохо - почему?

Д – Плохо потому, что надо много трудиться, долго выращивать,……

9.

Антонимы

К – Если я вас правильно понял, то

Весной овощи сажают, а осенью, что делают? (собирают)

огород широкий, а грядка, какая? (узкая)

лук растёт в земле, а капуста где? (на земле)

помидор мягкий, а кабачок, какой? (твёрдый)

тыква тяжёлая, а редиска, какая? (лёгкая)

баклажан гладкий, а чеснок какой? (шершавый)

репа сладкая, а лук, какой? (горький)

на грядке овощи грязные, а на столе какие? (чистые)

сорняки вредные, а овощи, какие? (полезные)

10.Итог

К – Спасибо вам. Я расскажу Дяде Фёдору, какие овощи надо посадить, как за ними

ухаживать, чтобы собрать хороший урожай. До свидания.

Приложение № 5

Приготовление винегрета

Задачи: Воспитывать у детей потребность быть здоровым. Воспитывать потребность в

речевом общении со сверстниками и взрослыми.

Воспитывать аккуратность, чистоплотность. Развивать логику, мышление, внимание,

память.

Развивать любознательность, наблюдательность. Развивать потребность высказывать своё

мнение.

Развивать способность рассуждать и объяснять причинно-следственные связи. Развивать

умение поддерживать диалог. Развивать умение работать в коллективе. Познакомить детей

с понятием «витамины». Познакомить с условными обозначениями витаминов (А, В, С,Д )

Продолжать формировать представления о пользе витаминов для организма человека.

Формировать у детей понимание того, что здоровье зависит от правильного питания –

пища должна быть не только вкусной, но и полезной; Закрепить знания детей о

правильном и рациональном питании.

Методы и приемы.

Словесные:

рассказ воспитателя о витаминах и их обозначении,

беседа «Чем полезны овощи и фрукты»,

беседа «Для чего мы едим»,

художественное слово – стихотворение,

беседа о гигиене , правилах безопасности во время работы.

Наглядные:

рассматривание картинок с изображением фруктов и овощей,

рассматривание фруктов,

показ способов действия,

показ схемы и буквенного обозначения витаминов,

Практические:

приготовление салата,

Материалы и оборудование:

Мольберт , магнитная доска;

картинки с изображением продуктов;

вырезанные из цветной бумаги буквы А,В,С,Д ;

схема с изображениями продуктов питания и названиями витаминов, которые в них

содержатся;

маленькие ножи , салфетки, полотенце, фартуки и колпаки продукты для винегрета.

НОД.

Дети, мне сегодня пришло письмо от нашего давнего друга Карлсона .

Он пишет, что не сможет прилететь к нам на праздник, так как плохо себя чувствует.

Недавно Карлсон был в гостях и съел много вкусных конфет. Теперь у него болит живот , у

него совсем нет сил. А еще он просит у нас совета , как же правильно питаться ,чтобы

быть здоровым. Но прежде чем мы ему ответим на письмо, давайте разберемся, что такое

правильное питание.

-Что вы любите есть больше всего?

(сладости, фрукты, соки, чипсы, морковку, т.д.)

-Для чего мы едим?

(Человек питается, чтобы жить, расти, быть сильным .)

Да, с пищей мы получаем все необходимые вещества для роста, энергию для движения .

Но сначала нам надо разобраться, что такое полезная здоровая пища.

-Мы уже с вами много говорили о здоровье, давайте вместе вспомним, что нужно делать,

чтобы всегда чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым (Заниматься физкультурой,

гулять, чистить зубы и т.д.).

-Молодцы, вы все назвали правильно, но оказывается, чтобы быть здоровым нужно еще и

правильно питаться. Ребята, любая пища готовится из продуктов, а продукты могут быть

полезными и не очень полезными.

-Скажите, пожалуйста, какие полезные продукты вы знаете?

( фрукты, овощи, каша, хлеб и др.)

-А знаете ли вы, что в продуктах есть очень важные для здоровья вещества – витамины.

Мы с вами знаем стихотворение, давайте его расскажем.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты —

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

- Кто знает, для чего нужны витамины? (ответы детей)

Витамин А – он очень важен для зрения и роста. Его много в моркови, сливочном масле,

яйцах, помидорах, петрушке.

Витамин В - помогает работать нашему сердцу, помогает организму бороться с разными

болезням. Его много в семенах подсолнуха, в печёнке, в мясе, в свежих помидорах, в

фасоли, в яйцах, хлебе, в молоке.

Витамин С – укрепляет весь наш организм, защищает от простуды и других болезней.

Когда его мало в пище, человек слабеет. Этот витамин есть в свежих фруктах - в

апельсинах, грейпфруте , лимонах, хурме и бананах, а также в сырых овощах - помидорах,

жёлтой репе, моркови, капусте, луке, чесноке.

Витамин Д - делает наши ноги и руки крепкими, этот витамин предохраняет от

размягчения костей. Он содержится в свежих яйцах, рыбьем жире и сырой капусте. Много

его в молоке.

Витаминов много и каждый из этих витаминов очень важен для нас.

У каждого из нас есть любимые блюда. Но не забывайте: чтобы быть сильным и

здоровым, красивыми и умными, надо питаться разнообразной пищей, а не только тем, что

нравится.

-А сейчас я предлагаю вам приготовить овощи которые пригодятся для приготовления

винегрета.

А сейчас мы с вами повторим правила питания.

1. Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

2.Надо питаться продуктами, которые полезны для здоровья (обязательно есть овощи и

фрукты)

3. Есть надо не много. Переедание вредно для организма.

4. Во время приема пиши не разговаривать

5.Пищу нужно хорошо прожевывать.

6. Полоскать рот после еды

7. Нужно завтракать , обедать и ужинать в одно и те же время.)

Мы с вами говорили о правилах питания.

И для чего же они нужны? (Быть здоровыми ,чтобы еда приносила пользу, т.д.)

Да, чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу, нужно обязательно соблюдать

правила питания.

- А сейчас я хочу научить вас делать полезный для здоровья салат. Для того, чтобы у нас

получился салат, нужно все овощи порезать. Мне нужны помощники. - Прежде чем мы

начнем готовить салат, нужно…(помыть руки, надеть фартук и колпак.) – овощи мы

можем сразу порезать? ( Нет. Надо их почистить.)

-Как нужно пользоваться ножом? (Осторожно.)

-Почему? (Чтобы не порезаться самому и не поранить других.) (Дети чистят овощи и

помогают воспитателю делать салат)

-Заправим его маслом.

- Вот и готов наш салат.

Итог.

-У нас получился прекрасный салат. Все потрудились на славу. Мы вместе его попробуем.

-Что нового вы узнали сегодня о еде? (Еда может приносить пользу или вред. Нужно есть

полезную еду.)

-Что делает еду нашу полезной? (Витамины.)

- О каких витаминах вы узнали? ( А, В, С, Д.)

-Чтобы полезные вещества усвоились, какие правила нужно соблюдать? (Называют

правила.)

-Чему вы научились? ( Делать винегрет.)

-Что вам понравилось? (Высказывают свое мнение.)

Приложение №6

Конспект НОД по рисованию «Фрукты на столе»

Тема: фрукты и овощи.

задачи:

- учиться сначала закрашивать фон;

- учиться передавать характерную для фруктов и овощей форму и цвет;

- учиться смешивать цвета для получения нужного оттенка;

- учиться красиво располагать композицию рисунка;

- закрепление навыков работы с гуашью, кисточкой.

Материалы:

- иллюстрации с натюрмортами из фруктов;

- плотная бумага;

- кисти №6 для рисования фона и №3 для рисования фруктов;

- салфетки для промакивания кисточки;

- банки с водой;

- муляжи фруктов;

- кукла.

Ход занятия:

К нам в группу приходит кукла Катя и просит помочь ей подготовиться к приходу гостей.

Нужно помочь ей определиться, какие плоды относятся к овощам, а какие к фруктам.

После того, как дети перечислят фрукты, какие они знают, Кукла Катя просит постелить на

стол красивую скатерть и положить фрукты, ведь скоро к ней придут гости!

Посмотрите, ребята, что здесь изображено? - Яблоко и груша. А как по-другому одним

словом мы их можем назвать? - Это фрукты. Такие картины, на которых изображены

фрукты, овощи, посуда, книги и другие неживые предметы, называются натюрморт.

Повторите: - Натюрморт. Можем нашу картину назвать натюрмортом? - Можем, потому

что там изображены фрукты.

Что делаем сначала? - Сначала мы рисуем фон. Рисуем сначала широкой кисточкой. Затем

идем полоскать широкую кисть, а наша работа тем временем подсохнет.

Физминутка:

Я нарисовала яблоко и грушу. Какого они цвета? - Зеленый с желтым и красный с

желтым. Правильно! А какие фрукты вы хотите нарисовать? Посмотрите на наши фрукты

«муляжи». Они одного цвета? – Нет. Какой формы?

Самостоятельная работа детей.

Вот какие замечательные у нас получились рисунки! Как мы по-другому можем их

назвать? - Натюрморт!

Сегодня вы все большие молодцы! Помогли кукле Кате подготовиться к приходу гостей.

Приложение №7

Конспект НОД по аппликации «Ширма с овощами и фруктами»

Программное содержание: закрепить знания детей об овощах и фруктах; продолжать

учить детей различать по внешнему виду овощи и фрукты; развивать умение обследовать

предмет, выделять его цвет, форму, качество; воспитывать интерес к окружающим

предметам природы; закреплять приёмы нанесения кистью клея на обратную сторону

фигуры; продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу

бумаги плотно прижимать её салфеткой.

Демонстрационный материал: муляжи овощей и фруктов, картинки с овощами и

фруктами.

Раздаточный материал: квадраты и прямоугольники из цветной бумаги, альбомные

листы на каждого ребёнка, клестер, кисти, салфетки, клеёнки на каждого.

Ход занятия

Организационный момент.

В: Ребята! Сегодня утром я шла к вам в сад и нашла корзинку. А корзинка эта не

простая. (Вынос корзинки прикрытой сверху салфеткой). Хотите узнать, что там внутри?

Тогда сначала отгадайте мои загадки.

Загадки:

(После того, как дети отгадают загадку, воспитатель достаёт из корзинки угаданный овощ

или фрукт показывает детям).

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(

помидоры)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (апельсин)

Он от мыши полевой,

Скрылся в землю с головой,

Сверху лишь тугие стрелы,

К солнцу тянутся умело.

Лечит от семи недуг,

Всем полезный спелый…(лук)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его (лимон)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (яблоко)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

Над землёй — трава,

Под землёй — алая голова. (свёкла)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я. (капуста)

В: Молодцы, ребятки! Так что же у меня в корзинке?

Д: Овощи и фрукты!

Практическая часть

В: Ребята, у вас на столах лежат из цветной бумаги квадраты и прямоугольники, как из них

сделать овощи и фрукты. Высказывания детей. Дети решили какой овощ или фрукт они

будут выстригать, выбирают какой нужен цвет для этого овоща или фрукта, состригают

уголки и приклеивают. Аккуратно одну сторону намазывают клеем, затем разгладить

слегка.

(Объяснение сопровождается показом).

Нанести клей кисточкой тонким слоем. Затем прикладываем деталь к листу бумаги, после

чего прижать её салфеткой. У нас с Вами получится общая книга загадок.

Помощь и объяснение по необходимости.

Подведение итогов. Посмотрите, ребята, какая книга у нас получилась! Назовите

все овощи и фрукты, какие вы здесь видите.

Приложение №8

Полезные стишки про овощи, фрукты и витамины

Иногда ребенок отказывается кушать то или иное блюдо, и тога мама назидательным

тоном увещевает – «Ешь, там много витаминов!». А что это за существа такие невидиме,

эти витаминки?.. И почему они в еде живут?.. Детям дошкольного и младшего школьного

возраста трудно обьяснить всю сложность устройства человеческого организма и

процессов получения полезных веществ из пищи. Легче это сделать в игровой форме,

используя стихи про овощи и фрукты, про пользу витаминов.

Овощи:

Я – морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

Я – толстый красный помидор,

Люблю детишек давних пор.

Я – витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

Я – и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок.

(Огурец)

А я - сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

А какие вкусные

Щи мои капустные!

В черной шляпе - топ да топ -

По дорожке скачет боб.

Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох.

Говорит ему фасоль:

- Ты, горох, у нас - король.

Мы, бобовые, гордимся,

Что для разных каш годимся,

Что плоды у нас в стручках,

Как в волшебных сундучках.

Но полезные белки

Мы не прячем под замки.

Те, кто с детства дружат с нами,

Те растут богатырями.

Фрукты и ягоды

Я - не птичка-невеличка.

Я – полезная клубничка.

Кто подружится со мной –

Не простудится зимой!

Я - крепкое, хрустящее,

Чудо настоящее.

Желтое и красное –

Кожица атласная.

Яблочко румяное

Детям всем желанное!

И ещё про яблоко:

Яблоко - чудесный фрукт

Я расту и там и тут

Полосатое, цветное

Свежее и наливное

Сок мой тоже всем полезен,

помогает от болезней.

Называют меня грушей.

Я скажу, а ты послушай:

Полюбите меня, дети!

Я полезней всех на свете.

А я дыня – желтый бок.

Кто тут, дети, занемог?

Вкусная, медовая, Прогоню хворобу я.

Круглый я и гладкий,

Большой, тяжелый, сладкий.

Мякоть моя красная –

Снадобье прекрасное.

(Арбуз)

Я - заморский гость, банан,

Переплыл я океан.

Меня солнце попросило

Передать свою вам силу.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один!

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа.

А для волка кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

У меня колючий бок,

На макушке – хохолок.

Замечательный на вкус,

Ананасом я зовусь.

P.S. Рассказывать желательно тогда, когда ребенок видит морковку, помидор, банан своими

глазами. Можно разучивать с мамой на кухне или даче, рассматривая овощи и фрукты,

описывая их форму, цвет и вкус. Стишки будут быстрее запоминаться, если у ребенка

будет «живой пример».

Ещё один великолепный стих Ирмы Финк:

Овощи и фрукты

Всех размеров и цветов

Овощи и фрукты.

Хватит их на десять ртов,

Запасай продукты.

Фрукт чудесный – ананас,

И большой, к тому же.

Если скушать его враз,

То не нужен ужин.

Это зрения обман?

Синенький, пресиний -

Зреет толстый баклажан,

Он по форме длинный.

Гроздьями гордится сад,

Изогнулись ветки.

Как созреет виноград,

Приходите, детки!

И варенье, и компот

Из созревшей вишни,

Красный сок измазал рот -

Все вопросы лишни.

Ароматна и сладка

Желтенькая груша.

Съела три, теперь сыта

Маленькая Ксюша.

Зреет желудь на дубах -

Это корм для свинки.

Хруснет сочно на зубах

У свинюшки Динки.

Нос щекочет аромат

Ягоды клубники.

Согревают вешний сад

Солнечные блики.

Желтый, солнечный лимон,

Он полезен с чаем,

А без чая кислый он -

Мы про это знаем.

Дремлет под землёй морковь.

Что же ей там снится?

Пригрoзим, нахмурив бровь

- Покажись, девица!

Соком спелым налилась

Ягода малина,

К ней с лукошком пробралась

Славная девчина.

Огуречик, ,огурец,

Он лежит на грядке

Подмигнул мне удалец -

Будет все в порядке.

Не румяный колобок

Розовые щечки,

Это персик бочок -

Фрукт любимый дочки.

Что за дерево в цвету?

Фрукт, не фрукт, а диво!

Вам, детишки, подскажу -

Созревает слива.

Иностраночка хурма

К нам на блюдце ляжет,

До чего же хороша,

Но немножко вяжет.

Мы спечем большой пирог

с яблочной начинкой,

Яблочный в стакане сок

Сыты мы с Иринкой.

Стихи про витаминки

Небольшая сценка в стихах про витамины:

Витамин А

Помни истину простую -

Лучше видит только тот.

Кто жует морковь сырую

Или пьёт морковный сок.

Витамин В

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам-

И не только по утрам.

Витамин С

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней!

Хоть противный - надо пить.

Он спасает от болезней.

Без болезней - лучше жить!

Ребенок:Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины. А В С

(Автор стихов Л.Зильберг).

Стихи про то, в каких продуктах какие витамины

Витамин «А»

Где же витамин «А» найти,

Чтобы видеть и расти?

И морковь, и абрикосы

Витамин в себе тот носят.

В фруктах, ягодах он есть.

Их нам всех не перечесть.

Витамин «В»

Свекла, яблоко, картофель,

Репа, тыква, помидор..

Витамины «В» имеют

И отдать нам их сумеют.

«В» - в наружной части злаков,

Хоть он там неодинаков.

Это вовсе не беда,

Группа «В» там есть всегда.

Витамин «С»

А вот «С» едим со щами,

И с плодами, овощами,

Он в капусте и в шпинате,

И в шиповнике, в томате,

Поищите на земле -

И в салате, в щавеле.

Лук, редиска, репа, брюква,

И укроп, петрушка, клюква,

И лимон, и апельсин

Ну, во всем мы «С» едим!

«С» – витамин в цветной капусте,

В укропе, свежих овощах;

Он снова в действие запустит

Уставших клеток бодрый ряд.Думаю, от таких стишков-приговоров у ваших малышей

быстренько появится аппетит. Растите здоровы!



В раздел образования