Напоминание

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ


Авторы: Бекметова Фируза Равильевна, Долголаптев Павел Сергеевич
Должность: тренеры
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ
Раздел: дополнительное образование





Назад




СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность человека на производстве и в спорте требует определенного

уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств

человека

отражает

сочетание

врожденных

психологических

и

морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и

тренировки. Чем больше развиты физические качества человека, тем выше

его работоспособность.

Под физическими (двигательными) качествами принято понимать различные

стороны

двигательных

возможностей

человека

и

степень

овладения

определенными

движениями.

Уровень

их

развития

определяется

физическими и психическими факторами. Физические качества необходимо

развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества

связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной

системы, которые выступают в структуре качеств в виде природных

задатков.

Каждое

качество

обуславливает

несколько

различных

возможностей

и

особенностей.

Наличие

различных

типологических

особенностей у разных людей обуславливается тем, что у одних людей

лучше развиты одни качества, а у других иные. Обычно, выигрывая в

проявление одних двигательных качеств, человек проигрывает в других.

Физические качества можно разделить на простые и сложные.

Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений, проявляемых

в качестве, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как

ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное

качество - это интегрированная качественная особенность двигательного

действия.

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей

школьного

возраста.

Систематические

занятия

спортивными

играми

способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно

влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и

силовая выносливость, ловкость.

Современный

баскетбол

-

это

атлетическая

игра

и

требования,

предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого

технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим

высокий уровень развития физических качеств.

Баскетболист

сегодня

-

это

подвижный

спортсмен,

отлично

координированный и быстро мыслящий на площадке.

Тема

данной

курсовой

работы

"Скоростно-силовая

подготовка

баскетболистов". Исходя из данной темы мы поставили цель нашей курсовой

работы.

СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА

Важной

характеристикой

функционального

состояния

двигательного

аппарата является сила мышцы. Силовые качества человека характеризуются

теми величинами силы действия, которые может проявить тот или иной

человек в движениях. Силовые качества прямо зависят от мышечной силы и

умения проявить ее. Развитие силы различных мышечных групп происходит

с разной интенсивностью.

Интенсивное развитие скелета у детей тесно связано с формированием

мышц, сухожилий, и связочно-суставного аппарата. Наряду с увеличением

веса и изменением физико-химических свойств мышц совершенствуется их

функциональные свойства, обогащаются иннервационные отношения.

Увеличение веса различных мышц происходит неодинаково. С возрастом

сила мышц всегда увеличивается.

Увеличение мышечной массы объясняет прирост силы. Развитие силы

зависит не только от морфологических сдвигов, но и от характера

поступающего от нервных центров потока импульсов и увеличение числа

двигательных единиц, сокращающихся в мышцах, с помощью которых

осуществляются те или иные движения.

Успешность силовой тренировки во многом зависит от того, как и в каких

режимах будут работать мышцы. Поэтому сила, которая развивается

мышцами при приземлении с высоты, значительно больше той, которую

можно

развить

при

отталкивании

вверх.

Чем

быстрее

происходит

растягивание мышц, тем большую силу они проявляют. Тренировка силы

при растянутом положении активных мышечных групп вызывает небольшой

эффект для этих мышечных групп, но способствует в значительной мере

приросту силы в других, нестандартных для тренировок положениях тела.

Если активная тяга мышц имеет место при их небольшом укорочении,

силовые показатели в этом движении растут быстрее. Эти особенности

проявления

и

тренировки

силовых

качеств,

можно

целенаправленно

подбирать нужные и полезные упражнения и успешно тренировать силовые

качества.

СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Качество быстроты характеризует способность человека быстро совершать

двигательные

действия

в

пределах

минимального

отрезка

времени.

Скоростные качества могут проявляться в виде скорости одиночного

движения, в виде быстроты выполнения отдельных фаз движений, частоты

движений, быстроты реакции и т.д. В практике чаще всего приходится

встречаться

с

комплексным

проявлением

разновидностей

скоростных

способностей в целостных движениях.

Физиологическая природа различных проявлений быстроты - скорости

перемещения звеньев тела, количества повторных движений в единицу

времени (темп), времени латентного периода реагирования на различные

сигналы и скорости перемещения в пространстве (например, при беге и др.) –

весьма сложная.

Быстрота движений в первую очередь зависит от скорости мышечного

напряжения,

обеспечивающего

мышечную тягу.

Скорость

мышечного

напряжения

обусловлена

подвижностью

нервных

процессов

и

биохимическими реакциями, которые происходят в мышечных волокнах

быстрого типа. Большое значение имеют подвижность нервных процессов,

сократительные свойства и сила мышц, координация их деятельности.

На скорость мышечного сокращения большое влияние оказывает характер

силового компонента выполняемого движения. Он говорит нам о том, что

чем выше скорость, тем меньше проявленная сила и, наоборот, чем ниже

скорость, тем больше проявление силы. Длительность одиночного движения

значительно возрастает и приближается к величинам, которые мы наблюдаем

у взрослых людей, обычно в период от 4-5 до 13-14 лет. Под влиянием

тренировки скорость одиночных движений у детей 11 лет изменяется мало.

Увеличение скорости движений в суставах с возрастом объясняется

увеличением быстроты протекания физиологических процессов в нервно-

мышечном аппарате и сонастраиванием ритмов возбуждения в мышечных

группах, осуществляющих двигательный акт.

Тесно связан с быстротой однократного движения темп движений (частота

их в единицу времени). Максимальная частота движений с возрастом

повышается

неравномерно.

Наибольшее

увеличение

темпа

движений

происходит от 7 до 9 лет. У 10-11-летних он несколько ниже – 0,1-0,2

движения в сек, в 12-13 лет снова оказывается высоким – 0,3-0,4 движения в

сек.

У

детей

обычно

отмечаются

выраженные

индивидуальные

различия

максимального темпа движений. В пределах одного и того же возрастного

периода у одних могут наблюдаться весьма высокие показатели, у других –

низкие. Однако имеется тесная связь между максимальным темпом движений

разных мышц у одного и того же ребенка, что указывает на зависимость

данного показателя от функций центральной нервной системы. Это

обусловлено способностью нервных центров к быстрой смене возбуждения и

торможения, т.е. высокой подвижностью нервных процессов.

Физические

упражнения

оказывают

незначительное

влияние

на

характеристики быстроты у детей. Это очевидно, так как генетический

фактор играет в развитии быстроты большую роль. Вместе с тем быстрота

сложных движений при играх зависит от развития двигательных навыков,

структуры движений и должной мобилизации вегетативных функций.

Для качества быстроты большое значение имеет сила, с которой мышца

сокращается и, кроме того, способность ее к растяжению, что позволяет

полностью использовать ее длину.

Для развития быстроты важно варьировать формы скоростных движений и

упражнения для ее совершенствования, так как одни и те же движения, часто

повторяемые в смежных занятиях, быстро стабилизируют тренировочный

эффект.

СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА

Рассмотрим характеристику скоростно-силовой подготовки. Скоростно-

силовая подготовка направлена на решение основной задачи развития

быстроты движения. Она ставит своей целью развитие скорости движения

одновременно с развитием силы определенной группы мышц.

Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:

- абсолютная сила - максимальное мышечное усилие, которое можно

развивать в статическом и динамическом режиме;

- взрывная сила - способность мышц достигать максимума проявления силы

по ходу движения в возможно меньшее время;

- быстрая - обусловливает скоростные возможности;

- силовая выносливость - способность совершать длительные мышечные

напряжения без снижения их рабочей эффективности.

Все упражнения в баскетболе, используемые для развития скоростно-

силовых качеств можно разбить на три группы:

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по

прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением

направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на

одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения,

связанные с наклонами, поворотами туловища,

выполняемыми с максимальной скоростью, и т.д.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением

(пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно

отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения,

метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным

движениям.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней

среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т.д.).

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение

основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной

группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям:

силовому, скоростному, скоростно-силовому.

Скоростное

направление

предусматривает

использование

упражнений

первой

группы,

с

преодолением

собственного

веса,

упражнений,

выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно

отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции

(простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся

зрительный

или

слуховой

сигнал;

расчлененный

метод

выполнения

различных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости

движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и

предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где

используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

Практический опыт работы и результаты ряда исследований показали, что

уровень развития абсолютной силы мышц для бегунов на средние дистанции

не

играет

существенной

роли

в

достижении

высоких

спортивных

результатов.

Более

значимы

взрывная

и

быстрая

сила

и

особенно

динамическая силовая выносливость, обусловливающие уровень развития

специальной выносливости бегунов.

В процессе многолетней скоростно-силовой подготовки баскетболиста

можно выделить несколько этапов.

1. Этап начальной тренировки.

Основная цель - содействие гармоничному формированию растущего

организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие

физических качеств, устранение недостатков физического развития.

Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит

комплексный характер: кроме специально-подготовительных упражнений в

тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и

спортивным

играм,

всевозможным

эстафетам,

которые

вызывают

эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.

В комплексах специально-подготовительных упражнений их количество

должно колебаться от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений на

"станции" - от 6 до 15 раз, время выполнения комплекса с учетом общего

времени, затраченного на упражнения и активный отдых, - 12-15 мин. Дети

этого возраста более расположены выполнять кратковременные скоростно-

силовые упражнения, поэтому в тренировке чаще используются прыжковые,

акробатические и динамические упражнения.

Основные методы: метод повторного выполнения скоростно-силового

упражнения без отягощения и с небольшим отягощением, метод упражнения,

выполняемого при смешанном (ауксотоническом), режиме работы мышц,

применение игрового метода с широким использованием упражнений из

различных видов спорта и подвижных игр.

2. Этап специализации.

Основная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных

нагрузок,

более

специализированная

работа

над

совершенствованием

физических качеств.

Стремление многих тренеров увеличить объем беговых средств, выполнить

достаточно высокий разрядный норматив приводит к быстрому росту

результатов, что в дальнейшем неизбежно сказывается на становлении

спортивного мастерства. Разносторонняя подготовка на этом этапе при

небольшом объеме беговых средств более благоприятна для последующего

спортивного совершенствования, нежели специализированная.

Основные задачи: развитие мускулатуры бегуна в целом (в частности -

укрепление

мышечного

корсета),

укрепление

здоровья,

создание

двигательного

потенциала,

предполагающее

освоение

разнообразных

двигательных навыков, в том числе и скоростно-силовых.

Скоростно-силовая подготовка на этом этапе, направленная на развитие

быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

скоростное где решается задача повышения скорости бега: бег со старта,

ускорения, бег под гору, по ветру;

скоростно-силовое

-

сочетание

упражнений

без

отягощений

или

с

небольшими отягощениями в виде пояса, жилета, бег и прыжки против ветра,

в гору, по опилкам, песку и т.д.;

силовое - парные и групповые упражнения с сопротивлением, акробатика,

гимнастические упражнения на снарядах (прыжки через коня, лазание по

канату и т.д.), силовые упражнения со штангой небольшого веса - 20-30 кг.

Основные

методы:

метод

динамических

усилий,

метод

повторного

выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое

применение игрового метода.

3. Этап спортивного совершенствования.

Основная

цель

-

неуклонное

повышение

объема

и

интенсивности

тренировочных нагрузок, специализированная работа по совершенствованию

основных физических качеств.

Важной задачей является то, что развитие скоростно-силовых качеств

необходимо осуществлять главным образом путем применения скоростно-

силовых упражнений, где силовые способности бегуна достигают максимума

преимущественно за счет увеличения скорости сокращения мышц: бег на

короткие дистанции, всевозможные "короткие" прыжки, "длинные" прыжки

на отрезках 30-60 м, метание (ядер, камней, набивных мячей) относительно

небольшого веса - 2-4 кг). На этом этапе подготовки целесообразно

использовать физические упражнения, которые воздействуют на мышечные

группы, испытывающие основную нагрузку в беге.

Основные

методы:

метод

повторного

упражнения,

круговой

метод,

комплексное использование методов, рекомендованных на предыдущих

этапах подготовки.

4. Этап реализации спортивного потенциала. Основная цель - значительное

повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, в том числе и

скоростно-силовых.

Основная задача - максимальное использование тренировочных средств,

способных

вызвать

бурное

протекание

адаптационных

процессов.

Значительно возрастает число занятий в недельных микроциклах.

Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы,

режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения

упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают

возможность решить в методическом плане важную проблему специальной

подготовки,

которая

во

многом

предопределяет

рост

спортивных

результатов.

Основные методы: метод повторного выполнения силового упражнения с

отягощениями малого и среднего веса, метод повторного выполнения

статического и динамического силовых упражнений, комбинированный и

круговой методы.

Выполнение значительного объема скоростно-силовых упражнений на этом

этапе препятствует стабилизации уровня быстроты; возникновению так

называемого "скоростного барьера". Ведущая роль в процессе увеличения

скорости бега должна быть отведена методу повторного использования

скоростно-силовых упражнений.

5. Заключительный этап соревновательной карьеры.

Основная цель - сугубо индивидуальный подход к тренировочным и

соревновательным нагрузкам, поскольку большой тренировочный опыт

спортсмена

помогает

всесторонне

изучить

присущие

только

ему

способности, найти резервы в вариантах планирования тренировочной

нагрузки, выявлении наиболее эффективных средств и методов скоростно-

силовой подготовки.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ

ПОДГОТОВКИ

Рассмотрим средства с помощь которых воспитывается скоростно-силовая

подготовка баскетболистов. Т.к. баскетбол - это контактный вид спорта, то

примерно 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми. А

это требует от баскетболистов специальной подготовки. В большей степени

это касается центровых игроков. У них должна быть особенность проявления

силовых качеств в минимальный промежуток времени. Иными словами -

взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках,

быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.

От природы очень мало сильных людей. Ведь сильными не рождаются, а

становятся, выполняя упражнения для развития силы.

Специфика силовой подготовки (развития силы) игроков заключается в том,

что первым делом нужно создать базу, своего рода фундамент для развития

силы. А после этого ее постоянно накапливать. Абсолютной силой называют

предельную силу баскетболиста во время выполнения движений, не

учитывая его веса. Относительной силой называют силу в соотношении с

весом спортсмена. Как правило, игроки высокого роста предрасположены к

деформациям и искривлениям позвоночника. Именно поэтому им следует

укрепить брюшные мышцы и создать мышечный корсет, для поддержания

позвоночного столба. Сделав все это можно смело переходить к тренировкам

с большим весом.

Методы

физического

воспитания

подразумевают

под

собой

способы

применения

физических

упражнений.

В

физическом

воспитании

применяются

только

две

группы

методов:

специфические

и

общепедагогические.

С помощью специфических методов решаются конкретные задачи, связанные

с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием

физических качеств. К ним относят:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной

форме).

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

В методике физического воспитания нельзя ограничиваться одним из

методов. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с

методическими принципами может обеспечить успешную реализацию

комплекса задач физического воспитания.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания

является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго

регламентированного

упражнения

заключается

в

том,

что

каждое

упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной

нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими

педагогическими возможностями. Они позволяют:

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо

предписанной

программе

(по

подбору

упражнений,

их

связкам,

комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также

управлять

ее

динамикой

в

зависимости

психофизического

состояния

занимающихся и решаемых задач;

3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

4) избирательно воспитывать физические качества;

5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным

контингентом;

6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного

упражнения подразделяются на две подгруппы:

1) методы обучения двигательным действиям;

2) методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчленено - конструктивный;

3) сопряженного воздействия.

Метод

целостно-конструктивного

упражнения.

Применяется

на

любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника

двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей

структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет

разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые

прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или

фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования

внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах

или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление

ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной

структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение

отдается расчлененному методу.

Расчленено - конструктивный метод.

Применяется на начальных

этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного

действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или

элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в

единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие

правила (В.В. Белинович, 1958).

1.

Обучение

целесообразно

начинать

с

целостного

выполнения

двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него

элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные

элементы были относительно самостоятельными или менее связанными

между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же

возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных

вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно

разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное

двигательное действие.

В

практике

физического

воспитания

целостный

и

расчленено

-

конструктивный

методы

часто

комбинируют.

Сначала

приступают

к

разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные

выделенные

элементы

и

в

заключение

возвращаются

к

целостному

выполнению.

Метод сопряженного воздействия.

Применяется в основном в процессе

совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их

качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что

техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих

увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает

утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В

этом случае одновременно происходит совершенствование как техники

движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на

то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их

целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации,

применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой

различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и

закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы

можно

разделить

на

методы

со

стандартными

и

нестандартными

(переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения

в

основном

направлены

на

достижение

и

закрепление

адаптационных

перестроек

в

организме.

Стандартное

упражнение

может

быть

непрерывным

и

прерывистым

(интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения

представляет собой

непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как

правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются:

а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на

лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное

поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение

элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения

- это, как правило,

повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же

нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы

отдыха.

Методы

переменного

упражнения.

Эти

методы

характеризуются

направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных

изменений

в

организме.

При

этом

применяются

упражнения

с

прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к

повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с

варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение

скоростных,

координационных

и

других

функциональных

"барьеров".

Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов

нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются

следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения.

Он

характеризуется

мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся

интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег,

"фартлек", плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса

гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения.

Для него характерно

наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными

разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное

поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами

отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например,

поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется - 60-70-80-70-80-

90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем

порядке - 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между

ними).

Кроме

перечисленных,

имеется

еще

группа

методов

обобщенного

воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при

круговой тренировке.

Круговой

метод

представляет

собой

последовательное

выполнение

специально подобранных физических упражнений, воздействующих на

различные

мышечные

группы

и

функциональные

системы

по

типу

непрерывной

или

интервальной

работы.

Для

каждого

упражнения

определяется место, которое называется "станцией". Обычно в круг

включается 8-10 "станций". На каждой из них занимающийся выполняет

одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в

упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис.5).

Данный

метод

используется

для

воспитания

и

совершенствования

практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рассматриваются в

седьмой

главе

"Теоретико-практические

основы

развития

физических

качеств".

Основным средством воспитания скоростно-силовой подготовки являются

физические упражнения. Ниже рассмотрены упражнения для развития

взрывной силы, которые необходимы любому баскетболисту, да и другим

спортсменам.

Упражнения, развивающие взрывную силу спортсменов -

баскетболистов.

1.

Толкание ногами медицинбола из сидячего и лежачего положений.

2.

Толкания медицинбола и ядра.

3.

Выталкивания из круга боком, грудью и спиной, не помогая руками.

4.

Пас медицинбола крюком, из-за головы, от плеча, сбоку, снизу, одной и

двумя руками.

5.

Выпрыгивания из полуприсядя максимально вверх, на максимальной

скорости.

6.

Элементы самбо, приемы вольной борьбы. Это упражнение выполняем в

борцовском зале.

7.

Игроки становятся в круг, состоящий из 3-6 игроков, и начинают

передавать гири из рук в руки. Вес гири или блина 20-25 килограмм.

8.

Передачи гири в максимально быстром темпе между двумя игроками,

стоящих друг к другу спиной.

9.

Обычные отжимания с добавлением хлопка ладонями в воздухе, после

отталкивания от пола.

10

.

Два игрока, стоящих друг от друга на расстоянии 3-4 м, передают

мединциболы ногами.

Ниже

представлены

упражнения,

направленные

преимущественно

на

развитие силы мышц плечевого пояса спортсмена. Но кроме этого в других

источниках можно будет посмотреть и другие упражнения, необходимые для

развития иных мышечных групп.

Упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса.

1. Поднимание рук через стороны вверх, а затем опускание обратно вниз при

сопротивлении партнера.

2. Отталкивания от пола с хлопком рук перед грудью (отжимания с

хлопками).

3. Отжимания с сопротивлением партнера.

4. В упоре лежа партнер держит ноги тренирующегося за голеностопные

суставы. Спортсмен, выполняющий упражнение перемещается вперед

переступанием либо одновременными толчками рук, что более сложно.

5. Броски набивных мячей разного веса, из разных положений и на

различные расстояния.

6. Закрепляя конец амортизатора в разных точках стены или пола,

выполнение

различных

упражнения

с

экспандерами

резиновыми

амортизаторами, добиваясь при этом изолированного воздействия на одну

или иную группу мышц.

Ниже представлены упражнения для тренировки штрафных бросков,

выполняя которые можно значительно повысить свой процент попадания со

штрафной линии. Итак, вот эти упражнения, которые можно выполнять как в

парах, так и индивидуально.

Упражнения для тренировки бросков со штрафной линии.

1. Выполняем штрафные броски сериями по 2-3 броска в парах. В этом

упражнении должно присутствовать соревнование: победит та пара,

которая быстрее забьет 15-30 раз.

2. Выполняется индивидуально. Штрафные броски во время утомления.6-10

попаданий со штрафной линии подряд в конце тренировки.

3. Штрафные броски до второго промаха. Можно выполнять индивидуально

либо в парах. Побеждают тот, кто попадет в кольцо большее количество

раз из двух попыток.

4. В парах либо индивидуально. После каждых трех штрафных бросков

игроки делают ускорение к противоположной стороне площадки, где

совершают новую серию штрафных бросков. Побеждает тот, кто попадет в

кольцо большее количество раз за 3 минуты, либо за 10 ускорений.

5. Штрафные

броски

в

начале

и

в

конце

тренировки.

Выполняем

индивидуально, стараясь забросить как можно больше бросков подряд.

6. Броски со штрафной линии в парах. Один баскетболист выполняет

штрафные броски до 1-го промаха. После этого другой игрок делает то же

самое, стараясь превзойти его результат. Упражнение длиться до трех

побед одного из игроков.

7. Баскетболист выполняет серию прыжков 1-2 минуты, после чего сразу же

бросает 15-20 раз подряд со штрафной линии. Побеждает тот, кто забросит

большее количество раз

8. Команда делиться по 5 человек. В этих пятерках все поочередно

выполняют штрафные броски. Та пятерка, которая забросит 15 штрафных

бросков быстрее всех, считается победителем.

9. Пробитие штрафных бросков с отвлекающими элементами: насмешки,

неожиданные шумы, угрозы, визуальные помехи и все остальное, кроме

физического контакта с игроком (игрока нельзя трогать!).

1

0

. Команды пробивают по 15 штрафных бросков (3 броска каждому игроку)

во время перерыва между таймами. Сумма очков, которые забивают

команды со штрафной линии прибавляется к очкам набранным в первом

тайме.

1

1

. Во время тренировки делается набольшая пауза (2-5 мин), во время

которой баскетболисты по отдельности либо в парах выполняют штрафные

броски, по 3 броска каждый. Победителем считается та пара, которая

забьет наибольшее количество штрафных бросков за этот промежуток

времени.

1

2

. Во время отработки интенсивных элементов баскетбола: быстрым

прорывом, прессингом и т.п., в тренировке делается небольшой перерыв

для пробития штрафных бросков по парам. Сначала один игрок подает

другому, затем они меняются. Каждый из них должен забросить по 10

штрафных бросков. Та пара, которая попала 20 бросков первой - выиграла.

Остальные отжимаются.

1

3

. Штрафные броски индивидуально либо в парах по 10 раз. Во время

четных бросков мяч должен попасть в корзину от щита, а по нечетным

броскам - чисто, не задевая его. Это упражнение тренирует уверенность в

каждом броске.

1

4

. Искусственное увеличение ценности штрафных бросков на тренировке во

время игры в баскетбол. После каждого нарушения правил игрок

пробивает четыре штрафных броска, вместо двух.

1

5

. Неожиданные остановки во время тренировки на несколько минут для

пробития штрафных бросков.

Рассмотрим упражнения, которые позволяют развить силу мышц ног.

Значимость силы ног и высоты прыжка в спорте очень велика. Особенно, это

касается таких видов спорта, как баскетбол, волейбол гандбол и др. В общем,

всех видов спорта, в которых очень часто приходится прыгать, бегать,

совершать ускорения и т.д. Именно поэтому, спортсменам данных видов

спорта просто необходимо иметь сильные и мощные ноги, но чтобы сила ног

стала большой, простых тренировок недостаточно, вот почему необходимо

выполнять специальные упражнения, приведенные ниже.

Упражнения для увеличения прыжка баскетболистов.

1.

Приседания как на обеих ногах, так и на одной ноге.

2.

Прыжки со скакалкой на различную высоту с различной скоростью

выполнения.

3.

Прыжки в полном приседе и полуприсядя.

4.

Прыжки с поворотами на 360 и 180 градусов.

5.

Многократные

прыжки

на

двух

ногах

с

касанием

предметов,

подвешенных на оптимальной высоте.

6.

Прыжки в глубину с различной высоты.

7.

Запрыгивание на предметы, расположенные на различной высоте.

8.

Прыжки с отягощением весом три - пять килограмма.

9.

Прыжки с места и разбега с касанием предметов, подвешенных на

максимальной высоте.

10

.

Многократные прыжки на обеих и на одной ноге на дальность.

Упражнения

для

развития

силы

мышц

кистей.

Сила

мышц

кистей

исключительно важна во многих видах спорта. Мощные кисти необходимы в

баскетболе, волейболе, гандболе, легкой атлетике, тяжелой атлетике, теннисе

и т.д. Именно поэтому для каждого спортсмена будет полезно выполнять

упражнения, рассчитанные специально для развития силы кистей.

Упражнения развивающие силу мышц кисти.

1. Броски набивных мячей разного веса, уделяя основное внимание

движению кистями.

2. Вращения кистей в лучезапястных суставах, держа в руках гантели.

3. В данном упражнении необходимо сгибать и разгибать кисти в

лучезапястных суставах при помощи сопротивления партнера.

4. Верхняя передача небольших набивных мячей весом 0.5-1 кг.

5. Отталкивание от стены, при этом акцентируя движения кистями. О стену

можно опираться не только концами пальцев, но и всей ладонью.

6. Сгибание и разгибание экспандера, главным образом воздействующего на

мышцы кистей.

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости и силы

чрезвычайно тяжело, но этого можно добиться путем тренировок. Поэтому

для повышения уровня скорости и силы необходимо использовать различные

упражнения.

Показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол, ведь чем выше

этот показатель у спортсмена, тем больше пользы он приносит для своей

команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами,

так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой

прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под

щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет

мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце

противника. Такими данными обладал один из игроков НБА Дэнис Родман.

По статистике он не один сезон был на первом месте по подборам мяча. Хотя

Родман и не очень высокого роста (у него нет и двух метров), а подбор

забирал и у более высокорослых игроков, чем он сам.

Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу,

поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут

выполняться как с места - при вертикальном отталкивании (либо с

отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении - отталкивание

может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в

зависимости от игровой ситуации). Чем выше игрок отталкивается при

выполнении броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые

действия в защите. Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый

Майкл Джордан. Он мог “перевисеть" в воздухе одного, двух игроков, а

затем спокойно сделать бросок по кольцу. Самым эффективным броском в

кольцо в баскетболе считается “бросок сверху” - это когда мяч закладывается

в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броска практически нет

противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и

силой вкладывается в него. Таким броском обладают все игроки НБА, в

отличие от российских баскетболистов. Даже, обладая ростом ниже 170 см, у

некоторых игроков, они легко могут забить мяч сверху. Может быть,

поэтому сборная команда США уже многие годы считается непобедимой

командой на всей планете.

Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой

баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях

сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести

игроков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества,

т.е. прыгучесть - это важное качество для игры в баскетбол. Следует

согласиться со словами А.Я. Гомельского: “Игрок, умеющий своевременно и

быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу “на втором

этаже”.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАСКЕТБОЛИСТОВ

Баскетбол,

как

спортивная

игра,

характеризуется

разнообразной

двигательной деятельностью. Он включает бег, ходьбу, прыжки, броски,

ловлю мяча, удары, различные силовые элементы. Все эти движения

выполняются

в

условиях

взаимодействия

с

игроками

своей

и

противоположной команды. Эффективность действий спортсмена в игре

зависит от быстроты оценки создавшихся положений и действий игроков,

совершенства технических приемов, уровня физического развития.

Двигательная деятельность спортсмена в процессе игры разнообразна,

приобретенные

им

технические

приемы

используются

в

постоянно

изменяющихся условиях. Действия спортсмена имеют преимущественно

ациклический характер.

Игра в баскетбол предъявляет специфические требования к двигательному

аппарату. Подготовка игрока должна обеспечивать повышение «взрывной»

силы мышц, «прыжковой» выносливости, быстроты стартовых ускорений,

скоростной

выносливости.

Специальная

силовая

подготовка

игроков

сопровождается гипертрофией скелетных мышц, но эта гипертрофия не

должна снижать их скоростные качества.

Возможность выполнения движений всегда тесно связана с развитием

физических качеств. Так, например, в баскетболе, сочетающем ходьбу, бег,

прыжки, броски, всегда в той или иной мере необходимы достаточно

развитые сила, быстрота, ловкость и общая выносливость. В единстве

двигательных навыков и физических качеств проявляется не только

возрастные особенности двигательной деятельности, но и половые различия.

С возрастом все более выраженным становится некоторое ускорение темпа

развития навыков и физических качеств у мальчиков по сравнению с

девочками. Однако в ряде случаев девочки на некоторых этапах развития

опережают

мальчиков.

Например,

в

возрасте

11-12

лет

у

девочек

максимальная частота движений, выполняемых по звуковым сигналам,

больше, чем у мальчиков.

Качества

быстроты,

силы

и

выносливости

улучшаются

в

процессе

тренировок в определенном сочетании и во взаимозависимости. Если

тренировка направлена преимущественно на развитие качества силы, то

мышцы в меньшей степени способны быстро сокращаться, и недостаточно

выносливы. И наоборот, высокая выносливость к продолжительной работе

достигается в определенной степени за счет качества быстроты и особенно

силы. Поэтому в целях гармоничного физического развития необходимо

равномерно тренировать эти три качества (быстрота, сила, выносливость) на

этапе начальной спортивной подготовки.

Проблема

управления

тренировочным

процессом

занимает

многих

исследователей

в

области

спорта.

Определение

соотношений

между

количественными

показателями

тренировочных

нагрузок

(объем

и

интенсивность) с результатами тестирования является важнейшей частью

управления тренировочным процессом, возможностью его регулирования.

Чтобы эффективно управлять, нужна по возможности более полная

информация

о

спортсмене,

его

морфологических

особенностях,

функциональных

возможностях,

уровне

специальной

физической,

технической, тактической, психологической подготовленности, состоянии

здоровья, способности к быстрому восстановлению после больших нагрузок.

Проблема нормирования тренировочных нагрузок – одна из актуальных в

теории физического воспитания. Особенно актуальна она для теории и

методики детского спорта, где применяемые тренировочные нагрузки

должны соответствовать функциональному состоянию организма юных

спортсменов.

Многие авторы считают необходимым применять в занятиях с детьми лишь

адекватные их возрастным особенностям нагрузки: выполнение в этот

период тяжелой работы, особенно специфической, может оказать только

отрицательное

влияние.

Предъявление

оптимальных

тренировочных

требований в период роста организма способствует повышению физической

подготовленности юного спортсмена, что приводит к росту спортивных

результатов. Для того, чтобы соразмерить тренировочную нагрузку с

возможностями

юных

спортсменов,

необходимо

оценивать

степень

восстановления.

В

связи

с

этим

разрабатываются

педагогические

контрольные испытания, которые, отвечая требованиям валидности, в тоже

время, просты в применении.

Существует два основных критерия для оценки состояния спортсмена.

Первый критерий связан с использованием модельных характеристик. В этом

случае

говорят,

что

у

спортсмена

высокий

уровень

показателей

тренированности и мастерства, т.е. близкий к модельным характеристикам

или далекий от них. В качестве второго критерия берутся показатели,

зафиксированные ранее у одного и того же спортсмена, потом сравниваются

с показателями, характеризующими его в настоящее время.

Одна из основных задач спортивной тренировки – стимулировать неуклонное

повышение

физической

подготовленности,

определяющих

уровень

выносливости, силовых и скоростных способностей и других физических

качеств в соответствии с возрастными особенностями баскетболистов,

целями и задачами его многолетней подготовки. Другой важнейшей задачей

является постепенное подведение юного спортсмена к тем объемным

тренировочным нагрузкам, которые на этапе углубленной специализации и

достижения спортивного мастерства выступают в качестве главного условия

повышения специальной работоспособности.

Этого можно достигнуть только в случае полного соответствия объема и

интенсивности

тренировочных

нагрузок

возрастным

особенностям

занимающихся, степени их подготовленности. Комплексный учет всех этих

разнообразных факторов делает проблему управления процессом спортивной

тренировки одной из наиболее важных и трудно решаемых в теории и

практике физического воспитания.

В связи с этим особенно важное значение для повышения эффективности

тренировочного процесса приобретает текущая диагностика различных

сторон функционального состояния спортсменов ( и в частности юных

баскетболистов), что позволяет постоянно следить за эффективностью

тренировочных нагрузок и при необходимости вносить соответствующие

коррекции в тренировочную программу.

Существует большое разнообразие методов такой диагностики. Однако не

все они в одинаковой мере отличаются достаточной информативностью и

валидностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что скоростно-

силовая подготовка это - ключевое звено в корьере баскетболиста. Она

развивает абсолютно все необходимые навыки: ловкость, быстроту, силу,

координацию движений.

Мы рассмотрели средства, методы и упражнения с помощью которых

воспитывается

и

совершенствуется

скоростно-силовая

подготовка

баскетболистов. Т.к. баскетбол - это контактный вид спорта, то примерно

70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми. А это требует

специальной подготовки баскетболистов. В большей степени это касается

центровых игроков. У них должна быть хорошо развита взрывная сила -

особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток

времени. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках,

быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного

упражнения подразделяются на две подгруппы:

1) методы обучения двигательным действиям;

2) методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчленено - конструктивный;

3) сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе

обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия

осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на

отдельные части.

Расчленено - конструктивный метод. Применяется на начальных этапах

обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия

(преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы

с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое

целое.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе

совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их

качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что

техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих

увеличения физических усилий.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и

закрепление

адаптационных

перестроек

в

организме.

Стандартное

упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод

стандартно-непрерывного

упражнения

представляет

собой

непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как

правило, умеренной).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как правило, повторное

упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом

между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы

переменного

упражнения.

Эти

методы

характеризуются

направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных

изменений

в

организме.

При

этом

применяются

упражнения

с

прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной

деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие

различных интервалов отдыха между нагрузками.

Круговой

метод

представляет

собой

последовательное

выполнение

специально подобранных физических упражнений, воздействующих на

различные

мышечные

группы

и

функциональные

системы

по

типу

непрерывной

или

интервальной

работы.

Для

каждого

упражнения

определяется место, которое называется "станцией".

Основным средством воспитания скоростно-силовой подготовки являются

физические

упражнения.

Мы

рассмотрели

упражнения

для

развития

взрывной силы, которые необходимы любому баскетболисту.

Выполняя ряд определенных упражнений, баскетболист может развить

мышцы верхнего плечевого пояса, точность в попадании со штрафной линии,

прыжок, мышцы кистей и многое другое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данченко П.И. Баскетбол юным. - Ташкент, 1989.

2. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. // Физкультура в школе -

1990. - №7 - с.15-17.

3. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред.

Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1988. - 350с.

4. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю.М.

Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997. - 480с.

5. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе. - 1990. -

№6,7 - с.17-18.

6. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол - Минск: Полынья, 1986. - 111с.

7. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение, 1976. - 111с.

8. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре

баскетбол/. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Киев, 1984. -

24с.

9. Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и

спорт, 1964

10. Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск,

1980.

11. Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт,

1971.

12. Теория и методика физического воспитания под ред. Г.Д. Харабуги. - М.:

Физкультура и спорт, 1969

13. Холодов Ж.К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического

воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е

изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия".



В раздел образования