Напоминание

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИГРОВОЙ ОДАРЕННОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОТБОРА БАСКЕТБОЛИСТОВ 8-10 ЛЕТ


Авторы: Бекметова Фируза Равильевна, Долголаптев Павел Сергеевич
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИГРОВОЙ ОДАРЕННОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОТБОРА БАСКЕТБОЛИСТОВ 8-10 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИГРОВОЙ ОДАРЕННОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ

ЭТАПЕ ОТБОРА БАСКЕТБОЛИСТОВ 8-10 ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Баскетбол – одна из самых популярных игр в

мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение,

но

и

агитационно-воспитательное.

Он

является

увлекательной

атлетической

игрой,

представляющей

собой

эффективное

средство

физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать

настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма.

Поэтому необходимы постоянный рост качества подготовки спортивного

резерва, а, следовательно, более тщательный подход к проблемам ранней

ориентации и отбора в секции баскетбола.

Несмотря на то, что в нашей стране создавалась и создается система

ранней ориентации и отбора, эффективность проводимой работы еще не

соответствует высоким требованиям подготовки спортсменов. Нет четкой

системы

отбора,

научно

обоснованных

объективных

критериев,

на

основании которых можно с определенной уверенностью предсказать

спортивную судьбу юного спортсмена [41,45].

В результате неправильно проведенные ранняя ориентация и отбор с

недостаточно

продуманной

последующей

узкоспециализированной

подготовкой приводят к тому, что многие спортсмены заканчивают свою

карьеру, так и не начав выступать во взрослых соревнованиях. Поэтому

проблему отбора детей для занятий баскетболом

нельзя решить без

изучения различных сторон деятельности ребенка, способности к их

самостоятельному

развитию

и

взаимной

компенсации

в

процессе

формирования спортивного мастерства.

Морфофункциональные особенности юных баскетболистов

В процессе развития организм претерпевает ряд закономерных,

морфологических,

биомеханических

и

функциональных

изменений.

Переход от одного возрастного периода к другому обычно обозначают как

переломный этап индивидуального развития. В это время имеют место не

только количественные, но и качественные возрастные преобразования. На

каждом переломном этапе происходит наследственно

обусловленное

созревание тех структур, которые должны обеспечить новые особенности

физиологических изменений и поведенческих реакций, какие должны

происходить в соответствующем возрастном периоде [44].

Так, на 8-м году жизни ребенка строение трубчатых костей все более

становится похожим на их строение у взрослых. Рост костей у мальчиков

более выражен, чем у девочек. Рост грудной кости начинается в 11-12 лет,

вследствие

чего

грудная

клетка

приобретает

морфологические

и

функциональные особенности, похожие на те, что у взрослых. Строение

коры головного мозга мало, чем отличается от его строения, у взрослых уже

начиная с 9-го года жизни.

Потребность в продолжительности сна уменьшается с 11 (на 7-м

году) до 10 ч в сутки (на 10-м году).

В возрасте 8-10 лет интенсифицируется развитие мышц. Постоянно

возрастают двигательная сила, быстрота сокращений и способность мышц к

долговременному напряжению. На 8-м году жизни вес мускулатуры уже

достигает 27% от веса всего тела. Поэтому относительная сила детей

превышает относительную силу взрослых, чем и объясняется достижение

высоких результатов в некоторых видах спорта (в плавании, женской

спортивной гимнастике).

Объем сердца все еще отстает от роста всей массы тела,

и это

несоответствие является наиболее выраженным в 10-летнем возрасте.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) замедляется (на 12-м году – 82

уд/мин), а деятельность сердца становится более ритмичной. Пульс у

мальчиков медленнее, чем у девочек. Отставание роста сети кровеносных

сосудов по сравнению с ростом сердца иногда вызывает предрасположенность

к повышенному кровяному давлению. При максимальных физических

напряжениях ЧСС повышается до 180-200 уд/мин, и таким образом, ткани

обеспечиваются кислородом. Уменьшается частота и увеличивается глубина

дыхания. Эти перемены у мальчиков происходят в более быстром темпе, чем

у девочек. Высокая эластичность связок грудной клетки приспосабливает

функцию дыхания к различным ее положениям.

Основной обмен веществ уменьшается, но все еще значительно

превышает (в 1,5 раза) показатели взрослых. При стандартной работе

энергетические затраты на единицу веса тела большие, чем у взрослых.

Поэтому наблюдаются и большие теплопотери. Несмотря на то, что дети

младшего школьного возраста могут выполнять довольно сложные по

координации движения, сочетая движения ног и рук, по сравнению с

детьми среднего и старшего школьного возраста их движения отличаются

нестабильностью, легко нарушаются при сбивающем действии различных

помех.

Активное внимание может удерживаться в течение примерно 20 мин, а

в возрасте 11-13 лет – примерно 30 мин. Вегетативные процессы становятся

более стабильными, но экономичность реакции все еще весьма мала, так как

раздражимость

нервных

центров

высока,

а

торможение

низко.

При

разучивании движений на занятиях требуется эмоциональность, метод показа

должен преобладать над методом рассказа. Особенно эффективны в данном

возрасте формы наглядности.

Из этого следует, что имеются все условия для вовлечения в

баскетбол детей младшего школьного возраста, причем нужно учитывать

следующее: -в спортивно-педагогической практике нужно ориентироваться

на показатели биологического, а не календарного возраста;

-

несмотря на весьма высокую относительную силу (сила на

килограмм веса тела), абсолютная сила детей дошкольного возраста все

еще мала, поэтому условия игры (объем и вес мяча, высота кольца)

должны быть приспособлены к возрастным характеристикам;

-

энергетические

затраты

и

при

стандартной

работе,

и при

тренировочных нагрузках, и при восстановлении все еще большие;

-

высокие тренировочные нагрузки могут замедлить, а в худшем

случае и остановить процесс спортивного роста детей;

-

сердечно-сосудистая система еще функционально незрелая, и при

передозировании нагрузок существует угроза нефизиологических и вредных

реакций этой системы (возрастание ЧСС свыше 200 уд/мин, повышение

артериального кровяного давления);

-

необходимость в отдыхе высока и при стандартной работе, а при

увеличении физических усилий она прогрессивно возрастает;

-

в период интенсивного роста прогноз окончательных физических

особенностей и качеств ненадежен;

-

морфологические

несоразмерности

и

сопровождающая

их

функциональная моторная недостаточность в фазе интенсивной работы

требуют соответствующего приспособления методики тренировок;

-

характеристики развития в этом возрастном периоде отмечены

такой неравномерностью и такими отклонениями от среднего уровня и

норм, что специальный подход одновременно является и индивидуальным

подходом почти ко всем аспектам работы с учениками младшего школьного

возраста.

1.

В связи с все еще значительной степенью незрелости многих

функциональных систем и принимая во внимание спортивно-медицинские,

спортивно-гигиенические

и

спортивно-педагогические

аспекты

биологического роста, тренер и далее должен использовать принцип

индивидуальной работы,

предпочитая его принципу общего подхода к

спортивной тренировке. В возрасте 12-15 лет уже встречаются полностью

обученные игроки, а также новички.

Таким образом, следует отметить, что начинать и проводить отбор в

баскетболе лучше всего в возрасте 9-11 лет, но не позднее 12 лет, так как

именно в этом возрасте у детей наблюдается естественный рост быстроты,

общей выносливости, силы. В то время как в 1 1-15 лет подростки наиболее

чувствительны к воздействию тренировочных нагрузок. Кроме того, следует

учитывать:

-

развитие

двигательного

анализатора

детей

подчиняется

закономерностям возрастного развития, которое происходит на протяжении

ряда лет. С 7 до 14 лет отмечается активное развитие двигательной

функции детей и подростков,

которое уже к 13-14 годам достигает

высокого уровня. Дальнейшее развитие функции двигательного анализатора

протекает менее интенсивно. Следовательно, уже к 13-14 годам в основном

завершается

морфологическое

и

функциональное

созревание

двигательного анализатора человека;

-

формирование двигательной функции у детей определяется не

столько созреванием опорно-двигательного аппарата, сколько степенью

зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7-11

годами координация произвольных упражнений у детей значительно

улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают

плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением

дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму,

вовремя затормаживать их и обходиться без ненужных сопутствующих

движений. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает

благоприятные предпосылки целенаправленного воздействия.

В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки

развития быстроты движений. Соответствие кратковременных скоростных

нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой

возбудимостью

иннервационных

механизмов,

регулирующих

деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных

нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных

детскому организму;

-

быстрота движений характеризуется числом движений, которое

ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Это качество

определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения,

временем

двигательной

реакции

и

частотой

движений.

Скорость

одиночного движения значительно возрастает с 4-5 лет и к 13-14 годам

достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает, и

время простой двигательной реакции, которое обусловлено скоростью

физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. С 7 до 13 лет

увеличивается максимальная произвольная частота движений, причем у

мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек.

Максимальная частота движений в заданном ритме также резко

увеличивается в 7-9 лет. В процессе выполнения физических упражнений

имеет место комплексное проявление быстроты. Наибольшее значение

придается скорости выполнения человеком целостных двигательных актов,

а не элементарным формам проявления быстроты. И именно они избраны в

качестве контрольных упражнений для оценки уровня развития физических

качеств у детей школьного возраста. Например, бег 60 м с высокого старта

используется в качестве теста для оценки уровня развития быстроты у детей

школьного возраста. Преодоление внешнего сопротивления или отягощения

в быстрых движениях сопряжено со значительными мышечными усилиями.

Поэтому в спортивной практике быстрота появляется в специфических

формах скоростно-силовых качеств. Дети 10-11 лет хорошо переносят

кратковременные скоростно-силовые нагрузки;

-

возраст 9-10 лет характеризуется также высокими темпами развития

ловкости. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной

системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся,

в

частности,

в

совершенствовании

пространственно-временных

характеристик

движения,

пространственной

точности

движений.

Пространственно-временные показатели ловкости интенсивно нарастают в

младшем школьном возрасте, и к 13-14 годам ловкость подростков

практически приближается к уровню взрослого;

-

у младших школьников имеются все предпосылки развития

гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата,

высокая

эластичность

связок

и

мышц,

большая

подвижность

позвоночного

столба

способствуют

повышению

эффективности

специальных упражнений для развития этого качества. Наиболее высокие

естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10

лет. У девочек 11-13 лет, у мальчиков 13-15 лет активная гибкость

достигает максимальных величин;

-

благоприятные морфологические и функциональные предпосылки

развития силы создаются к 8-10 годам. Увеличение силы связано с ростом

мышечной массы, увеличением толщины мышечных волокон, нарастанием

в

них

запасов

углеводов,

белков,

богатых

энергией

соединений,

улучшением нервной регуляции;

-

позже других физических качеств развивается выносливость,

характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется

достаточный

уровень

работоспособности

организма.

С

возрастом

выносливость, как при статических усилиях, так и при динамической

работе

заметно

повышается.

В

возрасте

8-11

лет

небольшой

выносливостью характеризуются мышцы – разгибатели туловища, а

высокой – сгибатели и разгибатели предплечья. В возрасте 11-14 лет

значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13-14 лет

у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической

выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей

туловища.

На

эффективность

игровой

деятельности

баскетболиста

оказывают влияние особенности типа нервной системы, способность к

тактическому мышлению, а также его интеллектуальные качества: быстрота

и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации,

развитое

оперативное

мышление,

хорошая

кратковременная

память,

устойчивость внимания.

У

подростков,

занимающихся

баскетболом,

эти

качества

формируются уже в 10-11 лет и под влиянием спортивной тренировки

продолжают успешно развиваться. Большой объем и высокая интенсивность

тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимость быстрых и

точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности

нервных процессов [1,20,44].

Медико-биологические аспекты отбора в баскетболе

Проблема спортивного отбора может быть успешно решена лишь в

том случае, если будут подвергнуты глубокому и всестороннему анализу ее

медико-биологические аспекты. Материальной основой индивидуальных

различий как предпосылок развития двигательных способностей являются

анатомо-морфологические

особенности

(строение

отдельных

органов,

телосложение, особенности нервно-психической организации, эндокринная

регуляция и др.). На индивидуальные различия значимых для спортивной

одаренности

показателей

оказывают

воздействие

многие

факторы,

большинство

из

которых

обусловлены

природой

индивида,

его

конституцией, а более точно – генотипом [35].

В числе прочих в оценке перспективности спортсменов определенное

значение большинством спортивных антропологов и исследователей другого

профиля

придается

морфофункциональным

показателям

и

конституциональным

особенностям

Для

баскетбола

уже

исходные

величины роста и массы тела могут служить достаточно надежными

прогностическими показателями будущих успехов.

Так, высокорослый

баскетболист имеет несравненно лучшие перспективы, чем низкорослый или

среднего роста спортсмен. Определенное значение для достижения высоких

результатов в баскетболе имеют морфологические особенности: рост, вес,

росто-весовой

индекс, длина конечностей и их сегментов, соотношение

костной, мышечной и жировой тканей и некоторые другие показатели. На

высокую связь между строением тела и результативностью в беге на

средние

дистанции

указывают

ряд

авторов.

Чем

выше

влияние

особенностей строения тела на спортивно-технический результат, тем

большее сходство проявляется в телосложении. Автор делает справедливый

вывод,

что

спортсмен

с

соответствующим

данному

виду

спорта

телосложением будет иметь потенциальные возможности выше по сравнению

с тем, у кого недостатки строения тела необходимо компенсировать за счет

двигательных качеств и техники.

В темпах увеличения роста и массы тела у мальчиков и девочек

школьного возраста имеют существенные различия,

которые нужно

учитывать в процессе спортивного отбора. До 10 лет существенных

различий в темпах изменения роста и массы между девочками и мальчиками

не наблюдается. С 10 лет длина тела у девочек резко увеличивается, а с 11

лет они заметно обгоняют мальчиков и в массе тела. Резкое увеличение

длины тела у мальчиков начинается с 12, а массы – с 13 лет. К 15 годам

мальчики становятся выше девочек, имеют больший объем и размах грудной

клетки, выраженные преимущества в развитии мышечной силы и быстроте

движений.

Морфологическое развитие нервной системы к периоду полового

созревания почти полностью завершается. В связи с тем, что у детей к 12-13-

летнему возрасту созревают центры двигательного анализатора, основные

проявления двигательной функции у них достигают высокой степени развития.

Совершенствование пространственной ориентировки связано в первую очередь

с развитием проприоцептивной чувствительности. Она достигает в младшем

школьном возрасте такого уровня развития, который создает возможность

разучивания сложных движений. Дети хорошо дифференцируют мышечные

ощущения,

а

отдельные,

технически

сложные

упражнения

для

них

оказываются более доступными, чем для взрослых людей. В возрасте 14-15 лет

способность к овладению сложными двигательными навыками становится

хуже, чем у подростков 12-13 лет. По-видимому, это связано с интенсивными

процессами полового созревания и относительным замедлением темпов

развития двигательного анализатора. Отмечено, что систематические занятия

физическими

упражнениями

сглаживают

этот

перепад

в

развитии

двигательного анализатора.

В

развитии

мышечного

аппарата

у

детей

наиболее

отчетливо

просматриваются

закономерности

системогенеза:

морфологической

и

функциональной зрелости достигают,

прежде всего, мышцы, от функций

которых зависит выживание младенца, появившегося на свет. Анатомический

поперечник мышц к 16-17 годам достигает показателей взрослого человека,

однако рост мышц в длину продолжается значительно дольше – до 23-25 лет.

При

прочих

равных

условиях

динамические

упражнения

более

благоприятно воздействуют на активную часть опорно-двигательного аппарата

(мышцы), чем на пассивную (кости, сухожилия, связки) [14,18,29].

Длина тела как один из основных параметров морфологических

особенностей при отборе юных баскетболистов

Высокорослые

дети

всегда

являлись

для

тренеров

наиболее

интересными кандидатами в баскетболисты. Поэтому при отборе детей для

занятий баскетболом необходимо изучить их ростовые показатели (табл. 1).

Роль

тренера

при

отборе

кандидатов

высокого

роста

очень

ответственна, потому что окончательный рост игрока дает ответ на

многочисленные вопросы в области спортивной ориентации и спортивной

специализации. Отсюда следует, что проблема прогнозирования роста –

одна из важнейших задач тренера.

Прогноз окончательных размеров тела основывается на специальной

обработке данных: рост родителей; вес тела при рождении; ускорение роста,

данные о ходе роста в детском периоде (4-7 лет); актуальный рост (длина

тела во время измерения); ускорение роста в переходном возрасте (9-11

лет для мальчиков, 10-12 лет для девочек); степень зрелости скелета.

При

оценке

роста

тренер,

обладающий

профессиональными

качествами, использует несколько методов прогнозирования.

Один из способов основан на использовании роста родителей:

рост отца + рост матери * 1,08

для мальчиков -

рост отца * 0,923 + рост матери * 1,08

для мальчиков -

Следует помнить, что хотя рост родителей и является надежным элементом

прогноза роста детей, формула прогнозирования окончательного роста,

созданная и проверенная более 20 лет назад, все-таки не охватывает в

достаточной мере явление акселерации [5,8,10].

Также в спортивной практике используется метод, основанный на

закономерностях, касающихся динамики роста. То есть, зная соотношение

между актуальным ростом (в момент измерения) и окончательным, мы

можем прогнозировать рост ребенка.

Используя этот метод, необходимо помнить, что в данном случае не

учитываются: индивидуальные различия и отклонения от средних данных;

неравномерность динамики роста большинства баскетболистов; влияние

акселерации,

которой уделяется недостаточно внимания, так как метод

создан давно.

Явление акселерации изменило соотношение и согласованность

между

календарным

возрастом

(количеством

прожитых

лет)

и

биологическим. Поэтому каждый тренер проводит отбор группы новичков

согласно

критерию

биологического,

а

не

календарного

возраста.

Следовательно,

тренер обязан уметь определять биологический возраст

своих игроков, так как без этого невозможно эффективно организовать

учебно-тренировочный

процесс.

Учебно-тренировочный

процесс,

построенный без

учета биологического возраста, может привести к

неоправданно высоким нагрузкам, которые, в свою очередь, приводят к

неблагоприятным последствиям (замедлению или даже прекращению роста,

заболеванию сердечно-сосудистой системы, позвоночника, суставов и др.).

Но не стоит забывать, что преимущество при отборе имеют дети, у

которых при относительно высоких показателях роста лучшие оценки

выполнения контрольных упражнений.

Несмотря на то, что разработка проблемы роста и развития и их

значения для отбора даны в очень сжатой форме, мы считаем, что все же

она позволяет в заключение указать на следующие общие правила:

-

период акселерации во время переходного возраста

весьма

неблагоприятен для прогнозирования, притом в отношении не только

роста и развития, но и развития и совершенствования технических качеств;

-

физические нагрузки в этой фазе роста и развития необходимо

дозировать в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.

Это означает, что тренер должен с особым вниманием относиться к

ученикам, учитывать их индивидуальные качества и предъявлять им

требования в большей мере согласно этому критерию и в меньшей – в связи

с какими-либо нормами и стандартами;

-

тренировочные

и

игровые

нагрузки

самых

юных

игроков

определяются их биологическим, а не календарным возрастом. Это

означает,

что

от

тренера

в

его

работе

ждут

ориентирования

на

профессиональные, а не на административные критерии, определяющие

возрастные границы;

-

работа по развитию техники в период акселерации в переходном

возрасте должна ограничиваться повторением и совершенствованием

элементов техники, которыми ученик уже овладел. Обучение более

трудным и сложным элементам техники неоправданно в связи с уже

описанными

морфологическими

несоответствиями

и

временной

дисфункцией моторного поведения;

-

акселерация

в

переходном

периоде

является

особенно

благоприятным

временем

для

проведения

работы

по

обучению

коллективной тактике. Это положение имеет и свое психологическое

объяснение. Акцент переносится на сотрудничество, а не на работу с

каждым игроком в отдельности, и с точки зрения, как психологии, так и

педагогики благоприятнее, чтобы возможные ошибки лишь углубляли и

обогащали сотрудничество. И, наоборот, работа в сфере индивидуальной

тактики

подчеркивала

бы

недостатки

индивидуальной

технической

подготовленности,

что

может

в

связи

с

другими

проблемами,

возникающими в переходном возрасте,

привести к дестимулированию

юного игрока;

-

вполне

оправданно

раннюю

специализацию

передвинуть

в

направлении более низкого календарного возраста (8 лет и для мальчиков,

и для девочек), чтобы ребята еще до наступления фазы переходного

возраста овладели элементами техники и индивидуальной тактики.

Приспособление

игры

к

этой

возрастной

границе

может

быть

осуществлено путем оригинальной или модифицированной формы мини-

баскетбола;

-

в

связи

с

пересмотром

совершенно

анахроничных

административных

категорий

баскетбольного

детского

возраста

мы

считаем, что было бы оправданно, хотя бы в разряде младших подростков,

вести классификацию игроков на основании игрового возраста. Создав

однородность групп самых юных баскетболистов, можно было бы

достичь выравнивания условий для низкорослых, игроков среднего роста и

акселератов [3,4].

Физическая подготовка юных баскетболистов

Физическая подготовка тесно связана со всеми другими сторонами

подготовки баскетболистов. Высокий уровень развития быстроты, силы,

ловкости, выносливости становится главным условием овладения техникой

и тактикой баскетбола. В то же время реализация задач физической

подготовки способствует формированию важных психических и морально-

волевых качеств. В этом единстве находит свое подтверждение присущая

игровой деятельности баскетболистов целостность всех двигательных

проявлений,

обеспечивающих

рациональный

выбор

решений

и

их

осуществление в условиях спортивного единоборства [7].

Развитие физических качеств, необходимых баскетболисту, – процесс

длительный и достаточно сложный. Наивысшего уровня в развитии одного

какого-то качества можно добиться только в результате значительного

уровня

развития

остальных.

Индивидуализация

физической

подготовленности создаст максимум условий для ее проявления, и, прежде

всего, за счет компенсации отстающих качеств более развитыми. Другой

важной особенностью физической подготовки следует считать трудности ее

отделения от других сторон подготовки баскетболиста, и в первую очередь от

овладения специальными двигательными навыками. Физическая подготовка

непосредственно связана с овладением техникой и тактикой игры и

призвана обеспечить их оптимальное достижение [21].

Общая физическая подготовка (ОФП) ставит своей целью создать

все необходимые предпосылки обеспечения высокого уровня развития

специальных физических качеств, правильного физического развития и

разносторонней физической подготовленности.

В процессе ОФП баскетболистов решаются задачи: разностороннее

физическое развитие занимающихся; укрепление здоровья; повышение

функциональных

возможностей;

приобретение

спортивной

работоспособности; развитие основных физических качеств; овладение

жизненно

важными

прикладными

навыками;

стимулирование

восстановительных процессов. ОФП приобретает большое значение на

начальных этапах многолетней подготовки, и особенно при работе с

детьми

и

подростками,

когда

необходимо

заложить

основу

для

последующей специализированной работы [12,24].

Этап ОФП продолжается с начала занятий до 12 лет.

Первый этап исключительно благоприятен для развития основных

качеств баскетболистов, в первую очередь быстроты, ловкости и гибкости.

Приобретаемые на этом этапе навыки закрепляются и создают основу

движений, характерных для игровой деятельности.

На втором этапе появляются благоприятные возможности для

использования

достаточно

интенсивных

упражнений,

что

позволяет

оказывать специализированное влияние на развитие физических качеств.

Поэтому

физическая

подготовка

приобретает

новые

черты

узкой

специализации,

но

одновременно

сохраняет

и

довольно

большую

разносторонность.

Основной отбор проводят обычно после 1,5-2 лет занятий в группах

начальной подготовки с целью комплектования учебно-тренировочных

групп спортивной школы. Этот этап носит более профессиональный

характер и проводится в течение последнего года обучения в группах

начальной подготовки.

Если основной задачей на этапе начальной подготовки было –

помочь

ребенку

правильно

выбрать

вид

спорта

для

спортивного

совершенствования, то одним из основных моментов, определяющих

дальнейшие

спортивные

успехи

ребенка,

является

выявление

потенциальных возможностей подростков.

Значительное влияние на результативность в баскетболе оказывают не

только

выносливость,

быстрота,

координация,

телосложение,

но

и

мышечная сила, вестибулярная устойчивость и гибкость. При этом

целесообразно

определять

не

только

исходный

уровень

их

подготовленности, но и темпы ее роста. В системе ранней ориентации

контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы

определить не только то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он

может сделать в дальнейшем.

Разработано немало специальных и функциональных тестов для

оценки физической подготовленности и основных физических качеств

детей, с помощью которых можно было измерять, объяснять и оценивать

определенную

деятельность

испытуемых

в

соответствии

с

заранее

определенными критериями и нормами .

Кроме того, любого тренера должна интересовать в первую очередь

степень развития физического качества.

Для правильного планирования многолетней подготовки весьма важно знать,

что в развитии физических качеств есть периоды, когда под воздействием

отобранных средств тренировки можно добиться самых существенных

изменений, определяющих все последующее совершенствование юного

спортсмена [13,23]

Оценка физической подготовленности детей

Исходный уровень развития физических качеств имеет громадное

значение для последующей подготовки юного спортсмена. Для его оценки

рекомендуется комплекс тестов, дающий представление об уровне развития

быстроты, скоростно-силовых качеств и специфических двигательных

координации [9] .

Прием контрольных упражнений проводится в 3 дня: 1-й день –

врачебный осмотр, антропометрические, динамометрические измерения и

контрольные испытания в следующей последовательности:

-

бег 20 м с высокого старта. От стартовой линии отмеряется 20 м и

натягивается финишная лента. Время фиксируется секундомером в момент

касания ленточки грудью;

-

прыжок в длину с места. Мелом на полу чертится линия,

перпендикулярно

к

ней

наносится

3-метровая

шкала

с делениями.

Испытуемый

становится

за

линией.

Измерение

проводится

по

общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Каждый испытуемый

имеет две попытки. Засчитывается лучший результат;

-

прыжок вверх (по В.М. Абалакову). На полу чертится квадрат

50*50 см. Прибор (лентопротяжное приспособление конструкции В.М.

Абалакова) прикрепляется на середине одной из линий. Испытуемый

становится

внутрь

квадрата,

пятками

касаясь

линии,

на

которой

расположен прибор, надевает пояс, после чего фиксируется цифра,

определяющая исходное положение ленты. После команды «Можно»

выполняется

прыжок.

Разница

между

конечным

и

исходным

показателями дает высоту подскока. При приземлении вне пределов

квадрата результат не засчитывается; две попытки. Учитывается лучший

результат;

-

ведение мяча 40 м. От стартовой линии отмеряется 20 м и на полу

мелом чертится широкая (5 см) полоса. По команде испытуемый ведет

мяч правой рукой от старта до отметки и обратно. Ведение заканчивается, и

секундомер

останавливается

в

момент

касания

стартовой

линии.

Координация движений при ведении мяча оценивается по 5-балльной

системе.

2-й день – бег 60 и 300 м. Соревнования проводятся с высокого старта на

стадионе.

3-й день – подвижные игры. Перед проведением соревнований по игровой

модели игроки разбиваются на две команды расчетом на первый-второй в

шеренге по росту.

Команды получают различного цвета форму с

номерами. Максимальное количество играющих в каждой команде – 10

(в игре «Борьба за мяч» – 5). Если кандидатов больше 20, организуется

третья команда, которая встречается с командой, составленной из 10

худших игроков по результатам первой игры.

Игры проводятся в

следующей последовательности;

«Бегуны»,

«Охотники», «Разведка», «Борьба за мяч», «Быстро в щит» – за один день

(это занимает 70-80 мин). Можно разделить игры на 2 дня, тогда в 1-й день

проводятся «Бегуны» и «Охотники» [11,40,42].

Психологические аспекты отбора в баскетболе

Игровая деятельность баскетболистов связана со своевременным

выбором и реализацией технико-тактических приемов, целесообразных в

определенных игровых ситуациях. Специфические особенности техники

баскетболистов

являются

неотъемлемой

частью

психологической

структуры

их

деятельности.

Известно,

что

игровая

деятельность

баскетболистов

связана

со

своевременным

выбором

и

реализацией

технико-тактических приемов, целесообразных в определенных игровых

ситуациях.

Каждому игровому амплуа, с учетом специфики деятельности

баскетболиста,

должен

соответствовать

комплекс

высокоразвитых

психических функций (моторной, сенсорной, интеллектуальной сферы и

др.):

Реакция выбора. Данный вид альтернативной реакции основан на

взаимосвязи

между

сигналами-раздражителями

и

ответом

на

них.

Временные

характеристики

реакции

выбора

зависят

от

количества

предъявляемых альтернатив. Баскетболисту каждого амплуа в соответствии

со спецификой его деятельности приходится реагировать на различное

количество альтернатив.

Антиципирующая реакция

(реакция предвидения, учреждения,

предвосхищения) характерна для игровой деятельности центровых игроков

и заключается в умении контролировать движение мяча и в стремлении

«перехватить» его после отскока, действуя с упреждением. Различается

антиципирующая реакция в коротких и длинных временных интервалах.

«Чувство времени». Успешная игровая деятельность баскетболистов

связана с точной оценкой временных интервалов. Основную роль в

«чувстве времени» играют мышечно-двигательные ощущения, отражающие

темп совершаемых движений, быстроту их последовательной смены и

различие в мышечных напряжениях .

Баскетболистам

разных

амплуа

необходимо

владеть

специализированным

восприятием

временных

интервалов.

Пространственная и скоростная точность. Для оценки пространственного

восприятия применяется тест с последующим анализом графического

задания. Графическое задание предусматривает обводку карандашом

геометрических

фигур-шаблонов

без

зрительного

контроля.

Более

высокий процент устойчивости движения свидетельствует о наличии

предпосылок точности пространственного восприятия, особенно важного

качества игроков задней линии. Тест для определения скоростной

точности, предложенный нами, заключается в том, что испытуемый в

течение минимального отрезка времени (2-3 с) находит центр у 10

окружностей, нанесенных на специальный бланк. Количество точных

отметок

(процентное

отношение)

является

показателем

скоростной

точности.

Распределение и объем внимания.

Организация игры требует

отчетливого

и

одновременно

направленного

восприятия

нескольких

объектов

(партнеров,

противников,

их

расположения

на

площадке,

перемещение мяча и партнеров с целью оценки игровой ситуации и т.д.).

Наряду с показателями распределения внимания и деятельности игроков

задней

линии

большую

роль

играет

объем

внимания,

который

характеризуется

одномоментным

и

четким

восприятием большого

количества объектов.

Наличие высокого показателя объема внимания позволяет четко

анализировать игровую обстановку, решать сложные тактические задачи и

применять рациональные игровые приемы.

Сосредоточенность внимания характеризует его направленность на

определенный объект или вид деятельности. Особенно высокая степень

интенсивности

сосредоточенного

внимания

наблюдается

у

игроков

передней

линии

при реализации

бросков,

которая

взаимосвязана

с

показателем процента попаданий.

Переключение внимания.

В игровой деятельности центровых

игроков наличие этого высокоразвитого показателя играет ведущую роль,

ибо он определяет умение переключить внимание с защитных действий на

борьбу за отскочивший мяч, затем на организацию быстрого прорыва и

участие в нем, а при позиционном нападении – переключение внимания с

розыгрыша мяча партнерами на атакующие действия

и

борьбу

за

отскочивший мяч на щите противника.

Объем поля зрения.

Для одновременного восприятия большего

количества объектов необходимо увеличение объема поля зрения (объема

пространства, позволяющего неподвижному глазу воспринимать объекты).

Специфика деятельности баскетболистов отражается на особенностях

восприятия объектов в определенных направлениях [19,27,33].

Таким образом, при определении игровой специализации юных

баскетболистов

целесообразно

руководствоваться

комплексом

психологических

показателей,

доминирующих

в

их

специфической

игровой деятельности.

1.5 Организация и методика отбора

Процесс отбора в секции баскетбола делится на три этапа: этап

предварительного

отбора,

этап

углубленной,

проверки

соответствия

отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к

успешной специализации в избранном виде спорта, этап спортивной

ориентации.

Задача

первого

этапа

выявление

кандидатов

для

занятий

баскетболом. При отборе тренер просматривает большое количество детей,

используя для этого беседы со школьниками, посещение спортивных

праздников, уроков физической культуры в школах и многие другие методы

педагогического наблюдения. Большую помощь при этом может оказать

организация подготовительных групп на базе общеобразовательных школ.

Первичными

критериями,

определяющими

целесообразность

привлечения

детей

к

занятиям

баскетболом,

являются:

отсутствие

патологических отклонений в состоянии здоровья, высокий рост, хорошая

координация движений и общая подвижность в естественных движениях

(бег, прыжки, метания).

На этом этапе отбора преследуется цель привлечь к занятиям спортом

одаренных в спортивном отношении детей. К критериям следует отнести

рост, вес, особенности телосложения ребенка. К концу первого этапа отбора

проводятся

контрольное

тестирование

и

соревнования.

Для

этого

используется

комплекс

контрольных

испытаний

и

подвижных

игр.

Результаты их выполнения характеризуют исходный уровень развития

физических качеств и специальных способностей детей. В обязательном

порядке проводится медицинская экспертиза состояния здоровья детей.

Данные, полученные на первом этапе, являются основанием для отбора

тех

детей,

которые

по

своим

исходным

характеристикам

отвечают

особенностям игровой деятельности.

Цель второго этапа – отобрать кандидатов в учебно-тренировочные

группы.

В

ходе

учебных

занятий

и

соревнований

осуществляется

углубленная проверка соответствия индивидуальных способностей детей

требованиям, предъявляемым баскетболом.

В течение 3-6 месяцев тренер изучает возможности занимающихся

на

основе

наблюдений,

контрольных

испытаний

и

соревнований

1

.

Ведущими

критериями

прогнозирования

являются

темпы

прироста

физических качеств и быстрота формирования двигательных навыков.

Также изучаются поведение ребенка, проявление им самостоятельности,

активности, смелости, эмоциональной устойчивости, целеустремленности и

других, необходимых для достижения высоких спортивных результатов

качеств и свойств характера.

По окончании второго этапа на основе контрольного тестирования

детей

зачисляют

в

спортивную

школу.

В

баскетболе

зачисление

проводится в 12-13 лет.

Задача третьего этапа отбора – определение его индивидуальной

спортивной специализации [30,38].

Таким образом, основными критериями отбора являются:

-

состояние здоровья;

1

-

морфофункциональные особенности и возраст (масса, рост,

-

пропорции тела, характеристика морфотипа,

биологический и

паспортный возраст);

-

физическая подготовленность и развитие физических качеств

(ловкость, быстрота, выносливость, абсолютная и относительная сила);

-

психофизиологические

особенности,

личностные

свойства

(особенности высшей нервной деятельности, устойчивость к сбивающим

факторам, психические качества, поведенческие особенности, мотивация и

др.);

-

обучаемость

и

координационные

способности

(легкость,

быстрота и глубина овладения сложными двигательными навыками,

согласованность движений по времени);

-

учет

квалификации,

результатов

соревнований

и

уровня

овладения

сложными

элементами,

их

соответствия

современным

требованиям.

Эффективный спортивный отбор может быть осуществлен на основе

длительных комплексных исследований,

которые предполагают анализ

личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе

педагогических,

медико-биологических,

психологических

и

социологических критериев отбора.

Каждый вид

спорта

предъявляет специфические

требования к

физическому развитию и способностям спортсмена. В баскетболе это –

высокий рост, ловкость (самые необходимые); быстрота, выносливость,

сила ног – прыгучесть; гибкость, сила рук, становая сила.

Отбор в баскетболе проводится по критериям, распространяющимся

на

оценки:

морфологических

особенностей;

физических

и

функциональных качеств; особенностей личности.

Учет

возрастных

и

индивидуальных

морфофункциональных

особенностей позволяет рационально, с наибольшей эффективностью

решать

задачи

спортивного

отбора

и

ориентации,

дозирования

тренировочных

и

соревновательных

нагрузок,

прогнозирования

спортивных достижений.

Кроме того, при отборе детей в секции баскетбола особое значение

приобретают психофизиологические свойства личности, так как от них

зависит способность к тактическим действиям. Поэтому характеристика

сенсомоторных

реакций,

способности

к

оперативному

решению

двигательных

задач,

тактическому

мышлению,

управлению

эмоциональным состоянием в экстремальных условиях играют большую

роль в процессе отбора в игровых видах спорта.

Уровень физической и технической подготовленности спортсменов

определяется путем тестирования, специфического для каждого вида

спортивных игр. Важное значение имеет выявление игровой эффективности

спортсмена,

о

которой

судят

по

ряду

показателей:

активность,

результативность, эффективность взаимодействия игроков, допущенные

ошибки, время игры [34,37].

Первичный этап отбора в баскетболе осуществляется с 7-10 лет,

перспективный отбор – с 11-12 лет.

На первом этапе отбора первостепенное значение должно иметь

определение

способности

детей

и

подростков

к

взаимодействию,

ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости,

рациональности

оперативных

решений,

концентрации

внимания

и

координации движений. Лучшим средством такой диагностики являются

модельные тесты, построенные на моделях подвижных игр. Игры – наиболее

подходящая форма выявления индивидуальных способностей детей и

подростков: игры способствуют проявлению функций в тех сочетаниях,

которые составляют структуру двигательной одаренности. Кроме того,

игры – естественный вид деятельности младших школьников, они требуют

того оптимального уровня мотивации, который положительно отражается

на надежности тестовых оценок.

Уровень

физической

подготовленности

детей

и

подростков

выявляется путем тестирования их основных физических качеств. В ряде

случаев

тесты

специальной

физической

подготовленности

могут

дополняться тестами технической подготовленности.

Большое внимание в процессе подготовки юных баскетболистов

уделяется отбору в сборные юношеские и молодежные команды, который

предусматривает выполнение специфических требований, связанных с

учетом особенностей стиля команды, психологической совместимости

игроков и других факторов. На этом этапе отбора тренер должен дать

объективную оценку спортивным достижениям, правильно определить

направленность

личности

спортсмена,

уровень

его

подготовленности.

Уровень

и

стабильность

спортивных

достижений

оцениваются

по

результатам выступлений в городских, республиканских, ведомственных

соревнованиях.

Стабильность

достижений

рассматривается

дифференцированно:

для

игр

с

более

сильным,

равным

и

слабым

соперником.

Таким образом, спортивный отбор производится поэтапно. Каждый

его этап имеет специфические задачи и целевые установки. Эффективный

спортивный отбор может быть осуществлен только на основе длительных

комплексных

исследований,

которые

предполагают

анализ

личности

спортсмена

в

целом

и

его

спортивных

способностей

на

основе

педагогических,

медико-биологических,

психологических

и

социологических критериев отбора [39].

Прогнозирование спортивных достижений

Спортивный отбор представляет собой длительный многолетний

процесс, задачей которого является дальний прогноз, т.е. определение

потенциальных способностей юного спортсмена, обеспечивающих высокие

достижения в дальнейшем [2].

Основная

задача

прогнозирования

научное

обоснование

возможных качественных и количественных показателей воспроизводства

мастерства

баскетболиста.

Прогноз

спортивных

достижений

предусматривает

динамику

результатов,

все

существенные

факторы,

определяющие роль спортивного мастерства.

Сложность прогнозирования результатов юных спортсменов состоит в

том, что рост спортивных достижений осуществляется на фоне все еще не

закончившихся процессов формирования организма.

В основе прогнозирования лежат оценка пути развития, динамика

этого развития и предварительная оценка окончательного спортивного

достижения.

Поэтому, приступая к прогнозированию, тренер должен принимать во

внимание то, что все особенности качества можно разделить на две группы:

1.

Особенности и качества, на которые нельзя влиять. В первую

очередь это касается таких морфологических признаков, как рост,

конституция и т.д.,

где воздействие генетических факторов очевидно.

Степень

наследственного

влияния

на

двигательные

способности

и

функциональные

признаки

можно

определить

с

помощью

изучения

родословных, исследования статистических связей между двигательными

возможностями детей и родителей, исследования близнецов.

2.

Особенности и качества, на которые при определенном подходе

можно влиять. Прогноз спортивных способностей может быть сделан путем

изучения стабильности показателей или наследственных влияний. Изучение

стабильности показателей является основой прогноза индивидуального

развития человека. Измеряя рост, силу или выносливость и т.д. у группы 9-

летних детей на начальном этапе отбора, нас больше интересует, что будет

с ними через десять лет – останутся ли высокие высокими, сохранят ли

сильные или выносливые свое преимущество перед сверстниками? Иными

словами: стабильны ли эти показатели в процессе развития ребенка? Если

да, то развитие можно прогнозировать, если нет, то ни прогноз, ни отбор

невозможны.

Соотношения между качествами, определенными на начальном этапе

отбора, и темп прироста этих качеств в ходе тренировок указывают

специалисту по отбору на правильность его прогноза. Одновременно темп

прироста качеств каждого подопечного указывает тренеру на пути и

средства,

с

помощью

которых

ему

следует

направлять

свои

профессиональные действия, или на то, что он должен пересмотреть

программы

индивидуальной

и

групповой

работы.

Прогнозирование,

основанное только на начальных результатах,

нередко оказывается

достаточно надежным [43].

Темп прироста начальных особенностей и качеств не развивается по

линии равномерного подъема, линия такого подъема скачкообразна. Это

правило действительно для изучения и освоения элементарной техники

баскетбола и является настоящей западней для нетерпеливых тренеров.

Особое значение имеет фаза застоя, приходящаяся на первые месяцы

специализированной тренировки. После того как ученик относительно

быстро овладел элементарными техническими знаниями, следует период

выраженного застоя. И все же этот застой – лишь видимость, так как

прогресс происходит, но он неизмерим, и потому создается впечатление,

что с учеником ничего не происходит. Результаты обучения здесь

оттеснены переменами адаптационного характера, т.е. приспосабливанием к

условиям и требованиям, необходимым для значительного «скачка» тех

качеств, которые до той поры были незаметными. Опасность состоит в том,

что этот период кратковременного и кажущегося застоя тренер может

оценить как предел возможностей своего ученика [6].

Прогнозирование призвано определить, в каком направлении будет

развиваться баскетбол, какие спортивные результаты будут характерны

для того или иного промежутка времени, лежащего в будущем, и каким

модельным характеристикам должен отвечать баскетболист к тому времени,

чтобы показать наивысшие спортивные результаты.

При отборе первостепенное значение имеет определение комплекса

признаков,

обладающих

высокой

прогностической

значимостью.

В

процессе многолетней подготовки число баскетболистов от этапа к этапу

сокращается, комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится

более углубленным.

В баскетболе отбор включает показатели, на основе которых можно

судить об успешности овладения навыками игры в баскетбол и высокой

эффективности соревновательной игровой деятельности.

При отборе необходимо опираться на объективные показатели:

уровень и изменение комплекса показателей с возрастом и под влиянием

целенаправленных занятий, связь этих показателей с овладением навыками

игры и спортивными достижениями в волейболе. В круг таких показателей

входят:

1.

Уровень развития физических и координационных способностей,

специфичных для приемов игры в волейбол.

2.

Уровень развития способностей (быстрота реакции, оперативное

мышление, количество перерабатываемой информации и др.).

3.

Морфологические данные, функциональные особенности органов

и систем организма детей, свойства высшей нервной деятельности.

4.

Психические

качества

и

свойства

личности,

в

частности

психологическая

совместимость

членов

команд,

их

эмоциональная

устойчивость.

Для успешного прогнозирования – умения правильно предвидеть

потенциальные возможности

начинающего

спортсмена

необходимо

в

первые годы занятий оценивать уровень развития способностей, которые

обеспечат достижение высокого мастерства в будущем. Точность прогноза

увеличится, если при этом будут учитываться темпы прироста показателей в

определенных возрастных периодах или способность к прогрессированию в

процессе тренировки. Отсюда возникает необходимость выявления не

только уровня стабильности показателей, определяющих спортивные

достижения, но и возрастных периодов наибольшего прироста уровня

развития отдельных двигательных способностей. Последнее позволит

прогнозировать способности по темпам прироста, а также обосновать

наиболее

эффективные

методы

педагогического

воздействия,

соответствующие

возрастным

особенностям

растущего

организма

и

требованиям,

предъявляемым

на

различных

этапах

многолетней

тренировки.

Налаженная система поиска талантливых спортсменов – резерва для

большого спорта – далеко не исчерпывает проблемы отбора. Отбор

способных детей и подростков тесно связан с выработкой наиболее

эффективной методики их подготовки, которая бы наилучшим образом

обеспечивала профилактику потерь на пути к вершинам спортивного

мастерства. Поэтому при решении проблемы отбора с особой остротой

встают вопросы совершенствования методик обучения и тренировки.

Оптимизация педагогического воздействия на отдельных этапах

многолетней тренировки и всего спортивного пути возможна на основе

получения надежного прогноза закономерностей развития физических

качеств и функциональных систем растущего организма за этот период

времени. Для наиболее эффективного педагогического воздействия в

процессе многолетней тренировки важно выявить возрастные периоды

быстрого развития физических качеств, так как именно в это время

отмечается большее влияние внешней среды, в том числе тренировки, на

темпы прироста качеств. Эти периоды необходимо использовать для

направленного

педагогического

формирования

качеств,

обусловливающих высокие спортивные достижения [15].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под общ. ред.

д.п.н., профессора Ю.М. Портнова. - М., 1997. - 450 с.

2. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в

спорте. - М.: ФиС, 1986. - 192 с.

3.

Балъсевич В.К.

Методологические принципы исследований по

проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физ.

культуры. - 1980. - №1. - С. 31-33.

4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС, 1980. - 127 с.

5. Бриль М.С., Филин В.П. Перспективы совершенствования системы

отбора юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. - 1982. - №8. -

С. 30-32.

6. Булгакова Н.Ж., Воронцов Л.Р. Изучение стабильных показателей

как основа для прогнозирования спортивных способностей // Теория и

практика физ. культуры. - 1976. - №1. - С. 30-33.

7. Вайцеховский СМ. Книга тренера. - М.: ФиС, 1971.

8. Волков В.М. Спортивный отбор (медико-биологический очерк). -

Смоленск, 1979.

9. Волков В.М. Тренеру о подростке. - М.: ФиС, 1973.

10. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: ФиС, 1983.-75 с.

11. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев:

Здоровье, 1981. - 140 с.

12. Годик М.А., Шанина Т.А., Шатикова Г.Ф. О методике тестирования

физического состояния детей // Теория и практика физ. культуры. - 1973. -

№8.- С.12-15

13. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.:

СпортАкадемПресс, 2000. - 120 с.

14. Губа В.П.,Фомин С.Г. Чернов С.В. Особенности отбора в

баскетболе.- М.:ФиС,2007.-144с.

15. Запорожанов В.А, Сахновский К.П., Кузьмин А.И.

Методика

оценки перспективности спортсменов в условиях центра отбора // Теория и

практика физ. культуры. - 1990. - №4. - С. 27-29.

16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:ФиС, 1966.-

199 с.

17. Зельдович Т.А., Портнов Ю.М.

Научно-методические основы

подготовки резервов в спортивных играх. - М., 1981. - 108 с.

18. Зоркин И. Ф., Ганюшкин АД. Метод отбора спортсменов // Теория и

практика физ. культуры. - 1966. - №1. - С. 51-53.

19. Иваницкий М.Ф. Отбор учащихся в детско-юношеские спортивные

школы // Теория и практика физ. культуры. - 1966.-№7. - С. 18-19.

20. Коули Б. Пауэр Ф. Баскетбол: концепция и анализ / Пер. с англ.

к.п.н. Е.Р. Яхонтова. - М.: ФиС, 1975. - 272 с.

21.

Лихачев

О.Е.,

Горячев

В.

А.

Самостоятельная

тренировка

баскетболистов: Учеб. пособие. - Смоленск, 1997. - 42 с.

22.

Лях В.И.

Сенситивные периоды развития координационных

способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физ. культуры.

- 1990. - №3. - С. 15-19.

23. Марков А.К. Научные основы детско-юношеского спорта // Теория

и практика физ. культуры. - 1980. - №9. - С. 58-59.

24. Матвеев.Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.-280 с

25. Матвеев Л.П., Молчиниколов КГ. О закономерностях начальной

спортивной специализации // Теория и практика физ. культуры. - 1979. - №1.

- С. 32-36.

26. Мерлин B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности. -

Пермь, 1974. - 256 с.

27. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе. - М.: ФиС, 1981. -

116 с.

28. Палий В.И., Ямпольскии Л. Т. Методика исследований личных

особенностей

спортсменов

младшего

школьного

возраста:

Метод,

рекомендации. - М., 1985. - 28 с.

29.

Петровский

В.В.

Педагогическое

управление

в

спортивной

тренировке // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. -

Киев: КГИФК, 1990. - С. 44-50.

30. Платонов В.Н., Запорожанов В.А. Теоретические аспекты отбора в

современном спорте // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной

тренировке. - Киев, 1990. - С. 5-16.

31. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и

специализированной

детско-юношеской

школе

олимпийского

резерва

(СДЮСШОР): Положение о специализированных классах по видам спорта с

продленным

днем

обучения

с

углубленным

учебно-тренировочным

процессом в общеобразовательных школах. - М.: Советский спорт, 1987.-28 с

32. Родионов А.В.

Влияние психофизиологических факторов на

спортивный результат. - М.: ФиС, 1983. - 112 с.

33.

Соколик И.Ю.

Современные проблемы отбора и диагностики

спортивной одаренности. - Минск, 1998. – 110 c.

34. Староста В., Хиртц П.К. К вопросу о сенситивных и критических

периодах в развитии координации движений // Теория и практика физ.

культуры. - 1989. - №6. - С. 11-16.

35. Урысон A.M. Рост и развитие ребенка. - М.: МГУ, 1973. - С. 4-54.

36. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС,

1980.-125с.

37.

Филин

В.П.

(ред.)

Скоростно-силовая

подготовка

юных

спортсменов. - М.: ФиС, 1968.-94с.

38. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -

М.: ФиС, 1974. - 252 с.

39. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС,

1987. - 130 с.

40. Филин В.П., Фомин ПА. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС,

1980. - 255 с.

41. Фомин С.Г., Губа В.П.

Теоретические и практические основы

подготовки молодых арбитров (на примере баскетбола). - М.: ТОО ИКАЮ,

2000. - 82 с.

42. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.:

ФиС, 1982. - 160 с.

43. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. - М.:

ФиС, 1984. - 156 с.

44.

Шварц

Б.В.,

Хрущев

СВ.

Медико-биологические

аспекты

спортивной ориентации и отбора. - М.: ФиС, 1984. - 148 с.

45. Юный баскетболист: Пособие для тренера / Под общ. ред. к.п.н.

Е.Р. Яхонтова. - М.: ФиС, 1987. - 175 с., ил.



В раздел образования